Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения при формировании компетенций будущих профессионалов сервисной сферы'

Интерактивные методы обучения при формировании компетенций будущих профессионалов сервисной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF INTERACTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашковская Ирина Николаевна, Королева Наталья Ивановна, Шемякина Елена Юрьевна

В статье раскрывается специфика инновационных образовательных технологий, обосновывается целесообразность их применения при введении в систему высшего профессионального образования компетентностного подхода. Одной из таких технологий является социально-психологический тренинг, пример которого (c целью формирования профессиональных компетенций будущих работников сервисной сферы) приводится в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашковская Ирина Николаевна, Королева Наталья Ивановна, Шемякина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods of teaching in the formation of a computer future professionals in service sphere

The article reveals the specifics of innovative educational technologies, substantiates the feasibility of their application in the introduction in the system of higher professional education of the competence-based approach. One of such technologies is a socio-psychological training, an example of which is given in this article (with the aim of forming of professional competence of future employees of the service sector).

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения при формировании компетенций будущих профессионалов сервисной сферы»

деятельности является неравновесным, вводится критерий Гурвица выделения оптимальной стратегии, сопрягающий оптимистический и пессимистический взгляды на реакцию рынка в отношении проводимой предпринимательской деятельности.

Введем целевую функцию F(X,A,C,a) = a-%2(X,C)+(1 -a)- /2 (X,A) ^

где a - полуэмпирический числовой параметр, меняющийся в пределах от a =0, когда эта целевая функция описывает, согласно (6), возможности рынка образовательных услуг, до a =1, что соответствует в силу (4) требованиям рынка труда. Наборы X=( Хх Д2, Х3), С=( C ,C2, C ), А= (A A, A) задают, как это обсуждалось выше, структуры государственного заказа, рынка труда и рынка образовательных услуг соответственно.

Критерий оптимальности государственного образовательного заказа, основанный на условиях (5) и (7), определяющих качественный состав абитуриентов, приближенный к потребностям рынка труда, может быть сформулирован в виде обобщенного критерия Гурвица

[3]:

¥(X, А, С, а) ^ шт (9).

Числовой параметр а определяет относительную приоритетность качества набора студентов и потребностей рынка труда и должен выбираться из дополнительных соображений.

Случай а = 0 соответствует ситуации, когда мы ориентируемся только на качественный состав абитуриентов, и связан с максимальным проявлением демографического кризиса. Отметим в связи с этим, что хорошие начальные образовательные данные, как правило, гарантируют высокий итоговый уровень подготовки специалиста и его востребованность на рынке труда. Второй предельный случай а = 1 соответствует тому, что единственным ориентиром (как это было в отсутствие демографического кризиса или слабом его выражении) в формировании государственного образовательного заказа являются потребности рынка труда. В целом, это позволяет нам назвать величину а параметром демографического кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Викторов А.Д., Никитин С.И. Прогнозирование социально-экономических процессов в условиях риска: Монография. СПб:СПбГУСЭ, 2012.

2. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. М.: Физматлит, 2007.

3. Исследование операций в экономике / Под ред Н.Ш.Кремера. М.: Банки и биржи, БНИТИ, 2009.

4. Коралев В.Ю., Бенинг В.Е., Шоргин С.Я. Математические основы теории риска. М.: Физматлит, 2007.

УДК 371.3 ББК 74.268.8

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ СЕРВИСНОЙ СФЕРЫ

И.Н. Пашковская, Н.И. Королева, Е.Ю.Шемякина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Сегодня высшее образование основывается на компетентностном подходе к прогнозируемой модели выпускника вуза. Компетенции предполагают не про-

сто усвоенные «знания, умения и навыки» (основное требование «знаниевого подхода», зафиксированного в предыдущих ГОС ВПО), а умение оперировать

ими в широких полях социальнопрофессиональной деятельности. Основной акцент в новых ФГОС ВПО делается на развитии преобразовательной активности обучающихся.

