Развитие АПК
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
о. н. кусакина,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и прикладной экономики
ю. в. рыбасова,
старший преподаватель Ставропольский государственный аграрный университет
Исторически сложилось, что агропромышленный комплекс страны и его базовое звено — сельскохозяйственное производство, для России выступают в качестве особенного, стратегически важного направления развития. Являясь одним из самых больших народнохозяйственных комплексов, он обеспечивает продовольственную безопасность страны, способствует поддержанию определенных условий жизни общества, влияет на общий уровень социально-экономического развития страны.
На сегодняшний день в агропромышленном комплексе страны (АПК) занято более 30 % трудоспособного населения, работающего в сфере материального производства; сосредоточено около четверти всех основных фондов; создается около 15 % ВВП. В связи с этим процесс аграрного развития России и аграрные преобразования постоянно сопровождали историческое развитие страны на протяжении двух последних столетий [9].
Итоги последних лет функционирования отрасли показывают, что по-прежнему актуальным является поиск оптимальных путей решения таких проблем, как увеличение производства, сокращение импорта продукции сельского хозяйства, повышение ее конкурентоспособности, стабилизация финансового состояния сельскохозяйственных производителей и нивелирование целого ряда негативных тенденций, связанных как с ценовыми, так и с общими деформациями в экономическом механизме АПК.
Наряду с диспаритетом цен прогресс в социально-экономическом развитии аграрного сектора сдерживается также несовершенством системы кредитования и налогообложения, неразвитостью рыночной и социальной инфраструктуры, низкой оплатой труда в сельском хозяйстве, сниженным спросом на дорожающее продовольствие среди низкооплачиваемых групп населения.
Таким образом, на наш взгляд, одной из наиболее сложных и значимых проблем предприятий отрасли, безусловно, является поиск направлений стимулирования эффективности их деятельности. Только развиваясь поступательно, сельское хозяйство способно в полной мере реализовывать имеющийся потенциал и выполнять важнейшие исторически возложенные на него функции: обеспечение продовольственной безопасности страны и поддержание достойного уровня жизни сельского населения.
Ученые-экономисты выделяют много направлений стабилизации деятельности предприятий отрасли и повышения ее эффективности, в частности: нивелирование ценового диспаритета на продукцию сельского хозяйства и ресурсов, потребляемых аграрным сектором экономики; развитие сельской инфраструктуры; обеспечение доступности финансовых ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей; повышение информационной и кадровой обеспеченности сельского хозяйства и другие.
Однако, определяя их приоритетность, следует, по нашему мнению, остановиться в первую очередь на оснащенности сельского хозяйства необходимой технической базой как для простого, так и для расширенного воспроизводства. Это связано с тем, что создание по-настоящему конкурентоспособного сельскохозяйственного производства возможно только на основании модернизированных основных фондов, адаптированных для применения высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий.
На сегодняшний день, несмотря на положительные тенденции в функционировании аграрного сектора экономики страны, состояние основных фондов остается критическим. За последние годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 СИПИ Тракторы
I |ЗврнпубпрпчныА комбайны — а— Кормоуборочные комбайны
Рис. 1. Наличие тракторов и комбайнов в сельскохозяйственных организациях, тыс. штук
20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
Ф Ф V V
«V®
* / / /
» Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт.
- - Приходится зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов зерновых, шт.
- -А- - Приходится кукурузоуборочных комбайнов на 1000 га посевов кукурузы, шт.
И Приходится свеклоуборочных машин на 1000 га посевов свеклы
\
* * *
р>
■ - ----,
- «▲
Рис. 2. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами
и комбайнами
парк тракторов сократился на 68,6 %, зерноуборочных комбайнов — на 71 %, кормоуборочных и картофелеуборочных — на 78 и 88 %, соответственно (рис. 1) [10].
Снижение поступления основных средств привело к тому, что срок их эксплуатации искусственно увеличился на несколько лет. С этим связано и значительное снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций тракторами, комбайнами и другой сельскохозяйственной техникой. Если в 1990 г. на 1000 га пашни приходилось 10,6 тракторов, то к 2008 г. их количество составило всего 5,3 шт. Таким образом, нагрузка пашни на один трактор увеличилась в 1,9 раза. Зерноуборочных комбайнов на 1000 га посевов приходилось 6 шт., к 2008 г. данный показатель составил 3,7 шт. Аналогична тенденция и по другим видам сельскохозяйственной техники (рис. 2). При этом достаточно высокой остается степень износа основных фондов. На конец 2007 г. показатель износа фондов составлял 43,1 %, в том числе активной части — 46 %, степень износа зданий и сооружений — 38,7 % [10].
