Н. М. Космачева
Вопросы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса: обеспечение доступа к финансовым ресурсам
В статье рассматриваются вопросы формирования адекватной институциональной среды малого и среднего бизнеса в России, ключевым элементом которой в современных условиях является, по мнению автора, обеспечение доступа к финансовым ресурсам. Рассматривается отечественная и зарубежная практика банковской деятельности в данной сфере, анализируются схемы, основные показатели и риски такой деятельности.
The article covers problems connected with the formation of the adequate institutional environment of small and medium enterprises in Russia, the key element of which in modern conditions, according to the author’s opinion, is the support to the access to the financial resources. The domestic and foreign practice of banking activities in the field is considered, schemes, base indexes and risks are analyzed.
Ключевые слова: предпринимательство, инфраструктура предпринимательства, малый бизнес, средний бизнес, институциональная среда предпринимательства, доступность финансовых ресурсов.
Key words: enterprise, infrastructure of the enterprise, small enterprise, medium enterprise, institutional environment of the enterprise, accessibility of financial resources/
Одним из основных условий успешного функционирования национальной социально-экономической системы является, как это признано повсеместно, развитая рыночная экономика, базирующаяся на предпринимательской деятельности. Поскольку конкурентоспособность национальной экономики в глобальном мире во многом определяется её способностью к модернизации, структурным изменениям, диверсификации производства, то поэтому необходимо постоянно увеличивать долю малых и средних предприятий, совершенствовать механизмы взаимодействия с крупными корпорациями, обеспечивать различные формы их поддержки, т. е. развивать институциональную среду или инфраструктуру.
Основным ключевым элементом институциональной среды, влияющим на деловую активность малого и среднего предпринимательства в России, в современных условиях является, по нашему мнению, обеспечение доступа к финансовым ресурсам.
© Космачева Н. М., 2012
Сегодня многие банки разрабатывают специальную кредитную политику в отношении малого и среднего бизнеса, что позволяет им диверсифицировать риски своей деятельности. Однако для коммерческих банков кредитование малых предприятий (и особенно физических лиц) не всегда выгодно, ибо оно часто сопряжено с высокими транзакционными издержками, относительно низкими процентными ставками и высокими рисками неплатежа.
Поэтому особую роль здесь выполняют некоммерческие кредитные учреждения, объединяющие различные формы кооперативного кредита, называемые также учреждениями малого кредита. По нашему мнению, кооперативный кредит для данного рода заемщиков нередко становится наиболее реальным способом исправить свое тяжелое финансовое положение и начать расширенное воспроизводство. Суть деятельности кредитных кооперативов как раз и заключается в использовании принципов кооперативного движения в применении к лицам, которые не обладают значительным размером капитала, но нуждаются в кредитах на производственные цели.
В соответствии с резолюцией АЖЕв/64/136 от 18 декабря 2009 г. Организации Объединенных Наций 2012 год объявлен Международным годом кооперативов. Поэтому исследование исторического и зарубежного опыта функционирования кредитной кооперации на современном этапе весьма актуально.
Кредитная кооперация представляет собой своеобразную форму взаимной финансовой поддержки кооперирующихся членов. Своими корнями кредитная кооперация уходит в XIX в., когда в Германии, ряде других стран Западной Европы, а также в России под влиянием идей Райффайзена и Шульце-Делича возникли разнообразные формы кредитных кооперативов, такие как народные банки, кооперативы Райффайзена, ссудосберегательные и кредитные товарищества и др. Кредитное дело получило свое эволюционное развитие в Европе и Америке, в результате чего в ряде стран (Германия, Австрия, Франция, Италия, США и др.) сформировались к настоящему моменту времени многоуровневые кредитные системы, составляющие достойную конкуренцию коммерческим банкам. В России в последнее время также происходит активное развитие основ кредитной кооперации, построение ее системы. Кредитные кооперативы уже заняли важную рыночную нишу - кредитную поддержку мелких и средних предпринимателей, фермерских хозяйств.