Необходимы новые концептуальные подходы к формированию социальнопрофессиональной активности в системе высшего профессионального образования, и в связи с этим - применение новых образовательных технологий (стратегий) с присущими им формами и методами обучения. Речь идет прежде всего об интерактивных методах обучения. Впервые о них заговорили в отечественной и зарубежной педагогической науке еще в 6070-х годах ХХ века. Основные принципы их конструирования стали формироваться именно тогда. За последние полвека они вызывали все больший интерес в научных педагогических и психологических кругах, а также - у педагогов и пси-хологов-практиков. Однако их применение в повседневном образовательном процессе было, скорее, некоторым «изыском» - особенно в традиционной модели образования. По словам Л.Н.Лесохиной, эти методы стремились использовать педагоги, относящиеся к типу «творцов», - обладающие креативным мышлением и испытывающие живой интерес к педагогическому эксперименту с его последующей рефлексией.

Сегодня педагогическая инноватика базируется на существенных достижениях психологической и педагогической науки и все более осваивается общемировой практикой образования.

Сразу обозначим, что понимается под термином «педагогическая инноватика». Впервые этот термин был введен в 70-е гг. ХХ века в докладе Римскому клубу. Под инновационными понимались методы обучения, призванные формировать когнитивную, эмоциональномотивационную и конативную активность обучающихся, в отличие от репродуктивных методов, нацеленных на воспроизводство усвоенного материала. Эти методы обучения легли в основу построения интерактивных образовательных технологий, т.е. предполагающих

сервисной сферы

активное взаимодействие в группе по поводу решения образовательных задач [1].

Современная образовательная ситуация требует от педагога высшей школы творческого мышления, нацеленного на проектируемый им результат деятельности. Традиционные для высшей школы методы обучения можно преобразовать в инновационные, когда студенты и педагог становятся участниками совместного творческого, исследовательского процесса и обучение носит не репродуктивный, а продуктивный, преобразующий характер. Именно это является основным социальным «запросом» к формированию личности профессионала, реализуемым через компетентностный подход.

Современные требования к образованию призваны обеспечить формирование нового типа личности профессионала -способного вписаться в контекст общемирового поликультурного пространства, динамично развивающегося общества и способствующего развитию своей страны и своей культуры через освоение и обогащение усложняющегося содержания социально-профессиональной деятельности.

Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в умении анализировать и решать сложные задачи, но и в способности определять стратегию и выстраивать содержание собственной деятельности, совершенствовать технологии ее выполнения.

Речь, по сути, идет о формировании новой модели высшего учебного заведения (прежде всего - университета).

Компетентностный подход - как методологическая основа построения новых ФГОС ВПО - интегрирует в себе принципы деятельностного подхода и личностноориентированного подхода к образованию.

Охарактеризуем специфику основных подходов к образованию.

Знаниевый - ориентированный на описание знаний, умений и навыков, которыми должен владеть обучающийся.

Деятельностный - ориентированный на формирование готовности и способности актуализировать полученные знания

и умения в ситуации деятельности. Ситуация деятельности, по словам А.А.Вербицкого, является основной «единицей обучения».

Культурологический - направленный на гуманизацию общественного сознания и практики, формирование гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства. Культурологическая модель образования ориентирована не государством и рынком, а культурой. Она способствует гуманизации образования и общества [2].

Личностноориентированный - ориентированный на формирование личности обучающегося как целостности. Данный подход основывается на учете индивидуальных особенностей учащихся (самостоятельности / несамостоятельности в процессе обучения; опоре на имеющиеся знания; учете социокультурных особенностей; учете эмоционального развития и нравственной сферы личности; переносе акцента с лидирующей позиции педагога на партнерскую; использование разнообразных стратегий обучения - когнитивных, компенсаторных, метакогнитивных, эмоциональных, социальных и т.д.) [3].

Компетентностный - способность к эффективной деятельности и взаимодействию в поликультурном пространстве

[4].

Следует отметить, что перечисленные подходы не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга.

Исследования в области педагогики и образования подтверждают, что за последние годы происходит кардинальное изменение социального и педагогического смыслов образования, обновление его понятийного поля с позиций построения поликультурного пространства и самоопределения человека в этом пространстве.

Центральной проблемой образования сегодня становится человек в культуре (в усложняющемся контексте культуры) -как субъект и одновременно цель образования (Е.В. Бондаревская, М.Ф. Пафо-ва, Т.Н. Карасева, В.И. Чупрасова и др.). Поэтому общекультурные компетенции студентов формируются в русле основных идей и идеалов культурологического

подхода (более того, - с усилением акцента культуротворчества в современном общемировом образовательном пространстве).

