Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм сельскохозяйственной кредитной кооперации: пути совершенствования'

Организационно-экономический механизм сельскохозяйственной кредитной кооперации: пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / СТРАХОВОЙ ФОНД / КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм сельскохозяйственной кредитной кооперации: пути совершенствования»

меньше срока жизни ИП п. В данном примере размер минимального ежегодного денежного притока должен быть не менее 13 единиц.

Если предположить ежегодный денежный приток G после окончания срока жизни ИП в размере 1 единицы и суммарный эффект ликвидационного денежного притока от реализации основных средств и возврата вложенного рабочего капитала в последний год жизни ИП L в размере 5 единиц, то, сравнивая значение величины среднегодового денежного потока после окончания ИП G со ставкой дисконтирования r от ликвидационного денежного потока в последний год жизни ИП L, получим G< L r (1>0.5), из чего можно сделать вывод: ИП необходимо продолжить после окончания его срока жизни.

Библиографический список

1. Виленский П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М.: Дело, 2008.

2. Волков И М. Проектный анализ / И.М. Волков, М.В. Грачева. - М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Грачева М.В. Анализ проектных рисков / М.В. Грачева. - М.: Финстатинформ, 1999.

4. Грачева М.В. Управление рисками в инновационной деятельности / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпи-на. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

5. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском на предприятиях / Р.М. Качалов. - М.: ЦЭ-МИ РАН, 1999. - Ч. 1.

6. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском на предприятиях / Р.М. Качалов. - М.: ЦЭ-МИ РАН, 1999. - Ч. 2.

7. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Л. Крушвиц. - СПб.: Питер, 2001.

8. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски / А.С. Шапкин. - М.: Дашков и Ко, 2004.

А.Ф. Максимов

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: сельскохозяйственная кредитная кооперация, организационно-экономический механизм, резервный фонд, страховой фонд, компенсационный фонд.

Организационно-экономический механизм формирования и функционирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) следует представ -лять как комплекс организационных, экономических и финансовых мер (рычагов, инструментов и методов воздействия), направленных на успешное становление и развитие как надежных финансовых институтов для сельских жителей и сельского развития в целом. Укрепление существующих и внедрение новых механизмов поддержки, которые позволят существенно повысить финансовую устойчивость как отдельных СКПК, так и их систем является первостепенной задачей на данном этапе развития сельскохозяйственной кредитной кооперации. К ним мы относим механизмы, обеспечивающие устойчивость организационно -экономического механизма сельскохозяйственной кредитной кооперации, в частности механизмы резервирования, гарантирования, страхования и компенсации.

© Максимов А.Ф., 2013

Механизм резервирования предусмотрен Федеральным законом от 08.12.1995 № 193 -ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с которым СКПК обязан создавать резервный фонд, размер которого должен составлять не менее 10 % от паевого фонда кооператива. Однако считаем, что формирование резервов в привязке к паевому фонду не имеет особого экономического смысла и этот норматив следует пересмотреть. Поэтому предлагаем определить данный норматив в размере не менее 3 % от портфеля займов (2 % -для СКПК, деятельность которых составляет менее двух лет). Дополнительно требуется принятие и законодательное закрепление правил создания и размещения резервов, в т.ч. резервов на возможные убытки по займам.

Следующим предложением, которое, на наш взгляд, имеет право на жизнь, является передача резервов СКПК первого уровня в СКПК второго (регионального) уровня и размещение их в соответствии с требованиями государственного регулятора. Это обусловлено тем, что резервы в СКПК первого уровня имеют небольшие размеры, и эти средства либо размещаются на банковских депозитах, либо находятся в фонде финансовой взаимопомощи и используются для последующей выдачи займов. Считаем, что эффективность этих средств существенно повысится, если они будут консолидированы и использоваться для предоставления поручительств (гарантий) по кредитам, привлекаемым СКПК первого уровня. При этом в качестве обеспечения могут служить как средства резервного фонда, размещенные на банковских депозитах, так и в ценных бумагах Российской Федерации и ее субъектов. Сумма поручительства (гарантий) может составить до 50 % от суммы кредита, остальная часть будет обеспечиваться залогом портфеля займов или имуществом СКПК первого уровня.