Рассмотрим более подробно характеристики кредитной кооперации в развитых странах, поскольку именно опыт этих стран стал основным при создании российской кредитной кооперативной системы.
Можно выделить две основные модели кредитной кооперативной системы - континентальную европейскую, образцом для которой служит Германия, и американскую. Принципы, на которых они строятся, едины. К ним можно отнести:
1. Оказание финансовой помощи преимущественно членам кредитного кооператива. На стадии зарождения кредитной кооперации такая помощь предоставлялась исключительно членам кредитного кооператива. В современных условиях многие кредитные кооперативы развились в кооперативные банки, которые расширили свою клиентуру за счет лиц, не являющихся членами этих банков. Так, в Германии кооперативные банки обслуживают около 30 млн клиентов, из которых лишь половина - члены этих банков. Это позволяет кооперативным банкам конкурировать с коммерческими. Вместе с тем преимущественное обслуживание осуществляется в отношении членов банка, причем на более льготных условиях. В США кооперативные банки также имеют право кредитовать лиц, которые не являются их членами, но определяется лимит такого кредитования. Это привело к тому, что кредиты сторонним лицам составляют чуть более 1 % от всех кредитов, предоставляемых такими банками.
2. Основная цель кредитного кооператива заключается в предоставлении финансовых услуг своим членам, а не максимизации прибыли. Это положение регулируется и законодательным образом. Однако оно не означает, что кредитный кооператив (тем более банк) вообще не стремится извлекать доход из своих операций. В противном случае финансовая основа его деятельности была бы подорвана. В частности, займы предоставляются членам кооператива на платной основе, на условиях возвратности и срочности, т. е. в этом отношении они не отличаются от кредитов коммерческих банков. В свою очередь, кредитный кооператив начисляет проценты своим членам по их вкладам. В кредитных кооперативах вклады представлены сберегательными счетами. Кооперативные банки открывают все виды современных счетов, в том числе для осуществления расчетно-кассового обслуживания. Кредитные кооперативы расчетные счета имеют в коммерческих или кооперативных банках.
3. Полученные доходы в кредитном кооперативе в основном идут на увеличение ссудного фонда (в России чаще всего его называют фондом финансовой взаимопомощи), а также на выплату процентов по сберегательным счетам членов кооператива. В кредитных кооперативах стремятся не выплачивать полученные доходы в форме дивидендов, поскольку это уменьшает заинтересованность членов в формировании ссудного фонда и получении займов, приводит к коммерциализации деятельности. В распределении доходов
проявляется одно из отличий кредитных кооперативов от коммерческих банков.
4. Демократический характер управления. Это означает, что члены кредитного кооператива или банка имеют возможность участвовать в его руководящих органах, как правило, имея один голос.
5. Сочетание в деятельности низовых кооперативов кредитных, торговых, снабженческих функций. Так, в Германии примерно % всех кредитных кооперативов, помимо предоставления финансовых услуг, осуществляет также торговые и снабженческие функции. Характерно, что и в России стали появляться такого рода кооперативы.
6. Формирование двух групп кооперативов: сельских и городских. Последние во многих странах впоследствии стали называть народными банками. Они в большей мере, чем сельские кооперативы, придерживаются в своей политике принципов коммерческих банков. Вместе с тем кредитная кооперация получила наибольшее развитие именно в сельской местности. Так, в США она носит название «Система фермерского кредита» (Farm Credit System - FCS), в Германии - банки Райффайзена.
7. Можно также четко выделить два класса кредитных кооперативных организаций. Первый из них образуют фермеры, мелкие предприниматели и другие лица, которые нуждаются в займах на производственные и предпринимательские цели. Потребительские займы в таких кооперативах не распространены. Именно такие кооперативы в узком смысле и называют чаще всего кредитными. Однако на практике используют и другие названия. Второй класс кредитных кооперативных организаций образуют кредитные союзы (credit unions). Они объединяют физических лиц и предоставляют кредиты в основном на потребительские цели. Организационно кредитные кооперативы и кредитные союзы, как правило, разделены, т. е. имеют собственные головные структуры.
