МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
С. АНДРЮШИН,
доктор экономических наук, заведующий сектором Института экономики РАН
В. КУЗНЕЦОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН
ИНСТИТУТЫ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Рассматривается международный опыт функционирования микрофинансовых специализированных институтов с учетом развития современной кризисной ситуации. Приводится краткий ретроспективный обзор развития кредитной кооперации в нашей стране. Высказываются предложения по реформированию системы микрофинансовых институтов в современной российской экономике.
Ключевые слова: финансы, кредит, регионы, кредитная кооперация, микрофинансовые институты.
В условиях современного мирового финансового кризиса на первый план выходит проблема достаточности финансовых ресурсов для регионального социально-экономического развития. Сильные регионы - сильная Россия. Высокая доля дотаций на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, а также нехватка собственных средств не позволяют регионам-получателям стимулировать социально-экономическое развитие.
Федеральная поддержка регионов сама по себе необходима, но недостаточна. Как показал опыт последнего десятилетия, за счет исключительно трансфертов из федерального бюджета невозможно сформировать механизм саморазвития регионов. Поэтому нужны другие финансовые институты и организационные механизмы, способные воспроизводить стимулы саморазвития. Одним из таких институтов регионального социально-экономического развития могут быть микрофинансовые институты.
Междудународный опыт функционирования микрофинансовых институтов
Международная практика организации и функционирования национальных кредитных институтов свидетельствует, что успешная реализация денежно-кредитной политики зависит не столько от активности отдельных транснациональных банковских групп и банковских холдингов, сколько от функционирования значительного числа микрофинансовых кредитных организаций, деятельность которых основана на принципах взаимности и доверия. Речь в первую очередь идет о таких институтах гражданского общества, как строительные общества Великобритании и кредитные союзы США, народные банки и сельские кооперативы Франции, кредитные кооперативы и строительно-сберегательные ассоциации Германии, кредитная кооперация и почтовосберегательные ассоциации Японии. Данные кредитные организации, имея непосредственное отношение к ценовой стабильности и устойчивому развитию реальной экономики, способны противостоять негативным проявлениям экономического кризиса.
Великобритания. Микрофинансовые институты Великобритании представлены строительными обществами или жилищно-строительными кооперативами, члены которых являются не только пайщиками (вкладчиками) своих обществ, но могут получить кредит под застройку. Основные банковские продукты, которые строительные общества предлагают своим клиентам (пайщикам), - это кредитование (ипотека и потребительские ссуды), сбережения (физических и юридических лиц), кредитные карты и страхование. Так, в активах баланса строительных обществ наибольший удельный вес составляют кредиты - 78,1% (на 31 декабря 2007 г.). Затем следуют активы в форме наличности, банковских депозитов, сберегательных сертификатов и легко реализуемых ценных бумаг - 18,5%. При этом свою ресурсную базу (пассивы) строительные общества на 62,6% формируют за счет выпуска различных обязательств. В их структуре преобладают краткосрочные обязательства - 59,3%, в том числе 7,4% приходится на обязательства свыше 1 года. Почти 30% пассивов строительных обществ формируется за счет привлеченных депозитов физических и юридических лиц (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности строительных обществ Великобритании за 1996-2007 гг._______________
Год Количество, ед.
Общества Филиалы Агентства Акционеры, тыс. чел. Вкладчики, тыс. чел. Кредиторы, тыс. чел.
1996 77 4613 1120 37768 6889 6859
2001 65 2126 241 20310 568 2750
2006 60 2105 563 22396 472 2857
2007 59 2016 572 23038 460 2941
Сумма, млн ф. ст.
Депозиты физических и юридических лиц Привлечение средств за счет выпуска различных обязательств строительных обществ Капитал (субординированная задолженность и подписной акционерный капитал) Итого пассивы
1996 76231 196546 22814 318392
2001 37985 119815 10544 171375
2006 82760 188943 18061 249419
2007 98365 206783 19708 330272
Источник: http://www.bsa.org.uk/keystats/buildingsocietysector.htm
Франция. Микрофинансовые институты Франции существуют в четырех формах: в форме народных банков, в форме учреждений сельскохозяйственного кредита, в форме общества взаимного кредита и в форме кооперативных банков. Эти организации занимаются кредитованием под умеренные проценты сельского хозяйства, потребительской кооперации и малого частного бизнеса. В структуре консолидированного баланса всей банковской системы Франции (на декабрь 2006 г.) на их долю проходилось 10,7% от числа всех кредитных учреждений и 20,8% всех совокупных банковских активов.
