Научная статья на тему 'Формирование системы продовольственной самообеспеченности в уголовно- исполнительной системе'

Формирование системы продовольственной самообеспеченности в уголовно- исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ РЕФОРМА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / AGRICULTURAL REFORM / FARMPRODUCTION / FOOD SECURITY / FOOD / SELF PROVISION OF THE PENAL SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Новожилова Жанна Сергеевна

статья посвящена вопросу реформирования агропромышленного комплекса страны и уголовно-исполнительной системы, в частности изменению уровня продовольственной безопасности и самообеспеченности УИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Новожилова Жанна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE SYSTEMOF FOOD SELF PROVISIONINTHE PENAL SERVICE

the article deals with the formation of agricultural complex of the country and of the penal service; and changing of the level of food security and self provision in the penal service in particular.

Текст научной работы на тему «Формирование системы продовольственной самообеспеченности в уголовно- исполнительной системе»

Экономика

УДК 338 43902 G.S. NOVOZHILOVA*

ББК 65.32-18 Н74

THE FORMATION OF THE SYSTEM OF FOOD SELF

PROVISION IN THE PENAL SERVICE

Аннотация: статья посвящена вопросу реформирования агропромышленного комплекса страны и уголовно-исполнительной системы, в частности изменению уровня продовольственной безопасности и самообеспеченности УИС.

Ключевые слова: аграрная реформа, сельскохозяйственное производство, продовольственнаябезо-пасность, продукты питания, самообеспеченность уголовно-исполнительной системы.

ЖАННА

СЕРГЕЕВНА

НОВОЖИЛОВА*

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ САМООБЕСПЕЧЕННОСТИ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

* Адъюнкт кафедры экономики и менеджмента (Академия ФСИН России)

E-mail: editor62@vandex.ru.

Annotation: the article deals with the formation of agricultural complex of the country and of the penal service; and changing of the level of food security and self provision in the penal service in particular.

Key words: agricultural reform; farm production; food security; food; self provision of the penal service.

В результате аграрной реформы в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса страны произошли значительные социально-экономические преобразования. Радикально изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования предприятий и организаций, осуществлен переход от административной планово-распределительной к рыночной системе экономики.

Однако за годы реформирования, в ходе которого осуществлялся переход на рыночные механизмы хозяйствования, аграрный сектор оказался в кризисном состоянии. В 1991-1999 гг. по сравнению с 1990 г. объемы капитальных вложений в АПК (в сопоставимой оценке) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50 %. Посевные площади культур уменьшились на 32,3 млн га, или почти на треть. В 6 раз снизилось применение органических и в 7 раз - минеральных удобрений.

Поголовье крупного рогатого скота и свиней уменьшилось на 51 %, овец и коз - на 75 %, птицы - на 48 %. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37 %. Удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны сократился с 16,4 до 7,1 %.

Падение сельскохозяйственного производства в Республике Карелия, Курганской и Оренбургской областях составило 55 %, Астраханской области - 57, Республике Адыгея, Ростовской области и Еврейской автономной области - 58, Республике Ингушетия и Читинской области - 59, республиках Тыва - 64 и Калмыкия - 83, Магаданской области - 93 %. Даже в таком ведущем сельскохозяйственном

регионе, как Ставропольский край, общий объем валовой сельскохозяйственнойпродукции снизился на 63 %.

Уменьшилось производство основных продуктов питания (табл. 1). Значительное снижение производства произошло по таким ключевым позициям, как: мясо и мясопродукты в - 5,6 раза; молоко и молокопродукты - в 3,8; мука, макаронные изделия - в 2 раза.

чительно на обеспечение спецконтингента продуктами питания собственного производства. На данном этапе развития российской экономики эти мероприятия помогли уголовно-исполнительной системе выжить в условиях крайне низкого бюджетного обеспечения и постоянно меняющейся конъюнктуры рынка.

Начиная с 1999 г. ситуация с сельским хозяйством в стране стала стабилизироваться.

Таблица 1

Производство основных продуктов питания

Виды Г оды продуктов питания, тыс. т 1990 1991 1993 1995 1997 1998 1999 1999 к 1990, %

Хлеб и хлебобулочные изделия 18 200 18 800 15 000 11 200 8800 8300 9000 49,5

Мука 20 700 20 500 18 200 14 000 12 200 12 000 12 200 58,9

Крупа 2854 2679 1877 1418 992 1089 868 30,4

Макаронные изделия 1038 1115 836 603 453 554 679 65,4

Мясо (промышленная выработка), включая су бпродукты первой категории 6060 5800 4000 2400 1500 1300 1070 17,7

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко 20 800 18 600 8400 5600 5200 5600 5500 26,4

Масло растительное 1159 1165 1127 802 687 782 845,2 72,9

Изношенность основных фондов - машин и оборудования, острая недостаточность бюджетного финансирования и отсутствие собственных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей, инфляция, снижение реальных доходов населения, нарушение ценовых пропорций и значительное конкурентное давление импортного продовольствия привели к глубокомусистемно-му кризису сельского хозяйства1.