Очевидно, что существующий механизм обновления основных фондов не отвечает современным потребностям аграрного производства и не выполняет в полной мере возложенных на него функций. В первую очередь это связано со значительным дефицитом инвестиционных ресурсов не только для создания новых производственных мощностей в аграрном секторе, но и для поддержания существующих в рабочем состоянии. В качестве основных источников у подавляющего большинства предприятий аграрного сектора страны выступают собственные средства в форме амортизационных отчислений и прибыли — около 40 % и заемные средства в форме кредитов и займов — около 55 % по состоянию на конец 2007 г. [10]. При этом в отрасли незначительно используются инвестиционные источники иностранных инвесторов, недостаточны средства целевых
государственных программ и привлечение средств путем увеличения собственного капитала в виде дополнительной эмиссии акций. По форме вложения капитала в последние годы в сельском хозяйстве преобладали инвестиции в активную часть фондов — машины и оборудование. При этом далеко не все предприятия имеют возможность реально приобретать новые машины, оборудование, инвентарь.
Таким образом, одним из приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятий в агропроизводстве является совершенствование механизма финансирования воспроизводства основных фондов, преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК России по средствам мобилизации всех возможных источников — как внутренних, так и внешних. Учитывая результаты анализа деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий на современном этапе, на наш взгляд, можно выделить основные направления повышения их эффективности, связанных непосредственным образом с материально-технической оснащенностью сельского хозяйства:
I. Необходимо сосредоточить внимание на инвестиционной политике в области сельского хозяйства, опираясь при этом на специфику функционирования АПК. За годы реформ практически произошла декапитализация и деиндустриализация сельскохозяйственного производства, что привело к разрушению материально-технической базы сельского хозяйства. По нашему мнению, важная роль в поддержке инвестиций в сельское хозяйство должна сегодня принадлежать регионам. От того, насколько активно регион проводит свою агропродовольственную политику, зависит и инвестиционный климат. Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на создание инвестиционного климата в АПК региона:
• экономический потенциал, включая обеспеченность региона земельными, трудовыми, энергетическими ресурсами, развитость научного потенциала и инфраструктуры;
• зрелость рыночной среды, степень вовлеченности населения в инвестиционную деятельность;
• политические: степень доверия сельского населения к региональной власти, уровень социальной стабильности;
• социальные: уровень жизни сельского населения, развитость медицинского обслуживания, газификация села, уровень преступности, безработицы, величина реальных доходов;
• правовые: принятие нормативных актов, касающихся инвестиционной деятельности, разработка приоритетных целевых программ по поддержке и реформированию АПК;
• финансовые: доступность финансовых ресурсов из Федерального и регионального бюджетов и кредита [7].
В целом, повышение инвестиционной привлекательности отрасли возможно при следующих условиях:
• снижение налоговой нагрузки и упрощение механизма начисления налогов;
• продолжение процесса финансового оздоровления и реформирования убыточных и неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 83-Ф3 от 9 июля 2002 г., а также разработке дополнительных мер того же характера;
• принятие нормативных актов, которые бы позволили влиять на ценовые соотношения в агропромышленном комплексе и нивелировать диспаритет;
• государственное воздействие на средне- и долгосрочное инвестиционное кредитование как за счет предоставления финансово-кредитным организациям государственных гарантий возврата части вложенных средств, льгот в налогообложении прибыли, так и за счет субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам сельскохозяйственным товаропроизводителям;
• развитие страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе формирование отраслевой системы страхования и повышение спроса на услуги страховщиков;
• разработка и реализация региональных программ, определяющих основные цели, задачи и механизм обновления основных фондов, адекватный конкретному региону и состоянию аграрной отрасли в нем.
Последнее, по нашему мнению, является особенно значимым и целесообразным. Рассматривая возможность формирования такой программы на региональном уровне, нами были проведены исследования на материалах Ставропольского края. В итоге были определены следующие основные параметры целевой региональной программы:
1. Основной целью программы должно стать обеспечение условий для интенсивного развития крупных и средних предприятий в аграрном
секторе экономики края на основе повышения эффективности мер государственной поддержки на краевом уровне в области обновления основных фондов.
2. Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач, позволяющих в условиях ограниченности бюджетных ресурсов разрешить основные проблемы обновления фондов в сельском хозяйстве региона:
• обеспечение устойчивого развития крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в регионе, эффективное ведение сельскохозяйственного производства и увеличение производимой продукции;
• практическое содействие эффективному развитию действующих субъектов крупного и среднего сельскохозяйственного производства;
• создание экономических, организационных, правовых условий для обновления основных фондов и внедрения современных технологий производства сельскохозяйственной продукции;
• финансирование приоритетных направлений и содействие обновлению фондов в производственной сфере сельского хозяйства;
• развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на оптимизацию работы по замене машин и оборудования, реконструкции и строительству сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений, приобретению племенного скота.
3. Основу программы составляют мероприятия, позволяющие выполнить поставленные задачи и достигнуть программной цели:
• компенсация 50 % затрат на строительство, реконструкцию животноводческих помещений, проведение линий электропередач, водоснабжения и подъездных путей к ним;
• возмещение предприятиям 50 % первоначального лизингового взноса при приобретении сельскохозяйственной техники, продукции машиностроения и племенного скота;
• внедрение совершенных технологий производства сельскохозяйственной продукции.
4. Реализацию мероприятий программы целесообразно осуществить в период с 2008 по 2012 г., с учетом основных направлений, утвержденных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы» [1]. В связи с этим финансирование мероприятий программы должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, в рамках государственной программы, регионального бюджета и собственных средств крупных и средних предприятий аграрного сектора края.
5. Прогнозируемый объем финансирования из бюджета Ставропольского края, необходимый для реализации программы в 2008 — 2012 гг., может составить в среднем 10 414,3 млн руб. исходя из критериального показателя, характеризующего роль сельского хозяйства региона в аграрном секторе экономики страны. При этом объемы финансирования по годам могут уточняться при утверждении регионального бюджета на соответствующий финансовый год. Вклад собственных средств на финансирование мероприятий программы для расчета прогнозных показателей был принят на уровне среднегодового показателя за последние пять лет и составил 3000 млн руб. в год.
6. По результатам анализа взаимосвязи между объемом инвестиций и основными показателями состояния и движения основных фондов (фон-дооснащенность, фондоотдача, степень износа основных фондов, коэффициент обновления, коэффициент прироста, коэффициент выбытия) нами были построены полиномиальные модели, отражающие влияние объема средств, направляемых на обновление основного капитала, на уровень данных показателей. На основании полученных моделей становится возможным прогнозировать влияние средств, планируемых для реализации программы на исследуемые показатели состояния основных фондов, а соответственно, и на конечные показатели эффективности деятельности аграрных предпринимательских структур: рентабельность и уровень сельскохозяйственного производства.
7. Исходя из прогнозируемого объема финансирования региональной программы, были получены следующие параметры показателей состояния основных фондов крупных и средних предприятий региона (табл. 1).
8. На основании значений показателей состояния и движения основных фондов с использованием полученных моделей был также осуществлен прогнозный расчет показателей эффективности деятельности аграрных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий (табл. 2).
9. Таким образом, внедрение мероприятий региональной программы и доведение до аграрных предпринимателей дополнительных инвестиций
Таблица 2
Динамика показателей эффективности деятельности крупных и средних предприятий Ставропольского края
Таблица 1
Прогноз показателей, характеризующих состояние и обновление основных фондов Ставропольского края
Показатель Фактические значения Прогнозные значения
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
1. Дооснащен- 558,49 642,19 683,30 636,73 701,59 771,97 832,32 862,36
ность, тыс. руб.
2. Фондоотдача, 1255,84 1413,30 1476,19 1404,41 1502,21 1593,84 1664,19 1697,02
тыс. руб.
3. Степень износа 44,16 43,10 42,68 43,16 42,51 41,89 41,42 41,20
основных фон-
дов, %
4. Коэффициент 4,12 4,48 4,61 4,46 4,67 4,87 5,01 5,08
обновления
5. Коэффициент -2,42 1,48 2,01 2,55 3,08 3,61 4,14 4,68
прироста
6. Коэффициент 8,94 10,93 11,21 11,49 11,77 12,04 12,32 12,60
выбытия
Годы Уровень рентабельности (убыточности) по всей деятельности, % Уровень сельскохозяйственного производства (производство валовой продукции на 100 га с/х угодий), тыс. руб.
