Научная статья на тему 'Формирование системы сельской кредитной кооперации в современных условиях'

Формирование системы сельской кредитной кооперации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СЕЛЬСКАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойченко Иван Васильевич

В статье представлен анализ состояния и развития системы сельской кредитной коопе рации в России. Выявлены тенденции развития сельских кредитных кооперативов в Белго родской области в рамках реализации приоритетного национального проекта Развитие АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы сельской кредитной кооперации в современных условиях»

Бойченко И.В. Формирование системы

сельской кредитной кооперации

в современных условиях

В статье представлен анализ состояния и развития системы сельской кредитной кооперации в России. Выявлены тенденции развития сельских кредитных кооперативов в Белгородской области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК".

Ключевые слова: кооперативное движение, сельская кредитная кооперация, механизмы государственной поддержки .

Boychenko I.V. The agrarian credit

cooperation system forming in modern conditions

In article the analysis of condition and development of the agrarian credit cooperation system in Russia is presented. The trends of development of the agrarian credit cooperation in Belgorod region are revealed within the framework of realization of the priority national project "The development of APK".

Keywords: cooperative movement, agrarian credit cooperation, the mechanisms of state support

В настоящее время в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК" с различных трибун заявляется, что в России необходимо создание многоуровневой кредитной кооперативной системы. Наиболее современным, на взгляд авторов, является модель, представленная в "Концепции развития системы сельской кредитной кооперации" (далее - Концепция), предложенная Министерством сельского хозяйства России в рамках реализации ПНП "Развитие АПК". Рассмотрим кратко эту модель, т.к. на ее основе будет сделан ряд авторских предложений.

В настоящее время в России формируется трехуровневая система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации(рисунок 1).

Базовыми элементами этой системы являются сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

На первом уровне сельские кредитные кооперативы создаются и действуют на ограниченной территории. Второй уровень формируется кредитными кооперативами на добровольной основе путем создания ряда

кооперативных структур (регионального кредитного кооператива, ассоциации кооперативов, аудиторского союза и учебного центра). Третий уровень формируется региональными кредитными кооперативами, которые делегируют межрегиональному сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу "Народный кредит" ряд специальных полномочий по финансовым услугам, а также участвуют в создании национальной ассоциации и аудиторского союза (рисунок 2).

Особую роль в этой системе играет ФРСКК. В отсутствие государственной программы поддержки и возможности создать в настоящее время кооперативный банк Фонд играет роль финансового центра сельской кредитной кооперации. Однако, как предполагается в Концепции, по мере развития Межрегионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Народный кредит" эта функция постепенно будет передана кредитному кооперативу.

В перспективе система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должна быть представлена на

Иван Васильевич Бойченко - глава администрации Яковлевского района Белгородской области.

финансовом рынке равноправным его участником. В этой связи предполагается постепенное преобразование кооператива третьего уровня сначала в НДКО, а затем в центральный финансовый институт (кооперативный банк). В создании такой структуры, по мнению Минсельхоза

России, может принять участие и Рос-сельхозбанк (РСХБ).

Как видно из представленной схемы, предполагается создание многочисленных структур, подчиненность и функциональная необходимость которых практически не определены.

Межрегиональный сельскохозяйственный кредшиый потребительский кооператив «НАРОДНЫЙ КРЕДИТ» (Зарегистрирован 27 октября 2004 года)

БОПСЕК «Содружество» Волгоградская обл. - 52 АОСЕПЕ «Народный кредит» Астраханская обл. - 6 СПЕК «Доверие» Пермская обл. - 6 СЕПЕ «Томский областной» Томская обл. -14

СПЕЕ «Марийский фермер» Марий Эл - 7 СПКВФ «Зардон» Удмуртия -3 СПЕК «Гарант» Саратовская обл. -11 СЕПЕ «Агр о союз» Оренбургская обл. - 9

РСПКК «Согласие» Чувашия-17 СПЕК «ИстокЮг» Краснодарский край,-10 СПЕК «Партнер» Ярославская обл. - 9 Ассоциированные члены - 5

КООПЕРАТИВЫ 2-ГО УРОВНЯ -11

КООПЕРАТИВЫ 1-ГО УРОВНЯ - 144

Рисунок 1 - Схема существующей многоуровневой системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России.

Рисунок 2 - Система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России и перспективы ее дальнейшего развития.