Формирование профессиональных компетенций осуществляется в соответствии с ведущими принципами деятельностного подхода: знания, умения и навыки применяются в практической деятельности. Отсюда - ориентация на результат, заложенный в каждой компетенции, требование усиления связи с практикой и деятельностно-практической направленности построения многих дисциплин. Это должно отразиться в выборе методов обучения (ситуация деятельности становится важнейшей «единицей обучения»).

И, наконец, знаниевый подход, основные требования которого «отменить» невозможно в силу того, что знания (постижение действительности сознанием), умения (сознательно применяемые способы деятельности) и навыки (автоматически осуществляемые действия и операции) - составляют основу любой деятельности.

Таким образом, компетентностный подход призван объединить в себе все целесообразные основания других образовательных подходов.

Компетентностный подход рассматривает результаты образования как усвоенные компетенции, на основании которых формируется компетентность выпускника. А компетентность является интегральной характеристикой, которая включает в себя, помимо сформированных знаний, умений и навыков, способность реализовывать их в широких полях социальной деятельности в поликультур-ном пространстве и, более того, осуществлять способность к созидательному преобразованию объективной реальности.

Образовательные технологии, о которых речь пойдет ниже, как раз нацелены на формирование компетенций и компетентности студентов.

Задача образовательных технологий видится в следующем:

- Формирование мировоззрения личности (взгляда на мир и на самого се-

бя) через «воспитание ума» (когнитивных аспектов сознания, формирование теоретического мышления), «воспитание чувств» (эмоционально-мотивационной сферы личности, способности к ценностному переживанию своих мыслей, чувств и поступков, к сопереживанию и эмпатии) и «воспитание поступка», «качеств, необходимых для выполнения деятельности» (конативной сферы личности).

- Формирование самих способов создания, упорядочивания и донесения информации до аудитории, включения студенческой аудитории в образовательную деятельность.

- Творческое освоение профессорско-преподавательским составом образовательных технологий и их преобразование в условиях конкретной ситуации деятельности (преобразование значит введение каких-либо элементов, комбинирование и т.п. с учетом индивидуальных особенностей обучающихся или специфики преподаваемой дисциплины).

Л.Н. Лесохина выделяет три ведущие образовательные стратегии, которые легли в основу последующего конструирования образовательных технологий: информирующую, проблемно-дискуссионную, игровую (социально-ролевую).

Информирующая стратегия - предполагает трансляцию информации, «сведений». Но не всякая информация становится знанием, а только та, которая пропускается через эмоциональные «фильтры» и направляет поведение (деятельность) человека. Поэтому информирующая стратегия дополняется проблемнодискуссионной.

Проблемная (дискуссионная) стратегия - предполагает не просто усвоение знания (задача информирующей стратегии), а творческую переработку, личностную «переплавку» информации. С помощью этой стратегии информация проходит через чувства личности, получает интерпретацию, «встраивается» в систему ценностей. На этой основе осуществляется актуализация знаний, предшествующего опыта личности, формируются новые представления и новые ценности, новый опыт личности.

сервисной сферы

Игровая (социально-ролевая) стратегия требует наибольшего искусства. Она предполагает проигрывание знания как жизненной ситуации, «перевода» знания в поступок [5].

Эти три ведущие образовательные стратегии лежат в основе построения всех образовательных технологий. Но все три стратегии должны использоваться в образовательном процессе и взаимодо-полнять друг друга.

Сегодня эти три стратегии наиболее гармоничным способом интегрируются при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, а именно - в процессе применения интерактивных методов обучения. К интерактивным методам обучения (т.е. предполагающим «интеракцию» - активное взаимодействие в группе обучающихся) -сегодня по праву можно отнести деловые игры, кейсы, социально-психологические тренинги.

Деловая игра - это способ моделирования проблемных ситуаций в различных областях деятельности человека. Такая игра предполагает воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловых игр - это развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей динамику того или иного процесса.

Деловые игры сегодня активно используются в практике управления (взаимодействие с персоналом, принятие управленческих решений и т.д.). А также

- для повышения эффективности деятельности организации (например, увеличения объема продаж, в технологии взаимодействия с клиентами и т.п.), что как раз и способствует формированию компетенций будущих профессионалов средствами образования.