В настоящее время существуют и достаточно широко применяются механизмы гарантирования и залогового обеспечения с участием гарантийных и залоговых фондов, которые есть почти во всех субъектах РФ. Считаем, что дополнительно должны развиваться и внутрисистемные механизмы гарантирования. В частности, СКПК второго уровня могут выступать поручителями (гарантами) по банковским кредитам для СКПК первого уровня. Это позволить повысить в несколько раз приток кредитных ресурсов в систему сельскохозяйственной кредитной кооперации.

В этом направлении уже накоплен определенный опыт, в частности в Саратовской области и Краснодарском крае, который с успехом можно распространять на другие регионы. В частности, в Краснодарском крае толчком для развития кооперации стал созданный в крае гарантийный фонд, инициированный краевыми целевыми программами развития сельскохозяйственной кооперации на 2007-2010 гг. Распорядителями гарантийного фонда на конкурсной основе были определены кооперативы второго уровня КСКПК «Гарант Кубани» и КСПСК «Деловой партнер». На формирование гарантийного фонда из регионального бюджета в виде субвенций было направлено около 77 млн рублей. В рамках совместного с Краснодарским региональным филиалом ОАО «Россельхозбанк» пилотного проекта была достигнута договоренность о размещении средств гарантийного фонда в банке по договору банковского вклада и о предоставлении кредитных ресурсов кооперативам первого уровня с применением коэффициента мультипликации 2,0. В качестве обеспечения обязательств принимались залог имущественных прав (прав по договорам банковского вклада) и поручительства кооперативов. Таким образом, на один рубль средств гарантийного фонда, размещенно-

го в ОАО «Россельхозбанк», кооперативам первого уровня предоставлялись кредиты в сумме до двух рублей. За три года реализации программы (2008-2010 гг.) было предоставлено 87 поручительств за счет средств гарантийного фонда и собственных средств кооперативов второго уровня на сумму 187,9 млн рубля [1].

Страхование является одним из слабых звеньев в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации. Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено обязательное страхование риска невозврата займов по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. Некоторые кооперативы страхуют этот риск в страховых компаниях, как правило, аффилированных с кооперативами. Однако в этом случае часть финансовых средств (страховые премии) выводятся из системы. Поэтому ряд региональных систем кредитной кооперации создали специализированные внутрисистемные организации по страхованию (общества взаимного страхования и страховые потребительские кооперативы). В этом случае страховые премии остаются внутри системы и служат источником для ее дальнейшего развития.

К примеру, Астраханский областной сельскохозяйственный страховой потребительский кооператив (АОССПК) «Народное страхование» часть своей ресурсной базы в сумме около 20 млн руб. размещает в Астраханском областном СКПК «Народный кредит», являясь надежным внутренним источником финансирования кооперативной системы в целом. Основным видом деятельности страхового кооператива является страхование риска невозврата займа по случаю смерти или потери трудоспособности заемщика. Кроме того, кооператив страхует сельскохозяйственных животных, будущий урожай и выступает агентом других страховых компаний по видам деятельности, требующих лицензирования. Работая во всех районах области, он максимально приближает страховые услуги к членам других видов кооперативов, в т.ч. кредитных, которых в областной системе кооперации насчитывается 13 [2].

Практика страхования вкладов реализована и успешно действует на Западе (в частности, США), где вклады населения защищены в равной степени во всех финансовых институтах. Аналогичный подход, на наш взгляд, должен быть применен и в России. Поэтому считаем, что в краткосрочном периоде должен быть дополнительно введен новый механизм страхования - страховой фонд, который будет формироваться при СКПК второго (регионального уровня) за счет взносов кооперативов первого уровня. Здесь важную роль должны сыграть региональные органы власти, поддержав создание страховых фондов в рамках региональных экономически значимых программ развития кооперации.

