Формирование рыночной системы материально-технического обеспечения АПК
Э.П. Туриева, Ф.П. Гасиева, И.Б. Басаев, преподаватели, Горский государственный аграрный университет
Одна из главных причин кризиса сельскохозяйственного и всех связанных с ним производств (сельскохозяйственного машиностроения, агрохимии, техсервиса, перерабатывающей промышленности и др.) состоит в отказе государства от непосредственного участия в хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей и обслуживающих их отраслей.
Можно выделить два основных направления вывода экономики АПК из кризиса, в том числе, и технического сервиса как подсистемы АПК. Первое заключается в совершенствовании технической вооруженности и производственных технологий предприятий всех сфер АПК как материальной основы повышения их эффективности. Второе направление состоит в восстановлении организационно-управленческой и экономической целостности АПК как производственной системы. Целесообразно восстановить и адаптировать к условиям современного периода хозяйственные связи и экономические взаимоотноше-
ния всех участников процесса производства конечного продукта АПК [1].
Способствовать повышению уровня управляемости и организационной целостности агропромышленного комплекса будет развитие кооперации и усиление интеграционных процессов между сельским товаропроизводителями, переработчиками их продукции, агросервисными и другими структурами АПК на основе создания территориальных агропромышленных формирований, таких, например, как МТС, с полным циклом производства, обслуживания, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Сложившаяся обстановка в агропромышленном комплексе России показывает, что в настоящее время нужны радикальные изменения в аграрной политике, формирование стратегии развития АПК в рыночных условиях на основе реального государственного регулирования происходящих процессов в этом важном секторе экономики. В Федеральном законе «О государственном регулировании агропромышленного производства» определены основные направления государственного вмешательства в агропромышленное
производство: формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение; защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности; развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства; развитие социальной сферы села.
Особое внимание в законе уделено государственному регулированию кредитования АПК. Теперь средства федерального бюджета, направляемые на поддержку агропромышленного производства, должны выделяться на краткосрочное кредитования сезонных затрат; долгосрочное кредитование сезонных затрат; долгосрочное кредитование агропромышленного производства; залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; лизинг в сфере агропромышленного производства; предоставление кредитов кредитным кооперативам.
Самым важным условием нормального функционирования экономики является эквивалентность обмена между отраслями народного хозяйства. Огромный диспаритет цен, сложившийся между сельским хозяйством и промышленным производством в результате отказа государства от регулирования ценообразования, привел к развалу не только сельского хозяйства, но и промышленности.
В настоящее время Министерство сельского хозяйства России завершает разработку федеральной целевой программы по созданию условий оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики. В нем предложены механизмы регулирования ценовых соотношений между сельским хозяйством и ресурсообеспечивающими отраслями, перерабатывающей промышленностью в самом сельском хозяйстве и меры по созданию системы ценового мониторинга в АПК, а также основные нормативно-правовые документы, которые необходимо разработать и принять для осуществления указанной программы.
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано:
— стимулировать создание потребительских кооперативов сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями торговли и другими хозяйствующими субъектами, при этом распределение в них доходов от реализации конечной продукции осуществляется по взаимной договоренности сторон с учетом затрат на производство и реализацию продукции;
— применять, где это целесообразно, с учетом действующего законодательства предельные ко-
эффициенты соотношений уровней цен на конечную продукцию и закупаемое хозяйственное сырье;
— обеспечивать по согласованию с антимонопольными органами заключение ценовых соглашений между сельскими товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, организациями производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения АПК в целях содействия развитию интеграционных связей и рыночных отношений в сфере агропромышленного производства;
— способствовать созданию сбытовой сельскохозяйственной кооперации, отраслевых союзов и ассоциаций, защищающих интересы товаропроизводителей и населения на аграрном и продовольственном рынках.
Преодоление кризиса в аграрном производстве во многом зависит от формирований эффективных рыночных структур и механизмов. АПК требуется новая система управления, использующая экономические методы влияния на производство.
Под рыночной структурой регионального АПК следует понимать организационно-экономическое построение системы формирований в конкретном регионе, представляющей собой субъекты производственного, перерабатывающего, обслуживающего и вспомогательного назначения данного региона, находящейся в отношениях купли-продажи продукции, рабочей силы, услуг, ценных бумаг, регулируемых государством посредством экономических рычагов и стимулов. При характеристике рыночных структур регионального АПК необходимо учитывать, что рынок
— это система экономических связей товарного и денежного обращения, направленных на наибольшее удовлетворение производственных, личных и иных потребностей на основе купли-продажи товаров. Главное в рыночной экономике — ориентация на потребителей-покупателей, своевременная и доходная реализация им произведенных товаров и услуг [2].