Именно поэтому представляется необходимым выделить авторскую модель формирования кредитной кооперативной системы. Система сельской кредитной кооперации должна быть многоуровневой, и в этом можно согласиться с предлагаемым Концепцией вариантом. Сразу следует сделать допущение, что все участники кредитной кооперативной системы должны считаться небанковскими кредитными организациями, но с особыми функциями и задачами, поэтому минимально допустимый размер уставного капитала должен соответствовать целям и задачам развития сельской кредитной кооперации. Но лицензирование данного вида деятельности все-таки необходимо проводить ЦБ РФ совместно с Россельхозбанком (РСХБ) при участии администраций регионального уровня. Включение в данный процесс властных структур объясняется острой необходимостью развития микрофинансовых организаций на селе.

В современных условиях при существующем режиме работы СКПК Банку России и его региональным представительствам "нет дела" до развития сельской кредитной кооперации.

Нижний уровень кредитной кооперативной системы должны составлять кредитные кооперативы 1 уровня, т.е. совокупность первичных кредитных кооперативов на местах.

Одновременно должны быть созданы "поддерживающие" структуры, т.е. организации, которые будут помогать формированию первичных кооперативов организационно, методически, законодательно и в финансовом отношении. Собственно говоря, именно таким образом этот процесс и развивается в настоящее время в России. Поддерживающими структурами выступают при этом ФРСКК, ССКК, Лига кредитных союзов и некоторые другие. Желателен сразу максимально возможный охват регионов.

По мере основания достаточного числа кредитных кооперативов на низовом уровне можно переходить ко второму этапу: созданию второго уровня кредитной кооперативной системы. При этом возможна различная скорость реализации этапов в отдельных регионах. Это приведет к тому, что в некоторых регионах может начаться осуществление второго этапа, в то время как в

других еще не закончится первый этап. Но все же существенный разрыв в темпах формирования системы в разных регионах наблюдаться не должен. В противном случае в дальнейшем трудно будет увязывать звенья системы в единое целое, может возникнуть "нестыковка интересов".

Кроме того, кооперативные финансовые учреждения, предоставляющие простые финансовые услуги и оказавшиеся наедине со своими проблемами, очень быстро достигнут пределов повышения собственной эффективности и рентабельности. Они не смогут "идти в ногу" с возрастающими требованиями своих членов к финансовым услугам. Это может привести к тому, что кооперативы попадут в тяжелое экономическое положение, а основные, наиболее типичные для кредитной кооперации клиенты будут лишены доступа к финансовым услугам, соответствующим их потребностям. Выходом из этой ситуации является использование основного кооперативного принципа, применявшегося на первичном уровне, а именно: обеспечение сотрудничества кооперативов на последующих уровнях.

Только благодаря этому структуры кредитной кооперации обретут долгосрочную эффективность и финансовую устойчивость. В этом всегда должно быть заинтересовано и государство, поэтому необходимо создавать так называемые апексные банки, т.е. банки, выполняющие функцию "банка банков" для кредитных кооперативов.

Наиболее важными задачами кооперативных апексных учреждений по оказанию поддержки кооперативам являются:

1) Обеспечение ликвидности и регулирование обмена денежными средствами СКПК. СКПК хранят свои резервы и избыточные средства в апексном учреждении для того, чтобы при возникновении потребности их можно было быстро себе вернуть. При временной нехватке денег СКПК могут в короткий срок получить от данного учреждения помощь для восстановления ликвидности. Благодаря этому эффективно и экономично обеспечивается поддержание ликвидности всех кредитных кооперативов первого уровня, что служит интересам их членов и клиентов. Это позволяет одновременно вести эффективный оперативный

мониторинг состояния ликвидности во всей системе кредитной кооперации в целом.

2) Депозиты и рефинансирование СКПК. СКПК должны иметь возможность заниматься депозитарной деятельностью в тех случаях, когда они в течение длительного периода вследствие большого притока сбережений и низкой потребности в кредитных ресурсах имеют избыток денежных средств. Апексное учреждение, с одной стороны, оказывает в этой связи консультационные или посреднические услуги или предоставляет возможность разместить свободные средства на депозитах. С другой стороны, важной задачей является также предоставление кредитным кооперативам средств для рефинансирования тогда, когда у них недостаточно собственных средств для кредитования. В этом случае апексное учреждение использует собственные финансовые ресурсы или привлекает соответствующие ресурсы из других источников.

3) Осуществление программ финансового развития. Задачей апексного учреждения будет также привлечение финансовых средств национальных и международных программ в сектор кредитной кооперации для использования их СКПК и их членами, а также обеспечение их использования надлежащим образом. В течение длительного периода времени это будет, очевидно, являться первоочередной задачей такого учреждения. Только благодаря этому средства таких программ развития смогут достичь тех целевых групп, для которых они предназначены, особенно в регионах, и будут предоставляться им на приемлемых условиях.

