ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Макарова Е.А., Макарова Е.Л.
Формирование системы профессиональных компетенций
специалистов в вузе
В современной образовательной среде необходимо формировать систему социальных, культурных, профессиональных компетенций, которая позволит выработать корпоративную культуру, социальную свободу, отношение к выбранной профессии у нового поколения специалистов. Анализ складывающейся ситуации подводит к необходимости перемен в самой технологии подготовки кадров, реализуемой в сфере образования, и перемен в представлениях о самой образовательной системе. Выработка системы профессиональных компетенций должна стать частью долгосрочной политики ВУЗов. Психологи, педагоги и методисты должны объединить усилия и направить их на формирование полифункциональной дидактической системы, направленной на интеллектуальное развитие индивида, которое должно происходить на базе предметных знаний.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетентностно-ориентированный подход, деятельностный подход, образовательная парадигма, безопасное образовательное пространство, взаимодействие схем и фона, дискурс, инновационные технологии и стратегии обучения, совместная мыслительная деятельность.
В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Основная причина необходимости такой смены заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами. Требование времени таково, что появилась потребность в принципиально новом подходе к образованию, а также необходимость пересмотреть содержание образования, которое реализуется в учебных предметах и учебных дисциплинах, требуются новые формы и средства обучения, учебники нового типа и инновационные технологии обучения. В настоящее время для выпускника высшей школы любого уровня решающее значение приобретает не только овладение суммой конкретных знаний, умений и навыков, но как умение их самостоятельно приобретать, систематизировать и использовать для принятия решений. Хорошо известная притча рассказывает о том, что к рыбаку пришел голодный мальчик и попросил поесть, однако вместо еды старик дал ему сети и показал, как ловить рыбу. Люди были удивлены и спросили: «Зачем ты дал
ему сети? Он же голоден». На что мудрец ответил: «Если я сегодня дам ему рыбы, он завтра снова будет голоден. Я дал ему снасти и показал, как ловить рыбу, и теперь он никогда не будет голоден». Если посмотреть на образование сегодня, то оно дает ищущим познания ежедневную порцию рыбы вместо того, чтобы показать им, как самим добывать себе пропитание. В связи с этим необходимо признать своевременность решения проблемы формирования компетенций у выпускника вуза, обусловленных требованиями Федеральной программы реформирования высшего профессионального образования до 2010 года, Федеральной целевой программы развития образования в 2006-2010 годах, что предполагает необходимость дальнейшего развития теории и практики высшего профессионального образования, успешность которого существенным образом зависит от условий, в которых протекает процесс обучения специалистов. Современные психолого-педагогические теории должны выявить компоненты единой концептуальной системы познавательной инициации, которые смогут стимуировать познавательную деятельность обучаемых. Важнейшим требованием на современном этапе является перестройка системы образования, а перестраивать можно, только выдвигая качественно новые идеи. Поиск таких идей - чрезвычайно важная задача, которая требует объединенных усилий специалистов в различных областях знаний. Более того, маргинальные исследования призваны решать насущные проблемы сегодняшнего образования. Усилия должны быть направлены на формирование полифункциональной дидактической системы, на развитие интеллектуальных ресурсов на базе предметных знаний. Педагогика сотрудничества, получившая вполне заслуженное признание, состоит в решительном изменении характера взаимоотношений между познающим и инициирующим познание в реальном образовательном процессе, призывает к замене существующего авторитарного типа отношений в процессе обучения отношениями творческого сотрудничества, к замене устаревших «монологических» форм обучения конструктивным дискурсом, формированием безопасного образовательного пространства. Необходим диалог в широком смысле, который обеспечит ситуацию взаимопонимания и повлияет на становление личности обучаемого.
По данным мониторинга ЮФУ 20% опрошенных заявили, что не могут принимать управленческие решения, поскольку владеют ограниченной информацией, а 43% по разным причинам боятся последствий принятия решений. В связи с этим возникает вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован обществом? Ответом на этот вопрос может быть идея компетентностно ориентированного образования. Формирование компетенций специалистов, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем в образовании сегодня. Под «компетенцией» понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. Одним из
способов приобретения компетенций является увеличение объема самостоятельной работы студента, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, который определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения. Для формирования профессиональных компетенций специалистов необходимо дополнить традиционные формы обучения моделированием интерактивных ситуаций, что является составной частью процесса принятия решений, включая модели, методы, инструменты обработки информации.