Составные элементы регионального рыночного механизма АПК — организационная структура и инфраструктура рынка каждого региона, менеджмент, маркетинг, индикативное планирование, определенная система государственной и региональной поддержки товаропроизводителей, нормативно-правовое обеспечение хозяйствования и др.
Комплексные целевые программы как инструмент государственного управления требуют определенной организационной структуры управления, отлаженного хозяйственного механизма и высокой профессиональной подготовки лиц, занятых разработкой, управлением и реализацией программ, а также контролем за их выполнением. Многочисленные перестройки хозяйственно-
го механизма разрушили целостность старого и не создали нового, более соответствующего ситуации. Федеральные программы очень часто разрабатываются для решения частных региональных и ведомственных проблем, что порождает нестыковки и отвлекает средства от более важных задач. Ни одно из перечисленных требований не выполняется, и перед государственными органами управления стоит задача обеспечить условия для осуществления функций государственного управления на основе программного подхода.
В рыночных условиях должна существенно измениться деятельность функциональных отделов и служб республиканских и районных управлений сельского хозяйства. Их специалисты должны выполнять заявки сельскохозяйственных предприятий, а также предприятий и организаций других сфер регионального АПК, работая на договорной основе.
В качестве этапов разработки региональных целевых (комплексных) программ могут быть выделены следующие:
1. Обоснование проблем. Анализ ситуации, выявление проблем. Определение актуальности проблем и приоритетных направлений в социально-экономическом развитии.
2. Формирование программы. Составление перечня целевых программ, определение заказчика, разработчика. Формирование целей программ. Выбор наилучших вариантов достижения целей. Предварительная оценка ресурсных затрат. Разработка структуры программы.
3. Планирование выполнения программы. Формирование программных мероприятий, детализация их на задания и работы. Определение исполнителей программных мероприятий, заданий, работ. Определение необходимых ресурсов. Разработка проекта программы. Согласование проекта программы с министерствами и ведомствами, организациями и предприятиями. Уточнение программы в соответствии с выделенными ресурсами. Утверждение программы в районной, республиканской администрации, министерствах и ведомствах.
Реализация решения задачи развития, размещения и специализации ремонтно-обслуживающего производства посредством инвестиционного обеспечения отраслей АПК на региональном уровне предполагает сочетание территориального, отраслевого и программно-целевого принципа планирования и прогнозирования. Основными этапами создания системы развития, размещения, специализации и инвестиционного обеспечения рем онтно-обслуживающего производства являются:
— разработка исходного задания производственно-инвестиционной программы развития и размещения ремонтно-обслуживающего производства;
— анализ деятельности ремонтно-технических предприятий и разработка концепции их развития;
— формирование программных целей и разработка программных мероприятий по ремонтнообслуживающему производству;
— определение потребности в инвестициях для реализации программных мероприятий;
— увязка мероприятий по целям, ресурсам и объектам планирования;
— определение оптимальной совокупности мероприятий и выбора оптимального варианта программы.
Важной подсистемой экономического механизма регионального управления АПК является экономическое стимулирование, т.е. обеспечение зависимости результатов хозяйственной деятельности товаропроизводителей от их производственной направленности в плане общественной полезности, народнохозяйственной значимости. В качестве методов и инструментов материальной заинтересованности могут быть применены гарантированные цены на те виды продукции или услуг, дефицит которых ощущается на рынке при формировании региональных и федеральных производственных фондов. Может быть применено льготное налогообложение, приоритетная направленность инвестиций и льготное кредитование [1].
Система регулирования рынка должна быть сформирована на сочетании двух форм государственной поддержки: протекционистской, предлагающей защиту отечественных товаропроизводителей; рыночной, т.е. гарантии сбыта всей произведенной сельскохозяйственной продукции по ценам, обеспечивающим нормальное функционирование товаропроизводителей; программной, нацеленной на поддержку мероприятий, содействующих технической перевооруженности хозяйств, изменению их специализации в соответствии с требованиями рынка.
В рыночных условиях целесообразно существенно изменить деятельность республиканских и районных управлений сельского хозяйства. Специалисты функциональных служб должны на договорной основе выполнять заявки сельскохозяйственных предприятий. Из системы государственного управления необходимо выделить функции маркетинга и создать информационно-консультационные центры (ИКЦ), которые, кроме маркетинга, будут формировать банк данных по применяемым в районе и республике прогрессивным технологиям, по научно-техническим, экономическим и правовым знаниям и пропагандировать их; консультировать сельскохозяйственных товаропроизводителей по технологии ведения сельского хозяйства. Одним из направлений деятельности ИКЦ республики должно стать содействие в создании
оптовых рынков: продовольственных и инженерно-технических.
