Научная статья на тему 'Комплексный инновационный подход к оценке деятельности вузов'

Комплексный инновационный подход к оценке деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕТОДИКА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РАНЖИРОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков Владимир Васильевич, Шахгельдян Карина Иосифовна, Луговой Роман Анатольевич, Солдатова Юлия Александровна, Карпова Валерия Олеговна

В работе предложен инновационный подход к оценке деятельности образовательных организаций, заключающийся в сравнительном анализе успешности, результативности и эффективности деятельности вузов на основе комплексной методики количественного и качественного анализа. Методика апробирована на оценке выполнения вузами программ стратегического развития («группа 55»). Разработанная методика может быть применена и для более масштабной выборки вузов, поскольку критерии оценки результативности и эффективности деятельности опираются на показатели, применяемые в мониторинге эффективности образовательных организаций, проводимом Министерством образования и науки Российской Федерации. Представлены результаты апробации разработанного подхода для группы вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крюков Владимир Васильевич, Шахгельдян Карина Иосифовна, Луговой Роман Анатольевич, Солдатова Юлия Александровна, Карпова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный инновационный подход к оценке деятельности вузов»

ТЕХНИЧЕСКАЯМОДЕРНИЗАЦИЯОСНОВА ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВАРЕГИОНА

TECHNICAL MODERNIZATION BASIS INTENSIFICATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION REGION

Магомедов Али Магомедович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика» Дагестанского государственного института народного хозяйства,

E-mail: ali1955@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросытехнической модернизации сельского хозяйства. Анализируется состояние обновления парка сельскохозяйственных машин в Республике Дагестан. Определены пути развития технического обеспечения отрасли. Обосновываютсямеры по увеличение государственной помощи на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства.

Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, техническое обеспечение, сельхозтехника, агролизинг, механизация труда, государственная поддержка, Республика Дагестан.

Abstract

The article examines the technical modernization of agriculture. Examines the state of renewal of the agricultural machinery in the Republic of Dagestan. The ways of the development of logistics industry. Justified measures to increase state aid for technical and technological modernization of agriculture.

Key words agricultural production, technical modernization, agricultural machinery, agricultural leasing, mechanization of labor, government support, the Republic of Dagestan.

В аграрной сфере в отличие от мелких хозяйств крупные имеют важное преимущество - возможность широкого применения сельхозтехники для механизации труда и дальнейшей технической модернизации производства.

Рыночные преобразования разрушили устоявшиеся основы сельского хозяйства -колхозы и совхозы, подъём отрасли сегодня идет с трудом.При плановой экономике изначально колхозы и совхозы выигрывали по сравнению с индивидуальными хозяйствами именно из-за высокой их эффективности за счет механизации труда. В начале 90-х годов был запущен механизм ликвидации колхозов и совхозов. Разгосударствление колхозов и

совхозов в большинстве случаев сопровождалось их разграблением. Поголовная «фермеризация» выступает антиподом насильственной коллективизации, но может быть и не менее контрпродуктивной.После рыночных преобразований сельскохозяйственное производство нашей страны оказался в затяжном кризисном состоянии. На долю сельскохозяйственных организаций приходится меньше половины объема

сельскохозяйственной продукции. Фермерские хозяйства как новые рыночные институты еще не заняли значимую нишу в сельскохозяйственном производстве. Основную долю сельскохозяйственного производства во многих регионах приходится на хозяйства населения. Зачастую не, потому что хозяйства населения стали больше производить, просто другие участники ушли с рынка или снизили объемы своего производства.

Без технической и технологической модернизации сельскому хозяйству не под силу существенно повысить объемы производства, что особенно актуально в условиях проводимой политики импортозамещения сельхозпродукции. Техническое обеспечение малых форм хозяйствования на селе является сегодня камнем преткновения.

Фермерство не может развиваться без высокого уровня механизации. Фермер, в среднем имея 50 га земли, не в состоянии приобрести технику и арендовать ее весьма накладно. Выжившие в новых рыночных условиях хозяйствования сельскохозяйственные организации,посредством господдержки еле «сводят концы с концами», а приобретение крайне необходимой техники становится для них непозволительной роскошью.

Задесять лет рыночных преобразований (1991-2000 гг.) количество тракторов снизилось на 22,7%, а энергообеспеченность на 1 га пашни снизилась на 42,7%.Данная тенденция продолжается и в последующие годы. Так, за период 2000-2012 гг. энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях снизились более чем в два раза (табл. 1).

