УДК 347.451 ЖАННА СЕРГЕЕВНА НОВОЖИЛОВА,
преподаватель кафедры управления тыловым обеспечением УИС и коммерции (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА № 44-ФЗ «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ПОСТАВКАХ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ДЛЯ НУЖД ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Реферат: в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, а также отдельных этапов поставки товара, предусмотренных контрактом, в том числе проведение экспертизы. Экспертами в части продовольственных товаров, поставляемых для нужд УИС, могут выступать как сотрудники УИС, так и сторонние эксперты и экспертные организации, соответствующие требованиям, указанным в Федеральном законе.
При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода, эффективности, безопасности для осужденных и сотрудников ФСИН России и окружающей среды.
Целью контрактной экспертизы является оценка экспертами выполнения условий контракта (договора). При этом может проверяться качество образцов или проб продовольственных товаров, в том числе на соответствие требованиям нормативной документации, а также состояние транспортных средств и упаковки товаров, осуществляться предотгрузочный контроль грузов, проверка соответствия поступившей партии условиям контракта (договора) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товаров и др. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается внутренним или внешним экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
Сотрудники учреждений ФСИН России при проведении экспертиз контрактов на поставку продовольственных товаров сталкиваются с такими проблемами, как:
отсутствие финансирования на оплату услуг внешних экспертов;
ежедневное проведение экспертизы каждой партии продуктов питания, поступающих в учреждения УИС, существенно увеличивающее нагрузку на сотрудников ФСИН России;
затягивание сроков оплаты в связи с проведением внешней экспертизы продовольственных товаров (в соответствии с Федеральным законом);
широкий спектр требований и ответственности как к внутренним, так и к внешним экспертам и экспертным организациям;
дополнительный объем документации по заключению контрактов на оказание услуг по проведению внешней экспертизы.
В связи с этим вносим следующие предложения по корректировке отдельных положений Федерального закона в части проведения экспертизы, в том числе продовольственных товаров.
1. Финансирование проведения экспертизы продовольствия возложить на поставщика. Стоимость экспертизы можно включить в стоимость товара (как вариант). Выбор экспертной организации остается за государственным заказчиком.
2. Разрешить привлечение специализированных лабораторий, подведомственных, в частности, ФСИН России, для определения показателей качества продовольственных товаров, поставляемых производителями уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: продовольственные товары, экспертиза, эксперт, принципы экспертизы, контрактная экспертиза, исполнение контракта, оптимизация системы закупок, контракт на оказание услуг, аффилированные лица, акт приемки.
© Новожилова Ж. С., 2015
Питание - важнейший фактор, определяющий здоровье человека. К приоритетным направлениям современной науки о питании относятся организация рационального сбалансированного питания, профилактика алиментарных заболеваний, связанных с дефицитом белка, микронутриентов, других незаменимых факторов питания; дальнейшее развитие и укрепление системы контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов; повышение уровня знаний населения в вопросах здорового питания [2, с. 3].
Особую актуальность указанные направления приобретают в рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в области совершенствования организации питания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами; обеспечения продовольственной безопасности и независимости уголовно-исполнительной системы от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путем постоянного повышения уровня самообеспеченности учреждений уголовно-исполнительной системы основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение; оптимизации системы закупок для нужд уголовно-исполнительной системы в целях повышения ее экономичности, эффективности и прозрачности, перехода на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд уголовно-исполнительной системы. Кроме того, в целях повышения результативности и эффективности проведения закупок товаров, работ и услуг на обеспечение муниципальных и государственных нужд и обеспечения прозрачности и гласности таких закупок 5 апреля 2013 г. был принят соответствующий Федеральный закон, который также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. Согласно данному нормативному акту исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, в том числе проведение в соответствии с Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги; отдельных этапов исполнения контракта. Экспертиза (от фр. espertise, от лат. espertus - опытный) - это исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в областях науки, техники, экономики, торговли и др. В каче-
стве специалистов-экспертов могут выступать обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией лица, которые осуществляют деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам. Экспертами в части продовольственных товаров, поставляемых для нужд УИС, могут выступать как сотрудники УИС, так и сторонние эксперты и экспертные организации. Решение о привлечении к приемке эксперта или экспертной организации заказчик (исправительное учреждение, УФСИН или ФСИН России) принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. Заказчик (в лице сотрудника ФСИН России) обязан привлекать экспертов или экспертные организации к проведению экспертизы продовольственных товаров при осуществлении закупки у единственного поставщика, если:
производство товара осуществляется учреждением и предприятием УИС в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ. Так, потребность учреждений УИС в таких видах продуктов питания, как крупа, мука, маргарин, масло растительное, консервы мясные, рыбные и овощные, сахар-песок, макаронная продукция, молоко сгущенное, чай, кисель витаминизированный, сухофрукты, пайки для спецконтингента и личного состава, обеспечивается за счет собственного производства на 100 %, а мясом, овощной продукцией и картофелем - на 40-60 %;
учреждением, исполняющим наказания, заключен контракт на поставку товара для государственных нужд при приобретении указанным учреждением сырья, материалов, комплектующих изделий для производства товара в целях трудоустройства осужденных на основании договоров, заключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанным учреждением таких сырья, материалов, комплектующих изделий осуществляется за счет средств, предусмотренных этими договорами. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных [1, с. 104].