Особенности континентальной модели кредитной кооперации заключаются в следующем. Во-первых, именно в ряде стран Западной Европы многие кредитные кооперативы постепенно развились до уровня кооперативных банков. Более того, эти банки создали свои центральные банки кооперативного кредита. По уровню капитала, объему и характеру осуществляемых операций такие центральные банки являются одними из ведущих банков своих стран. Среди таких банков можно особо выделить Caisse Nationale de Credit Agricole (Франция), DZ Bank AG (Германия), Raiffeisen Bank (Австрия), Rabobank (Голландия). Основные задачи центрального кооперативного банка состоят в следующем:
• регулирование денежного и кредитного оборота кооперативных учреждений. Поскольку центральный кооперативный банк рас-
полагает значительными свободными средствами, он может предоставлять их по мере надобности нуждающимся кооперативам, либо временно свободные средства одних кооперативов передавать другим. Эта функция сродни функции любого центрального банка страны, но только на мини-уровне;
• регулирование величины процентной ставки в рамках кооперативной системы. Эта связь дает также возможность овладеть механизмом современной банковской техники (инкассирование долговых документов, движение чеков, денежных переводов и т. д.).
• привлечение дополнительных ресурсов на национальном и международных рынках, в первую очередь путем выпуска и размещения собственных долговых ценных бумаг. Названные выше банки являются активными участниками международных рынков ценных бумаг, размещая еврооблигации, евроноты и другие долговые инструменты.
• поддержка при создании новых товариществ и расширении объема деятельности существующих товариществ.
Во-вторых, кредитная кооперация в странах Западной Европы в основном развивается за счет собственных ресурсов. Ресурсы со стороны государства в настоящее время почти не привлекаются. Определенную часть ресурсов кооперативные банки, как уже отмечалось, получают через эмиссию и размещение собственных ценных бумаг на рынках. Более того, организации кредитной кооперативной системы сами являются поставщиком ресурсов для лиц, не принадлежащих к этой системе.
В-третьих, кредитная кооперативная система в Европе носит стройный, завершенный характер.
Кроме того, в структуру рассматриваемой системы входят специализированные лизинговые, страховые, факторинговые и другие компании, созданные кооперативными банками. Хотя эти компании и действуют на коммерческих принципах, однако в первую очередь в интересах своих членов. Это выражается в первоочередном обслуживании членов, а также более льготных условиях обслуживания в сравнении со сторонними организациями. При дальнейшем развитии российской кредитной кооперативной системы данный опыт весьма желательно перенять, поскольку это позволит повысить устойчивость функционирования российских кооперативов, их независимость от внешних условий. Важно также подчеркнуть, что парабанковские организации, которые будут создаваться в кооперативной системе, могут оказать существенную поддержку и кооперативам других направлений, в первую очередь производственным. Ясно, что для них получение таких услуг, как лизинг, факторинг,
важнее, чем для кредитных кооперативов. Поэтому и членами-пайщиками парабанковских организаций должны становиться кооперативы разной функциональной направленности.
Региональные и национальные союзы созданы кредитными кооперативами и банками для осуществления представительских, консультационных функций, программ обучения и переподготовки специалистов в области кредитной кооперации. Для реализации последней задачи также существует сеть кооперативных учебных заведений и центров.
У кредитной кооперативной системы имеются существенные отличия от традиционной кредитной системы. Главное из них заключается в механизме построения этих систем. В кредитной кооперативной системе организации второго уровня принадлежат низовым кооперативам, которые являются их пайщиками. Аналогично созданы организации третьего уровня, членами которых являются организации второго уровня. В этом случае говорят о «перевернутой управленческой пирамиде», в которой отношения собственности и управления базируются на приоритете интересов нижестоящих организаций.
