УДК 376.37 Т. А. Гарёва
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
В статье рассматриваются современные междисциплинарные аспекты изучения дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии. Представлены описание и технологии проведения применения расширенной диагностической программы исследования вербальных и невербальных расстройств у детей 6—7 лет с дизартрией посредством применения современных информационно-коммуникативных средств. Приведены обоснованные и статистически доказанные выводы о вариативности и наличия разноуровневой корреляции речеязыковых и двигательных недостатков у детей дошкольного возраста с дизартрией. Приведены примеры проектирования и реализации персонифицированных приёмов формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, современные технологии исследования, вариативность, корреляция.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-30-36
В различных отраслях отечественных и зарубежных наук комплексное изучение дизартрии является актуальным аспектом междисциплинарного исследования, раскрывающим наиболее значимые проявления вербальных и невербальных расстройств, особенности планирования и реализации эффективных методов преодоления выявленных недостатков у дошкольников с лёгкой степенью выраженности псевдобульбар-ной дизартрии [1; 4; 8]. Расстройства моторной реализации речевого высказывания (нарушения звукопроизношения, изменения ритма, темпа речи и интонации) представляют собой доминирующее расстройство в структуре дизартрии. Помимо этого, у детей могут наблюдаться особенности общего развития всех компонентов языковой системы (фонологии, лексикологии, морфологии, синтаксиса, текстологии) и двигательных нарушений. Нарушения речеязыковых и двигательных расстройств отличаются широкой степенью вариабельности и сочетанности проявлений при дизартрии (Е. Ф. Архипова, Г. В. Бабина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова).
Гарёва Татьяна Александровна — ассистент кафедры логопедии (Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, Россия); e-mail: [email protected].
© Гарёва Т. А., 2022
30
Вплоть до сегодняшнего дня в современной логопедии остаются востребованными вопросы углублённого изучения этиопатогенеза дизартрии, выявления наличия особенностей сопряжённости вербальных и невербальных недостатков дальнейших разработок наукоёмких технологий, способствующих построению логопедического воздействия, направленного на поэтапное формирование нарушенных функций и процессов с учётом индивидуальных и персонифицированных особенностей дошкольников с дизартрией. Значимыми в логопедической науке и практике оказываются также аспекты проектирования и апробации специальных педагогических условий, являющихся неотъемлемой частью организации коррекционно-развивающего воздействия при устранении речеязыковых и двигательных недостатков у детей с дизартрией [3; 5].
Спектр вышеизложенных потребностей науки и социальных реалий определил необходимость организации долгосрочного исследования дизартрии у детей, состоящего из поэтапного планирования и организации логопедической работы, разработки специальных педагогических условий формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.
На первом, поисково-теоретическом этапе (2013 — 2014 гг.) осуществлялся анализ темы в различных научных источниках общей и специальной литературы; на следующем — экспериментальном этапе (2015 — 2016 гг. составлялась углублённая программа обследования речеязыковых и двигательных процессов для детей 6 — 7 лет. Сделан подробный описательный и математико-статистический анализ проведённой констатирующей части экспериментального исследования. Выявлены и обоснованы общие, специфические особенности нарушений у дошкольников с дизартрией.
Организация исследования и определила спектр разработки и апробации специальных педагогических условий, которые продемонстрировали единый анализ изучения темы, обобщение научных достижений и данных экспериментального анализа результатов на всех этапах исследования.
В процессе проектирования логопедической работы были выдвинуты следующие принципиально важные условия организации коррекци-онно-развивающего воздействия: мультидисциплинарный подход, применение современных технических средств коррекции и реабилитации, использование игровых персонифицированных приёмов преодоления выявленных вербальных и невербальных расстройств.
Ключевым аспектом исследования был комплексный подход (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский), который предполагал организацию экспериментального изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.
Экспериментальное исследование детей с дизартрией проводилось в период с 2013 по 2019 гг. Программа изучения была модифицирована
31
на основании анализа традиционных логопедических приёмов, накопленных в отечественной логопедии Л. И. Беляковой, Е. Н. Винарской, Г. В. Гуровец, Л. А. Даниловой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой.
Диагностический инструментарий был обновлён и систематизирован по диагностическим кластерам (звуков, слоговой наполняемости слов, лексической системности слов и т. д.) в зависимости от индивидуально-персонифицированных особенностей дошкольников с дизартрией.
Анализ результатов проведённого исследования речеязыковых и двигательных процессов у дошкольников с дизартрией был проведён посредством подробного корреляционного (по формуле знакового коэффициента корреляции Кендалла) и кластерного анализа.
Знаковый коэффициент корреляции т Кендалла вычисляли по формуле:
г=1 —к,к=Е ™гКхШ)}'
п - п
где И — количество инверсий значений у, отсортированных по возрастанию соответствующих им х.
Кластерный анализ проводился посредством метода К-средних. Каждый кластер соотносился со средними взвешенными баллами по всем параметрам диагностической программы у детей с дизартрией.