Перечисленные события не могли не отразиться на продовольственной безопасности как страны в целом, так и уголовно-исполнительной системы в частности.

В условиях постоянной нехватки бюджетного финансирования руководствомуголовно-ис-полнительной системы было принято решение развивать собственное производство товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции. Если первое делалось не только с целью обеспечения личного состава и спецкон-тингента необходимымивещевым имуществом и оборудованием но и для привлечения денежных средств, то второе было направлено исклю-

Объем сельскохозяйственного производства вырос по сравнению с 1998 г. на 2,4 %, в том числе во втором полугодии на 4,5 %. Начался медленный рост производства основных продуктов питания2.

В 2001 г. в уголовно-исполнительной системе функционировало 746 подсобных сельских хозяйств, из них 53 крупных сельскохозяйственных предприятия. За ними было закреплено 297 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 202 тыс. га пашни, на сельскохозяйственных работах задействовано более 17 тыс. осужденных. В хозяйствах содержалось около 36 тыс. голов крупного рогатого скота, 113 тыс. голов свиней, 6 тыс. голов овец и 60 тыс. голов птицы. Уровень самообеспеченности уголовно-исполнительной системы продовольствием по состоянию на 1 января 2001 г. по основным видам продовольствия составил : мясо - 23 %, картофель и овощи - 21, мука - 15, крупа - 15 %.

Благодаря целенаправленной политике руководства уголовно-исполнительной системы и

Экономика

Экономика

руководителей территориальных органов в агропромышленный комплекс удалось привлечь дополнительные средства со стороны. Значительную часть дополнительных инвестиций составляли средства, выделяемые администрациями субъектов Федерации.

Кроме того, с целью укрепления продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы было принято решение о создании комплекса продовольственных предприятий центрального подчинения на базе ФГУ «Отдел торговли N° 2». Создание данных предприятий подразумевало применение комплекса мер, позволяющих добиться полного цикла производства продуктов питания исключительно для нужд уголовно-исполнительной системы. Продукция этих предприятий распределялась в регионы, не обладавшие достаточными производственной и сырьевой базами, необходимымидля полного самообеспечения продовольствием, или в регионы, не имеющие возможности производить собственное продовольствие ввиду сложных климатических условий.

сельхозтоваропризводителей. Все это позволило за счет собственных производств на 70-80 % удовлетворить потребности учреждений УИС в основных продуктах питания и привело к укреплению продовольственной безопасности и независимости УИС от колебаний рынка.

Однако опережающее развитие перерабатывающего комплекса уголовно-исполнительной системы не подкреплялось достаточным количеством собственного сырья. Например, при потребности в продовольственномзерне на 2003 г. в 180 тыс. т предприятия УИС были в состоянии произвести лишь 120 тыс. т. Данный дефицит в основном компенсировался за счет поставок Российского агентства по государственным резервам. Так, за период с 2000 по 2003 год уголовно-исполнительной системой было получено 80 тыс. т пшеницы и 20 тыс. т ржи. Собственное производство и дополнительные поставки позволили на 100 % обеспечить учреждения уголовно-исполнительной системы хлебом3.

В это время была предпринята крупномасштабная инвестиционная деятельность, направ-

Таблица2

Объем собственного производства продовольствия

5

в подразделениях уголовно-исполнительнои системы

Г оды Вид продовольствия, тыс. т 2007 2008 2009 2010 2010 к 2007, %

Мука 106 585 [23 168,4 119 874,4 165 875,3 155,63

Крупа 23 315 29 396,79 23 010,3 41 025 175,96

Яйцо, тыс. шт. 113 86,14 12 774,94 11 817,7 14 790,8 129,90

Мясо 7758 8631,25 10 888,9 12 251,3 157,92

Картофель 55 962 55 286,12 47 785,9 96131 171,78

Капуста 12 927 13 364,22 13007,5 20 787,4 160,81

Сахар-песок 9154 9724 6602 9750 106,51

Маргарин 6528 7734,8 7617 10369 158,84

Кол-во сельхозтоваропроизводителей 780 804 864 869 111,41

По состоянию на 1 июня 2003 г. на предприятиях уголовно-исполнительной системы была полностью сформирована производственно-техническая база, позволяющая полностью удовлетворить потребность учреждений УИС в муке, крупах, масложировой продукции, мясных консервах. Получило развитие направление по откормукрупного рогатого скота. Развитие подсобных хозяйств учреждений уголовно-исполнительной системы привело к снижению объемов свежих овощей, закупаемых у сторонних

ленная на увеличение парка сельскохозяйственной техники. Только в период с 2004 по 2006 год приобретено 325 единиц новой сельскохозяйственной техники как отечественного, так и зарубежного производства. Кроме того, территориальные органы ФСИН России в подшефных подразделениях произвели монтаж и установку технологического оборудования по сушке и сортировке овощной продукции, семян подсолнечника, по производству тарной продукции и расширили площади складских помещений4.

