амортизации основных средств и нематериальных активов, различных способов оценки незавершенного производства).
При сводном подсчете резервов важно исключить дублирование и двойной счет. Резервы увеличения объема и повышения качества продукции, резервы снижения себестоимости одновременно являются резервами повышения прибыли и уровня рентабельности.
После выявления и обобщения резервов необходимо разработать конкретные мероприятия по внедрению их в производство.
Выявлением и использованием резервов должны заниматься специалисты. Возглавить эту работу в методическом и организационном плане должен главный экономист. Вся работа по выявлению и обобщению резервов проводится на каждом предприятии с таким расчетом, чтобы направить деятельность администрации на принятие необходимых мер по максимальному их использованию.
УДК 334.732(470+571) ББК 65.262.228(2)
Н. М. Космачёва
Система кредитной кооперации и её законодательная база в России сегодня
В статье рассматриваются теория и практика кредитной кооперации, в том числе вопросы законодательного регулирования: основные черты введенного Закона о кредитной кооперации, отмечены некоторые недоработки, которые можно устранить в дальнейшем введением поправок, а также отражены некоторые отличия системы сельской кредитной кооперации от системы прочих кредитных кооперативов.
Ключевые слова: кредитная кооперация, кооператив, кредит, сельская кредитная кооперация.
Первые кредитные кооперативы появились еще в 1991 г. Они стали аналогами касс взаимопомощи советских времен, разница
была в том, что кооперативы могли размещать свободные средства на банковские депозиты и имели статус юридического лица. С тех пор в России появились разнообразные формы кредитных коопера -тивов, которые можно в целом разделить на три группы:
1. Кредитные кооперативы, объединяющие только физических лиц (впоследствии получившие название кредитных потребительских кооперативов граждан - КПКГ).
2. Кредитные кооперативы в сфере сельского хозяйства (названные сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами - СПКК).
3. Кредитные кооперативы, объединившие и физических, и юридических лиц, которые носили самые разнообразные названия, например, общества взаимного кредитования, различные организации микрофинансирования.
Законодательное регулирование также получилось множественным, в частности самостоятельный закон был разработан для КПКГ (от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ), деятельность СПКК регулировалась Законом № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации». Кредитные кооперативы, которые не входили в сферу действия двух названных законов, не имели четкого правового регулирования. Все это вызвало появление множества организаций, которые включали в свое название «кредитные кооперативы», или «кредитные союзы», но по сути действовавшие по принципу финансовых пирамид. Такие организации зачастую не открывали банковские счета, направляли на кредитование незначительную часть аккумулированных вкладчиками средств, а основную часть просто присваивали. Финансовые риски также никак не ограничивались.
Так, за 6 месяцев 2009 г. в России прекратили деятельность семи кредитных кооперативов, которые работали по принципу финансовых пирамид. Ущерб от их деятельности пайщикам уже превысил 32 млрд руб. Несомненно, такие кооперативы дискредитировали саму идею кредитной кооперации.
Необходимость принятия единого закона о кредитной кооперации с четким определением статуса, функций, финансового механизма и других элементов не вызывала, таким образом, сомнений. Однако стоит отметить, что до сих пор есть специалисты, которые оспаривают правомерность объединения в едином законе положе -ний и норм относительно кредитных кооперативов, состоящих только из физических лиц, или со смешанным составом. В частности, против этого выступает генеральный директор Лиги кредитных союзов (ЛКС) В. Калиничев, который утверждает, что такой подход противоречит основному принципу кредитной кооперации как социальной однородности членов организации малой группы, имеющей специальные интересы1. На наш взгляд, все же введение единого закона о кредитной кооперации оправдано, поскольку между кредитными кооперативами граждан и кредитными кооперативами со смешанным составом имеется больше общего, чем различий. Кроме того, в тексте самого Закона отражены некоторые особенности деятельности кредитных кооперативов, членами которых являются физические лица (гл. 6). Главная из них состоит в том, что такие кооперативы могут привлекать денежные средства физических лиц на основании договоров передачи личных сбережений (аналог сберегательного вклада в банках). В то же время другие кредитные кооперативы могут привлекать средства на основании договоров займа.