4) Организация и осуществление расчетно-кассового обслуживания. Путем создания учреждений следующих уровней появится возможность для интеграции СКПК в национальную и, при необходимости, международную системы расчетно-кассового обслуживания. Это позволило бы, в частности, еще больше сократить бартерные отношения, которые в настоящее время представлены все еще довольно широко (особенно в сельской местности), и одновременно связать сектор кредитной кооперации с остальным финансовым сектором.

5) Поддержка в области менеджмента, маркетинга и организационно-техническая

поддержка. Общей задачей кооперативных апексных учреждений является поддержка СКПК в области менеджмента (например, при разработке, внедрении и контроле за соблюдением совместно установленных нормативов и стандартов деятельности, при управлении ликвидностью и рисками), при маркетинге (например, при разработке и предоставлении новых финансовых продуктов, их внедрении на рынок и осуществлении финансовых операций), а также при проведении организационно-технических мероприятий (например, при разработке системы бухучета, обработки данных).

Распределение задач между апексны-ми учреждениями регионального и федерального уровней следует организовать на основе разделения функций с учетом аспектов, связанных с необходимостью обеспечения эффективности, рентабельности и контроля. Определение уровня процентов и взносов будет зависеть при этом от реальной ситуации с затратами и условий на рынке финансовых услуг.

В роли апексных банков разными учеными выделяются различные кредитные организации. Так, например, д-р экон. наук С.А. Андрюшин предлагает создание Всероссийского кооперативного банка РФ как акционерного учреждения... "для производства учетно-ссудных операций не только нижестоящих своих лоробанков: региональных Кобанков - учреждений мелкой кредитной кооперации, но и для кредитования (в том числе и долгосрочного) всей кооперации России".

Как представляется, создание специализированного кредитного учреждения повлечет за собой высокие издержки и значительный временной лаг. Поэтому, на взгляд автора, задачам апексного учреждения может соответствовать Россельхозбанк, т.к. банк знаком со спецификой сельского хозяйства, обладает всеми возможностями для осуществления кредитной поддержки кредитных кооперативов и оказания им консультационных и иных видов услуг может выступать в роли ассоциированного члена в кредитных кооперативах первого уровня.

В данной связи следует особо выделить необходимость создания расчетно-кассового центра на региональном и общефедеральном уровнях.

Расчеты между экономическими субъектами представляют собой механизм возмещения стоимости и в этом качестве являются одним из основных механизмов обеспечения воспроизводственных процессов в экономике. Соответственно платежно-расчетная система служит для обеспечения функционирования указанного механизма, а итоговое макросостояние сферы расчетов в каждый конкретный момент времени отражает полное качество1 функционирования макроэкономического механизма возмещения стоимости.

Представляется возможным предложить создание в регионе расчетно-клиринговых центров или просто расчетных центров (РЦ), которые должны находиться при апексном банке. Основная задача этих центров - расчет, единовременная реализация оптимальных с точки зрения экономики в целом взаимозачетных схем между бюджетом, предприятиями и кооперативами и вытеснение различных платежных суррогатов из межхозяйственных денежных отношений.

Основополагающим инструментом в РЦ являются многосторонние клиринговые расчеты, а основная идея функционирования подобных систем сводится к следующему. На основании поступающей в РЦ от участников расчетов информации о дебиторской и кредиторской существующей задолженности и планируемых платежах появляется возможность автоматизировать процесс поиска замкнутых цепочек платежей, практически мгновенно производить расчеты по этим цепочкам и таким образом существенно понижать уровень неплатежей и производить расчеты между хозяйствующими субъектами без использования "живых" денежных средств и всевозможных платежных суррогатов.

Использование многосторонних клирин-говыхрасчетов в рамках регионального РЦ предоставляет возможность регионам максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении "живые" денежные средства.

Информационное взаимодействие основных участников расчетов в региональном расчетном центре состоит в следующем: участники представляют в расчетный центр информацию о дебиторской и кредиторской задолженности. При участии бюджета различных уровней соответ-

ствующее финансовоеуправление(управление) определяет лимиты на финансирование получателей и лимиты по исполнению доходной части бюджета и производит передачу информации о финансировании получателей в пределах определенного лимита в РЦ.

Далее РЦ выполняет обработку полученной информации и формирует цепочки платежей, обеспечивающие снижение задолженности предприятий и организаций, а также кооперативов перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами и друг перед другом. По результатам проведения клиринговых сеансов центр клиринговых расчетов передает управлению протоколы проведения клиринговых расчетов и платежные документы с участием соответствующего бюджета и предоставляет предприятиям и организациям, принимавшим участие в клиринговых расчетах, копии платежных документов и выписки их лицевых счетов.