В итоге получилось три кластера детей от выборки всей ЭГ с высокими средними баллами (от 3,4 до 4,2), средними (от 2,45 до 3,4) и низкими (от 1 до 2,45).
Для точности расчёта и уточнения структуры нарушений речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией между всеми параметрами обследования внутри каждого кластера были выделены отдельные показатели по изучаемым параметрам констатирующего эксперимента.
В каждом кластере представлены средние показатели и подсчитан коэффициент корреляции Кендалла. В результате проведённого корреляционного и кластерного анализа были представлены и описаны уровни коморбидности исследуемых речеязыковых и двигательных расстройств у детей экспериментальной группы.
I уровень микрокоморбидности характеризовался незначительно выраженными двигательными трудностями в сочетании с отдельными фонетическими нарушениями. Внешнее оформление речевого высказывания производило вполне благополучное впечатление. Однако при проведении тщательной, углублённой диагностики были выявлены нарушения звуковой стороны речи, что приводило к смазанности, неясности выражения мысли в экспрессивной речи. Отмечались произносительные трудности в виде недостаточной чёткости воспроизведения наиболее сложных по артикуляции фонем родного языка, отдельные
32
антропофонические расстройства произношения (межзубное, боковое, призубное произношение свистящих звуков и т. д.) Недостатки фонетической стороны усиливались в момент увеличения речевой нагрузки при попытках произнесения слов, сложных по структуре и малознакомых по семантике.
II уровень мезокоморбидности свидетельствовал о наличии устойчивых связей между двигательными, речевыми и языковыми (фонематическими) нарушениями. Фонетические трудности носили нестойкий, недифференцированный характер, характеризовались нечёткостью артикулирования и трудностями восприятия и переработки фонем по тонким акустическим параметрам. Двигательные пробы выполнялись правильно при создании специальных условий изучения: помощи экспериментатора, выполнении задания по аналогии, дозированной нагрузки, дополнительного времени на обдумывание ответов, наличия вспомогательной опоры и т. д. Состояние морфологических и синтаксических навыков отождествляли с особенностями фонологической системы языка и характеризовались трудностями идентификации, интерпретации и процессом упрочивания их в самостоятельное высказывание. Следовательно, данные нарушения имеют уже более обширный характер по сравнению с предыдущим уровнем и требуют поэтапной системной логопедической работы.
III уровень макрокоморбидности характеризовался наличием выраженных, сочетанных нарушений, охватывающих все компоненты речи и языка (фонетики, фонологии, морфологии и синтаксиса). Преимущественным нарушением являются расстройства фонетической стороны речи. Дети демонстрировали трудности актуализации слов, относящихся к различным тематическим группам. Характерны выраженные трудности грамматического оформления слов (навыков словоизменения и словообразования). Ошибки их идентификации, интерпретации и переноса отработанного материала на аналогичный. Прослеживается связь обозначенных речевых и языковых нарушений с недостатками моторно-двигательных процессов. Дети испытывали трудности в понимании многоступенчатой инструкции экспериментатора, в удержании линейной последовательности предъявленной программы действий, отмечалось снижение силы, объёма и амплитуды движений, ориентировки в пространстве, в процессе выполнения статических движений наблюдалась недостаточность проприоцептивной чувствительности артикуляционного аппарата и кинестетической афферентации. Следовательно, все вышеописанные нарушения носят системный характер и требуют последовательной, комплексной логопедической работы.
Уже на этапе констатирующего эксперимента были специально изучены и апробированы компьютерно-аппаратные и информационно-технологические решения, явившиеся одним из аспектов организации специальных педагогических условий.
33
Технологические возможности данной аппаратуры позволили с максимальной точностью определить особенности исполнения поставленной двигательной задачи, отклонения по средней линии. Уровень выполнения заданий и особенности нарушений автоматически фиксировались программой в базе записи первоначального приёма (протоколы обследования) и представлены в виде таблиц и индивидуальных персонифицированных профилей на каждого ребёнка.
Результаты выполнения диагностической программы явились ключевым методическим источником для разработки индивидуальной программы коррекции и реабилитации выявленных расстройств. Методическая база организации логопедической работы была обобщена и расширена за счёт полученных аналитических данных изучения исследуемых вербальных и невербальных процессов у дошкольников экспериментальной группы.
В логопедической работе широко применялось сочетание классических и инновационных технологий (диктофон, микрофон, интерактивное обеспечение и т. д.) с целью формирования речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией. Так, устранение специфических расстройств движений (саливация, тремор, нарушения мышечного тонуса и т. д.) осуществлялось по классической схеме дифференцированного логопедического массажа, разработанного в отечественной логопедии Е. Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, К. А. Семеновой, О. Г. При-ходько, Г. В. Чиркиной, и передовой современной технологии тактильно-вибрационной чувствительности «ВиброСтим».
Технологические возможности прибора позволяют специалисту самостоятельно устанавливать время выполнения массажных процедур, выбирать программу, устанавливать силу механического воздействия на мышцы в зависимости от индивидуальных и вариативных возможностей каждого ребёнка.
