МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С 44-ФЗ
Шейко В. В.
руководитель отдела экспертиз, Автономная некоммерческая организация «Экспертно-правовой центр "Прометей"» (Россия), 129090, Россия, г. Москва, ул. Каланчёвская, 16, стр. 1, [email protected]
Митюшкин Р. А.
генеральный директор, Автономная некоммерческая организация «Экспертно-правовой центр "Прометей"» (Россия), 129090,
Россия, г. Москва, ул. Каланчёвская, 16, стр. 1, [email protected]
УДК 351.712
ББК 67.401.11
Недобросовестное исполнение государственного заказа или договора на оказание услуг для государственных, муниципальных нужд наносит значительный экономический ущерб государству и его гражданам. Проведение экспертизы исполнения государственного контракта затруднено в связи с отсутствием целостной теоретически разработанной и практически значимой методики проведения экспертизы исполнения государственного контракта, а также специальных рекомендаций по оценке такого рода экспертиз сотрудниками контрактных отделов.
Ключевые слова: внешняя экспертиза, исполнение контракта, специальные познания, методика экспертных исследований.
METHOD OF CARRYING OUT THE EXAMINATION OF THE EXECUTION OF A CONTRACT IN ACCORDANCE WITH 44-FL
Sheyko V. V.
head of Expertise Department, Autonomous Non-Profit Organization "Expert-Legal Center "Prometey" (Russia), 129090, Russia,
Moscow, ul. Kalanchevskaya, 16, p. 1, [email protected]
Mityushkin R. A. 8
general Director, Autonomous Non-Profit Organization "Expert-Legal Center "Prometey" (Russia), 129090, Russia, Moscow, ul.
Kalanchevskaya, 16, p. 1, [email protected] *
g
Unfair execution of a state order or contract for the provision of services for state and municipal needs causes signif- g icant economic damage to the state and its citizens. The examination of the execution of the state contract is difficult due § to the lack of a coherently theoretically developed and practically important methodology for the examination of the exe- aj cution of the state contract, as well as special recommendations for evaluating this kind of examination by employees of contract departments.
CD
a
Key words: external expertise, performance of the contract, special knowledge, methods of expert research. ©
Шейко В. В., Митюшкин Р. А.
Эффективное противодействие ненадлежащему исполнению государственного контракта немыслимо без использования специальных экспертных знаний в процессе приемки исполнения контракта.
Наиболее часто специальные познания используются в следующих формах: проверка результатов исполнения контракта, привлечение эксперта соответствующей квалификации к приемке товаров либо услуг, а также к проведению экспертизы в форме надзора.
В процессе экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ эти формы использования специальных знаний имеют ряд принципиальных отличий — как в том, что касается места проведения экспертизы и решаемых ею задач, так и в отношении содержания деятельности задействованных лиц. Обобщение экспертной и судебной практики показывает, что не все участники рассматриваемых отношений имеют точное представление об этих принципиальных отличиях.
Экспертиза исполнения контракта по 44-ФЗ играет крайне важную роль при установлении признаков объективной стороны коррупционных преступлений, и важность этой роли продолжает возрастать. В то же время необходимо понимать границы возможностей экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ.
На фоне возрастающих потребностей государственных органов экспертиза исполнения контрактов по 44-ФЗ активно развивается: увеличивается число государственных и негосударственных экспертов; растет количество выполненных экспертиз; расширяется комплекс задач, решаемых экспертами; усложняются задачи в рамках экспертизы каждого вида.
В этих условиях особую важность приобретает научно-методическое обеспечение процесса производства экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ. АНО «Экспертно-правовой центр «Прометей» разработаны рекомендации по производству всех типов экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ, а также приведен обзор типичных ошибок, совершаемых экспертами. В основу пособия положены результаты обобщения многолетней экспертной практики, а также изучения научных трудов в области экспертизы исполнения контракта и иных форм использования специальных знаний в борьбе с ненадлежащим исполнением государственного контракта.
Проведение экспертизы исполнения контракта должно в обязательном порядке включать проверку как количественных, так и качественных показателей. Цель такого исследования — дать принципиальную оценку всем выполненным (или невыполненным) обязательствам по контракту. Ввиду того что институт экспертизы предполагает единоличную ответственность эксперта за сделанные выводы, контроль исполнения контракта должен включать в себя всестороннее исследование всех условий, отраженных в контракте.
В экспертной практике нередки случаи, когда заказчик просит провести только проверку качественных показателей поставляемых товаров без контроля количественных показателей фактически поставленной продукции. В таком случае речь идет о товароведческой экспертизе по исследованию конкретного товара, а не о внешней экспертизе исполнения контракта, заключенного в рамках 44-ФЗ. Эксперты, которые при проверке количественных показателей основываются на товарных накладных, актах выполненных работ и прочих документах, допускают грубую ошибку, полагаясь на непроверенные данные, а также пытаются переложить ответственность на других лиц, что грубо противоречит основным принципам экспертизы.
При проведении экспертизы исполнения контракта по поставке товаров (выполнению услуг) эксперт должен ответить на следующий вопрос: соответствуют ли поставленные товары (выполненные услуги) количественным, качественным, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), указанным в договоре (техническом задании к договору)?
Различают следующие виды экспертиз исполнения контрактов:
• в зависимости от отрасли знания — товароведческие, строительные, компьютерные, аппаратно-программные, экономические и др.;
• по признаку последовательности проведения — надзорные, поэтапные и результирующие;
• по характеру используемых знаний — однородные и комплексные (с привлечением специалистов из разных отраслей науки);
• по количеству экспертов — единоличные и комиссионные;
• по территориальному признаку — выездные и камеральные.