Деловая игра позволяет найти оптимальные способы решения какой-либо задачи. Участники должны принимать решения.

Метод кейс-ситуаций - сегодня это один из самых популярных методов, положенных в основу деловой игры. Это вполне конкретная проблемная ситуация, взятая из практики деятельности.

«Кейс-ситуации» активно используются в тренингах, особенно в «тренингах навыков». Например, как работать с «трудным» клиентом, как нейтрализовать сопротивление клиента, как эффективно провести переговоры и т.д. (при этом анализируются и «отрабатываются» конкретные случаи из практики).

Когда конкретная ситуация проигрывается (т.е. распределяются роли и задаются основные линии поведения персонажей) - участники имеют возможность прочувствовать ее изнутри (логику использования той или иной поведенческой стратегии; способы изменения поведенческой стратегии) [6].

Социально-психологический тренинг - один из наиболее эффективных методов обучения.

Проблемам социально-психологического тренинга посвящены работы Л. А. Петровской, Ю. Н. Емельянова, Г. А. Ковалева, Н.Ю. Хрящевой и др.

В последнее время часто пользуются следующим определением тренинга: это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (С.И. Макшанов).

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия педагогом той задачи, которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться на уровне либо установок, либо умений и навыков, либо перцептивных способностей и т. д.

Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов:

1. Принцип активности опирается на известную психолого-педагогическую идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто того, что делает сам.

2.Принцип исследовательской (творческой) позиции: в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в практике социальнопрофессиональной деятельности. А также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.

3. Принцип осознания поведения: в процессе реализуется механизм обратной связи, который позволяет участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно.

4. Принцип партнерского общения: в группе создается атмосфера безопасности, доверия, открытости, которая позволяет обучающимся экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Ядром тренинга являются ситуационные (деловые) и позиционные (ролевые) игры, которые, прежде всего, формируют (корректируют) установки, ценности и ценностные ориентации обучающихся.

Тренинг позволяет более глубоко и всесторонне проработать какую-либо профессиональную проблематику, выстроив цепочку деловых игр и кейсов, а также разобрав их с помощью мозгового штурма, групповой дискуссии и последующей модерации.

Социально-психологический тренинг, таким образом, позволяет использовать разнообразный арсенал инновационных педагогических технологий для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущих работников сервисной сферы. Покажем это на примере формирования психологической культуры профессионала в сфере сервиса.

Психологическая культура сервиса представляет собой уровень развития психологических навыков и умений работников отрасли, необходимых для осуществления учета индивидуальнопсихологических особенностей заказчика с целью выбора оптимальной тактики обслуживания. Социально-психологиче-

ский тренинг позволяет эффективно формировать и развивать данные умения и навыки. С этой целью нами был разработан тренинг, предназначенный для формирования профессиональных коммуникативных умений студентов - будущих профессионалов сервисной сферы. В основу тренинга легли материалы, предложенные в рамках психологического практикума В.Н.Рамендик, О.В. Со-лонкиной, С.П.Слаквы [7]. Данный тренинг можно проводить на одном из практических занятий в процессе освоения таких учебных дисциплин, как «Психологический практикум», «Психология сервисной деятельности», «Психотехнологии социального влияния и управления коммуникациями в сфере сервиса». Это тренинг, небольшой по формату, предполагающий освоение вполне конкретных навыков взаимодействия с клиентом.

Название: «Мимика, жесты, пантомимика клиента как выражение его психического состояния».

Цель : научиться определять психологическое состояние клиента по его пантомимике.

Задачи: 1) Распознавание классификационных признаков пантомимических состояний клиента;

2) Освоение методики выбора стратегии поведения с клиентом на основе его пантомимических состояний.

Порядок проведения:

1. Групповая дискуссия: «Определение разновидностей психического состояния личности и его влияние на жизнедеятельность».

2. Демонстрация изменений психического состояния обучаемых (свойства психических состояний) в качестве подготовительных упражнений по распознаванию собственных эмоциональных состояний.