Германия. Микрофинансовые институты Германии разнообразны. Сберегательные банки, строительно-сберегательные ассоциации, региональные общества кредитной кооперации и кредитные кооперативы являются институциональной основой устойчивого развития банковской системы Германии.
Основное назначение сберегательных банков (Sparkassen) Германии состоит в приеме вкладов и выдаче ссуд гражданам на жилищное строительство. Им также разрешено проводить все банковские операции, за исключением покупки акций за свой счет, операций с иностранной валютой и драгоценными металлами. В настоящее время на 438 сбербанков приходится примерно 17% совокупных депозитов и более 13% совокупных кредитов банковской системы страны.
Строительно-сберегательные ассоциации представляют собой общественные и частные учреждения, хранящие на льготных условиях жилищные сертификаты с установленным минимальным сроком вклада. Они предоставляют жилищные кредиты на гораздо более льготных условиях, чем ипотечные банки. На хранимые жилищные сертификаты они начисляют премии. В настоящее время совокупные активы строительно-сберегательных ассоциаций составляют около 190,0 млрд. евро (сентябрь 2008 г.).
Региональные общества кредитной кооперации и кредитные кооперативы - самые массовые кредитные организации Германии. На эти кредитные институты, организованные как в форме ссудо-сберегательных товариществ, так и в форме кредитных товариществ Райффайзена, приходится более 60% всех кредитных организаций, свыше 8% всех активов и выданных кредитов, около 10% всех депозитов и привлеченных займов банковской системы Германии.
США. Микрофинансовые институты в США - это главным образом кредитные союзы (Credit Unions). Они представляют собой кооперативные кредитные учреждения, организованные на принципах взаимного доверия и персональной ответственности по общим обязательствам. Это единственные кредитные организации в стране, деятельность которых не облагается налогами и может лицензироваться как органами штатов, так и федеральным правительством. В настоящее время (на 30 сентября 2008 г.) в стране насчитывается более 7904 кредитных союзов, совокупные активы которых превышают 800 млрд. долл. (в которых почти 70% приходится на займы), совокупные обязательства -около 713,5 млрд. долл. (в которых почти 94% - сбережения), совокупный капитал - 88,2 млрд. долл. (70% которого было сформировано за счет нераспределенной прибыли) (табл. 2).
Таблица 2
Баланс кредитных союзов США, млн. долл._________________________
Статьи баланса 09.2006 09.2007 09.2008
Активы
1. Наличность 46580 50945 43865
2. Инвестиции 138299 142188 164471
3. Займы, всего 487905 519187 560026
в т. ч.
- размещенные кредиты (Loans Held for Sale) 1011 1035 984
- необеспеченные займы по кредитным карточкам
- прочие необеспеченные займы 24686 28002 31477
- автокредиты под новые машины 22015 23736 24955
- автокредиты под машины б.у. 88049 88225 82196
- ипотечные займы под первую закладную 87939 89416 94054
- прочие ипотечные займы 157010 174831 204384
- возобновляемый лизинг (Leases Receivable) 83047 89469 95315
- другие займы 1234 951 822
23924 24557 26822
Активы, всего 700941 740659 801677
Обязательства
Сбережения, всего 593617 628103 668857
1. Дополнительный взнос (Share Drafts) 69863 68861 71816
2. Паевой взнос (Regular Shares) 186442 176971 179690
3. Прочие сбережения 337312 382271 417351
Прочие обязательства 27315 27343 44636
Обязательства, всего 620932 655446 713493
Собственный капитал
1. Резервный фонд 17794 18114 18819
2. Доходы/Убытки от переоценки ценных бумаг
(768) (253) (662)
3. Прочие резервы 7824 9317 9094
4. Нераспределенная прибыль 53868 58035 60933
Собственный капитал, всего 80009 85213 88184
Обязательства и капитал 700941 740659 801677
Просроченная ссудная задолженность, % 0,62 0,81 1,13
Количество кредитных союзов 8462 8163 7904
Число членов, чел 85828435 86964377 88520200
Источник: http://www.ncua.gov
Япония. Банковская система Японии построена по принципу «кайрэцу», что позволяет на каждом ее уровне обеспечивать кредитными ресурсами все звенья японской экономики. При этом депозитные и финансовые институты Японии, как правило, -узкоспециализированные организации, их деятельность подвержена тщательной законодательной регламентации и финансовому контролю (через Financial Services Agency, FSA и Банк Японии) и тесно связана с реальным сектором экономики.