В условиях полной обеспеченностиуголовно-исполнительной системы перерабатывающим и технологическим оборудованием следующим и наиболее логичным шагом в развитии системы продовольственной безопасности УИС стало развитие собственной сырьевой базы.

Основываясь на представленных в таблице 2 данных, можно проследить ассортимент производства продуктов питания, производимых силами уголовно-исполнительной системы, а также отметить положительную динамику роста объемов производства за последние годы. Так, объем производства продовольствия, вырабатываемый агропромышленным сектором УИС и направляемый на обеспечение питания спецконтингента, за истекшие годы вырос с 300 млн до 9,2 млрд руб.

В настоящее время за подразделениями, подведомственными ФСИН России, закреплено 462 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 328 тыс. га пашни. В производстве продукции животноводства и растениеводства задействовано 806 подсобных хозяйств, 47 колоний-поселений сельскохозяйственногопрофиля и 16 специализированных федеральных государственных унитарных предприятий.

Потребность учреждений УИС в таких видах продуктов питания, как крупа и мука, маргарин, масло растительное, консервы мясные, рыбные и овощные, сахар-песок, макаронная продукция, молоко сгущенное, чай, кисель витаминизированный, сухофруктц пайки для спец-контингента и личного состава, обеспечивается за счет собственного производства на 100 %, а мясом, овощной продукцией и картофелем -на 40-60 %.

Для стимулирования собственной сельскохозяйственной производственной базы в 2010 г. были дополнительно созданы специализированные предприятия ФГУСХП «Ильинское» ФСИН России, ФГУСХП «Ульяновском ФСИН России, ФГУП «Черноземье» ФСИН России, ФГУСХП «Ростовское» ФСИН России, ФГУП «Амурское» ФСИН России. Работа указанных предприятий в 2010 г. была направлена на уве-

личение объемов производства овощной продукции и глубокую переработку мясной и рыбной продукции5.

Максимальное использование производственного потенциала и рациональное ведение сельскохозяйственных работ на закрепленных землях являются вкладом Федеральной службы исполнения наказаний в создание системы продовольственной безопасности России, минимизации зависимости продовольственного обеспечения спецконтингента от конъюнктуры рынка. Однако в условиях мирового финансового кризиса заинтересованные сельхозтоваропроизводители осуществляли спекуляцию сельскохозяйственными товарами для получения сверхприбыли и искусственно удерживали высокие цены на продукцию. В связи с этим собственное производство продовольственных товаров за счет фиксированных годовых цен минимизирует зависимость продовольственного обеспечения учреждений УИС от конъюнктуры рынка и корпоративных интересов отдельных групп недобросовестных товаропроизводителей.

Так, по итогам 2009 г. экономия бюджетных средств за счет собственного производства продовольствия и грамотной политики при размещении заказов у сторонних поставщиков по УИС составила более 2,9 млрд руб.

Очевидно, что агропромышленный сектор УИС обладает всеми возможностями для дальнейшего развития производства продовольствия, более эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, максимального использования труда осужденных, получения ими профессиональных навыков и сохранения учреждений сельскохозяйственногопрофи-ля. Однако только при поддержке государства и заинтересованности территориальных органов и подшефных им подразделений уголовно-исполнительная система сможет существенно продвинуться в формировании системы продовольственного самообеспечения, являющейся ключевой составляющей продовольственной безопасности.

1 См.: Состояние и возможности развития агропромышленного комплекса// Экономикасельского хозяйства: РЖ. 2002. № 3. С. 518.

2 См.: Статистический российский ежегодникГоскомстатаРоссии М., 1999.

3 См.: Письмо Министерства юстиции РоссийскойФедерации от 3 июня 2003 г. № 18/5484-ЮК.

4 См.: Организация производства продуктовпитания подразделениямиуголовно-исполнительнойсистемы для собственных нужд // ФБУ «УОТП и ПП ФСИН России». 2010.

5 См.: Программа обеспеченияучрежденийуголовно-исполнительной системы материально-техническими ресурсами на 2007-2010 годы// ФБУ «УОТП и ПП ФСИН России». 2010.

6 См.: Организация производства продуктовпитания подразделениямиуголовно-исполнительнойсистемы для собственных нужд-

Экономика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.