Поэтому крупные коллективные сельскохозяйственные предприятия остаются ведущими поставщиками товарной продукции сельского хозяйства, особенно — растениеводческой. Наряду с улучшением условий для ведения фермерского и личного подсобного хозяйства необходимо уделить особое внимание развитию коллективных сельскохозяйственных предприятий.
Низкая производительность труда в сельском хозяйстве в значительной мере обусловлена недостаточной степенью механизации работ.
В РСО-Алания, как в целом в республиках Южного федерального округа, за последние годы происходит постоянное снижение технической оснащенности сельскохозяйственных предприятий, резко увеличивается износ технических средств. Так, если в 1998 г. в сельском хозяйстве республики имелось 2430 тракторов и 407 зерноуборочных комбайнов, то на начало 2008 г. — соответственно 1068 и 255. Более чем вдвое снизилось количество плугов, сеялок и других основных сельскохозяйственных машин. О техническом состоянии тракторного парка можно судить по приведенным данным: удельный вес тракторов, проработавших 1—3 года в структуре парка, составляет около 3%, проработавших 4—5 лет — около 5%, 6—8 лет — 11%, 9—10 лет — 17% и свыше 10 лет — 64% при амортизационном сроке службы тракторов 8—10 лет. Аналогичная картина наблюдается и в составе парка зерноуборочных комбайнов. Здесь на долю комбайнов, проработавших 1—3 года, приходится всего около 2%, а на долю комбайнов, проработавших свыше 10 лет, — 27%.
По уровню технической оснащенности РСО-Алания находится в наиболее тяжелом положении в регионе ЮФО и Российской Федерации. Так, если в 2006 г. в среднем по РФ на 1000 га пашни приходилось 9,6 тракторов, а в зоне ЮФО
— 7,5, то в РСО-Алания — всего 3,6 трактора. Наиболее низкая оснащенность наблюдается и
по зерноуборочным комбайнам: в среднем по республике — 2,1 комбайна на 1000 га посева зерновых против 4,1 в среднем по РФ.
Аналогичное положение складывается и по кормоуборочным комбайнам, где парк машин сократился с 200 до 98 шт., что составило 52%, а средний износ комбайнов достиг 90%.
Проведенный анализ показывает, что при сохранении сложившейся тенденции к 2009 г. от машинно-тракторного парка республики в хозяйствах останется менее трети технического потенциала к уровню 1990 г.
Из данных таблицы видно, что на 1000 га посевов количество зерноуборочных комбайнов в 2007 г. уменьшилось на 1 единицу по сравнению с 2001 г. За этот же период на единицу на 1000 га посевов сократилось количество кукурузоуборочных комбайнов. Нагрузка на кукурузоуборочный комбайн тоже увеличилась в связи с сокращением этих видов технических средств с 4,2 единицы в 1996 г. до 7,35 единицы — в 2007 г. Высокой остается нагрузка на один кормоуборочный комбайн — в среднем 135—186 га.
Во всех хозяйствах республики насчитывалось в 2007 г. всего 4 картофелеуборочных комбайна, что обусловило очень высокую нагрузку на одну машину, — 247,4 га. В горных хозяйствах со сложным рельефом — с высокой пересеченной местностью, где трудно применять тяжелый маломаневренный картофелеуборочный комбайн, в основном, используются картофелекопалки, подборка клубней производится вручную, что удорожает производство единицы продукции.
Существующий в республике машинный парк отличается изношенностью. Нет запасных частей для ремонта. Цены же на сельскохозяйственную технику постоянно растут, что делает невозможным ее приобретение.
Современное состояние рынка технологических услуг РСО-Алания характеризуется разрушением прежних хозяйственно-экономических связей без создания новой эффективной системы обслуживания сельскохозяйственных товаропро-
Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий РСО-Алания тракторами и комбайнами (на 1 января)
1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 16 12 11 7 10 9 9 8
Нагрузка пашни на 1 трактор, га 63 62 95 135 101 108 112 119
Приходится комбайнов на 1000 га посевов (посадки) соответствующих культур, шт.:
зерноуборочных 6 8 7 6 5 5 6 7
кукурузоуборочных 5 5 7 13 11 8 7 4
картофелеуборочных 2 3 3 4 2 1 3 4
Приходится посевов (посадки) соответствующих культур на один комбайн, га
зерноуборочных 131 120 140 170 203 212 173 154
кукурузоуборочных 132 183 144 76 89 128 144 232
картофелеуборочных 320 322 370 263 564 1275 345 285
Источник: Северная Осетия-Алания в цифрах. Владикавказ: ТО ФСГС РФ по РСО-Алания, 2008.