Успехи экономики Японии в немалой степени связаны с деятельностью учреждений мелкой кредитной кооперации, обслуживающих сельское и рыбное хозяйства. В стране на октябрь 2008 г. действовало 1064 сельскохозяйственных и 608 рыболовецких кооперативов, которые ведут операции только со своими членами, существуют за счет вкладов своих пайщиков и ресурсов вышестоящих организаций. Они объединены в 46 «префекториальные» сельскохозяйственные и 35 рыболовецкие федерации, которые, в свою очередь, подчиняются Центральному кооперативному банку сельского хозяйства (Norinchukin Bank). Одновременно в городах функционируют 281 кредитный банк и 257
кредитных товариществ, которые также работают только со своими членами - мелкими предприятиями и производственными (потребительскими) кооперативами. Они обслуживаются в одном Центральном кооперативном банке (Shinkin Central Bank), который помогает им ресурсами и снабжает информационно-аналитической информацией.
Другой центральный банк Японии - Shoko Chukin Bank - обслуживает торговые и промышленные кооперативы. Примерно около 80% капитала Банка принадлежит правительству (более 4 млрд. долл.). Он выполняет роль центрального банка для всех 25822 торговых и промышленных кооперативов и всех их членов. На 31 марта 2008 г. размер полученных кооперативами и их членами кредитов и учтенных векселей составил около 91 млрд. долл., объем привлеченных Банком от них депозитов и выпущенных им облигаций составил примерно 95 млрд. долл. при валюте баланса - 107 млрд. долл.
Несмотря на национальные особенности тех или иных кооперативных банков и организаций кредитной кооперации, эти институты могут выступать гарантом экономической стабильности и устойчивости только в том случае, если они в своей деятельности строго придерживаются принципа взаимности. Это означает, что они, по крайней мере частично, принадлежат своим клиентам (пайщиками), которые присутствуют на общих собраниях и имеют право голоса, подобно акционерам в банках. Эти миллионы пайщиков (например, 7,1 млн. у Credit Mutuel, 5,8 млн. у Credit Agricole) формируют «стабильный акционариат». Стабильность состава собственников и клиентов позволяет таким кредитным организациям разработать долгосрочную стратегию, не завися от колебаний на финансовых рынках. Это придает существенную стабильность их деятельности.
Однако, как показывают эмпирические данные, нынешний экономический кризис затронул и ряд кооперативных кредитных институтов. Например, в ведущих европейских экономиках с финансовыми трудностями столкнулись в первую очередь те взаимные банки и кредитные кооперативы, которые нарушали принцип взаимности и проводили активные операции на фондовом рынке. Так, в конце августа 2008 года о серьезных потерях объявил Natixis, совместный филиал Caisses d'Epargne и Banques Populaires, а в октябре 2008 года Caisses d'Epargne за одну неделю потеряла 600 млн. евро из-за падения биржевых курсов1.
Этапы развития микрофинансовых институтов в России
Первые микрофинансовые институты появились в России на рубеже XII - XIII веков в виде прообраза банкирских домов, организованных при монастырях и храмах. В конце
XVIII - начале XIX века в стране были учреждены первые городские общественные банки: в 1788 г. в Вологде, а в 1809 г. в Слободском Вятской губернии. Чуть позже за счет средств государственной казны, взносов удельных ведомств и частных капиталов появились первые учреждения мелкого кредита в прибалтийских (1816 г.) и российских (1837 г.) губерниях.
После реформирования системы казенных банков и учреждения во второй половине
XIX века новых типов кредитных учреждений (акционерных коммерческих банков, городских кредитных обществ, акционерных земельных банков, обществ взаимного кредита и др.) в стране возникла довольно развитая система всесословных микрофинансовых институтов. На 1 января 1914 года в ее состав входили: 9952 кредитных и 3528 ссудо-сберегательных товариществ, 6476 крестьянских сословных кредитных
1 Банки: мировой опыт. Аналитические и реферативные материалы. М., 2009. № 1. 226
учреждений, 203 земские кассы, 11 союзов мелкого кредита и 2 кооперативных банка. На них в рамках всей банковской системы страны приходилось 65,9% кредитных учреждений, 4,1% совокупных активов, 10,4% совокупного собственного капитала, 5,5% учетно-ссудных операций и 7% привлеченных депозитов.