Однако по-прежнему деятельность сельскохозяйственных кре -дитных кооперативов регулируется Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации». В Концепции развития сельской кредитной кооперации, принятой в 2006 г. ФРСКК, высказывалось пожелание разработки единого Закона о кредитной кооперации. Однако законодатель пошел по иному пути. Вероятно, это связано с тем, что институты системы сельской кредитной кооперации формируются уже достаточно давно, о чем будет сказано далее. И они не вписываются в систему несельских кредитных кооперативов.
1 Калиничев Вадим. Некоторые вопросы совершенствования законодательства о кредитной кооперации. http://www.orema.ru/315.
24
Важно также отметить, что до настоящего времени деятельность кредитных кооперативов в России носит ограниченный характер. Речь идет при этом не о численности кредитных кооперативов, и числе их членов, а о размерах их активов, предоставляемых займов.
Существуют разнообразные, порой противоречащие друг другу данные о численности кредитных кооперативов. Учет кредитных кооперативов в основном ведется раздельно, в зависимости от того, в какую систему они входят. Так, по данным Лиги кредитных союзов, численность КПКГ составляла на середину 2009 г. около 800. Количество действующих СКПК по данным Фонда развития сельскохозяйственной кредитной кооперации (ФРСКК) уже на начало 2009 г.
л
превысило 1200'. При этом следует отметить, что многие кредитные кооперативы регистрируются, но фактически не функционируют. Так, число зарегистрированных СКПК составило 1714 на начало 2009 г., и только 70 % из них фактически функционировало.
По данным Министерства финансов на 1 октября 2008 г. всего в России было зарегистрировано около 2500 кредитных кооперативов различных типов, которые аккумулировали около 15 млрд руб. личных сбережений граждан. Формируются такие кооперативы обычно по территориальному, производственному или профессиональному признаку, наиболее активно развиваются в небольших городах России, а в роли пайщиков в городах в основном выступают работники бюджетной сферы, пенсионеры (до 65 0% пайщиков), предприниматели и работники торговли. Что касается СКПК, то в их структуру входят в основном ЛПХ, сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Незначительную долю составляют в СКПК физические лица.
В среднем в месяц по России кредитными кооперативами вы -дается 100-120 тыс. займов, средняя сумма займа - 70 тыс. руб. для потребительского кредита, 350-400 тыс. руб. - для предприни-
1 О реализации в 2008 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и региональных рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и задачах на перспективу. -http://www. rost. ru/main/docs/Program ma. pdf
25
мательского. Сроки займов в редких случаях превышают один год. Наблюдается тенденция роста доли предпринимательских займов, которая достигла уже 40 %.
Средний сберегательный взнос составляет в целом по России около 60 тыс. руб., правда эта цифра сильно зависит от региона. Наибольшее развитие кредитные кооперативы получили в Волгоградской, Кемеровской областях, Алтайском крае, и Приморье.
Самый крупный по числу пайщиков кредитный кооператив «Честь», зарегистрирован в г. Камышине Волгоградской области, членами которого является более 35 тыс. человек. По активам лидирует кооператив «Эко» из г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа - 1 млрд 300 тыс. руб. активов. В то же время крупных кооперативов (более 5 тыс. пайщиков) немного (по данным Минфина около сотни на всю страну).
Для пайщиков участие в кредитных кооперативах выгодно, в первую очередь в силу достаточно высоких процентов по вкладам, в среднем от 18 до 30 % годовых, что примерно вдвое выше, чем проценты по вкладам в банки. В то же время процентные ставки по займам в кредитных кооперативах выше, чем в банках. Преимуществами кредитования через кооперативы является достаточно ко -роткий срок принятия решения о выдаче кредита (не превышающий обычно 3-х дней), необходимость оформления меньшего количества документов.
Доля кредитных кооперативов на рынке кредитования по различным оценкам не превышает 1 %, а число граждан, которые пользуются их услугами, составляет около миллиона. Если исходить из численности населения России, то это весьма небольшое количество. Достаточно сравнить эту цифру с Ирландией, где 2/3 населения являются членами кредитных союзов. Можно также отметить, что количество банковских вкладов в России превышает 400 миллионов. Не случайно коммерческие банки в России пока еще не счита -ют кредитные кооперативы своими реальными конкурентами.
Отметим основные особенности становления системы кредитной кооперации в России, а также принятого Закона о кредитной кооперации.
Прежде всего она будет фактически включать в себя две независимых подсистемы - подсистему сельской кредитной кооперации и подсистему прочих кредитных кооперативов (в дальнейшем в силу их независимости будем называть их системами). Основное отличие между этими системами заключается в том, что система сельской кредитной кооперации создается как трехуровневая, а система прочих КК - как двухуровневая.
