Научная статья на тему 'Кредитная кооперация РФ: проблемы развития'

Кредитная кооперация РФ: проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1054
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросова Л. Д.

В статье анализируется современное состояние кредитной кооперации в РФ и проблемы, препятствующие ее дальнейшему развитию. Предлагаются меры по усилению роли кредитной кооперации в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитная кооперация РФ: проблемы развития»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

31 декабря отчетного года) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Доходы от продажи излишков нужно учесть в доходах при УСН (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Доходы от продажи излишков нужно учесть в доходах при УСН (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получается, что стоимость МПЗ учитывается в доходах дважды: при инвентаризации и после продажи. При этом расходам в данном случае по МПЗ не возникает (письмо Минфина от 05.07.2011 № 03-11-11/109). Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Положение по бухгалтерскому учет «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001№44н

4. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01. № 119н

©Андреева Е. О.,2016

УДК 336.62

Л.Д. Андросова

к.э.н, доцент

Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация

КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ РФ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье анализируется современное состояние кредитной кооперации в РФ и проблемы, препятствующие ее дальнейшему развитию. Предлагаются меры по усилению роли кредитной кооперации в экономическом и социальном развитии Российской Федерации.

Ключевые слова

Кредитная кооперация, малое предпринимательство, микрофинансовые организации.

В условиях экономического кризиса активно ведется поиск драйверов экономического роста. В качестве таковых называются различные отрасли и сферы бизнеса, начиная от коммерческих банков и кончая импортозамещающими направлениями деятельности. Не вызывает сомнения, что и первые, и вторые призваны сыграть немаловажную роль в подъеме экономики РФ. Однако, по нашему мнению, подлинным драйвером экономического развития РФ на современном этапе может стать малое предпринимательство.

Во всех развитых странах малое предпринимательство играет исключительно важную роль, участвуя в формировании весьма значительной части валового внутреннего продукта, а также обеспечивая создание благоприятного социального климата путем формирования дополнительных рабочих мест и увеличения финансовых ресурсов домохозяйств. Последнее особенно важно для современной России, поскольку в последнее время наблюдается падение реальных располагаемых доходов населения. (По данным Росстата в мае текущего года они снизились в годовом исчислении на 5,7%). В этих условиях в целях увеличения доходов трудоспособное население будет стремиться к наращиванию своих финансовых ресурсов альтернативными способами, одним из которых является предпринимательская деятельность, т.е. малый бизнес.

Однако развитию малого предпринимательства в РФ препятствует наряду с другими факторами и отсутствие необходимых для начала, продолжения или развития своего бизнеса средств. Коммерческие банки рассматривают кредиты начинающим предпринимателям как высокорискованные и неохотно кредитуют такого рода бизнес. Другими источниками заемных средств могут стать микрофинансовые организации, к ко

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

торым, в частности, относится и кредитная кооперация. Однако в этом отношении Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) выявило очень тревожную тенденцию: 45% россиян, привлекающих заемные средства, обращались не к кредитным или микрофинансовым организациям, а к частным лицам. НАФИ не приводит расшифровку этой статистики по целям заимствования, но вероятнее всего речь идет о займах на потребительские цели на срок от нескольких дней до нескольких месяцев. Привлечение средств в целях осуществления инвестиций в собственное дело предполагает более длительные сроки и не является привлекательным для частных лиц- займодателей.

Средства для открытия собственного бизнеса или его расширения могли бы предоставить кредитные кооперативы. Тем более, что в количественном отношении систему отечественной кредитной кооперации можно считать сформировавшейся. Кредитная кооперация в РФ включает два крупных блока: сельскохозяйственные кредитные кооперативы и кредитные кооперативы, которые играют далеко не одинаковую роль в поддержке малого предпринимательства.

Основой кредитной кооперации в РФ являются кредитные кооперативы первого уровня, к которым относится основная масса кредитных кооперативов. Первыми законодательно были закреплены потребительские сельскохозяйственные кооперативы, в состав которых вошли и сельскохозяйственные кредитные кооперативы. Позднее специальным законодательным актом стала регулироваться и деятельность кредитных кооперативов. На начало 2016г. кредитные кооперативы первого уровня были представлены 3 474 кредитными потребительскими кооперативами (КПК) и 1 781 сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооператива (СКПК).

Для оказания финансовой поддержки кредитным кооперативам первого уровня формируются кооперативы второго уровня, членами которых являются исключительно кооперативы первого уровня. В 2015г. в РФ было зарегистрировано 7 КПК и 33 СКПК второго уровня.