На одну микрофинансовую кредитную организацию приходилось в среднем в 16 раз меньше учетно-ссудных операций и в 14 раз меньше депозитных операций, чем на одно государственное кредитное учреждение или в 1844 раз меньше учетно-ссудных операций и в 2242 раза меньше депозитных операций, чем на один коммерческий банк.
Однако, в годы Гражданской войны, когда в стране с переходом к системе бюджетного финансирования через органы Наркомфина отпала надобность в кредите, микрофинансовые институты в России были полностью ликвидированы.
Вновь микрофинансовые институты появились в период новой экономической политики, что позволило в течение четырех-пяти лет полностью восстановить разрушенное войной и революцией народное хозяйство и решить проблемы занятости населения. Так, на 1 октября 1926 года в структуре банковской системы страны насчитывалось около 10 тыс. кредитных и ссудо-сберегательных товариществ и 64 общества сельскохозяйственных кредитов. На их долю приходилось 12,8% (696 млн. руб.) совокупных активов кредитных организаций страны и 6% (186 млн. руб.) кредитов, выданных крестьянским и кустарным хозяйствам и кооперативам сельских граждан2.
После ликвидации в стране в 1930-х годах микрофинансовых кредитных организаций интерес к учреждениям подобного рода в России вновь стал возникать лишь во второй половине 1990-х годов. Прежде всего его проявляли российские граждане, чей доступ к банковскому кредитованию был ограничен. Так, в 2008 году доля экономически активных граждан, не имевших полноценного доступа к финансовым услугам, в России составляла около 50%3.
С этой целью в стране и появились такие микрофинансовые кредитные институты, как кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), кредитные потребительские кооперативы с участием юридических лиц (КПК), потребительские общества (ПО) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СКПК), совокупный кредитный портфель которых на начало 2009 г. превысил 3 млрд. долл4.
Деятельность кредитных кооперативов в настоящее время не является объектом пруденциального надзора со стороны Банка России. Она регулируется рядом законодательных актов, определяющих требования к организации и направлениям деятельности кредитных кооперативов. При этом требования к микрофинансовым институтам не стандартизированы, а в ряде случаев отсутствуют.
СКПК осуществляют свою деятельность в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации». При этом его члены обязательно должны участвовать в хозяйственной деятельности кооператива. Кроме того, закон устанавливает ограничения по количеству членов СКПК, которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями (их доля не должна превышать 20% от общего количества членов кооператива).
ПО, ведущие ссудо-сберегательную деятельность со своими пайщиками наряду с традиционными видами деятельности потребительской кооперации - заготовительной, торгово-закупочной, сбытовой, снабженческой, осуществляют свою деятельность в
2 Финансовая энциклопедия /Под ред. Г.Я. Сокольникова. - М.-Л., 1927. С.1106-1107.
^Банковские услуги для малого и среднего бизнеса: без кредитов никуда. Пресс-выпуск № 40. Национальное агентство финансовых исследований. М., 2008.
4 Большие заботы о малых деньгах //Финансы. 2009. № 20-21. С. 71.
соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и не имеют верхних ограничений по количеству и составу своих членов. Они, как правило, создаются по территориальному признаку.
КПКГ создаются в соответствии с законом «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Они могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или какой-либо иной общности граждан. Для них установлен верхний предел числа их членов (учредителей) -не более 2000 человек.
КПК, не имеющие специального правового регулирования, осуществляют свою деятельность на основании общих норм статьи 116 Гражданского кодекса РФ и не имеют верхних ограничений по количеству и составу своих членов5.
Тот факт, что в настоящее время микрофинансовые институты не включены в состав банковской системы страны и не рассматриваются регулирующими органами как ее важная составная часть, а их деятельность не подлежит пруденциальному надзору, делает их деятельность по большей части мало эффективной как для участников данных институтов, так и региональной экономики в целом.