Вышеизложенное позволяет предложить три основных варианта проведения клиринговых расчетов в РЦ (см. рис. 3).

При исследовании вопроса проведения клиринговых расчетов большой интерес представляют расчетные схемы, отражающие движение денежных средств в рамках расчетно-клиринговой системы. Данный аспект изучения клиринговых расчетов приобретает особую актуальность в связи с недостаточной проработкой этого вопроса в современной экономической научной литературе.

Таким образом, при определении экономического эффекта использования клиринговых расчетов играют роль следующие два фактора: время проведения платежа и стоимость платежа. В системе валовых расчетов под стоимостью платежа рассматривается стоимость денежного капитала, необходимого для проведения данного платежа. В системе клиринговых расчетов стоимость платежа определяется исходя из комиссии, взимаемой клиринговым центром за проведение данного платежа.

Поэтому на внутрирегиональном уровне расчеты будут проводиться на чистой основе (клиринг). Такой механизм расчетов в значительной степени сокращает количество и стоимость переводов денежных средств для заданного объема операций, что позволяет банкам значительно

Таблица 1 - Варианты проведения

снижать издержки и сокращать среднее суммарное количество резервов.

Относительно второго уровня кредитной кооперативной системы следует сказать следующее.

Прежде всего, необходимо определиться, какие в принципе организации должны быть представлены на втором уровне. Региональные кооперативные учреждения имеют в настоящее время такую же правовую кооперативную форму, как и СКПК первого уровня. В процессе дальнейшего развития кооперативной финансовой организации может возникнуть необходимость преобразовать данные учреждения в финансовые или кредитные

организации, если для этого появятся финансовые и правовые условия.

Представляется, что на региональном уровне должны создаваться в первую очередь союзы и ассоциации первичных кредитных кооперативов.

Среди них должны быть представлены аудиторские союзы и региональные союзы. Основной функцией аудиторских союзов является определение, насколько правильно учетная информация первичных кредитных кооперативов отражает экономические события и важнейшие финансовые результаты за отчетный период. Завершаться выполнение этой функции должно составлением заключений о соответствии деятельности проверяемых кооперативов (в первую очередь - бухгалтерской отчетности) определенным критериям, среди которых правовые требования, предписания по ведению бухгалтерского учета, действующие нормы и предписания по налогообложению и др.

Аудиторские заключения должны представляться в обязательном порядке в налоговые органы и вышестоящие организации кредитной кооперации (т.е. третьего уровня, о чем пойдет речь далее). Кроме того, они могут оказаться полезными для коммерческих банков и других финансовых институтов, которые смогут тогда более объективно оценить финансовое состояние кредитного кооператива, и, возможно, подтолкнут их к предоставлению кредитов кооперативам.Аналогичным образом фонды, кредитующие кооперативы, будут иметь наибольший объем информации об эффективности использования их средств и целесообразности их дальнейшей финансовой подпитки. Информация аудиторских союзов может оказаться полезной и для новых кандидатов на вступление в члены кредитных кооперативов.

Однако функции аудиторских союзов не сводятся только к осуществлению аудиторских провероккредитных кооперативов и составлению на этой основе аудиторских заключений. Аудиторские союзы могут также:

- разрабатывать предложения по улучшению экономической деятельности кооперативов;

- давать отзывы на проекты законодательных и иных нормативных актов, каса-

клиринговых расчетов

Вариант 1 Вариант 2 Вариант З

Этап 1 Сбор информации для проведения клиринговые расчетов

Участники расчетов представляют реестры существующей задолженности по установленной форме (в виде платежные поручений) Участники расчетов представляют реестры существующей задолженности по установленной форме. Бюджетополучатели предоставляют разрешение на финансирование по клирингу. Бюд-жетоплательщики предоставляют разрешение на уплату налогов по клирингу Участники расчетов самостоятельно определяют замкнутые цепочки платежей и представляют реестры платежные поручений. В случае необеоди-мости бюджетополучатели и бюдже-топлательщики представляют соответствующие разрешения

Этап 2 - Обработка информационной базы задолженностей с целью определения замкнутые цепочек и подготовка Протокола проведения клиринговые расчетов

Клиринговый центр передает участникам расчетов готовые для подписи платежные документы!, реализующие полученные цепочки

ЭтапЗ- Оформление клиринговые расчетов

Участники расчетов подтверждают платежные документы, полученные в результате поиска замкнутые цепочек

Этап 4- Проведение клиринговые расчетов

Клиринговый центр на основании платежные документов и протокола проведения клиринга исполняет поручения участников расчетов

ющихся деятельности кредитных кооперативов и их союзов;

- обеспечивать представление и защиту в органах государственного управления, органах местного самоуправления, в хозяйственных и общественных организациях прав и имущественных интересов кредитных кооперативов и их союзов.