По объекту исследования экспертизы исполнения контракта подразделяются на экспертизу товаров и экспертизу услуг.
Экспертиза исполнения контракта по поставке товаров может проводиться одномоментно: в этом случае эксперт приезжает или непосредственно во время осуществления поставки товара, или после нее и производит проверку поставленных товаров в отношении их количественных и качественных характеристик. Если экспертиза предполагает проведение лабораторных исследований, эксперт осуществляет забор образцов. В ходе проведения этой процедуры обязательно составляется акт изъятия, который подписывается заинтересованными сторонами — заказчиком и исполнителем. Образцы необходимо тщательно и безопасно
Шейко В. В., Митюшкин Р. А.
упаковать, чтобы они не были повреждены во время транспортировки. При проведении лабораторных исследований и испытаний могут присутствовать представители заинтересованных сторон.
Если поставка товаров осуществляется поэтапно, экспертиза проводится на каждом этапе: каждый раз при получении заказчиком товаров эксперт осуществляет контроль их качественных и количественных характеристик. При поэтапной поставке товаров не допускается проведение экспертизы исполнения контракта на этапе последней поставки или камерально, ввиду того что в этом случае вывод об исполнении всего контракта будет необоснованным, а полагаться только на добросовестность исполнителя эксперт не имеет права.
Экспертиза исполнения контракта оказанных услуг может проводиться по результатам оказанных услуг или в форме надзора.
Результирующая форма проведения экспертизы исполнения контракта предполагает осуществление контроля после оказания услуг. В силу специфики контракта такая экспертиза проводится в выездном формате. Если имеются основания полагать, что при оказании услуг были использованы иные материалы и средства, чем те, которые обозначены в контракте, а подтверждение данных фактов требует лабораторных исследований, производится забор образцов в присутствии заинтересованных сторон.
Проведение экспертизы исполнения контракта по оказанию услуг в форме надзора предполагает контроль со стороны эксперта на всех этапах исполнения контракта. Такой формат экспертизы позволяет осуществлять доскональный контроль всех требований и аспектов, определенных в техническом задании к контракту. Скрупулезность данного метода в наибольшей степени
подходит для проведения экспертизы текущего и капитального ремонта, строительства новых зданий и сооружений, оказания медицинских и клининговых услуг и др. Проведение экспертизы исполнения контракта в форме надзора позволяет свести к минимуму возможность принятия результатов услуг, выполненных с нарушениями.
Методы экспертизы исполнения контракта представляют собой систему действий по решению конкретных практических экспертных задач, основываются на соответствующих научных методах, находятся в зависимости от характера и свойств объекта контракта и базируются на опыте решения определенных экспертных задач.
Наиболее важным требованием к методам и средствам, используемым при производстве экспертизы исполнения контракта, является их научная состоятельность, т. е. научная обоснованность метода и достоверность получаемых с его помощью результатов. Обоснования соответствия средств и методов данным требованиям должны находиться в той области научных знаний, из которых заимствованы эти методы и средства и где они применялись первоначально.
Таким образом, в деятельности по проведению экспертизы исполнения контракта по 44-ФЗ могут быть использованы те же методы, что и в научном исследовании, если их применение не противоречит требованиям законности и этическим нормам, т. е. отвечает принципу допустимости в его общей форме. В остальном же эксперт практически не ограничен в выборе средств и методов исследования при условии соблюдения общих правил проведения экспертизы, обозначенных в Федеральном законе от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Литература:
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс»
2. Блинов В. Г. Публично-правовые и частно-правовые отношения при поставке товаров для государственных нужд. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2008. 196 с.
3. Борисов А. Н., Краев H.A. Комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 1015 с.
4. Дорощенко Т. Г., Дюнина О. П., Смолина И. А. Управление государственными и муниципальными заказами: учеб.-метод, пособие Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. 303 с.
References:
1. On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for the provision of state and municipal needs: Federal Law of 5 April 2013 № 44-FL. Access from the legal-reference system "Consultant Plus"
2. Blinov V G. Public law and private law relations in the supply of goods for state needs. Cheboksary: Publishing house Chuvash, University, 2008. 196 p.
3. BorisovA. N., Kraev H.A. Commentary to the Federal Law "On the placement of orders for the supply of goods, performance of works, provision of services for state and municipal needs" of 21 July 2005 № 94-FL (itemized). M .: Business Court, 2009. 1015 p.
4. Doroschenko, T.G., Dyunina, OP, Smolina, I.A. Management of state and municipal orders: study.-method, manual Irkutsk: Publishing house BSUEP, 2009. 303 p.
Шейко В. В., Митюшкин Р. А.
Литература:
5. Кирилова H.A. Правовое регулирование обеспечения государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2010. 120 с."
6. Попова Е. А. Правила проверки оценки заключения эксперта // Следователь. 2002. JV. 12. С. 56-60.
7. Россинская Е. Р. Развитие новых судебных экспертиз и подготовка специалистов // Закон. 2005. № 6. С. 100105.
8. Шляхов А. Комплексные исследования в судебной экспертизе // Социальная законность. 1985. С. 37-39.
References:
5. Kirilov H. A. Legal regulation of the provision of state and municipal needs: textbook. allowance Novosibirsk: Publishing house of SibAHS, 2010. 120 p.
6. Popova E. A. Rules for assessing the assessment of an expert // Investigator. 2002. JV. 12. P. 56-60.
7. Rossinskaya E. R. Development of new forensic examinations and training of specialists // Law. 2005. № 6. P. 100-105.
8. Shlyakhov A. Complex research in forensic examination // Social legality. 1985. P. 37-39.