Организация и перспективы развития микрофинансовых кредитных институтов в современной России
В современной России основными организаторами микрофинансовых кредитных институтов в настоящее время являются Лига кредитных союзов России, Национальный союз некоммерческих организаций, Союз сельских кредитных кооперативов и Фонд развития сельской кредитной кооперации. Они созданы с целью содействия развитию кредитной кооперации как важнейшего направления в реформировании финансовокредитного механизма сельского хозяйства, системы взаимного финансирования некоммерческих организаций, а также предоставления услуг в области бухучета, налогообложения, организации (управления) деятельности, консультационных и образовательных программ.
Каждый вид кредитного института, будь-то КПКГ, КПК, ПО или СКПК, выстроен в строгой иерархической последовательности, представляющей собой трехуровневую организационную структуру следующего вида.
Первичным звеном является кредитный кооператив. В настоящее время в России действует 760 КПКГ, 350 СКПК, 400 ПО и КПК в 75 регионах страны. Общее число пайщиков - около 600 тыс. чел., а объем предоставленных займов - 16,5 млрд. руб6.
Средний (второй) уровень кредитной кооперации составляют региональные ассоциации КПКГ, КПК, ПО или СКПК. Их основная цель деятельности - содействие развитию нижнего уровня системы кредитной кооперации.
Верхний (третий) уровень кредитной кооперации в России в настоящее время представлен такими структурами, как Лига кредитных союзов России, Национальный союз некоммерческих организаций, Союз сельских кредитных кооперативов, Фонд развития сельской кредитной кооперации и межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит»7.
Однако такая структура микрофинансовых институтов пока достаточно аморфна и неструктурированна. Зачастую взаимосвязи между уровнями микрофинансовых
5Микрофинансирование в России: бенчмаркинг и анализ организаций в 2008 году //
http://www.rmcenter.ru/upload/Benchmark_Russian_Report_2008_rus.pdf
6 Там же.
7 http://www.ruralcredit.ru
институтов носят спонтанный характер. Это негативно сказывается на деятельности самих микрофинансовых институтов. Отсутствие законодательно нормативного регулирование, а практически выпадение данных институтов из правого поля и сферы пруденциального надзора, провоцирует значительные искажения в их деятельности.
Предложения по реформированию системы микрофинансовых
институтов
Для эффективного развития системы микрофинансовых институтов в нашей стране необходимо предусмотреть соответствующую этой системе законодательно-нормативную базу. Прежде всего следует выделить орган государственного управления, ответственный (осуществляющего надзор и лицензирование) за деятельность системы микрофинансовых институтов.
В то же время микрофинансовые институты, как низовой уровень банковской системы, должны стать объектом пруденциального регулирования со стороны Банка России. Это позволит устранить нынешнее положение, когда микрофинансовые институты, являясь, по сути, кредитными организациями, могут проводить базовые банковские операции, без учета требований Банка России.
Безусловно, это потребует значительного преобразования внутренних взаимосвязей как внутри системы микрофинансовых институтов, так и их отношений с действующими кредитными организациями. В частности, предстоит определить, в каких банках микрофинансовые институты могут размещать свои депозиты, открывать корреспонденские счета и осуществлять расчеты, то есть определить рамки их финансовых операций.
* *
*
Формирование системы микрофинансовых институтов должно стать институциональной основой всей системы организованного кредита, которая способна обеспечить стабильность экономического и финансового развития страны. Система микрофинансовых институтов, действующих на основе принципов взаимности, позволит увеличить доступность базовых банковских услуг для граждан, кооперативов и индивидуальных предпринимателей. Развитие микрофинансовых институтов способно стать катализатором развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного. Но для этого предстоит ускорить принятие федерального закона «О кредитной кооперации» и новой редакции федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан».
S. ANDRUSHIN Doctor in Economics, Section Head of Institute of Economics of RAS V. KUZNETCOVA PhD in History,
Leading researcher of Institute of Economics of RAS
MICROFINANCE INSTITUTIONS IN RUSSIA:
FEATURES AND PROSPECTS
It is considered the international experience of the functioning of the specialized microfinance institutions in the light of the modern crisis. It is resulted a brief retrospective on the development of credit cooperatives in our country. Suggestions have been made to reform the system of microfinance institutions in the current environment.
Keywords: finance, credit, regions, credit cooperatives, microfinance institutions.