Кредитные кооперативы должны в обязательном порядке входить в состав саморегулирующихся организаций (СРО), которые в настоящее время наделены важными контрольными и регулятивными функциями. По состоянию на начало 2016г. эта сфера включала 9 СРО КПК и 2 СРО СКПК,а также 2 СРО ревизионных союзов СКПК.

Если в количественном отношении все обстоит более или менее благополучно, то вопрос о качественном соответствии кредитной кооперации требованиям современности и, в первую очередь, о ее месте и роли в развитии экономический и социальной сферы РФ остается открытым. Центральный Банк России включает кредитную кооперацию в состав микрофинансовых организаций (МФО), среди которых она стабильно за последние несколько лет занимает свою нишу.

Так, по итогам 2014г. в количественном отношении (по числу клиентов или пайщиков) на первом месте среди МФО находились ломбарды 4840 тыс. человек, на втором СМФО -2490 тыс. человек и на третьем КПК -1240 тыс., последнее составляло 14,5% общего количества членов МФО. По удельному весу в объемах рынка микрофинансирования КПК занимали гораздо более значительную долю. По итогам 2014г. около 40% общего портфеля займов этого рынка приходилось на КПК.

Важную роль играли и СКПК, в 2015г. их совокупные активы превысили 10 млрд.руб. Такой объем средств позволил удовлетворить около 10% потребности малых форм сельских хозяйств в заемных средствах и занять на этом рынке третье место (после «Россельхозбанка» и ПАО «Сбербанк»).

Однако для дальнейшего развития кредитной кооперации и усиления ее роли в экономическом и социальном развитии страны необходимо решить ряд проблем. В первую очередь, по нашему мнению, к таким проблемам относится дефицит финансовых ресурсов и их относительно высокая стоимость.

Как известно, финансовые ресурсы кредитных кооперативов, как и других юридических лиц, формируются за счет собственных и привлеченных источников. Последние, в свою очередь, складываются из займов, полученных от членов кооперативов, кредитов коммерческих банков, других кооперативов (обычно кооперативов второго уровня) и государственных институтов.

Активное участие государства в формировании финансовых ресурсов кооперации позволяет уменьшить цену средств для заемщиков. Однако государство не в состоянии обеспечить все потребности членов кооперативов в заемных средствах. Оно становится еще более проблематичным, учитывая значительный де

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

фицит бюджета РФ на современном этапе.

Из негосударственных источников формирования финансовых ресурсов кредитной кооперации могут быть использованы средства финансовых институтов, нефинансовых организаций и населения. В настоящее время КПК нередко привлекают средства населения под 30% и более процентов годовых. Такая высокая стоимость ресурсов КПК в свою очередь определяет запредельную ставку предоставления средств заемщикам и сроки заимствования от нескольких дней до 1 -2 месяцев, делая невозможным привлечение ресурсов КПК для осуществления реальных инвестиций.

Как известно, объем и цена привлекаемых средств в большой степени зависит от риска их невозврата, который несет кредитор, и снижение которого в положительную сторону повлияет не только на цену заемных ресурсов, но и на их величину.

Для минимизации риска невозврата средств, позаимствованных кредитными кооперативами, обеспечения их финансовой устойчивости отечественным законодательством предусмотрена целая группа мер. Кредитные кооперативы обязаны страховать свою ответственность. Им предписано соблюдение ряда нормативов, регулирующих размер резервного фонда, максимальный объем средств, полученных или предоставленных в заем одному члену кооператива или группе аффилированных лиц, минимальный размер паевого фонда, максимальный объем заимствований у юридических лиц, не являющихся пайщиками данного кооператива и т.п. Кроме этого кредитные кооперативы должны в обязательном порядке входить в состав саморегулируемых организаций, которые в свою очередь обязаны создавать специальные компенсационные фонды для покрытия обязательств ликвидируемых кооперативов в случае нехватки у последних собственных средств.

Несомненно, соблюдение указанных требований является важным условием возврата заимствованных кооперативом средств в случае его банкротства, но далеко не таким надежным как страховое возмещение, гарантированное вкладчикам коммерческих банков за счет средств Агентства страхования вкладов.

Организацию для страхования своей ответственности выбирает сам кредитный кооператив и, соответственно, исходит из требования минимизации издержек, которые он при этом несет. Не обязательно выбранная по такому принципу страховая компания будет располагать достаточным объемом финансовых ресурсов для выполнения своих обязательств при наступлении страхового случая.