Таблица 1.

Энергетические мощности в сельскохозяйственных организациях РФ

2000 2005 2008 2011 2012 2012 г. в % к 2000 г.

Энергетические мощности - всего, млн. л.с. 240,0 156,9 123,0 106,3 102,6 57,2

в расчете на:

одного работника, л.с. 51,3 58,6 62,8 69,0 69,8 136,1

100 га посевной площади, л.с. 329 270 234 212 211 64,1

Рассчитано по: Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013: Стат. сб. / Росстат - М., 2013. С. 73.

Однако, как видно из таблицы, энергетическая мощность на одного работника выросла на 36,1%. Произошло это не за счет роста производительности используемой техники, а из-за более высоких темпов снижения численности занятых в отрасли. Кстати, производительность труда в отрасли за последние пять лет выросла всего лишь на 15%. Энергообеспеченность в расчете на 1 га посевной площади снизилась за 2000 - 2012 гг. более чем на одну треть.

Весьма наглядными являются следующие сопоставления: в мире на 1000 га пашниприходится 21 трактор (в РФ - 4,1трактора); зерноуборочных комбайнов на1000 га посевов зерновых культур - 6,3 шт.(в РФ - 1,9 шт.). Следовательно, по количеству тракторов на 1000 га пашни наша страна отстает от мирового уровня более чем в5 раз, а по количеству зерноуборочных комбайнов - в 3,3 раза.

По оценкам специалистов для обеспечения продовольственной безопасности страны, выполнения работ в оптимальные агротехнические срокипотребуется иметь энергообеспеченность в расчете на 1 га пашни - не менее 3 л.с. (фактически в 2011 г. - 1,5 л.с., в то время как ЕС имело 4,0-4,5, США - 8,5 л.с.). Оптимальнымявляется машинно-тракторный парк, включающий 850-900 тыс. тракторов (с учетом освоения 30 млн га, безэтого - 630 тыс. шт.) со средней мощностью 120-150 л.с.; 200-250 тыс. зерноуборочных комбайнов и не менее 60 тыс. шт.кормоуборочных комбайнов.

Сегодня наиболее востребованными являются тракторы мощностью 51-100 л.с.(73,5%). Востребованность тракторов мощностью более 400 л.с. составляет 1,0%.С 1987 по 1989 гг. сельскохозяйственными организациямибыло закуплено 558,7 тыс. тракторов, аначиная с 1995 г., закупки техники снизились в разы, что привело к значительному «старению» тракторного парка. «Старение» тракторного парка и недостаточное его сервисное обслуживаниеявляются серьезной проблемой для качественного проведения работ в растениеводческой отрасли. По Госпрограмме развития АПК предусмотрено на 20132020гг. закупить для АПК 329,1 тыс. тракторов,хотя согласно рекомендациям ученых-аграриевследуетдовести закупки к 2020 годудо 900 тыс. шт.

Техническая модернизация сельскохозяйственного производствав настоящее время одна из приоритетных задач аграрной политики государства.

На формирование стратегии воспроизводства основного капитала негативно влияют следующие обстоятельства:

- диспаритет цен на сельскохозяйственнуюпродукцию и ресурсы промышленного производства (техника, удобрения, ГСМ) приводит перекачке денежныхсредств из сельского хозяйства в другие отрасли национальной экономики;

- инвестиционная привлекательность отрасли снижается из-за высоких рисков, связанных с особенностями сельскохозяйственного производства;

- вступление России в ВТО может привести к импортному засилью на внутреннем продовольственном рынке.

Стратегия воспроизводства основного капитала должнабыть нацелена на коренную техническую модернизацию сельского хозяйства, на оснащение сельского хозяйства не единичными видами техники, а системами машин покомплексной механизации всех технологических процессов производства продукции.

Как видно из таблицы 2, за период 2005 - 2013 гг. количество тракторов на 1000 га пашни в сельскохозяйственных организациях Республики Дагестан сократилось на 58,6 %, количество зерноуборочных комбайнов на 25,6 % и кукурузоуборочных - на 30,3 %.

Таблица 2.

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций РД тракторами и комбайнами

(на конец года)

2005 2010 2013 2013 в % к 2005 справочно 2013 г. по РФ

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 14,5 9,1 6 41,4 4

Приходится пашни на один трактор, га 68,8 110,0 160,0 232,6 274

Приходится на 1000 га посевов (посадки)

соответствующих культур, шт.