Кроме того, аудиторские союзы выполняют и целый ряд других функций, которые необходимы для осуществления их деятельности, например, проводят обучение и повышение квалификации сотрудников как членов союзов, так и самих союзов, создают и руководят фондами по обеспечению деятельности членов союзов и т.д.

В России пошли по пути создания единого для всех сельскохозяйственных кооперативов аудиторского союза, названного коротко "Аудит-Кредит" (сокращенно -МАССК). Этот союз уже осуществляет свою деятельность и создает на местах свои филиалы и представительства. Таким образом, аудиторские союзы развиваются в России сверху.

В "Программе развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов", разработанной Департаментом агропромышленного комплекса Белгородской области, выделяется необходимость создания в области аудиторского союза.

Объединения первичных кооперативов занимают наиболее важное место на втором уровне. От того, как будет налажено взаимодействие первичных кооперативов, в существенной степени будет зависеть и эффективность кредитной кооперативной системы на региональном уровне.

Кроме того, на региональном уровне необходимо создание в рамках апексного учреждения бюро кредитных историй заемщиков кредитных кооперативов.

Представляется, что на региональном и местном уровнях необходимо участие местных и региональных властей в качестве гарантий и поручительств, предоставляемых как самим кооперативам, так и их заемщикам (в основном юридическим лицам).

Участие СКПК в учреждениях 2-го уровня или косвенно (через региональные апексные учреждения) также в федеральном апексном банке является решающим элементом интеграции или связующим

звеном для формирования эффективной и экономически устойчивой кооперативной финансовой организации. Только такая организация дает сельским кредитным кооперативам необходимые права по участию в управлении и по осуществлению контроля над учреждениями последующих уровней и обеспечивает существенное условие для функционирования всей системы, ориентированной на интересы своих членов. Поэтому необходимо законодательно предоставить право сельскохозяйственным кредитным кооперативам участвовать своим имуществом в образовании других юридических лиц, в частности совместных учреждений, путем участия в их капитале. Вид и степень участия, как это в целом принято во всем мире при регулировании деятельности финансовых организаций, должны подвергаться государственному контролю.

Характеристика кредитных кооперативов (и банков) 2-го уровня. Кредитные кооперативы 2-го уровня должны строиться на тех же кооперативных принципах, что и кооперативы 1-го уровня. Однако в их организационном, финансовом построении могут наблюдаться определенные отличия. Остановимся подробнее на том, каким требованиям должен отвечать кредитный кооператив 2-го уровня, какие задачи он должен выполнять и как должны строиться его взаимоотношения с кооперативами 1-го уровня.

Прежде всего, основными пайщиками кредитных кооперативов 2-го уровня должны выступать кооперативы 1-го уровня, которые в региональном отношении расположены близко друг от друга. Если речь идет об областных кредитных кооперативах, то пайщики - местные кооперативы. На первых порах в регионах, где наблюдается высокая плотность сельского населения, значительное число КФХ, ЛПХ, возможно создание районных кредитных кооперативов, которые будут выступать кооперативами второго уровня для других кооперативов района. В дальнейшем, однако, целесообразно объединить их в кооперативы 1-го уровня.

В кооперативы 2-го уровня должно входить достаточное по количеству и числен-

ности членов число участников. В рамках Российско-Американской программы развития сельской кредитной кооперации были разработаны критерии отнесения кредитных кооперативов к кооперативам 2-го уровня, которые в целом, по мнению автора, являются достаточно обоснованными. В частности, рекомендуемое число членов кооператива 2-го уровня - не менее 5, причем из них не менее 80% - местные кредитные кооперативы.

Авторы поддерживает также идею о вхождении в число членов кредитного кооператива в ограниченном количестве(до 20%) организаций, которые способствуют развитию системы кредитной кооперации: снабженческо-сбытовых, торговых, страховых и иных организаций. Однако предлагаемый запрет на пользование этими организациями займами кредитного кооператива 2-го уровня представляется, с нашей точки зрения, излишним. Им фактически предписана роль ассоциированных членов.

Как представляется, кооператив 2-го уровня должен иметь достаточно большой размер собственного капитала, поскольку от его величины зависит финансовая устойчивость. Основу этого капитала составляют членские взносы первичных кооперативов и других членов. В дальнейшем собственный капитал будет увеличиваться за счет доходов, получаемых кооперативом, и формирования резервных и других целевых фондов. В этом отношении нет принципиальной разницы с кредитными кооперативами 1-го уровня.