Мы предлагаем определить взносы в страховой фонд в размере 0,3 % от суммы привлекаемых сбережений от членов и ассоциированных членов СКПК первого уровня. Взносы будут начисляться до их достижения уровня от 5 до 10 % от среднегодовой суммы привлекаемых сбережений (конкретное значение в зависимости от существующих рисков могут определять СКПК второго уровня). На данном этапе страховые выплаты могут быть ограничены суммой от 10 до 25 тыс. руб., что позволит защитить мелких и наиболее уязвимых потребителей финансовых услуг СКПК.

В средне- и долгосрочной перспективе система сельскохозяйственной кредитной кооперации должна быть интегрирована в систему страхования вкладов, посредством вхождения СКПК второго (регионального) уровня, а также отдельных крупных кооперативов в Агентство по страхованию вкладов, которое было создано в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177 -ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При этом сумма страховой выплаты для членов СКПК мо-

жет быть установлена на уровне 100 тыс. руб., т.е. в десять раз меньше, чем сумма страхования сбережений в банках. Соответственно, страховые взносы для СКПК должны быть в десять раз меньше, чем для банков.

Механизм компенсации существует в системе сельскохозяйственной кредитной кооперации. Однако он предусмотрен для ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и не распространяется на СКПК. Поэтому считаем, что СКПК должны объединяться в саморегулируемые организации (СРО), при которых будет формироваться компенсационный фонд. Он будет использоваться в случае банкротства входящих в него СКПК. Таким образом, будет сформирована система механизмов (своего рода подушка безопасности), обеспечивающая устойчивость системы сельскохозяйственной кредитной кооперации на различных уровнях. Механизмы резервирования обеспечат устойчивость на уровне СКПК, на региональном уровне они дополняются механизмами гарантирования и страхования, на уровне СРО - механизмом компенсации. Это позволит сформировать трехуровневую систему механизмов стабилизации, обеспечивающую устойчивость как отдельных элементов (организаций) системы, так и системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в целом.

В теоретическом обосновании совершенствования организационно-экономического механизма и, что особенно важно, в его практической реализации большое значение имеют труды русского ученого А.Н. Анцыферова. В своих работах основное внимание он акцентирует не только на развитие отдельных кооперативных финансовых учреждений (ссудо-сберегательных и кредитных товариществ), но и системы кооперативного кредита в целом, на формирование ее организационно-экономического механизма, организацию финансовых потоков. В частности, говоря о построении системы кооперативного кредита, он отмечает, что «в системе кооперативного строительства появление каждого нового элемента общей организации может быть оправдано только его необходимостью, т.е. тем, что на долю учреждения данного рода выпадают особые связанные с достижением общих кооперативных целей задачи и функции, выполнение которых при его отсутствии было бы неполно, несовершенно или невозможно. Иначе нагромождение различных учреждений будет только осложнять кооперативную организацию и поглощать лишние силы и средства, что находится в полном противоречии с кооперативными началами и целями кооперативной организации хозяйства» [3].

Законодательные нововведения, прежде всего в сфере регулирования, контроля и надзора за деятельностью СКПК, заставляют внутрисистемные институты (организации и отношения) трансформироваться и приводить свое состояние в соответствие с изменившейся институциональной средой. Трансформация системы сельскохозяйственной кредитной кооперации должна происходить как на уровне СКПК и их объединений, так и системы в целом. При этом степень и издержки трансформации увеличиваются от низового уровня к верхнему (системному). Так, на уровне СКПК происходят изменения, которые носят обязательный (принудительном) характер (соблюдение финансовых нормативов, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регламентов и стандартов деятельности, предоставление отчетности и т.д.). Они не требуют структурных изменений внутри СКПК, а лишь приводят к качественным изменениям в организации управления и дополнительным транзакционным издержкам.

На региональном уровне могут происходить более существенные трансформации. Степень трансформации зависит от модели и направления развития региональных систем. Элементами этих процессов являются резервирование, гарантирование, страхование, которые мы рассмотрели выше. Более существенные трансформационные изменения должны происходить на уровне системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Полагаем, что

должна быть создана саморегулируемая организация СКПК и при ней сформирован компенсационной фонд.