Контракт на оказание услуг по проведению экспертизы должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Сотрудники УИС, выступающие в качестве экспертов, внешние эксперты и экспертные организации должны отвечать следующим требованиям:
физические лица, не являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, не являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика, не имеющие имущественных интересов в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; не являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика, либо не состоящие с ними в браке; на которых заказчик или поставщик не могут оказать прямо или косвенно влияние при проведении таким лицом экспертизы;
юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) не имеет права распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; на которых заказчик или поставщик не могут оказать прямо или косвенно влияние на результат проводимой таким лицом или лицами экспертизы.
При этом должно быть письменное подтверждение о допустимости участия эксперта в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению в соответствии с требованиями Федерального закона. В случае выявления в составе экспертов или экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение другого эксперта или экспертной организации.
Целью контрактной экспертизы является оценка экспертами выполнения условий контракта (договора). При этом может проверяться качество образцов или проб продовольственных товаров, в том числе на соответствие требованиям нормативной документации, а также состояние транспортных средств и упаковки товаров, осуществляться предотгрузочный контроль грузов, проверка соответствия поступившей партии условиям контракта (договора) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товаров и др.
При проведении экспертизы продовольственных товаров оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара: ассортиментная, ка-
чественная, количественная, стоимостная или только их часть. Экспертной оценке могут подвергаться единичные экземпляры, упаковочные единицы продовольственных товаров, а также товарные партии. При этом как внутренний (сотрудник ФСИН России), так и внешний эксперт должен:
правильно выбирать свойства, номенклатуру показателей ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы;
расшифровывать маркировку товара и входящие в ее состав информационные знаки;
отбирать пробы и выборки из товарных партий; определять градации качества; оценивать качество тары и упаковки; диагностировать дефекты товаров по внешним признакам;
определять причины возникновения дефектов; проводить оценку качества различными методами (органолептически и инструментально);
знать требования действующих стандартов к качеству товаров однородных групп определенного класса;
выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям;
осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы;
анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.
При проведении экспертизы эксперты должны соблюдать принципы объективности, компетентности, независимости, системного подхода, эффективности, безопасности для осужденных и сотрудников ФСИН России и окружающей среды.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается внутренним или внешним экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации.
Если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Анализ практики применения экспертизы при поставках продовольственных товаров для нужд учреждений УИС, в частности Академии ФСИН России (далее - академия), проведенный на примере поставки сливочного масла в 2014 г., позволяет констатировать следующее.
Необходимость в проведении внешней экспертизы возникла для выявления факта ассортиментной и качественной фальсификации продукта. Стоимость проведения товароведной экспертизы партии сливочного масла, включающей в себя документальную экспертизу, отбор проб, лабораторные испытания по набору органолептических и физико-химических показателей, в среднем по Рязанской области составила
5 тыс. рублей (в ценах 2014 г.). В результате исследования факт фальсификации был установлен, продовольственная безопасность академии в данном конкретном случае была обеспечена.
Учитывая, что поставка сливочного масла для нужд академии осуществляется в четыре партии, сумма финансовых средств на проведение экспертного исследования всего объема масла, предусмотренного контрактом, могла составить 20 тыс. рублей. Статья финансирования, по которой возможна оплата экспертиз поставляемых товаров (услуги), в 2014 г. являлась дефицитной и распределялась в начале финансового года только на первоочередные нужды в области жизнеобеспечения образовательного учреждения.
Следует отметить, что продовольственные товары, поставляемые для нужд академии сторонними поставщиками, могут быть проверены с помощью внутренних экспертиз. При поставках в учреждения уголовно-исполнительной системы продовольствия производителями, подведомственными ФСИН России, должны проводиться внешние экспертизы. Сумма финансовых средств на оплату услуг внешних экспертов в этом случае может составить сотни тысяч рублей. Целевого финансирования проведения экспертиз продовольствия учреждениями ФСИН России в 2014 г. предусмотрено не было. Помимо отсутствия финансирования на оплату услуг внешних экспертов, сотрудники учреждений ФСИН России при проведении экспертиз контрактов на поставку продовольственных товаров сталкиваются с рядом проблем:
ежедневное проведение экспертизы каждой партии продуктов питания, поступающих в учреждения УИС, существенно увеличивающее нагрузку на сотрудников ФСИН России;
затягивание сроков оплаты в связи с проведением внешней экспертизы продовольственных товаров (в соответствии с Федеральным законом);
широкий спектр требований и ответственности как к внутренним, так и к внешним экспертам и экспертным организациям;
дополнительный объем документации по заключению контрактов на оказание услуг по проведению внешней экспертизы.