На рис. 1 представлена сформировавшаяся система сельской кредитной кооперации (взято из источников ФРСКК)1. Здесь же представлены возможные изменения в системе, отображенные пунктиром.
На первом уровне этой системы расположены сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Они созданы в настоящее время практически во всех регионах России. На втором уровне - региональные областные (или зональные) СКПК. По имеющимся данным 2008 г., кооперативы первого уровня были объединены в кооперативы второго уровня только в 25 регионах России. Наконец, на третьем уровне 12 региональных СКПК были объединены в Межрегиональный СКПК «Народный кредит». Таким образом, данная система не завершена, с точки зрения включения в нее кооперативов нижестоящих уровней, ни на втором, ни тем более на третьем уровне. Однако идет постепенный процесс «наполнения» системы.
1 Прорыв сельской кредитной кооперации.
http://council.gov.ru/files/journalsf/item/20061220131851.pdf.
27
Ряд специалистов предлагает трансформировать эту систему, включив в нее кредитные организации. В частности, предлагается на верхнем уровне системы создать Банк кредитной кооперации в форме небанковской депозитно-кредитной организации, который имел бы на региональном уровне свои филиалы1. Такая идея навеяна опытом Германии и некоторых других европейских стран, в которых также существует трехуровневая система кредитной кооперации, причем не только в сельском хозяйстве. Верхним уровнем системы кредитной кооперации в Германии выступает Немецкий Центральный кооперативный банк (DZ Bank AG). Вместе с тем историческое развитие немецкой кредитной кооперативной системы шло по пути постепенной трансформации кредитных кооперативов в банки. Вполне возможно, что реализация идеи создания Банка кредитной кооперации в России, пусть и в форме НДКО, может привести к постепенному преобразованию и российских СКПК в кредитные
1 Идея И.Л. Бубнова.
организации с вхождением их в сферу надзора Банка России. В настоящий момент предпосылки для этого не созрели, поскольку размер активов и пассивов СКПК значительно уступает аналогичным показателям коммерческих банков. Кроме того в соответствии с известными принципами кредитной кооперации кредитные кооперативы имеют существенные отличия от банков, главные из которых: оказание услуг только для своих членов; ограничение операций преимущественно сберегательными и заемными; сведение относительно рискованных операций к инвестициям в государственные и муниципальные ценные бумаги, а также вкладным операциям в банки.
Система несельских кредитных кооперативов фактически начинает свое формирование с введением в действие Закона о кредитной кооперации. Как уже отмечалось, она должна быть двухуровневой. Основу системы должны составлять кредитные коо -перативы первого уровня как смешанного состава, так и состоящие только из физических лиц. По аналогии с системой сельской кредитной кооперации предполагается формирование кредитных кооперативов второго уровня. На этом аналогия заканчивается.
Принципиальным отличием системы несельских кредитных кооперативов является создание саморегулируемых организаций (СРО), также находящихся на втором уровне. Кредитные кооперативы первого уровня обязаны войти в СРО в течение трех месяцев. Фактически они представляют инфраструктурный элемент системы. Основными целями СРО, в соответствии с Законом (ст. 35), являются:
• осуществление контроля за деятельностью кредитных кооперативов;
• представление и защита их интересов.
Вместе с тем задачи СРО существенно шире. В Законе не отмечено, но из самого его смысла следует, что не менее важная цель СРО - это страхование кредитных кооперативов. В этих целях кредитные кооперативы обязаны перечислять средства в компенсационный фонд СРО в размере 0,2 % от их активов. Это придает данным СРО определенную аналогию с фондом страхования банковских вкладов.
Однако, как отмечает юрист ЛКС (Лиги кредитных союзов) Илья Родионов, если компенсационный фонд будет создаваться только за счет средств КК, то его создание растянется на долгие годы. Он предлагает также и участие государства в формировании данного фонда по аналогии с Агентством по страхованию вкладов. Это разумное предложение особенно важно в первые годы создания фонда.
В функции создаваемых СРО (ст. 36) входит разработка для кредитных кооперативов правил и стандартов, организация обучения их сотрудников, ведение реестров кредитных кооперативов и др. Они также имеют право осуществлять проверки деятельности членов СРО.