В традиционной кредитной системе властные полномочия осуществляет центральный банк в отношении коммерческих банков и небанковских кредитных организаций. Центральный банк устанавливает для подчиненных организаций нормативы ликвидности, достаточности капитала, резервирования, издает инструкции, обязательные для исполнения, осуществляет пруденциальный надзор за их деятельностью. Кооперативные банки напрямую не подчинены центральному банку, а их связь с последним осуществляется через собственный центральный банк кооперативного кредита.
В Германии, где кредитная кооперативная система одна из наиболее развитых в мире, первоначально центральный банк кооперативного кредита в форме Прусской кассы (конец XIX в.) был создан прусским правительством. И лишь затем, в течение целого столетия государство постепенно уступало свою долю в капитале кооперативным организациям, так что лишь к концу XX в. этот банк стал полностью кооперативным, причем со статусом акционерного общества, т. е. коммерческой организацией. Более правильно утверждать, что кредитная кооперативная система создается «и снизу, и сверху», т. е. эти процессы идут параллельно. В противном случае процесс создания кредитной кооперативной системы может растянуться на долгие годы.
В США и Канаде (провинция Квебек) наибольшее развитие кредитная кооперация получила в сельской местности, среди фермеров. Отличие американской модели кредитной кооперативной системы от европейской континентальной заключается в том, что существенную роль в поддержке не только создания, но и текущего
24
функционирования кооперативной кредитной системы играют государственные организации, причем не только на этапе создания (как в Европе), но и в современный период. В отношении сельскохозяйственных кооперативов в США эту роль выполняет Ассоциация фермерского кредита (Farmer Credit Association, FCA), которая представляет собой независимое федеральное агентство, ответственное за регулирование и контроль деятельности банков, ассоциаций и других организаций, составляющих Систему фермерского кредита (Farmer Credit System, FCS). В эту систему входят низовые фермерские кооперативы, кооперативные банки и некоторые специализированные организации, в частности Федеральная корпорация сельскохозяйственного ипотечного кредита (Federal Agricultural Mortgage Corporation - Farmer Mac), Строительная ассоциация (FCS Building Association) и Страховая корпорация фермерской кредитной системы (FCS Insurance Corporation).
Ассоциация фермерского кредита устанавливает для кредитных кооперативов нормативы, в частности в отношении размера рисков, достаточности капитала и уровня нормы прибыли. Риски определяются отношением так называемых «плохих ссуд» к их общей сумме. «Плохие» ссуды включают в данной интерпретации, во-первых, ссуды, по которым уже были нарушены условия кредитного договора (в США к ним относятся, в частности, кредиты, по которым проценты не платятся более 90 дней сверх положенного срока), а также сомнительные ссуды, по которым велика вероятность неплатежа. В свою очередь, первая группа ссуд может быть подразделена на безнадежные, т. е. фактически списанные, долг по которым вернуть невозможно (например, на имущество должника было наложено взыскание, но его нет или не хватает для возврата долга), а также реструктуризированные. По последним ссудам вероятность возврата существует, и условия договора изменены (продление сроков выплаты или уменьшение процентов, или и то, и другое).
Сельские кредитные кооперативы помимо собственных средств получают ресурсы от различного рода государственных фондов. Зависимость от государственного финансирования приводит, как показывает опыт, к менее устойчивому функционированию кооперативной кредитной системы.
В американской модели, как и в континентальной европейской, большое значение в поддержке кредитных кооперативов играют 7 кооперативных банков, входящих в FCS и принадлежащих низовым кооперативам. Головным в кооперативной системе является Национальный потребительский кооперативный банк (NCB). Однако его роль не столь велика в регулировании FSC, как роль FCA.
В России сегодня также создается система кооперативного кредита. Можно утверждать, что развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации сходно с американской моделью.