Кроме того, следует изменить систему работы Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК). В настоящее время ФРСКК позиционируется как апексная финансовая структура системы, что, на наш взгляд, не соответствует сегодняшнему положению дел. Дело в том, что если до 2006 г. доля ФРСКК в кредитовании СКПК достигала 30 % от совокупного портфеля займов, выдаваемых СКПК, то в настоящее время она составляет менее одного процента. В этих условиях ФРСКК должна также трансформироваться и больше работать как гарантийный фонд, что позволит привлечь дополнительные кредитные ресурсы в систему за счет эффекта мультипликации. Кроме этого, на ФРСКК можно возложить функции по предоставлению start-up займов начинающим кооперативам по совместным проектам с региональными кооперативами.

В целом с учетом внутрисистемных механизмов развития и необходимых трансформационных процессов финансово-экономический механизм сельскохозяйственной кредитной кооперации в кратко- и среднесрочной перспективе должен функционировать следующим образом (см. рис.).

Рис. Финансово-экономический механизм сельскохозяйственной кредитной кооперации (проект)

Как показано на рис., все основные организации системы сельскохозяйственной кредитной кооперации должны иметь свои механизмы, обеспечивающие их устойчивость, и формировать соответствующие фонды, которые в совокупности создадут надежную основу,

обеспечивающую финансовую устойчивость системы. В свою очередь, каждая организация, при которой формируется соответствующий фонд, должна принять инвестиционную декларацию, в соответствии с которой будут размещаться средства фондов. При этом накопленные с помощью этих механизмов финансовые средства должны размещаться вне системы сельскохозяйственной кредитной кооперации и контролироваться регулятором (Банком России). Это обеспечит их сохранность и целевое использование в случае возникновения затруднений внутри системы.

Не вызывает сомнения, что внутрисистемное регулирование, контроль и надзор за деятельностью СКПК должны осуществляться через саморегулируемую организацию. Членство кредитных кооперативов в СРО создаст дополнительную аргументацию в пользу внедрения единых нормативов финансовой деятельности, унифицированной системы стандартов (правил) деятельности СКПК, финансовой отчетности и т.д. Это обусловлено тем, что, во-первых, СРО, осуществляя контроль за деятельностью входящих в нее кредитных кооперативов, будет опираться на одинаковую и понятную всем систему оценок. Во -вторых, принимая на себя функции регулирования, контроля и надзора за деятельностью кредитных кооперативов, СРО будет нести и репутационную ответственность за каждого из своих членов. Утрата финансовой стабильности каким-либо из входящих в СРО кооперативов или неспособность исполнять принятые им обязательства перед своими членами приведет к репу-тационным потерям для СРО, а следовательно, и для каждого участвующего в ней СКПК. В-третьих, поскольку СРО будет обеспечивать дополнительную имущественную ответственность по обязательствам каждого СКПК за счет средств компенсационного фонда, она будет стремиться не допускать распыления средств этого фонда, соответственно и утраты финансовой стабильности каким-либо из кооперативов. Соблюдение стандартов финансовой устойчивости позволит своевременно выявлять и предупреждать существующие риски, поддерживая целостность компенсационного фонда.

Следует отметить, что формирование СРО СКПК на современном этапе является назревшей проблемой и объективно необходимым институтом контроля и надзора за деятельностью СКПК. Дело в том что Банк России не сможет осуществлять прямое регулирование за всеми СКПК: для этого необходимы большие финансовые и трудовые ресурсы. Более вероятно, что Банк России по аналогии с кредитными потребительскими кооперативами (КПК), действующими в рамках ФЗ «О кредитной кооперации», будет осуществлять прямое регулирование только наиболее крупных СКПК, а контроль и надзор за остальными - СРО.