комбайнов

зерноуборочных 12,1 12,0 9 74,4 3

кукурузоуборочных 24,4 61,4 17 69,7 1

Приходится посевов (посадки)

соответствующих культур, га

на один комбайн

зерноуборочный 82,9 83,7 114,0 137,5 399

кукурузоуборочный 40,9 16,3 58,0 141,8 2008

Из таблицы видно также, что обеспеченность техникой сельскохозяйственных организаций в республике несколько выше, чем в целом по стране. Это не результат успешной реализации программ по технической модернизации сельскохозяйственных организаций, а итог перераспределения сельхозтехники между другими формами хозяйствования и резко сократившим количеством сельскохозяйственных организаций. В республике на долю организаций приходится менее 20 % сельскохозяйственного производства, а обеспеченность техникой малых форм хозяйствования почти на нуле. Кроме того, сельскохозяйственные организации республики оснащены устаревшими и менее

мощными единицами техники, чем в среднем по стране. Так, в 2013 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций РД составила 142 л. с. (в 2012 г. - 122 л. с.) на 100 га посевных площадей. Для сравнения, по России данный показатель составил в 2012 г. 211 л. с.

На начало 2014 г. в сельскохозяйственном производстве республики во всех категориях хозяйств насчитывалось 3475 ед. тракторов, 710 ед. зерноуборочных и 73 ед. кормоуборочных комбайнов. По оценкам специалистов Минсельхозпрода РД,для эффективного ведения сельскохозяйственного производства парк тракторов должен составлять порядка 12 350 ед., зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - 1 160 ед. и 473 ед. соответственно.

Большинство сельхозтехники прослужило более 10 лет. Так,тракторы со сроком эксплуатации более 10 лет составляют - 58,2 %, зерноуборочные комбайны - 74,5 %, кормоуборочные комбайны - 91,8 % от их общего количества.При этом тракторы до трех лет эксплуатации составляют 13,8 % (в 2012 г. - 11 %), зерноуборочные комбайны - 3,7 % (3,1 %), кормоуборочные комбайны - 4,1% (2,7 %) от их общего количества.

Таблица 3

Приобретение сельскохозяйственной техники в 2013 году

Источники инвестирования

Наименование техники Всего лизинг в том числе собственные кредитные средства

РБ ФБ средства ресурсы МО

Тракторы:

- единиц 122 49 17 32 39 31 3

- млн. руб. 263,1 68,6 23,7 44,9 31,7 158,7 4,1

Комбайны, всего

- единиц 22 6 5 1 1 12 3

- млн. руб. 133,4 25,2 20,6 4,6 0,4 106,8 1,0

в т.ч. зерноуборочные:

- единиц 14 5 4 1 1 5 3

- млн. руб. 74,1 22,0 17,4 4,6 0,4 50,7 1,0

кормоуборочные:

- единиц 1 1 1 - - - -

- млн. руб. 3,2 3,2 3,2

картофелеуборочные: -

единиц 4 - - - - 4 -

- млн. руб. 30,1 30,1

томатоуборочные:

- единиц 3 - - - - 3 -

- млн. руб. 26,0 26,0

с/техника:

- единиц 260 45 12 33 77 128 10

- млн. руб. 359,1 52,8 11,1 41,7 30,7 272,7 2,9

Итого:

- единиц 404 100 34 66 117 171 16

- млн. руб. 755,7 146,7 55,4 91,3 62,8 538,2 8,0

Средняя цена ед. 1870 1467 1629 1380 536 3147 500

техники, тыс. руб.

Соотношение

источников

инвестиций, %;

- единиц 100 24,8 8,4 16,3 29,0 42,3 4,0

- млн. руб. 100 19,4 7,3 12,1 8,3 71,2 1,0

В 2013 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями РД за счет всех источников инвестирования было приобретено 404 ед. различной сельскохозяйственной техники на сумму 755,7 млн. руб. в том числе 122 ед. тракторов, 14 ед. зерноуборочных комбайнов, один кормоуборочный комбайн и 7 ед. прочих комбайнов (табл. 3).