Однако фактически СРО являются агентами вышестоящих ор -ганизаций по надзору за соблюдением кредитными кооперативами законодательных актов. В Законе о кредитной кооперации говорится, что Уполномоченный федеральный исполнительный орган осуществляет государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации. Этот орган в тексте Закона не определен, что создает неопределенность в системе регулирования, но в настоящее время де-факто им выступает Министерство финансов РФ. Учитывая определенный Законом круг функций и прав этого Упол -номоченного органа, можно сказать, что Министерство финансов РФ имеет достаточно широкие полномочия для воздействия на систему несельских кредитных кооперативов. В частности, он имеет право принимать нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, их союзов (ассоциаций), СРО, а также устанавливать дополнительные финансовые нормативы сверх нормативов, установленных Законом.
Контроль за деятельностью крупных кредитных кооперативов (число членов превышает 5 тыс. физических и (или) юридических лиц), а также кредитных кооперативов второго уровня также возло -жен на Уполномоченный федеральный исполнительный орган.
Необходимо также отметить как положительный факт, что Закон о кредитной кооперации четко определяет основные элементы финансового механизма кредитной кооперации.
30
В первую очередь - это определение таких понятий, как взносы членов КК (паевой, членский, вступительный, дополнительный), паевой фонд, резервный фонд, фонд финансовой взаимопомощи и т. д. (ст. 1). Но самое главное - это введение системы мер по обеспечению финансовой устойчивости кредитного кооператива (ст. 6).
Ограничение рисков кредитных кооперативов включает три основных компонента:
1. Запрет на осуществление определенных видов деятельности, в частности предоставление займов лицам, не являющимся членами КК, выпуск собственных эмиссионных ценных бумаг, операции с ценными бумагами других эмитентов, за исключением государственных и муниципальных, поручительство по обязательствам своих членов и третьих лиц и др.
Отметим здесь, что, как и для банков, кредитным кооперативам запрещено заниматься торговой и производственной деятельно -стью. Характерно, что в системе сельской кредитной кооперации есть СКПК, которые совмещают эти виды деятельности с финансовой.
2. Создание двуединой системы страхования (резервный фонд самого КК - не менее 5 % суммы денежных средств, привлеченных КК от членов КК на конец отчетного года; уже упомянутые отчисления в СРО1).
3. Введение других нормативов, ограничивающих кредитные риски кредитного кооператива: максимальной суммы займа, предоставляемого одному члену КК (не более 10 °% общей суммы задолженности перед членами по займам, выданным КК); максимальной суммы займа, предоставляемого нескольким членам КК, являющимся аффилированными лицами (не более 20 % от общей суммы задолженности по займам КК), и др.
Основные элементы системы регулирования рисков кредитных кооперативов имеют некоторое сходство с аналогичными элементами в отношении банков, но с учетом специфики деятельности КК.
1 Здесь и далее приводятся только нормативы для КК, существующих более 2-х лет, хотя в Законе определены и цифры этих нормативов для КК, существующих менее 2-х лет.
Ограничение риска финансового рычага также осуществляется путем введения норматива максимальной суммы денежных средств, привлеченных КК от юридических лиц, не являющихся его членами (не более 50 % от общей суммы привлеченных денежных средств членов КК). Учитывая, что для КК не устанавливается норматив достаточности капитала, указанный норматив фактически выполняет его роль.
Поскольку основу деятельности КК составляет паевой фонд, введен норматив минимальной величины паевого фонда КК (не менее 8 % от суммы денежных средств, привлеченных КК от его членов).
Размеры введенных нормативов все же требуют более четкого обоснования, и некоторые из них вызывают сомнения. Например, КК в первые два года может привлекать от одного вкладчика не более 30 % от суммы всех сбережений. В одной из статей приведен такой достаточно убедительный контрагент1. Если создать кооператив из 15 человек, а это минимальная возможная численность, и все они скинутся на фонд по 10 тыс. руб., то в фонде получится 150 тыс. руб. Если вкладчик захочет разместить крупную сумму, то у него можно принять только 50 тыс. руб. Это будет тормозить развитие новых кооперативов, так как кооператив мог бы привлечь крупную сумму и пустить ее на развитие. И действительно, для КК одна из главных проблем - это первичное становление, привлечение членов.