Возникает вопрос о минимальном размере собственного капитала. В Российско-Американской программе развития сельской кредитной кооперации предложено таким минимальным размером считать 1,5 млн.руб. Никаких обоснований этой цифре, как, впрочем, и другим нормативным величинам, не приводится. Размер собственного капитала СКСК определяется в первую очередь потребностями первичных кооперативов в устранении временного дефицита ликвидных средств, а также необходимостью покрытия в некоторых случаях убытков первичных кооперативов из-за невозврата займов их членами.

Однако разрыв ликвидности у кооперативов 1 и 2-го уровней, как представляется, может покрываться за счет средств апекс-ного банка под гарантии региональных и местных администраций. Кроме того, местные администрации при наличии средств, могут компенсировать процентную ставку по займам кооперативам 1-го уровня.

Относительно капитала следует отметить, что при принятии условия о том, что кредитные кооперативы будут считаться небанковскими кредитными организациями с особыми функциями и полноправными членами банковской системы, этот вопрос будет решаться на уровне Центрального банка РФ. Однако минимальный размер уставного капитала, применяемый в настоящее время к НКО Банком России, однозначно неприменим к кредитным кооперативам. Именно поэтому кредитные кооперативы могут считаться небанковскими кредитными организациями с особыми функциями.

Как и в первичном кооперативе, в кооперативе 2-го уровня займы выдаются только членам, но цели кредитования различаются. Кооператив 2-го уровня устраняет разрывы ликвидности у кооперативов 1-го уровня, обеспечивает перераспределение временно излишних свободных средств одних кооперативов другим.

В практике работы коммерческих банков разрывы ликвидности устраняются за счет межбанковских кредитов. Для первичных кооперативов разрыв ликвидности может устраняться либо за счет кредитного кооператива 2-го уровня, либо за счет средств апексного банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, следует разрешить кооперативам 2-го уровня при наличии свободных средств заниматься инвестиционной деятельностью. При условии надзора со стороны апексного банка и территориального представительства Банка России риск этих операций будет снижен. Можно предложить открытие специальных инвестиционных счетов апексного банка в ГУ БР, по которым и будут проводиться инвестиционные операции кооперативов 2-го уровня.

Реализация подобного подхода потребует создания резервного фонда кооператива 2-го уровня, который будет хранить-

ся в апексном банке и выполнять роль гаранта при возможных убытках кооператива из-за невозврата средств кооперативами 1-го уровня. Кроме того, ресурсную базу кооператива 2-го уровня могут составлять привлеченные средства различных международных фондов, гранты, средства региональных и муниципальных целевых программ и т.п. Эти средства могут распределяться между кооперативами 1-го уровня и направляться на инвестиционные цели.

Относительно нормативов деятельности кредитных кооперативов можно согласиться с разработанной Н.М. Космачевой системой индикативных нормативов, которые представляются вполне применимыми к современному состоянию кредитных кооперативов (таблица 2).

О третьем уровне кооперативной кредитной системы в России можно будет говорить тогда, когда кооперативы 2-го уровня и другие кооперативные организации этого уровня создадут на паевой основе общероссийские кредитные кооперативные организации. Это принципиально важный момент.

Таблица 2 - Система индикативных нормативов для регулирования деятельности кооператива.

Концепция развития сельской кредитной организации в качестве такой органи-

зации выделяет Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Народный кредит", зарегистрированный 27.10.2004 г. Предполагается, что "содействие РСХБ повышению уровня капитализации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов с использованием механизма ассоциированного членства с последующим направлением внесенных банком средств на кредитование членов этих кредитных кооперативов может быть реализовано в форме прямого инвестирования средств в паевой фонд Межрегионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива "Народный кредит", что позволит значительно снизить риск инвестиций и существенно повысить эффективность данных вложений по сравнению с базовым продуктом Россельхозбанка".

Однако во избежание монополизации в этой сфере и для создания конкурентной среды представляется необходимым создание как минимум еще одного Федерального сельскохозяйственного кредитного кооператива. Основная доля паевого фонда (не менее 50%) должна принадлежать именно низовым кооперативным кредитным организациям(кооперативам 2-го уровня, а также ассоциациям и союзам кооперативов 1-го уровня). Конечно, и государство, и такие структуры, как АККОР, ФРСКК, могут иметь здесь свою долю, но они в сумме не должны превышать 50%. Причем доля низовых кооперативных структур со временем должна увеличиваться. Только в этом случае структура 3-го уровня будет проводить четкую политику в интересах нижестоящих уровней.