Таким образом, экспериментальные данные, изложенные в данной статье, позволили существенно расширить научно-теоретические основы изучения речеязыковых и двигательных процессов у детей с дизартрией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Винарская Е. Н. Дизартрия. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. 141 с.
2. Гарёва Т. А. Формирование миофункционально-артикуляционного праксиса посредством механостимулятора «УШгоБйш» / / Мир специальной педагогики и психологии: научно-практический альманах. Выпуск 12-13. М.: ЛОГОМАГ, 2020. С. 17—19.
3. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис-пресс, 2005. 96 с.
4. Лопатина Л. В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стёртой дизартрией. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 320 с.
34
5. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. М.: Астрель, 2008. 63 с.
6. Приходько О. Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи / / Специальное образование. 2010. № 3. С. 82 — 87.
7. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.
8. Туманова Т. В. Персонифицированный подход к диагностике и коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими системные нарушения речи // Центральные механизмы речи: тезисы докладов на VIII Всероссийской (с международным участием) научной конференции, посвященной памяти проф. Н. Н. Трауготт, 17—19 ноября 2017 г. СПб.: ЛОГОПЕД-ПРОФИ, 2017. С. 146—148.
9. Филичева Т. Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим
недоразвитием речи / / Специальное образование. 2012. № 1. С. 139 — 143.
* * *
Gareva Tatyana A.
MODERN ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF SPEECH THERAPY WORK TO IDENTIFY SPEECH-LANGUAGE AND MOVEMENT DISORDERS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA
(Moscow Region State University, Mytishi, Moscow region, Russia)
The article deals with modern interdisciplinary aspects of the study of dysarthria in domestic and foreign speech therapy. A description and technology for the use of an extended diagnostic program for the study of verbal and non-verbal disorders in children 6—7-years-old with dysarthria through the use of modern information and communication tools is presented. Substantiated and statistically proven conclusions about the variability and the presence of multi-level correlation of speech-language and motor deficiencies in preschool children with dysarthria are given. Examples of the design and implementation of personalized methods for the formation of speech-language and motor processes in children with dysarthria are given.
Keywords: dysarthria, modern research technologies, variability, correlation.
DOI: 10.24412/2227-1384-2022-449-30-36
References
1. Vinarskaya E. N. Dizartriya (Dysarthria), Moscow, AST ASTREL Publ., 2005. 141 p.
2. Gareva T. A. Formation of myofunctional articulation praxis by means of the "VibroStim" mechanical stimulator [Formirovaniye miofunktsional'no-artikulyatsionnogo praksisa posredstvom mekhanostimulyatora «VibroStim»], Mir spetsial'noy pedagogiki i psikhologii: nauchno-prakticheskiy al'manakh (World of special pedagogy and psychology: scientific and practical almanac), Issue 12-13, Moscow, LOGOMAG Publ., 2020, pp. 17 — 19.
3. Gribova O. E. Tekhnologiya organizatsii logopedicheskogo obsledovaniya (Technology of organization of speech therapy examination), Moscow, Iris-press Publ., 2005. 96 p.
4. Lopatina L. V. Fonetiko-fonematicheskiye narusheniya i ikh korrektsiya u doshkol'nikov so stortoy dizartriyey (Phonetic and phonemic disorders and their correction in preschool children with erased dysarthria), St. Petersburg, Russian State Pedagogical University im. A. I. Herzen publ., 2004. 320 p.
5. Mukhina A. Ya. Rechedvigatel'naya ritmika (Motor speech rhythm), Moscow, Astrel Publ., 2008. 63 p.
35
6. Prikhodko O. G. Speech therapy examination of children with speech disorders [Logopedicheskoye obsledovaniye detey s narusheniyami rechi], Spetsial'noye obrazovaniye, 2010, no. 3, pp. 82—87.
7. Semenovich A. V. Neyropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste (Neuropsychological diagnostics and correction in childhood), Moscow, Academy Publ., 2002. 232 p.
8. Tumanova T. V. Personalized approach to diagnostics and correctional and developmental work with children with systemic speech disorders [Personifitsirovannyy podkhod k diagnostike i korrektsionno-razvivayushchey rabote s det'mi, imeyushchimi sistemnyye narusheniya rechi], Tsentral'nyye mekhanizmy rechi: tezisy dokladov na VIII Vserossiyskoy (s mezhdunarodnym uchastiyem) nauchnoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati prof. N. N. Traugott, 17 — 19 noyabrya 2017 g. (Central mechanisms of speech: abstracts at the VIII All-Russian (with international participation) scientific conference dedicated to the memory of prof. N. N. Traugott, November 17 — 19, 2017), St. Petersburg, LOGOPED-PROFI Publ., 2017, pp. 146 — 148.
9. Filicheva T. B. An integrated approach to the examination of children with general underdevelopment of speech [Kompleksnyy podkhod k obsledovaniyu detey s obshchim nedorazvitiyem rechi], Spetsial'noye obrazovaniye, 2012, no. 1, pp. 139—143.
•Jc -Jc -Jc
36