У ряда специалистов также вызывает сомнение введение отмеченного норматива минимальной величины паевого фонда. Так, председатель Совета Лиги кредитных союзов В.А. Касаткин считает, что успешная работа КК обеспечивается правильным размещением личных сбережений и других привлеченных средств, а получать до-
1 Меркулов В., Погорелова Ю. Кредит за свой счет // Деньги. - № 32. -
2009.
ход от паевого фонда не выгодно1. Он отмечает далее, что ответственность кредитного кооператива как некоммерческой организации никак не связана с суммой паевого фонда.
Весьма важно отметить, что имеется существенное отличие в нормативном регулировании рисков СКПК и несельских кредитных кооперативов. В соответствии с действующей редакцией Закона «О сельскохозяйственной кооперации» (от 11.06.2003 № 73-ФЗ) предусмотрено обязательное установление нормативов финансовой деятельности, приведен перечень этих нормативов (ст. 11). В частности, это ограничения в соотношении:
• размера паевого фонда и размера резервного фонда;
• собственного капитала кредитного кооператива и активов его баланса;
• активов баланса кредитного кооператива и его текущих обяза -тельств;
• максимального размера займа, выдаваемого одному заемщику, и активов кредитного кооператива;
• величины временно свободного остатка фонда финансовой взаимопомощи, которая не может составлять более чем 50 процентов средств этого фонда.
Однако, как видно, сами эти ограничения устанавливаются в основном СКПК. Фактически это означает, что законодательное регулирование деятельности СКПК менее жесткое, чем несельских кредитных кооперативов. В то же время перечень ограничений относительно вариантов размещения средств СКПК фактически такой же, как и у несельских КК.
В Законе о кредитной кооперации учтена необходимость само -развития системы кредитной кооперации, что невозможно без при-
1 Доклад на секции Совета Лиги кредитных союзов «Законодательство -основа развития сектора корпоративных финансов» III форума кредитных союзов России (2009). На этом форуме обсуждался в том числе и в то время еще законопроект Закона о кредитной кооперации. -http://rosprofzhel.rzd.ru/files/4357.pdf?PHPSESSID=f5d0c6bd4d3da8354107a2c180 d590ef.
влечения внешних источников финансирования. Все эти источники можно разделить на две группы:
1. Средства, привлеченные от сторонних лиц. При этом, как уже было сказано, вводятся ограничения на размер этих средств. В п. 6 ст. 6 указано, что кредитные кооперативы вправе привлекать средства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, кредитных организаций и иных юридических лиц. В этом пункте, однако, содержится весьма странная оговорка о том, что в учредительных документах юридических лиц должно быть предусмотрено финансирование кредитных кооперативов. Реально это означает, что эти лица повсеместно должны изменить свои учредительные документы, что абсурдно, особенно в отношении банков. Это говорит о том, что некоторые ляпы в Законе все же содержатся.
2. Доходы от деятельности КК, за исключением процентов по займам, которые являются внутренними для КК. Поскольку внешние операции, которые проводят кредитные кооперативы первого уров -ня, ограничены, то основную роль здесь должны сыграть доходы кредитных кооперативов второго уровня.
В частности, кредитные кооперативы второго уровня могут так -же размещать средства в уставные капиталы либо акции российских кредитных организаций. Однако и для них справедливо установлены нормативы, ограничивающие риски. Так, доля средств, размещенных в уставные капиталы и акции КО, не может превышать 20 % активов. Ограничению риска служит и минимальный размер паевого фонда кредитного кооператива второго уровня (10 млн руб. по истечении одного месяца с момента создания и 50 млн руб. - по истечении года).
Увеличение средств системы несельской кредитной кооперации также обеспечивается и за счет предоставленного СРО права самостоятельно размещать средства компенсационного фонда в разме-
ре не более 20 млн руб. с соблюдением определенных ограничений (ст. 40). В отличие от кредитных кооперативов второго уровня направления размещения средств расширяются: это вложения в акции российских эмитентов, обращающиеся на рынке, а также объекты недвижимости. Однако полученные от таких размещений доходы не играют роли дополнительного источника ссудного фонда кредитной кооперации, а идут на увеличение компенсационного фонда, т. е. также выполняют функцию страхования рисков системы.
В статье были затронуты основные черты введенного Закона о кредитной кооперации, отмечены некоторые недоработки, которые можно устранить в дальнейшем введением поправок, а также отражены некоторые отличия системы сельской кредитной кооперации от системы прочих кредитных кооперативов.