Первые кредитные кооперативы появились еще в 1991 г. Они стали аналогами касс взаимопомощи советских времен, разница была в том, что кооперативы могли размещать свободные средства на банковские депозиты и имели статус юридического лица. С тех пор в России появились разнообразные формы кредитных кооперативов, которые можно в целом разделить на три группы:
1) кредитные кооперативы, объединяющие только физических лиц (впоследствии получившие название кредитных потребительских кооперативов граждан - КПКГ);
2) кредитные кооперативы в сфере сельского хозяйства (названные сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами - СПКК);
3) кредитные кооперативы, объединившие и физических, и юридических лиц, которые носили самые разнообразные названия, например, общества взаимного кредитования, различные организации микрофинансирования.
Законодательное регулирование также получилось множественным, в частности, самостоятельный закон был разработан для КПКГ (от 7 августа 2001 г. №117-ФЗ), деятельность СПКК регулировалась Законом №193-Ф3 от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации». Кредитные кооперативы, которые не входили в сферу действия двух названных законов, не имели четкого правового регулирования. Все это вызвало появление множества организаций, которые включали в свое название «кредитные кооперативы», или «кредитные союзы», но по сути действовавшие по принципу финансовых пирамид. Такие организации зачастую не открывали банковские счета, направляли на кредитование незначительную часть аккумулированных вкладчиками средств, а основную часть просто присваивали. Финансовые риски также никак не ограничивались.
Несомненно, такие кооперативы дискредитировали саму идею кредитной кооперации.
Поэтому необходимость принятия единого Закона о кредитной кооперации с четким определением статуса, функций, финансового механизма и других элементов не вызывала сомнений. В июле 2009 г. был принят закон РФ № 190-ФЗ «О кредитной кооперации». Закон объединил регулирование кредитных кооперативов и кредитных потребительских кооперативов граждан.
Однако по-прежнему деятельность сельскохозяйственных кредитных кооперативов регулируется Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации». Вероятно, это связано с тем, что институты системы сельской кредитной кооперации формируются уже достаточно давно, и они не вписываются в систему несельских кредитных кооперативов. При этом российская сельская кредитная кооперация является эффективным инструментом финансирования сельхозтоваропроизводителей и сельского малого бизнеса.
Важно также отметить, что до настоящего времени деятельность кредитных кооперативов в России носит ограниченный характер. Речь идет при этом не о численности кредитных кооперативов, и числе их членов, а о размерах их активов, предоставляемых займов.
Существуют разнообразные, порой противоречащие друг другу данные о численности кредитных кооперативов. Учет кредитных кооперативов в основном ведется раздельно, в зависимости от того, в какую систему они входят. Так, по оценкам экспертов, на середину 2011 г. численность кредитных кооперативов составляла около 1,5 тыс. с 800 тыс. пайщиков и объемом рынка 70-100 млрд руб. [2]. Количество действующих СКПК ( по данным Министерства сельского хозяйства РФ) на 1 января 2011 г. составило 1772 кооператива (с активами более 10 млрд руб.), из которых реально работающих 63,1 %1.
По сравнению с началом 2010 г. произошло сокращение зарегистрированных СКПК. По словам генерального директора Фонда развития сельскохозяйственной кредитной кооперации (ФРСКК) Александра Рассказова, их численность превышала 1900, с общим числом членов около 200 тыс. [1]. В 2010 г. кредитными кооперативами выдано займов на селе малым формам хозяйствования 3081,3 млн руб., в том числе для: личных подсобных хозяйств (ЛПХ) - 1519,9 млн руб., крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) - 1081,1 млн руб., сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) - 308,5 млн руб.
В среднем в месяц по России кредитными кооперативами выдается 100-120 тыс. займов, средняя сумма займа - 70 тыс. руб. для потребительского кредита, 350-400 тыс. руб. - для предпринимательского. Сроки займов в редких случаях превышают один год. Наблюдается тенденция роста доли предпринимательских займов, которая достигла уже 40 %.