Что касается надзорной деятельности за кредитной кооперацией со стороны ЦБ РФ, то на современном этапе из-за усиления регулирования, сопровождающегося, например, введением обязательной сдачи отчетности, ограничением предельной ставки по займам, резервированием, многие кредитные кооперативы, особенно, небольшие, испытывают весьма существенные сложности. Существует опасение, что они могут перейти в категорию нелегальных займодателей.

В свою очередь сами по себе нормативы, как показала практика, применения подобных и даже значительно более строгих требований по отношению к коммерческим банкам, не гарантируют надежность финансовых институтов.

Для гарантии интересов пайщиков и обеспечения сохранности их сбережений важное значение также имеет требование об обязательном участии кредитных кооперативов в саморегулируемых организациях (СРО) и создание последними специальных компенсационных фондов. Не вызывает сомнения, что компенсационные фонды являются реальным инструментов, гарантирующим интересы пайщиков в случае неспособности кредитного кооператива рассчитаться по своим обязательствам.

Однако, как показывает статистика, далеко не все кредитные кооперативы являются членами СРО. На начало 2016г. только около 50% КПК входили в состав СРО, хотя в соответствии с федеральным законом «О кредитной кооперации» от 18.07.2009г. № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, в течение трех месяцев со дня своего создания обязаны вступить в саморегулируемую организацию. Настораживает и тот факт, что существенная положительная динамика в этом отношении не выявлена. За последние годы число членов СРО КПК оставалось более или менее стабильным. Так, на начало 2012г. в состав СРО входило 1321 КПК, на начало 2013г.-1478 КПК, , на начало 2015г.-1495, а на начало 2016г. -1625, при этом следует учитывать, что в состав СРО в 2015г. вошли 30 КПК из Крыма и Симферополя.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

В соответствии с указаниями ЦБ РФ в сентябре 2016г. все кредитные кооперативы должны входить в состав СРО. Устранение данного нарушения, на первый взгляд, не вызовет особых сложностей. Видимо, в ближайшее время кредитные кооперативы, не вошедшие в состав СРО, будут лишены лицензии и формально прекратят свою деятельность. В этом случае, с одной стороны, вполне вероятно возникновение проблемы погашения задолженности таких кооперативов, а с другой, перехода ряда ликвидированных КПК в сферу нелегального бизнеса и их трансформации в «черных кредиторов».

Другой вопрос: достаточность указанных фондов для погашения обязательств ликвидируемых кооперативов. СРО раскрывают информацию об абсолютных размерах своих компенсационных фондов. Их рост за 2015г. на 49% является важным положительным моментом развития системы кредитной кооперации в РФ. На начало 2016г. эти фонды составили 320,5 млн.руб. На первом месте по абсолютному размеру находился компенсационный фонд СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» -95 млн. руб., на втором «Кооперативные финансы» -70,5 млн. руб., на третьем месте - «Содействие» -31,1 млн. руб.

При этом не обязательно самые крупные СРО по числу членов располагали и самыми крупными компенсационными фондами. На начало 2016г. наибольшее число КПК (54%), как и в предыдущем году, входило в состав 3 СРО: «Союзмикрофинанс» (440 на 01.01.2016г. против 355 в 2015г.), «Содействие» (246 и 219, соответственно), «Кооперативные финансы» (201 и 200 на 2015г.). Компенсационные фонды двух последних из выше названных СРО были весьма незначительными. Так, у СРО: «Союзмикрофинанс» -22,9 млн. руб, «Содействие» 31,1 млн.руб. Формально в указанной ситуации нет никаких противоречий, поскольку величина компенсационного фонда не зависит от количества членов СРО.

В то же время возникает естественный вопрос о достаточности указанных фондов для покрытия обязательств ликвидируемых кооперативов в случае их неспособности выполнить свои обязательства самостоятельно. Ответить на этот вопрос можно только на основе анализа финансового положения кооперативов -членов СРО. Однако раскрытие подобной информации ни законодательно, ни требованиями регулятора в РФ не предусмотрено и не осуществляется.

Дальнейшего реформирования требует и сама система СРО кооперативов, которым предстоит существенное укрупнение и усложнение функций по обеспечению контроля за своими членами и формированию отчетности в соответствии с требованиями регулятора. В июне текущего года ЦБ РФ впервые обязал СРО кредитных кооперативов разработать отраслевые стандарты по выдаче займов, привлечении средств и управлению рисками.