Вышеизложенное позволяет определить структуру кредитной кооперативной системы в России (рисунок 3).

На первом (местном) уровне существуют кредитные кооперативы 1-го уровня и отделение апексного банка. Отделение апексного банка будет вести расчетно-кассовое обслуживание кооперативов, оказывать им необходимые консультационные услуги, а также обеспечивать кредитование при разрыве ликвидности. Определенная роль в становлении кредитной кооперации должна принадлежать местным органам

№ Норматив Назначение Метод вычисления

1 Рискованность финансовой структуры Регулирование общего уровня задолженности в кредитном кооперативе Собственные средства/ обязательства перед сторонними лицами

2 Максимальный размер риска на одного заемщика Лимитирование кредитного риска Максимальный размер займа одному члену/ Фонд кредитования

3 Размер резерва на покрытие убытков по невозвра-щенным займам Страхование кредитного риска Резерв на покрытие убытков по невозвращенным займам/ Фонд финансовой взаимопомощи

4 Общая ликвидность Управление риском ликвидности Ликвидные активы/ суммарные активы

власти, т.к. местная администрация может субсидировать процентную ставку по кредитам апексного банка, субсидировать процентную ставку заемщикам, предоставлять гарантии как заемщикам, так и самим кооперативам.

Второй, региональный уровень представлен региональным представительством апексного банка, деятельность которого подконтрольна территориальному управлению Банка России.

В рамках регионального апексного банка, как представляется, должен существовать региональный расчетный центр, о котором говорилось выше. РЦ должен осуществлять расчеты, платежи и взаиморас-

четы между предприятиями, бюджетом и кооперативами.

Кроме того, при региональном апекс-ном банке должно существовать бюро кредитных историй заемщиков кредитных кооперативов. Очевидно, что создание подобного бюро повлечет определенные издержки, однако они окупятся формированием базы по заемщикам и, соответственно, по кредитным кооперативам 1 и 2-го уровней, которая будет способствовать получению последними грантов и кредитов, а также при снижении риска предоставления ссуд и субсидирования - процентной ставки по кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Местный уровень

Рисунок 3 - Схема взаимодействия участников кредитной кооперативной системы

(авторский вариант)

Помимо этого при региональном апексном банке должен проводиться мониторинг развития сельской кредитной кооперации. На региональном уровне также предлагается создание аудиторского союза, который будет осуществлять аудит и консультационную поддержку кредитных кооперативов. Кроме того, в регионе необходимо создание

страхового кооператива, который осуществлял бы ряд страховых функций для кредитных кооперативов (страхование рисков, жизни пайщиков, имущества и т.п.).

Необходимым звеном в данной схеме является участие областной администрации в качестве гаранта по предоставляемым займам и т.п.

При реализации данной схемы кредитные кооперативы 1-го уровня, объединяющие главным образом хозяйства с неравномерными потоками денежных средств, смогут получать через кооператив 2-го уровня средства от первичных кооперативов с равномерными потоками и от апексного банка в период недостатка денежных средств. В периоды, когда будет поступать выручка от сезонной продукции, соответствующие займы могут быть погашены. Более того, за счет средств кооперативов сезонного характера могут быть пополнены в этот период фонды кооператива 2-го уровня.

Паевой фонд кооператива 2-го уровня является лишь основой собственных средств и непосредственно для выдачи займов может использоваться лишь в крайних случаях. Для целей заимствования кооперативы 1-го уровня должны делать дополнительные взносы, с размером которых увязываются возможности и размеры получаемых ими займов. При этом "кредитное плечо" как отношение максимального размера займа, получаемого на восполнение разрывов ликвидности, к сумме дополнительных взносов может составить 10:1. Однако это соотношение является лишь рекомендуемым. Кооперативы 2-го уровня в лице его членов могут корректировать размер "кредитного плеча" в зависимости от ряда факторов, прежде всего от того, какими размерами кредитного фонда располагает такой кооператив, в том числе за счет поступлений средств со стороны.

За счет дополнительных взносов кооперативов-членов создается фонд финансовой взаимопомощи по аналогии с первичными кооперативами. Вместе со средствами, поступающими со стороны международных фондов, средствами администраций различного уровня, апексного банка, образуется фонд кредитования. После того как создан кредитный кооператив 2-го уровня, средства, которые поступают от различных фондов и в рамках международных программ, концентрируются в этом кооперативе и затем распределяются между кооперативами первого уровня. При этом поступившие средства, например ФРСКК, делятся на

две части. Первая часть распределяется между первичными кооперативами в зависимости от взносов, которые они сделали в кооператив 2-го уровня, и входят в фонд кредитования первичных кооперативов.