Средний сберегательный взнос составляет в целом по России около 80 тыс. руб., правда, эта цифра сильно зависит от региона. Наибольшее развитие кредитные кооперативы получили в Кемеровской области, Алтайском крае, Волгоградской области и Приморье.
Для пайщиков участие в кредитных кооперативах выгодно, в первую очередь в силу достаточно высоких процентов по вкладам, в среднем от 18 до 30 % годовых, что примерно вдвое выше, чем проценты по вкладам в банки. В то же время процентные ставки по займам в кредитных кооперативах выше, чем в банках. Преимуществами кредитования через кооперативы является достаточно короткий срок принятия решения о выдаче кредита (не превышающий
1 Резолюция научно-практической конференции Союза сельских кредитных кооперативов и РСО «Агроконтроль». URL: http://www.chrspkk.ru/home/ 17/doc/rezolu%D1 %81 .doc
обычно 3-х дней), необходимость оформления меньшего количества документов.
Рассмотрим основные особенности становления системы кредитной кооперации в России.
Прежде всего она фактически включает две независимых подсистемы - подсистему сельской кредитной кооперации и подсистему прочих кредитных кооперативов (для дальнейшего в силу их независимости будем называть их системами). Основное отличие между этими системами заключается в том, что система сельской кредитной кооперации создается как трехуровневая, а система прочих КК - как двухуровневая.
На рис. 1 показана сформировавшаяся система сельской кредитной кооперации (взято из источников ФРСКК)1. Здесь же представлены возможные изменения в системе, отображенные пунктиром.
Банк кредитной кооперации
"Н еба н ко вс кая дё поз" ит но-к редитн ая" о рганизац ия""
3 Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «НАРОДНЫЙ КРЕДИТ»
ФРСКК
ГЕРФО
Национальная ассоциация Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК)
Страховой
кооператив
Национальный учебный центр
Национальный Аудиторский союз
2
1
Филиал банка
Офисы
банка
Региональный учебный центр
Региональный Аудиторский союз
Региональный областной Региональная
(зональный ) СКПК ассоциация
Союз сельских
кредитных
кооперативов (ССКК)
Рис. 1. Система сельской кредитной кооперации и перспективы её развития
На первом уровне этой системы расположены сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Они созданы в настоящее время практически во всех регионах России. На втором уровне - региональные областные (или зональные) СКПК. В 2011 г. в 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня
1
' Прорыв сельской кредитном кооперации. URL: http://council.gov.ru/files/ journalsf/item/20061220131851 .pdf
созданы региональные кооперативы второго уровня. В 2004 г. по инициативе региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив третьего уровня).
По нашему мнению, данная система не завершена с точки зрения включения в нее кооперативов нижестоящих уровней ни на втором, ни тем более на третьем уровне. Однако идет постепенный процесс «наполнения» системы.
Важным достоинством системы сельской кредитной кооперации является то, что наряду с финансовой структурой (собственно кредитные кооперативы) она включает также организации инфраструктуры поддержки сельской кредитной кооперации. К ним относятся, в частности, на федеральном уровне ФРСКК, Германский фонд поддержки малого бизнеса (ГЕРФО), Союз сельских кредитных кооперативов (ССКК), а также Аудиторский союз, Учебно-консультационный центр «Кооперативный кредит» и страховой кооператив «Оберег». На региональном уровне также идет формирование фондов гарантий и поддержки, региональных ассоциаций и союзов, региональных учебно-консультационных центров и аудиторских союзов.
Специалисты предлагают трансформировать эту систему, включив в нее кредитные организации. В частности, предлагается на верхнем уровне системы создать Банк кредитной кооперации в форме небанковской депозитно-кредитной организации, который имел бы на региональном уровне свои филиалы1.
Система несельских кредитных кооперативов фактически начинает свое формирование с введением в действие Закона о кредитной кооперации. Как уже отмечалось, она должна быть двухуровневой. Основу системы должны составлять кредитные кооперативы первого уровня как смешанного состава, так и состоящие только из физических лиц. По аналогии с системой сельской кредитной кооперации предполагается формирование кредитных кооперативов второго уровня. На этом аналогия заканчивается.
