ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ЭКСПЕРТОВ В ПРОЦЕДУРАХ ЗАКУПКИ
В.В. Слепова, студент
П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10900
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы участия экспертов в процедурах закупки в соответствии с ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Говорится об ответственности экспертов в случае ненадлежащим образом выполнения своих обязанностей и анализируется случай одностороннего отказа от исполнения контракта.
Ключевые слова: экспертиза, эксперт, ФЗ № 44, односторонний отказ от исполнения контракта, экспертные организации.
Анализируя Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) обратим внимание на введенный институт экспертов при проведении процедур закупок, а также обратим внимание на особенности, которые связаны с работой учреждений [1].
Согласно ФЗ № 44 существует три случая, при которых необходимо участие эксперта:
1. при приёме товаров, работ, услуг при исполнении контракта (ст. 94 ФЗ № 44);
2. при расторжении контракта по инициативе заказчика (ст. 95 ФЗ № 44);
3. ст. 58 ФЗ № 44 - для обеспечения заявок на участие в конкурсах, экспертной оценки.
Эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями в области науки и технике, искусства и ремесла, также индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо, они на основе договора осуществляют деятельность, которая связана с изучение и оценкой предмета экспертизы и подготавливают экспертные заключения по поставленным заказчиком или участником закупки вопросам [3].
К экспертам помимо общих предъявляемых требований предъявляются и другие (ст. 41 ФЗ № 44). Так, например, экспертом не может быть физическое лицо,
которое имеет имущественные интересы при заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза. Эксперты не вправе быть членами конкурсной, аукционной и других похожих комиссий у соответствующего заказчика.
Если обнаружится, что эксперт не может проводить данную экспертизу, то на заказчике лежит обязанность принять меры, которые направлены на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации.
Прогнозируется, что вместе с иными услугами, которые намерены продвигать специализированные организации, на рынок придут органы по сертификации и независимые оценщики [5].
Должностные лица экспертной организации несут ответственность в случае предъявления недостоверного экспертного заключения, результата в соответствии с законодательством РФ (ст. 17.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Самым распространённым участием экспертов является экспертиза результатов выполненной работы, поставленного товара либо оказанной услуги (п.1 ч.1, ч.5 ст.94 ФЗ № 44).
Теперь проанализируем ч.3 ст. 94 ФЗ № 44, она сдержит такие важные положения: экспертиза является обязательной; эксперты отбираются в установленном за-
коном порядке; заказчик может провести экспертизу сам, не привлекая в это эксперта, за исключением, если закупка осуществляется у единственного поставщика.
В ряде случаев Правительство РФ может установить и другие ситуации, когда участие экспертов будет обязательным [6].
Необходимо обратить внимание, что проведение экспертизы может занять не мало времени, поэтому заранее нужно подумать об оптимизации контрактов, которые касаются выполненной работы или оказанной услуги. В особенности это касается случаев, когда привлекаются эксперты из других населённых пунктов [2].
Нужно внимательно подходить к выбору экспертной организации, так как поставка некачественных товаров для государственных нужд сопровождается технической сложностью споров. В арбитражном суде заключение эксперта будет являться важным доказательством, если независимость и компетентность эксперта не будут оспорены.
Случай одностороннего отказа от исполнения контракта.
ФЗ № 44 предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, при этом это должно быть предусмотрено контрактом.
У заказчика имеется право провести экспертизу поставленного товара, оказанной услуги либо выполненной работы с привлечением экспертов. Это возможно лишь до отказа от исполнения контракта. Данные случаи могут привести к длитель-
ствам, поэтому заключение эксперта никогда не будет лишним.
Если заказчиком была проведена такая экспертиза, то решение об одностороннем отказе принимается при наличии условия, что в заключении эксперта будут подтверждены нарушения, которые явились основанием для такого отказа от исполнения контракта [4].
Экспертиза, проведенная после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также будет учитываться судом, но уже в меньшем значении, так как в ФЗ № 44 она проводится до принятия такого решения.
Если в течение десятидневного срока с даты принятия решения об одностороннем отказе устранено нарушение условий контракта и возмещены заказчику все затраты на экспертизу, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное правило применяется, если нарушение было совершено впервые (ч.14 ст.95 ФЗ № 44).
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что принятие ФЗ РФ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стало важнейшим шагом на пути становления государственных закупок, и данный закон внёс значительные изменения, которые касаются в частности института экспертов. И чтобы это звено заработало в контрактной системе необходимо приложить максимум усилий.
ным скандалам и судебным разбиратель-
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апреля. № 80.
2. Вайпан В.А. Состояние и тенденции развития контрактной системы // Журнал предпринимательского корпоративного права. 2016. № 3. С. 8-9.
3. Кауфова Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой учёный. 2017. № 50. С. 296-298.
4. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
5. Паулов П.А. Государственный закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. № 12. С. 493-497.
6. Титова Г.Г. Проблемы, возникающие в ходе закупки товаров у единственного поставщика // Конкурентное право. 2015. № 4. С. 24-27.
PROBLEMS OF PARTICIPATION OF EXPERTS IN PROCUREMENT PROCEDURES V.V. Slepova, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. This article discusses the problems of participation of experts in procurement procedures in accordance with the Federal law of April 5, 2013 № 44-FZ "on the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs." It refers to the responsibility of experts in the case of improper performance of their duties and analyzes the case of unilateral refusal to perform the contract.
Keywords: expertise, expert, Federal law № 44, unilateral refusal to perform the contract, expert organizations.