Упражнение «Мышечная релаксация»

Процедура проведения: участники

принимают положение полусидя: сесть свободно, руки положить на бедра, ладонями вниз. Ноги слегка расставить. На вдохе сжать пальцы в кулак, напрячь мышцы, сжать руку в локтевом суставе

сервисной сферы

под прямым углом, довести мышечное напряжение до максимального. Цель - не тренировка мускульной силы, а концентрация внимания на мышечных ощущениях. Со свободным выдохом резко расслабить мышцы, уронить руку. Упражнение повторить 2 - 3 раза.

Упражнение «Замороженный»

Процедура проведения: участники

собираются в круг. В центре ставится стул. Приглашается один желающий занять место на стуле. Его задача - изобразить «замороженного»: застыть в неподвижности, с каменным лицом и пустым взглядом. Второй желающий выступает в роли «реаниматора», его задача - «оживить» «замороженного». Средства реанимации: взгляд, жесты, мимика, пантомимика. Говорить не разрешается. Признаком успешной работы «реаниматора» считаются непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбки и прочие проявления «жизни».

Далее следует обсуждение: как изменилось психическое состояние участников? Как изменение уровня физической активности влияет на настроение, эмоциональный фон?

Эти упражнения носят не только психогимнастический характер, но и при всей внешней простоте помогают освоить базовые методы эмоциональной регуляции и саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.

Упражнение «О чем говорит лицо?»

Цель: развитие умения понимать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

клиента по мимическим выражениям лица.

Процедура проведения: студентам

предъявляются бланки с изображением 12-ти мимических выражений лица, передающих различные эмоциональные состояния человека. Студенты должны расшифровать зашифрованные художником различные эмоциональные состояния. Результаты сравниваются с эталоном: 1 -безразличие, 2 - враждебность, 3 - веселье, 4 - сильная злость, 5 - грусть, 6 - застенчивая радость, 7- плохое самочувствие, 8 - злость, 9 - бурная радость, 10 - глубокая печаль, 11 - скепсис, 12 - скорбь.

Подведение итогов: если удалось расшифровать большинство состояний, значит, умение разгадывать психическое состояние человека развито хорошо. Если же число совпадений менее половины, результат считается неутешительным, и этому вопросу следует уделить особое внимание.

Упражнение «Распознавание эмоционального состояния клиента по его мимике». Это упражнение дополняет предыдущее, только в качестве «иллюстраций» выступают сами участники.

Процедура проведения: а) студенты разбиваются на пары и поочередно принимают мимические выражения, отображенные на заранее данном им рисунке, с получением обратной связи от напарника; б) студенты разбиваются на пары. Первый номер из эталона мимических выражений по рисунку называет эмоциональное состояние, а второй номер принимает соответствующее выражение. Затем организуется обмен впечатлениями и ролями; в) (с видеокамерой). Видеокамера устанавливается за ширмой. Студенты поочередно перед камерой фиксируют типичные для них мимические выражения (два-три). По окончании организуется групповой просмотр и определение эмоциональных состояний с получением обратной связи от соответствующих персонажей.

Далее можно провести групповую дискуссию на тему «Мимика клиента как выражение его психического состояния». Когда участники поделятся своими наблюдениями, полученными в результате упражнений, примерами из жизни, - педагогу следует подытожить результаты дискуссии методом модерации, сформулировать значимые выводы и дать им педагогическую интерпретацию.

Следующий этап тренинга посвящен распознаванию жестов.

Упражнение «Значение жестов»

Процедура проведения: группа делится на две команды. Каждая команда придумывает свое слово и записывает его на листке бумаги. Один человек из команды соперников читает записанное слово и должен жестами объяснить своей команде его значение, а команда должна его уга-

дать. По окончании производится смена ролей. По итогам сравнивается, какая команда быстрее и правильнее отгадала слова.

Далее педагог может продемонстрировать «мастер-класс» прочитывания жестов по примеру А.Пиза. Он описывает проблемную ситуацию и показывает, как ее можно распознать по жестам. Например:

а) потирание ладонями (выражает положительные ожидания);

б) сцепленные пальцы рук (обозначают разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение; чем выше подняты руки со сцепленными пальцами, тем более негативным является отношение).

Можно провести групповую дискуссию на тему: «Жесты клиента и работника сервисной сферы в процессе их делового взаимодействия».