В совокупной сумме инвестиций на техническую модернизацию кредитные ресурсы составляют 71,2 %, лизинг - 19,4% и средства муниципальных образований - 1%. Лишь 8,3 % всех инвестиций представляют собой собственные средства сельхозпроизводителей. Собственные средства в основном использовались для приобретения недорогой техники.Средняя цена единицы техники приобретаемой за кредитные ресурсы в шесть раз выше, чем единицы техники приобретаемой за собственные средства.

Несмотря на реализацию мероприятий программы, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, продолжается сокращение парка сельскохозяйственной техники. Частично это компенсируется приобретением энергонасыщенной высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты.

Так, в 2013 году приобретено 24 ед. энергонасыщенных тракторов, в том числе 23 ед. зарубежного производства, 6 ед. высокопроизводительных зарубежных зерноуборочных комбайнов, 60 ед. комбинированных агрегатов, посевных комплексов, а также комплексов машин для производства картофеля, томатов и кукурузы, благодаря которым на площади более 20 тыс. га внедрены современные ресурсосберегающие технологии.

Для реализации приоритетного республиканского проекта «Эффективный АПК» необходимо в максимально короткий срок обновить парк сельскохозяйственной техники. Поэтому принятие мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и их эффективное оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям в настоящее время наиболее актуально.

Правительством Республики Дагестан было принято постановление от 8 апреля 2011 года № 97, предусматривающее предоставление субсидий из республиканского бюджета на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники. Это позволило стимулировать привлечение внебюджетные инвестиции на обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2013 г. в рамках данной меры оказанагосударственная поддержка в объеме 16 500,0 тыс. рублей 25 хозяйствующим субъектам, которые приобрели 63 ед. сельскохозяйственной техники, в том числе 25 ед. тракторов и 3 ед. зерноуборочных комбайна.

Предусмотренные объемы финансирования мероприятий технической и технологической модернизации в 2013 году из республиканского бюджета не были исполнены.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исполнение индикаторовподпрограммы РД «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства» за 2013 год

Показатели План Факт Отклонение, (+,-) Причина отклонения

Объемы приобретения новой Недофинансирование

техники сельскохозяйственными лизинговой

товаропроизводителями всех форм деятельности и

собственности (включая личные представления

подсобные хозяйства), шт.: субсидий на

Тракторы 250 122 -128 возмещение части

Зерноуборочные комбайны 20 14 -6 расходов

Кормоуборочные комбайны 5 1 -4 сельхозтоваропроиз-

водителей на

приобретение

сельхозтехники

Преимущественное преобладание в сельскохозяйственном производстве республики малых форм хозяйствования диктует создание рынка механизированных услуг. Наличие рынка механизированных услуг даст возможность этим категориям сельхозпроизводителей применить при производстве сельскохозяйственной продукции высокотехнологичную и энергонасыщенную технику.

Наиболее эффективным инструментом создания экономических условий стимулирующих инвестиций в развитие рынка механизированных услуг (создание и

развитие машинно-технологических станций) является субсидирование части их затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.

На сегодня для большинства МТС и мехотрядов приобретение техники даже на основе кооперации остается весьма сложным. Поэтому стартовые условия для их развития создаются с участием республиканского и муниципальных бюджетов по следующей схеме: лизингодатель поставляет МТС и мехотрядам технику на условиях лизинга, а муниципальные власти решают вопросы, связанные с оплатой первоначальных платежей и обеспечением договоров лизинга.

При этом в зонах обслуживания этих формирований будет сосредоточено 249,9 тыс. гектаров пашни и 26,7 тыс. гектаров многолетних насаждений, что составляет 52 и 38 процентов соответственно к их общей площади.

Следует активизировать работу по технической модернизации отрасли с использованием механизмов республиканского лизинга (ОАО «Дагагроснаб») и федерального аграрного лизинга (ОАО «Росагролизинг»), показавших свою эффективность и широко востребованных сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, в качестве главного инструмента проведения технической модернизации отрасли предусматривает федеральный аграрный лизинг (оператор ОАО «Росагролизинг»).

Функции регионального оператора ОАО «Росагролизинг» для организации поставок техники по федеральному лизингу на территории Республики Дагестан возлагаются на ОАО «Дагагроснаб», который заключает договоры лизинга с ОАО «Росагролизинг» и отпускает технику хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса по договорам сублизинга.Для организации поставок в республику техники за счет данного источника возможно предоставление региональному оператору государственных гарантий Республики Дагестан в порядке, установленном Законом Республики Дагестан от 11 марта 2009 года № 9 «О государственных гарантиях Республики Дагестан».