Перед современной психологией стоит проблема разработки психолого-педагогических концепций такого образования, что может быть достигнуто путем внедрения в обучение инновационных методов преподавания и переноса акцента с обучения на саморазвитие и самообучение. XXI век характеризуется приоритетной ролью не столько образования как такового, сколько самообразования. Обучаемый продвигается к истине «методом проб и ошибок», и в процессе не только обогащается новыми знаниями, но и методами, способами, стратегиями их получения. Обучение становится процедурой пробуждения внутренних сил и возможностей обучаемого, интерактивной творческой деятельности обучаемого и обучающего, в результате которой они подвергаются качественным изменениям. Как говорил родоначальник современной эволюционной эпистемологии Конрад Лоренц, «Жизнь есть познание, а научиться жить - значит научиться учиться» [2]. Универсальность образованной личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в информации, в создании жестких личностных фильтров - четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему схем знаний. Главное - знать,
Рис. 1. Теоретическая модель исследования процесса формирования ключевых компетенций
как быстро добывать требуемые знания в современном разнообразии источников информации, уметь находить способ и стратегии поиска решения и научиться делать по этому пути первые шаги. В результате отношений обучающего и обучаемого создается и функционирует психологический механизм интроекции схемы и фона. Взаимодействие схемы и фона, имеющее интра- и интерперсональный векторы, определяется личностными смыслами обучаемого. Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, то есть всегда превращается из интерпсихической в интрапсихическую и обратно.
Направленность на формирование профессиональных компетенций студентов является важной задачей. Анализ имеющихся и проектируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать адекватные технологии обучения, определить механизмы внутреннего и внешнего оценивания студента. При рассмотрении основных принципов построения инновационного образовательного процесса, целью которого является образовательная самостоятельность студента, можно предложить следующие положения: переход на качественно новый уровень взаимоотношений, основанный на изменении личностных позиций, в результате чего формируется партнерство в образовательном пространстве; педагогическая деятельность становится новой разновидностью деятельности менеджера по управлению социальной системой в рамках образовательного процесса; система образовательной деятельности становится такой, в которой ведущую роль играют интерактивные формы обучения.
Большое значение имеет формирование активного деятельностного мышления, осознания роли обучаемого в процессе обучения, изменения системы оценок и контроля. Студенты могут совершать ошибки, но таким образом они вырабатывают системный подход к анализу и алгоритму исправления этих ошибок, т.е. создаются условия для самоуправления процессом контроля собственных знаний. Всем этим принципам удовлетворяет компетентностно-ориентированный подход, базирующийся на конкретных функциях, которые должен уметь выполнять специалист соответствующего уровня, или компетенциях. Далее, целесообразно представить алгоритм организации процесса формирования ключевых компетенций студентов (Рис. 2).
Использование компетентностно-ориентированного подхода индивидуализирует процесс обучения в рамках тьюторской программы, которая представлена как совокупность педагогических технологий, характерных для модели компетентностно-ориентированного образования. Ведущую роль в нем играют технологии и методы интерактивного обучения - деловые игры, дискуссии в малых группах, мозговой штурм, кейсы, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами. Тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучаемыми на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования
в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве. Управленческий процесс педагогической деятельности тьютора состоит из четырех этапов: проектировочный, организационно-деятельностный, диагностический, поддерживающий. Содержание педагогической деятельности тьютора представлено в виде описания целей и последовательности действий тьютора на каждом этапе (Табл. 1).
Рис. 2. Алгоритм организации процесса формирования ключевых компетенций
В модель педагогической деятельности тьютора входят следующие компоненты:
Предназначение тьютора - актуализация и управление поддерживающей образовательной среды, позволяющей обучаемым в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий, обеспечивая при этом единые стандарты качества.
^---
Цель тьютора - создание условий для становления обучаемых как субъектов учебной деятельности по развитию желаемого уровня компетентности; как субъектов социально-профессиональной деятельности, развивающих собственную профессиональную деятельность.
Перечень функций, которые должен реализовывать тьютор: управляющая, контрольно-диагностическая, рефлексивная, организационно-деятельностная, консультационная, мотивационная, информационно-содержательная, проектная, технологическая.