Предлагается высказаться всем членам группы: что они знают о жестах (их виды, что они выражают, значение для профессиональной деятельности).

Упражнение «Роль жестов в деловом взаимодействии» с демонстрацией. Процедура проведения: приглашаются двое -активный участник и пассивный. Активный просит пассивного перенести стул из одного места в другое, применяя разные способы жестов ладонями: а) доверительный (дружественный) способ - ладонь открыта; б) доминирующий - ладонь закрыта (направлена вниз); в) агрессивный -с выставлением указательного пальца.

Во всех случаях можно произносить одни и те же слова. Данное упражнение можно повторить с переносом ситуации на деятельность работника в офисе, когда он занят телефонным разговором, а в это время входит клиент. Работник жестом приглашает его присесть и подождать 1 мин.

Педагог предлагает участникам «прочесть» соответствующие позы, после чего делает комментарий.

Упражнение «Жесты лжи и обмана». Педагог просит группу собраться полукругом и каждому попробовать принять позу обмана. Затем все осматриваются и каждый комментирует свою позу. Если возникают затруднения, можно предложить

вспомнить поведение детей, когда они обманывают родителей.

Комментарий педагога: а) защита

(прикрытие) рта рукой - либо лживость говорящего, либо инстинктивное желание отгородиться от лжи слушающего; б) прикосновение к носу - разновидность предыдущего; в) потирание века - желание скрыться от обмана, подозрение, желание избежать взгляда глаза в глаза; г) почесывание уха - желание клиента отгородиться от слов сервисодателя; д) почесывание шеи свидетельствует о сомнении и неуверенности клиента в правоте сервисодателя.

Упражнение «Эксперимент по выявлению замаскированных жестов». Руководитель предлагает 1 -2 членам группы, желательно дамам, выйти из аудитории со своими сумками. Остальным разъясняется цель эксперимента: беззастенчиво разглядывать входящих так, чтобы побудить принять их защитные позы.

В ходе эксперимента после принятия защитных поз руководитель разъясняет ситуацию, просит включиться в обмен мнениями членов группы. Во время обсуждения участники должны уяснить для себя ситуации, побуждающие клиентов защищаться, чувствовать себя неуютно. Именно такие ситуации ведут к потере клиентов и, соответственно, к потере конкурентоспособности сервисных организаций.

___________________________сервисной сферы

На данном тренинге можно выбрать любые другие тематические блоки, связанные с выявлением актуального эмоционального состояния клиента, например, «Выражения глаз и типы взгляда клиента и работника в их отношениях и позициях» (цель - научить студентов читать сигналы глаз и в соответствии с этим выбирать оптимальную стратегию и тактику взаимодействия с клиентом) [8].

По выражению глаз и их внешним характеристикам (блеску, направленности, экспрессии взгляда) участники также учатся прочитывать психологические характеристики и эмоциональное состояние партнера по взаимодействию.

Задача педагога - обучить студентов способам установления наиболее комфортной дистанции взгляда, умению «выдерживать взгляд», влиять взглядом на партнера по общению.

Данный тренинг предназначен для освоения важнейшей профессиональной компетенции будущих профессионалов сервисной сферы - формированию навыков эмоционального интеллекта (умению прочитывать состояние другого человека, свое собственное актуальное состояние, а также влиять на него). Интерактивные методы обучения, используемые в тренинге (дискуссия, модерация, упражнения, элементы мастер-класса), дают возможность практического освоения ситуаций взаимодействия с клиентом в будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО: Методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

2. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора//Педагогика. 1997. № 2. С.15-19.

3. Балыхина Т.М. Методы и подходы в преподавании современного русского языка//Intemational Journal of Russian Studies. 2009. № 1.

4. Пафова М.Ф., Карасева Т.Н. Модернизация педагогического образования как условие становления поликультуры//Среднее профессиональное образование. 2007. №2. С.6-9.

5. Лесохина Л.Н. К обществу образованных людей. СПб: Тускарора, 1998.

6. Королева Н.И. Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности: Монография. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

7. Рамендик В.Н., Солонкина О.В., Слаква С.П. Психологический практикум: Учеб.пособие. М.: Мастерство, 2002.

8. Шемякина Е.Ю., Ульянова И.И. Психологический практикум. СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

УДК 336.645.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.