В принципе для удешевления услуг федерального аграрного лизинга следует открыть в республике представительство Росагролизинга.

Положительно то, что госпрограмма предусматривает привлечение к обновлению парка машин субсидируемых кредитных ресурсов, в том числе под залог приобретаемой техники и/или оборудования. На работу с субсидируемыми кредитами преимущественно нацеливаются крупные сельскохозяйственные предприятия, способные не только возвращать кредиты, но и имеющие условия для обеспечения сохранности и организации

8

эффективной эксплуатации приобретаемой техники, так как эта техника закладывается в качестве обеспечения кредитного договора.

В 2013 году была продолжена работа по привлечению средств федерального аграрного лизинга. С использованием данного механизма государственной поддержки сельхозпроизводителями закуплено 66 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 91 300,0 тыс. руб. (в 2012 г. - 47 ед. на 38 600,0 тыс. руб.), в том числе 32 трактора и один зерноуборочный комбайн.

С использованием средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направленных на обеспечение АПК продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга) в 2013 году приобретено и передано хозяйствующим субъектам 34 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 55 400,0 тыс. руб., в том числе 17 ед. тракторов (13,9%, от общего количества тракторов, приобретенных в 2013 г.), 4 ед. зерноуборочных комбайна (28,6% от общего количества зерноуборочных комбайнов, приобретенных в 2013 г.) и один кормоуборочный комбайн.

В 2013 г. Россельхозбанк выделил кредиты на закупку сельскохозяйственной техники на 538,2 млн. руб., за счет которых сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 171 ед. различной сельскохозяйственной техники, в том числе 31 трактор (28% от общего количества в 2013 г.), 5 зерноуборочных комбайнов (36% от общего количества зерноуборочных комбайнов).

Как уже отмечалось выше, в последние годы парк сельхозтехники обновлялся за счет высокопроизводительной зарубежной техники. В связи с санкциями Запада и повышением курса иностранной валюты сейчас полагаться на эти путь технической модернизации не представляется возможным. Необходимо разработать программу импортозамещения сельхозтехники и полнее использовать потенциал промышленных предприятий республики.

Список литературы

1. Бучаев А.Г., Магомедов А.М. Рентабельность сельского хозяйства региона и господдержка в условиях ВТО // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 2 (74); URL: www.uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/3358-2015-02-12-07-30-30

2. Казиханов А.М., Ибрагимов М.Т.А. Экономические проблемы эффективного функционирования аграрного сектора экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 3. С. 161-168.

3. Казиханов А.М. Формирование современной стратегии АПК региона // Региональные

проблемы преобразования экономики. 2011. № 2. С. 161-172.

4. Магомедов А.М. Хранение и переработка - главные звенья логистической продуктовой цепи // Хранение и переработка сельхозсырья. - 2014. - № 6. - С. 5-9.

5. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Пути развития распределительной логистики АПК региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 59.

6. Магомедов А.М., Бучаев Я.Г. Эффективность финансовых потоков в агропромышленном комплексе региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 4 (64). С. 60.

7. Магомедов А.М. Логистика рационального землепользования // Экономика и предпринимательство. 2013. № 6 (35). С. 221-224.

8. Магомедов А.М. Логистика кластерных структур региональной экономики // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. С. 364.

9. Магомедов А.М. Государственно-частное партнерство в основу развития логистической инфраструктуры региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. С. 398.

10. Магомедов А.М. Плодоовощному подкомплексу Дагестана необходима логистическая интеграция // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 19. С. 13-21.

11. Магомедов А.М. Анализ эффективности государственной политики по развитию логистической инфраструктуры региона // Управленческий учет. 2014. № 11. С. 73-81.

12. Магомедов А.М. Эффективность региональной политики по развитию логистической инфраструктуры // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (ч 2). С. 337-340.

13. Назиров А.А., Магомедов А.М. Развитие садоводства и виноградарства в Дагестане // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 53-56.

14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД. - URL: http://mcxrd.ru/data/docs/progs/1292448509.html(дата обращения: 25.12.2014).

15. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013: Стат. сб. / Росстат - M., 2013. - 462 с.

16. Экономика АПК: учебное пособие для системы дополнительного профессионального образования / В. А. Кундиус. - М. Кнорус, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.