Введение отраслевых стандартов несомненно повысит качество управления в кредитных кооперативах, но возникает вопрос: смогут ли СРО обеспечить контроль за реализацией этих принципов своими членами. В противном случае велика вероятность формального подхода и злоупотреблений при их применении на практике. Соответственно, результативность их введения будет небольшая. Для того, чтобы обеспечить положительный эффект ЦБ РФ предстоит провести значительную и последовательную работу по обеспечению контроля их применения на практике.

Для успешного пополнения финансовых ресурсов кредитной кооперации и снижения их стоимости на основе повышения доверия к этому финансовому институту можно порекомендовать законодательное закрепление полного раскрытия финансовой информации как по отдельным кредитным кооперативам, так и по их объединениям не только для государственного регулятора, но и в открытом доступе, а также введение штрафов за непредставление, неполное или недостоверное представление такой информации.

Также для расширения финансовой базы кредитной кооперации, по нашему мнению, целесообразно создать два или более фонда поддержки, у которых кредитные кооперативы могли бы заимствовать средства по более низкой, чем у отдельных физических и юридических лиц ставке. Один фонд необходимо сформировать для обеспечения потребности в средствах сельскохозяйственных кредитных кооперативов. Что особенно важно, учитывая роль кредитной кооперации в обеспечении заемными средствами сельскохозяйственных производителей.

Специальный фонд, Фонд развития сельской кредитной кооперации, созданный для предоставления займов СКПК, в настоящее время не в состоянии оказать им существенную помощь. Не велика роль и кооперативов второго уровня, имеющих слабую финансовую базу, составляющую на начало 2015г. 701,2 млн. руб.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Более того активы КПК второго уровня в абсолютном размере сократилась за 2014г. на 15%, если же учесть инфляцию, то сокращение будет более существенным.

Рекомендуемый нами новый фонд поддержки СКПК можно создать за счет средств организаций перерабатывающих отраслей, заинтересованных в развитии поставок отечественной сельскохозяйственной продукции и получивших значительный выигрыш в результате проведения политики импортозамещения.

Второй фонд может сыграть важную роль в обеспечении средствами кредитных кооперативов не связанных с предоставлением займов сельскохозяйственным производителям, что усилит роль КПК в среднесрочной и долгосрочной финансовой поддержке малого предпринимательства.

Для минимизации бюджетных расходов, основным источником формирования указанного фонда могли бы стать средства, полученные от реализации облигаций специально созданного государственного Агентства. Для повышения привлекательности таких облигаций в глазах инвесторов на них можно распространить государственные гарантии .

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»

2. Андросова Л.Д. Кредитная кооперация в денежно-кредитной политике Банка России.// Научное обозрение. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. №2, М.: Опти-мус. 2016г. -с.22-24

3. www.cbr.ru -официальный сайт Центрального Банка России

© Андросова Л.Д., 2016

УДК 339

Асланова Э.Г.

Студентка 1 курса факультета менеджмента Академия Маркетинга и Социально-информационных Технологий ИМСИТ

г. Краснодар, Российская Федерация

ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ЦЕН НА НЕФТЬ

Аннотация

В данной статье будут рассмотрены основные причины развития динамики цен на «мировом энергетическом рынке», очевидные пути решения от глобальной проблемы на рынке добычи нефти.

Ключевые слова

Мировая экономика. Энергетический рынок. Рост и падение. Спрос и предложение.

Мировое значение нефти для экономики России является одной из очень важных и острых тем в наше время. Экономика многих стран на прямую зависит от развития и добычи нефти. По своей сути нефть - это очень важное и полезное ископаемое для всего человечества. [1, с. 38]

На сегодняшний день очень трудно себе представить, как бы мы жили без неё, ведь благодаря добычи нефти и продуктам её переработки, люди достигли невероятных высот в химической отрасли - это пластмассы, каучук, лаки и краски, минеральные удобрения и т. д.

В настоящее время Россия является самой крупной нефтедобывающей и экспортируемой страной. В экономике России нефть занимает устойчивую и важную позицию, ведь её доля для ВВП России уже более 15%, и примерно более одной третьей от валютной выручки. [2, с. 101]

Сегодня вся планета наблюдает за ростом и падением цен на нефть в мировом рынке. Все нефтяные магнаты и сильные мировые державы целиком и полностью зависят от нефти и если случается падение стоимости - это отрицательно отражается на экономике государства. Что влияет на понижение цен на нефть?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.