Мы считаем, что саморегулирование СКПК должно быть организовано по отраслевому принципу. При этом более предпочтительным является вариант создания одного или нескольких новых СРО, объединяющих СКПК по отраслевому признаку. Важным моментом является формирование компенсационного фонда. На наш взгляд, принципы формирования, размещения и расходования средств компенсационного фонда СРО СКПК должны быть аналогичными тому, как это определено для кредитных кооперативов, действующих в рамках ФЗ «О кредитной кооперации», т.е. размер ежегодных обязательных платежей (взносов) в компенсационный фонд может составлять не менее 0,2 % среднегодовой величины активов СКПК до достижения 5 % величины его активов. Расчеты показывают, что при суммарных активах СКПК (потенциальных членов СРО) в размере около 10 млрд руб. и ежегодных взносах в размере 0,2 % от среднегодового размера активов СКПК сумма ежегодных взносов

составляет 20 млн руб. Максимально возможный размер компенсационного фонда, сформированного за счет взносов, может составить 500 млн руб. (10 млрд руб. х 5 % ). Такая сумма компенсационного фонда может быть достигнута примерно через 20 лет.

Поэтому здесь важна государственная политика, направленная на поддержку сельскохозяйственной кооперации, которая может быть оказана для формирования компенсационного фонда, к примеру в первые три года. Нам представляется возможным формирование компенсационного фонда в соотношении 1:1, т.е. на 1 рубль взноса СКПК в компенсационный фонд из федерального и/или регионального бюджетов выделяются субвенции или субсидии в размере 1 рубля. При этом полагаем, что средства государственной поддержки в зависимости от их источника должны быть направлены на приобретение государственных ценных бумаг Российской Федерации и (или) субъектов Российской Федерации. Государство таким образом, через поддержку сельскохозяйственной кредитной кооперации будет финансировать себя же в краткосрочном периоде.

Таблица 1

Расчет совокупной суммы внутрисистемных механизмов повышения

финансовой устойчивости

Механизмы (фонды) повышения финансовой устойчивости На 1 января 2013 г. Норматив отчислений, % Сумма ежегодного пополнения, млн руб. Максимально возможная накопленная сумма, млн руб.

Показатели Млн руб.

В целом по России (данные приблизительные)

Резервный фонд Портфель займов 9 500 3,0 х 285,0

Страховой фонд Сбережения 3000 0,3 9,0 300,0

Компенсационный фонд Активы 10 000 0,2 20,0 500,0

Итого - - - 29,0 1085,0

Вологодская область (по данным 18 СКПК)

Резервный фонд Портфель займов 370,6 3,0 х 11,1

Страховой фонд Сбережения 204,4 0,3 0,6 20,4

Компенсационный фонд Активы 414,4 0,2 0,8 20,7

Итого - - - 1,4 52,3

Суммируя предлагаемые механизмы повышения финансовой устойчивости, можно отметить, что в целом по России совокупный размер резервного фонда может составить не менее 300 млн руб., ежегодный прирост фондов повышения финансовой устойчивости - 29 млн руб., а их максимально возможная накопленная сумма - свыше 1,0 млрд руб. (см. табл. 1).

На примере региональной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Вологодской области можно отметить, что при существующих объемах активов, портфеля займов и привлекаемых сбережений ежегодный прирост фондов повышения финансовой устойчивости может составить 1,4 млн руб., а их максимально возможная накопленная сумма -52,3 млн руб. При этом следует отметить, что совокупный резервный фонд на 1 января 2013 года уже составлял 17,9 млн руб. при нормативном уровне 11,1 млн руб. плюс система дополнительно имеет 12,4 млн руб. неделимого капитала. Поэтому на примере Вологодской области можно констатировать, что формирование и накопление страхового и компенсационного фондов - это вполне посильная задача.

Расчеты, сделанные по данным 18 СКПК Вологодской области за 2012 год, показывают, что дополнительные взносы на содержание и формирование компенсационного и страхового фондов в среднем составляют 140,1 тыс. руб. в расчете на один кооператив, а дополнительная нагрузка на портфель займов составит 0,76 %, т.е. менее одного процента (см. табл. 2).