Таблица 1
Процесс и содержание педагогической деятельности тьютора
Этапы/фазы Цели этапов
Проектировочный этап Создание педагогических условий для успешного вхождения обучающихся в образовательный процесс и их адекватного самоопределения.
Организационно-деятельностный этап. (Фаза 1) Создание условий для построения обучаемыми полной ориентировочной основы образовательной деятельности.
Организационно-деятельностный этап (Фаза 2) Создание условий для становления обучаемых как субъектов учебной деятельности.
Организационно-деятельностный этап (Фаза 3) Создание условий для становления обучаемых как субъектов социально-профессиональной деятельности и деятельности по развитию личностно-профессиональной компетентности.
Диагностический этап Оценка результатов предоставления обучаемым образовательной услуги и диагностика достижения целей в виде: освоения модели профессиональной компетентности в соответствии с установленными стандартами; освоения индивидуальной программы развития собственной компетентности.
Поддерживающий этап Создание условий для дальнейшего самоопределения обучаемых, поддержка мотивации для их профессионального и личностного развития в будущем.
Также определены организационно-педагогические условия, которые
необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности.
1. Реализация тьютором дополнительных управленческих функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности.
2. Наличие совокупности ряда подсистем: организационно-административного сопровождения, методической поддержки и т.д.
3. Освоение тьютором смежных областей деятельности (междисциплинарность) и последовательная смена им позиций инструктора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя.
4. Наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского общества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.
5. Овладение тьютором умениями и навыками для управления образовательным процессом (организовать групповую работу, продуктивную групповую дискуссию, создать и поддерживать в группе атмосферу доверия).
Рисунок 3. Циклы деятельности тьютора и студента (группы) при работе с интерактивными методами обучения
На рис. 3 представлены все этапы деятельности тьютора и обучаемого, а также циклы совместной работы. Стандартная ситуация, когда преподаватель проходит свой цикл, начиная с «создания» (адаптации) по часовой стрелке, а обучаемый -с «изучения концепций и правил работы» в направлении против часовой стрелки. Но квалифицированный тьютор может и (должен) «приучать» студента к умению работать, начиная с любого этапа, в том числе с дискурса. Опытные преподаватели получают хорошие результаты, например, при вовлечении студентов в «создание» (адаптацию) интерактивных методов обучения. Важно, чтобы все этапы имели место в полном цикле работ.
Опора на новые психолого-педагогические концепции способствует внедрению в образование новых способов организации познавательного пространства, отношений между обучаемым и обучающим, авторитарные методы преподавания уступают место совместной мыслительной деятельности познающего и инициирующего познание. Именно в этих условиях у педагогов и психологов возникает необходимость в сотрудничестве. В ходе такого сотрудничества предстоит решить следующие вопросы:
Цикл тьютора
Цикл студента (группы)
1) каковы наиболее актуальные задачи, которые предстоит совместно решать психологам, педагогам и методистам в современном образовании,
2) каковы компетенции, которыми должен обладать современный выпускник высшего учебного заведения для того, чтобы найти свое место в быстро меняющемся мире,
3) как соединить фундаментальную науку и практику,
4) какие практические приоритеты должны быть в стратегическом планировании инновационной деятельности при подготовке специалиста,
') какие инновации в области профессиональной подготовки будут способствовать повышению соответствия выпускаемых специалистов современным требованиям в различных отраслях практической деятельности? Психолого-педагогические проблемы обучения - это поиск путей взаимодействия в системе инновационного образования. Целью сегодняшнего образования является решение тех задач, на которые направлены объединенные усилия по формированию профессиональных компетенций в образовании и тех инноваций, которыми необходимо дополнить образовательные программы, чтобы выпускать высококвалифицированных специалистов, отвечающих самым высоким современным требованиям в различных отраслях науки, техники и производства.
Анализ складывающейся ситуации подводит к необходимости перемен в самой технологии подготовки специалистов, реализуемой в сфере образования, и перемен в представлениях о самой системе образования. Ускорение и увеличение потока информации, новые требования рынка приводят к тому, что от выпускника ВУЗа теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы, а также умения самостоятельно принимать решения. Система сформированных компетенций призвана помочь ему в этом.
Литература
1. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий», под ред. А.М. Долгорукова. - Москва: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - С. 21-44.
2. Lorenz К. Behind the Mirror. A search for a natural history of human knowledge. -London. Methuen and Co. Ltd., 1977.