Принципиальным отличием системы несельских кредитных кооперативов является создание саморегулируемых организаций (СРО), также находящихся на втором уровне. Фактически они представляют инфраструктурный элемент системы. Основными целями СРО в соответствии с Законом (ст. 35) являются осуществление контроля за деятельностью кредитных кооперативов; представление и защита их интересов.
Вместе с тем задачи СРО существенно шире. Не менее важная цель СРО - это страхование кредитных кооперативов. В этих целях
1 Идея И.Л. Бубнова.
кредитные кооперативы обязаны перечислять средства в компенсационный фонд СРО в размере 0,2 % от их активов. Это придает данным СРО определенную аналогию с фондом страхования банковских вкладов.
В функции создаваемых СРО (ст. 36) входит разработка для кредитных кооперативов правил и стандартов, организация обучения их сотрудников, ведение реестров кредитных кооперативов и др. Они также имеют право осуществлять проверки деятельности членов СРО.
Однако фактически СРО являются агентами вышестоящих организаций по надзору за соблюдением кредитными кооперативами законодательных актов.
С сентября 2011 г. контроль и надзор в сфере кредитной кооперации относится к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам России1. ФСФР имеет достаточно широкие полномочия для воздействия на систему несельских кредитных кооперативов. В частности, она имеет право принимать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), СРО, а также устанавливать дополнительные финансовые нормативы сверх нормативов, установленных законом.
Необходимо также отметить как положительный факт, что Закон о кредитной кооперации четко определяет основные элементы финансового механизма кредитной кооперации.
В первую очередь - это определение таких понятий, как взносы членов КК, паевой, членский, вступительный, дополнительный взнос, паевой фонд, резервный фонд, фонд финансовой взаимопомощи и т. д. (ст. 1). Но самое главное - это введение системы мер по обеспечению финансовой устойчивости кредитного кооператива (ст. 6).
Ограничение рисков кредитных кооперативов включает три основных компонента:
1. Запрет на осуществление определенных видов деятельности, в частности, предоставление займов лицам, не являющимся членам КК, выпуск собственных эмиссионных ценных бумаг, операции с ценными бумагами других эмитентов, за исключением государственных и муниципальных, поручительство по обязательствам своих членов и третьих лиц и др.
Отметим здесь, что, как и банкам кредитным кооперативам запрещено заниматься торговой и производственной деятельностью.
1 Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 авг. 2011 г. №717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации».
30
Характерно, что в системе сельской кредитной кооперации есть СКПК, которые совмещают эти виды деятельности с финансовой.
2. Создание двуединой системы страхования (резервный фонд самого КК - не менее 5 % суммы денежных средств, привлеченных КК от членов КК на конец отчетного года; уже упомянутые отчисления в СРО1).
3. Введение других нормативов, ограничивающих кредитные риски кредитного кооператива: максимальной суммы займа, предоставляемого одному члену КК (не более 10 % общей суммы задолженности перед членами по займам, выданным КК); максимальной суммы займа, предоставляемого нескольким членам КК, являющимся аффилированными лицами (не более 20 % от общей суммы задолженности по займам КК), и др.
Поскольку основу деятельности КК составляет паевой фонд, введен норматив минимальной величины паевого фонда КК (не менее 8 % суммы денежных средств, привлеченных КК от его членов).
Размеры введенных нормативов все же требуют более четкого обоснования, и некоторые из них вызывают сомнения. Например, КК в первые два года может привлекать от одного вкладчика не более 30 % от суммы всех сбережений. Поскольку одна из главных проблем кредитных кооперативов - это первичное становление, привлечение членов, то на практике, это будет тормозить развитие новых кооперативов, так как кооператив мог бы привлечь крупную сумму и пустить ее на развитие.