Таблица 2

Расчет дополнительной финансовой нагрузки на содержание СРО и формирование компенсационного и страхового фондов

Показатели Пе шод

Месяц Год

Количество членов, ед. 561

Стоимость активов, тыс. руб. 23022

Портфель займов, тыс. руб. 20591

Риск портфеля займа (PAR > 30 дней), % 10,9

Привлечено сбережений от членов СКПК, тыс. руб. 11358

Членские взносы на:

Формирование страхового фонда (0,3 % от суммы привлеченных сбережений) 2,8 34,1

Формирование компенсационного фонда (0,2 % от активов) 3,8 46,0

Содержание СРО 5,0 60,0

Членские взносы в расчете на 1 члена СКПК, руб. 21 250

Дополнительная нагрузка на портфель займов, % 0,76

При этом в расчете на одного члена СКПК дополнительные взносы составят около 21 руб. в месяц или 250 руб. за год. Взносы на содержание СРО, как показывает опыт работы действующих СРО кредитных потребительских кооперативов, имеющих членскую базу на территории большинства регионов, составляет около 5 тыс. руб. в месяц в расчете на активы в размере 25 млн руб. Для СРО СКПК, учитывая территориальную разбросанность кооперативов, членские взносы, на наш взгляд, должны быть сопоставимыми. В структуре расходов СКПК членские взносы на содержание СРО, формирование компенсационного и страхового фондов составят 3,1 % (см. табл. 3).

Таблица 3

Структура расходов СКПК в Вологодской области (рассчитано по средним показателям 18 СКПК за 2012 год)

Статьи затрат Сумма, тыс. руб. %

Расходы на оплату процентов по привлеченным займам (кредитам) 1939,5 43,0

Операционные расходы 2328,0 51,6

Формирование резервов 108,1 2,4

Членские взносы на:

Формирование страхового фонда (0,3 % от суммы привлеченных сбережений) 34,1 0,8

Формирование компенсационного фонда (0,2 % от активов) 46,0 1,0

Содержание СРО 60,0 1,3

Итого 4515,7 100,0

Финансовые доходы рассматриваемых СКПК в 2012 году составили 4121,3 тыс. руб. в среднем на один кооператив, что недостаточно для покрытия всех расходов. Поэтому СКПК привлекали членские взносы на содержание кооператива, с учетом которых доходная часть выросла до 4588,2 тыс. руб. А с учетом прочих доходов она составила 4868,1 тыс. руб. Это показывает, что даже с учетом повышения расходов на содержание СРО, формирование компенсационного и страхового фондов рентабельность СКПК останется на уровне 7,8 %, что примерно соответствует уровню инфляции и позволит сохранить ценность портфеля займов.

Таким образом, цена предлагаемых преобразований достаточно высока, но она приемлема с точки зрения финансовых затрат. Финансовые издержки, прежде всего, лягут на СКПК низового уровня. Это может привести к удорожанию ресурсов для конечных заемщиков - членов кооперативов примерно на один процентный пункт.

Кроме финансовых потерь следует ожидать сокращения численности зарегистрированных, но не действующих СКПК, ликвидацию которых будет инициировать регулятор. Также может сократиться число действующих СКПК за счет процессов слияния и поглощения мелких СКПК более крупными и ликвидации части из них, которые не смогут выдержать установленные регулятором нормативы и стандарты. Однако будет происходить и обратный процесс - создание новых СКПК. Поэтому, по нашим оценкам, общая численность СКПК через два-три года составит около 1000-1200, т.е. произойдет сокращение на 30-50 %.

Однако следует понимать, что новый этап развития сельскохозяйственной кредитной кооперации возможен только через очищение (трансформацию) этого рынка, введение регулирования, контроля и надзора за деятельностью его институтов.

Библиографический список

1. Ручко М.А. Развитие потребительской кооперации в аграрном секторе экономики: монография / М.А. Ручко. - Краснодар: Кубанский ГАУ, 2012. - 181 с.

2. Ковбас А.П. Развитие сельскохозяйственной кооперации: теория и механизмы реализации / А.П. Ковбас. - Астрахань: Новая линия, 2010. - 172 с.

3. Анцыферов А.Н. Кооперативный кредит и кооперативные банки / А.Н. Анцыферов. - Изд-во «Союз» Харьковского кредитного союза кооперативов. - 1919. - С. 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.