В связи с изложенным вносим следующие предложения по корректировке Федерального закона в части проведения экспертизы, в том числе продовольственных товаров.
1. Финансирование проведения экспертизы продовольствия возложить на поставщика. Стоимость экспертизы можно включить в стоимость товара (как вариант). Выбор экспертной организации остается за государственным заказчиком.
2. Разрешить привлечение специализированных лабораторий, подведомственных, в частности, ФСИН России, для определения показателей качества продовольственных товаров, поставляемых производителями уголовно-исполнительной системы.
Очевидно, что проведение экспертизы продовольственных товаров, поставляемых для нужд УИС, в рамках исполнения контракта должно способствовать повышению ответственности сторон при приемке результатов исполнения, профилактике судебных споров между государственным заказчиком и поставщиком, оптимизировать систему закупок для нужд уголовно-исполнительной системы в целях повышения ее экономичности, повысить внутрисистемный контроль и надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
Список литературы
1. Бармашов В. И. Использование интеллектуального потенциала осужденных к лишению свободы в целях совершенствования их трудовой адаптации // Человек: преступление и наказание. 2014. № 1. С. 103-105.
2. Позняковский В. М. Безопасность продовольственных товаров (с основами нутрициологии) : учебник. М., 2015. 271 с.
ZHANNA SERGEEVNA NOVOZHILOVA,
lecturer of the management logistics of the penal system and commerce department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
PECULIARITIES OF APPLYING THE FEDERAL LAW OF APRIL, 5TH, 2013, № 44-FZ «ON THE CONTRACT SYSTEM IN PROCUREMENT OF GOODS, LABORS AND SERVICES FOR PROVIDING STATE AND MUNICIPAL NEEDS» FOR EXAMINATION WHEN SUPPLYING FOOD
TO THE FPS OF RUSSIA
Annotation: in accordance with the Federal law of April, 5th, 2013, № 44-FZ «On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs» (hereinafter the Federal law) the performance
© Novozhilova Z. S., 2015
of the contract comprises the takeover , as well as the separate stages of delivery of the goods under the contract, including their inspection. Experts in food products supplied for the needs of the correctional system can be both prison personnel, and outside experts and expert organizations that meet the requirements specified in the Federal law.
During the inspection, the examiners must observe the principles of objectivity, competence, independence, systematic approach, effectiveness, and safety for inmates and employees of the FSIN and the environment.
The purpose of the contract expertise is the expert evaluation of the fulfillment of contract (agreement) conditions. This can be done by checking the quality of the samples of food products, including their compliance with the requirements of normative documents, as well as the condition of transportation means and goods packaging. Pre-shipment inspection of goods, checking of the quantity, quality, packaging, and marking of the shipment received in compliance with the contract (agreement) are performed as well as other inspections. The results shall be documented in a report, which is signed by an internal or external expert, representing an expert organization.
When carrying out expert examination of contracts for the supply of food products, the employees of the FSIN of Russia face a number of challenges:
the lack of funding to pay for the services of outside experts;
daily inspection of each batch of food supplied to the penitentiary facilities, that significantly increases the load on the staff of the Federal penitentiary service of Russia;
delaying payments in connection with external audit of food products (in accordance with the Federal law);
wide range of responsibilities and requirements to both internal and external experts and expert organizations;
additional documentation on concluding contracts for the provision of services of the external audit.
Therefore it is proposed to amend certain provisions of the Federal law concerning the inspection, including food products.
1. Funding of the examination of food should rest on the supplier. The cost of the examination can be included in the cost of goods (as an option). The choice of the expert organization remains with the government customer.
2. To allow participation of specialized laboratories, subordinated in particular to the Federal penitentiary service of Russia in determining the quality of food products supplied by the manufacturers of the penal system.
Key words: food products, expertise, expert, principles of expertise, contract expertise, performance of contract, optimization of the procurement system, contract for services, affiliates, act of takeover.
References
1. Barmashov V. I. Ispol'zovanie intellektual'nogo potenciala osuzhdennyh k lisheniju svobody v celjah sovershenstvovanija ih trudovoj adaptacii [The intellectual capacity of those sentenced to deprivation of liberty in order to improve their labour adaptation]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no.1, pp. 103-105.
2. Pozniakovskij V. M. Bezopasnost' prodovol'stvennyh tovarov (s osnovami nutriciologii) [The safety of food products (fundamentals of nutrition)]. Moscow, 2015, 271 p.