Весьма важно отметить, что имеется существенное отличие в нормативном регулировании рисков СКПК и несельских кредитных кооперативов. В соответствии с действующей редакцией Закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено обязательное установление нормативов финансовой деятельности, приведен перечень этих нормативов (ст. 11). В частности, это ограничения:
• в соотношении размера паевого фонда и размера резервного фонда;
• собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса;
• активов баланса кредитного кооператива и его текущих обязательств;
• максимального размера займа, выдаваемого одному заемщику, и активов кредитного кооператива;
1 Здесь и далее приводятся только нормативы для КК, существующих более 2-х лет, хотя в законе определены и цифры этих нормативов для КК, существующих менее 2-х лет.
• величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может составлять более чем 50 процентов средств этого фонда.
Однако, как видно, сами эти ограничения устанавливаются в основном СКПК. Фактически это означает, что законодательное регулирование деятельности СКПК менее жесткое, чем несельских кредитных кооперативов.
В то же время перечень ограничений относительно вариантов размещения средств СКПК фактически такой же, как и у несельских КК.
В Законе о кредитной кооперации учтена необходимость саморазвития системы кредитной кооперации, что невозможно без привлечения внешних источников финансирования. Все эти источники можно разделить на две группы:
1) средства, привлеченные от сторонних лиц (при этом, как уже было сказано, вводятся ограничения на размер этих средств). В п. 6 ст. 6 указано, что кредитные кооперативы вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц. В этом пункте, конечно, содержится весьма странная оговорка о том, что в учредительных документах юридических лиц должно быть предусмотрено финансирование кредитных кооперативов. Реально это означает, что эти лица повсеместно должны изменить свои учредительные документы, что абсурдно, особенно в отношении банков. Это говорит о том, что некоторые ляпы в Законе все же содержатся.
2) доходы от деятельности КК, за исключением процентов по займам, которые являются внутренними для КК (поскольку внешние операции, которые проводят кредитные кооперативы первого уровня, ограничены, то основную роль здесь должны сыграть доходы кредитных кооперативов второго уровня).
В частности, кредитные кооперативы второго уровня могут также размещать средства в уставные капиталы либо акции российских кредитных организаций. Однако и для них справедливо установлены нормативы, ограничивающие риски. Так, доля средств, размещенных в уставные капиталы и акции КО, не может превышать 20 % активов. Ограничению риска служит и минимальный размер паевого фонда кредитного кооператива второго уровня (10 млн руб. по истечении одного месяца с момента создания и 50 млн руб. - по истечении года).
Увеличение средств системы несельской кредитной кооперации также обеспечивается и за счет предоставленного СРО права самостоятельно размещать средства компенсационного фонда в размере не более 20 млн руб. с соблюдением определенных ограничений (ст. 40). В отличие от кредитных кооперативов второго уровня на-
правления размещения средств расширяются: это вложения в акции российских эмитентов, обращающиеся на рынке, а также объекты недвижимости. Однако полученные от таких размещений доходы не играют роли дополнительного источника ссудного фонда кредитной кооперации, а идут на увеличение компенсационного фонда, т. е. также выполняют функцию страхования рисков системы.
Таким образом, сегодня от успешного функционирования системы кредитной кооперации зависит в определенной степени органичное развитие малого и среднего бизнеса. Поскольку же малый бизнес является наиболее мобильным сектором экономики, быстро приспосабливающимся к меняющимся условиям рынка, то создание для него адекватной инфраструктуры в нашей стране путём обеспечения доступности финансовых ресурсов позволит повысить его доходность, а следовательно, и привлекательность как сферы занятости.
Список литературы
1. Сельская кредитная кооперация: на пути к стабильному развитию // Агрострахование и кредитование. - 2010. - № 1.
2. Юрищева Д., Дементьева С. Кредитную кооперацию ставят в очередь // Коммерсант. - № 140 (4681). 02.08.2011.