Нераспределенная сумма должна составлять, по мнению автора, ту часть фонда кредитования кооператива 2-го уровня, которая будет направляться для преодоления кризисных ситуаций в первичных кооперативах. Именно за счет внешних средств, а не взносов первичных кооперативов должны решаться проблемы невоз-вращенных займов. Естественно, что по мере усиления финансового потенциала кредитных кооперативов и их независимости от внешних источников финансирования ситуация может измениться и потребуется создание резервного фонда для покрытия убытков по займам в первичных кооперативах за счет средств самих первичных кооперативов. В настоящий же момент, когда внешнее финансирование преобладает, целесообразно разделить функции, для которых используются внешние займы и средства самих первичных кооперативов.

На третьем, федеральном уровне представлены кредитные кооперативы 3-го уровня, федеральные апексный банк и расчетный центр, а также федеральное правительство.

При условии, что кредитные кооперативы будут являться небанковскими кредитными организациями, их деятельность будет подконтрольна Центральному банку РФ, так же как и деятельность апексного банка (авторам представляется, что данным банком должен являться Россельхозбанк).

Очевидно,что без участия властей кредитная поддержка сельского хозяйства невозможна.

Местные органы власти также должны быть заинтересованы в развитии микрокредитования в связи с расширенными полномочиями (в соответствии с ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления") и очень малой долей собственных доходов.

При учете выполнения вышесказанных условий можно предложить следующий план необходимых мероприятий.

1. В начале года территориальные представительства ЦБР представляют региональным органам власти аналитическую записку "Состояние и перспективы развития финансово-кредитного сектора на уровне муниципальных образований".

2. На основе аналитической записки исполнительными органами власти региона совместно с работниками территориального управления Банка России разрабатывается и утверждается план мероприятий по развитию финансово-банковского сектора в районах области.

3. Формируется рабочая группа, включающая наряду с работниками областной администрации работников территориального управления Банка России. Данная группа должна посетить все районы области, где наряду со злободневными вопросами села с местными исполнительными органами должны обсуждаться вопросы развития финансово-кредитного сектора в районах в соответствии с утвержденным планом. Кроме того, данной рабочей группой и местными СМИ должна вестись консультационно-разъяснительная работа по вопросам создания и функционирования небанковских кредитных организаций.

4. Региональные и местные органы исполнительной власти должны поддерживать инициативу создания КПКГ. Кроме того, активная роль в развитии банковской инфраструктуры в районах должна принадлежать ГУ ЦБ РФ, но только при условии, если лицензирование, регистрация и надзор за данными учреждениями будут переданы в их ведение, что представляется логичным.

Появление на селе небанковских кредитных организаций помимо разрешения проблемы инвестирования небольших местных товаропроизводителей и развития потребительского кредитования должно способствовать образованию, пусть и в небольшом количестве, новых рабочих мест, закреплению на селе финансовых кадров. Возможно, развитие небанковских учреждений положит начало развитию на селе современной финансовой техноло-

гии, будет способствовать расширению комплекса современных финансовых услуг. Благодаря территориальной близости к своим клиентам эти организации будут располагать более широкой информацией о заемщиках (их порядочности и кредитоспособности), что позволит снизить кредитные риски, отработать более гибкий подход к каждому заемщику и тем самым удовлетворить потребности широкого круга сельского населения и предпринимателей, включая возможность кредитования мелкого стартового бизнеса. Кроме того, появится возможность максимального использования сельской недвижимости и имущества в качестве залога.

Формирование многоуровневой кредитной кооперативной системы должно в значительной степени способствовать тому, чтобы находящаяся в стадии становления кооперативная финансовая организация России превратилась в высокоэффективную и устойчивую часть общего финансового сектора и позволила бы избежать ошибочных путей развития. Наряду с собственными усилиями, прилагаемыми кооперативным финансовым сектором, потребуется также (и это будет иметь решающее значение) создание в короткие сроки соответствующих правовых основ и правил осуществления надзора за деятельностью сельских кредитных кооперативов и определение их правового статуса как небанковских кредитных организаций с особыми функциями.

Кроме того, предложенные мероприятия будут способствовать максимальному приближению банковских услуг к потребителю, обеспечивать полное качество, что соответствует общефедеральным приоритетам1.

1 Полное качество - степень соответствия образованного эффекта или полученного результата по исходной потребности, ради удовлетворения которой и была создана (выбрана) рассматриваемая система (см. Карташев В. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 94).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.