изводителей. Действующие в настоящее время в республике предприятия производственно-технического обслуживания осуществляют в основном функции по ремонту машин, снабжению материально-техническими ресурсами и не оказывают услуг по выполнению механизированных сельскохозяйственных работ. В последние годы существенно сократились объемы агрохимического обслуживания.
На начальной стадии находится в РСО-Ала-ния создание машинно-технологических станций. Не имея достаточно собственных средств и не получая государственной поддержки, машинно-технологические предприятия не в состоянии эффективно осуществлять производственную деятельность.
В настоящее время механизированные подразделения большинства сельскохозяйственных предприятий, оказывая механизированные услуги для фермеров и населения, по сути, являются внутрихозяйственными МТС без официального оформления данного статуса. На их долю приходится 60% фактически оказываемых услуг по выполнению тракторно-полевых работ, основная масса услуг — по комбайновой уборке зерновых, картофеля.
В качестве исполнителей на рынке машиннотехнологических услуг выступают фермеры и частные владельцы сельскохозяйственной техники, которыми выполняется 40% всех тракторных работ.
Сравнительный анализ фактической и потенциальной емкости рынка машинно-технологических услуг в республиках ЮФО свидетельствует, что наименьшей степенью освоения характеризуется рынок машинно-технологических услуг для крупных сельскохозяйственных предприятий, являющихся основным целевым рынком специализированных сервисных структур. Потребность в выполнении тракторных работ удовлетворена на 10%, не развит рынок услуг по комбайновой уборке сельскохозяйственных культур. Это объясняется отсутствием сети эффективно функционирующих машинно-технологических и других сервисных предприятий. Наибольший уровень конкуренции наблюдается в сфере машинно-технологического обслуживания крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения в основном за счет их кооперации и выполнения услуг сельскохозяйственными предприятиями.
Значительная величина неудовлетворенной потребности свидетельствует о наличии свободной рыночной ниши и необходимости совершенствования организационной структуры и экономических основ функционирования рынка машинно-технологических услуг. Приоритетным
направлением является создание специализированных сервисных предприятий, приходящих на смену неорганизованным формам обслуживания, развитие различных форм кооперации.
Региональный рынок технического обслуживания в республиках ЮФО, и в частности, в АПК РСО-Алания, несмотря на отдельные положительные факты, находится в сложном положении. Необходимо понять, что развитие регионального рынка агросервиса, в первую очередь, происходит в интересах региональной экономики. Для решения задач развития технического обслуживания в регионе, прежде всего, нужно четко сформулировать цели. Такими целями, на наш взгляд, являются: формирование МТС рыночного типа, т.е. построенных на осуществлении предпринимательской деятельности в форме производственного кооператива, основанного при участии сельских товаропроизводителей различных форм собственности на базе долевого участия в производственном процессе и имеющего статус сельхозтоваропроизводителя, получение долговременного источника инвестиций [3—5].
Необходимым условием становления регионального рынка технического обслуживания в качестве интегрированного института является формирование региональной финансово-аграрно-промышленной группы. Системная организация МТС, интегрированных с сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности, финансово-кредитными учреждениями, предприятиями сельхозмашиностроения, предприятиями материально-технического обеспечения и другими заинтересованными предприятиями и организациями РСО-Алания с использованием внебюджетных источников финансирования, позволит создать эффективную систему материально-технического обеспечения и производственно-технического сервиса, ориентированного на конечные результаты сельскохозяйственного производства.
Поэтому разработка мероприятий по эффективному использованию технического потенциала для условий РСО-Алания имеет народнохозяйственную значимость и делает особо актуальной тему настоящего исследования.
Литература
1. Басаев, Б.Б. Система ведения агропромышленного производства / Б.Б. Басаев, К.А. Басиев. Владикавказ: Иристон,
2002. 163 с.
2. Мисаков, В.С. Организация технического сервиса аграрного производства // Методы и способы формирования конкурентных преимуществ: межвуз. сб. науч. тр. М.: МАКБ, 2008. С. 162-167.
3. Канторович, Л.В. Оптимальные решения в экономике / Л. В. Канторович, А. В. Горст ко. М.: Наука, 1972. 128 с.
4. Парахина, В.Н. Теория управления. М.: Финансы и статистика, 2008. 608 с.
5. Сергеев, И.В. Экономика организации. М.: Финансы и статистика, 2008. 576 с.