Фактические значения 2001 25,90 336,90
2002 16,00 363,75
2003 15,70 392,70
2004 24,40 614,23
2005 11,63 772,80
2006 18,58 652,27
2007 17,86 702,75
Прогнозные значения 2008 19,38 663,72
2009 18,06 737,98
2010 18,62 813,53
2011 19,45 877,11
2012 20,05 912,44
окажет положительное влияние как на показатели состояния и движения основных фондов, так и на показатели эффективности деятельности предпринимательских структур.
II. В качестве еще одного важного направления повышения эффективности деятельности крупных и средних предприятий сельского хозяйства можно выделить развитие агропромышленной интеграции. Создание вертикальной интеграции по линии производство — переработка — торговля является важным направлением повышения экономической устойчивости производства [8]. В сложившихся условиях, когда хозяйства испытывают трудности в сбыте сельскохозяйственной продукции, переработка ее в местах производства экономически выгодна, так как позволяет рационально использовать всю произведенную продукцию и вовлечь ее в товарооборот. Однако с целью более полного использования мощностей как крупных, так и небольших перерабатывающих предприятий, а также
преодоления локального монополизма в области переработки необходимо шире развивать кооперацию и интеграцию сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сырья путем создания интегрированных структур: агрофирм, ассоциаций, агропромышленных объединений, холдинговых структур, финансово-промышленных групп. К числу факторов, стимулирующих предприятия к объединению, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и регулирования, изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы.
Особое место в системе агропромышленной интеграции, на наш взгляд, занимает организация экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными предприятиями и организациями агросервисного обслуживания на основе договоров оказания услуг в рамках формирования интегриро-
ванного машинно-технологического комплекса. Данная структура должна одновременно сочетать в себе черты машинно-технологической станции, ремонтного предприятия и специализированного механизированного отряда. Ее отличие от иных существующих механизмов оснащения аграрного производства техникой заключается в том, что основные расходы по приобретению техники, по социальному обеспечению и социальному страхованию механизаторов, их премированию, значительную часть накладных расходов, расходы по выплате налогов и погашению кредитов банков будут осуществляться за счет средств базового ремонтного предприятия. Деятельность такого комплекса позволит частично снять напряженность с нехваткой высокопроизводительной техники; обеспечить своевременное выполнение агротехнических мероприятий для хозяйствующих субъектов, не имеющих возможность самостоятельного приобретения техники; повысить эффективность деятельности неустойчивых аграрных предпринимательских структур за счет перенесения затрат по содержанию сельскохозяйственной техники на стороннюю организацию с наличием возможности использовать данную технику в производстве; получить дополнительный доход ремонтной организации от инвестирования свободных денежных средств.
Таким образом, повышение эффективности деятельности аграрного производства, по нашему мнению, в первую очередь базируется на активизации инвестиционной деятельности, стабилизации процесса обновления основного капитала и развитии интеграционных процессов, позволяющих обеспечить устойчивое развитие агропроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Правительство Российской Федерации. О государственной программе развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы от 14 июля 2007 г. № 446// КонсультантПлюс. http: // www.consultant.ru/poisk (29.09.2008)
2. Апкаева Е. Резервы роста экономической эффективности сельхозпроизводства/ Е. Апкаева, Н. Бондина // Экономика сельского хозяйства России. 2007, №1. С. 33.
3. Гордеев А. В. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы/А. В. Гордеев // АПК: экономика, управление. 2007, № 9. С. 2-23.
4. Краснощекое Н. Концепция технологической модернизации сельскохозяйственного производства России/ Н. Краснощеков, А. Михалев, А. Ежевский // АПК: экономика, управление. 2005, № 4. С. 3-14.
5. Лукашев Н. Особенности воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства/ Н. Лукашев // АПК: экономика, управление. 2003, № 8. С. 42-48.
6. ПошкусБ. Потребность сельского хозяйства в финансовых ресурсах на расширенное воспроизводство/ Б. Пошкус// Экономика сельского хозяйства России. 2007, № 4. С. 24-26
7. Ушачев И. Г. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России / И. Г. Ушачев, Н. А. Боруханов, Э. А. Сагайдак, В. В. Маслова. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2003. - 455 с.
8. Шафронов А. Эффективность производства и факторы ее роста / А. Шафронов // АПК: экономика, управление. 2003, № 4. С. 52-58.
9. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Офиц. сайт] http: // www.msx.ru.
10. Государственный комитет статистики Российской Федерации [Офиц. сайт] http: // www.gks.ru.