Научная статья на тему 'Инвестиции условие стабильности и экономического роста АПК РСО-Алания'

Инвестиции условие стабильности и экономического роста АПК РСО-Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РСО-АЛАНИЯ / СТАБИЛИЗАЦИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INVESTMENTS / AGRICULTURAL COMPLEX OF NORTH OSSETIA ALANIA / STABILIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION / GROWTH IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газданова Ф. В.

В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие активному развитию сельскохозяйственного производства. Раскрывается значимость инвестиционного вопроса для агропромышленного комплекса РСО-Алания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments the condition of stability and growth of AIC North Ossetia-Alania

The present article deals with the main problems that hinder the active development in agricultural production. The importance of investments in agricultural complex of North Ossetia-Alania is described.

Текст научной работы на тему «Инвестиции условие стабильности и экономического роста АПК РСО-Алания»

ИНВЕСТИЦИИ - УСЛОВИЕ СТАБИЛЬНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АПК РСО-АЛАНИЯ

ГАЗДАНОВА Ф.В.,

аспирантка,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, е-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные проблемы, препятствующие активному развитию сельскохозяйственного производства. Раскрывается значимость инвестиционного вопроса для агропромышленного комплекса РСО-Алания.

Ключевые слова: инвестиции; агропромышленный комплекс РСО-Алания; стабилизация аграрного производства; экономический рост.

The present article deals with the main problems that hinder the active development in agricultural production. The importance of investments in agricultural complex of North Ossetia-Alania is described.

Keywords: investments; agricultural complex of North Ossetia Alania; stabilization of agricultural production; growth in economics.

Коды классификатора JEL: Q14.

Экономика России сегодня находится в состоянии трансформации, что сильно влияет на инвестиционную активность предприятий. Кризисное положение сложилось в агропромышленном комплексе. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Основным итогом инвестиционного кризиса в АПК является деградация материально-технической базы его отраслей, представляющая реальную угрозу продовольственной безопасности России. Устранение диспропорций, замена устаревших средств производства, их модернизация требуют активизации инвестиционной деятельности во всех отраслях АПК. Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием вывода сельского хозяйства из глубокого кризиса, но и становится важнейшим определяющим фактором дальнейшего его развития. Требуется не только реформирование общественного уклада на селе путем институциональных преобразований, что являлось приоритетом в начальный период аграрной реформы, но и привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций. Остро в них нуждаются все сферы и отрасли АПК, будь то сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, фондопроизводящие отрасли или жилищная сфера села. Нехватка инвестиционных ресурсов стала явным тормозом в создании стабильного воспроизводственного процесса и обеспечении условий экономического роста предприятий агропромышленного комплекса.

Положение агропромышленного комплекса РСО-Алания в данный момент весьма сложное. Особую тревогу вызывает тяжелое экономическое состояние общественных хозяйств, более половины которых убыточны. Недостаток финансовых средств привел к ухудшению материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, значительным долгам по налоговым платежам. Обеспеченность хозяйств сельскохозяйственной техникой значительно снизилась к уровню нормативной потребности. По этим и другим причинам остаются необработанными тысячи гектаров. Из-за нехватки финансовых средств предприятия Северо-Кавказского научно-исследовательского института горного и предгорного сельского хозяйства практически прекратили производство семян высших репродукций. Вместе с этим медленно совершенствуются организационно-правовые формы ведения агропромышленного производства, слабо стимулируется развитие малых форм хозяйствования, а так же рыночной инфраструктуры, обеспечивающей необходимые условия сельскохозяйственным производителям для реализации продукции и эффективного развития агробизнеса. Неэффективно используются имеющиеся мощности перерабатывающей промышленности, в обеспечении населения продуктами питания. Недостаточно загружены предприятия по переработке молока в г. Моздок и в г. Владикавказ. Практически не работают мясокомбинаты, многие консервные заводы, кондитер-

© Ф.В. Газданова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ские фабрики. Поэтому более половины продукции пищевой и перерабатывающей промышленности завозится из-за пределов республики. Такое положение обусловливает потребность в существенном притоке капитала в агропромышленный комплекс и сбалансированного перераспределения инвестиционных ресурсов в пользу приоритетных внутри агропродовольственного комплекса и эффективно работающих организаций.

От уровня инвестиций зависит эффективность производства сельскохозяйственных предприятий как в целом, так и по отраслям и в разрезе отдельных видов продукции, а так же их социально-экономическое развитие. РСО-Алания относится к группе промышленно-аграрных регионов. Здесь есть все условия для организации эффективного сельского хозяйства. Республика располагает достаточным количеством пригодных для возделывания земель. 160,5 тыс. гектаров территории РСО-Алания занимают посевные площади сельскохозяйственных культур. Являясь важнейшими составляющими природно-ресурсного потенциала РСО-Алания сельскохозяйственные земли при соблюдении всех требований технологии их возделывания могут обеспечить высокую продуктивность не только растениеводства и животноводства, но и других отраслей аграрного сектора. Сельское хозяйство республики является одним из важнейших источников формирования валового регионального продукта (ВРП). В 2010 году в хозяйствах всех категорий РСО-Алания валовой сбор зерна составил 400,6 тыс. тонн, что ниже чем в предыдущем году на 56,9 тыс. тонн. В то же время по сравнению с 2009 годом незначительно увеличился валовой сбор семян подсолнечника на 0,1 тыс. тонн. Валовые сборы картофеля уменьшились по сравнению с 2009 годом на 27,8 тыс. тонн, что обусловлено снижением урожайности на 31,8 ц/га убранной площади. Производство овощей в 2010 году увеличилось на 0,8 тыс. тонн по сравнению с 2009 годом. [Таблица 1] По животноводству в 2010 году по сравнению с 2009 годом в хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой (в убойном весе) возросло на 0,5 тыс. тонн, молока - на 7,6 тыс. тонн, яиц - сократилось на 2,4 млн. штук. Уровень сальдированного финансового результата является отрицательным (-59,2 млн. рублей в 2010 году; -29,8 млн. рублей в 2009 году).

Таблица 1

Валовой сбор и урожайность основных сельскохозяйственных культур

2009 2010

Валовой сбор, тыс. тонн

Зерно (в весе после доработки) 457,5 400,6

Подсолнечник 1,4 1,5

Картофель 161,3 133,5

Овощи открытого грунта 32,2 33,0

Урожайность, ц/га убранной площади

Зерновые культуры (в весе после доработки) 43,6 40,1

Подсолнечник 7,1 7,0

Картофель 190,4 158,6

Овощи 97,7 97,7

Основной проблемой агропромышленного комплекса являются трудности его развития без поддержки государства. Он является стратегически важной отраслью экономики любой страны. Основная особенность сельского хозяйства - ограниченность рынков сбыта продукции и, как следствие, низкая доходность вложенных средств. В то же время, рынки сбыта продукции перерабатывающих предприятий достаточно стабильны. Продукция сельского хозяйства из-за особенностей формирования спроса и предложения продается по цене, которая не обеспечивает достаточного уровня прибыли для развития производства, поэтому государство должно компенсировать разницу между уровнем прибыли в экономике и в сельскохозяйственном производстве.

Для повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо повысить финансовую устойчивость, провести технико-технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства и переработки сельхозпродукции, обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. Важнейшим условием динамичного развития сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности является укрепление и качественное совершенствование материально-технической базы. Аграрная отрасль России в техническом и технологическом отношении на десятки лет отстает от сельского хозяйства аграрно развитых стран. Производственно-технический потенциал сельского хозяйства РСО-Алания также продолжает деградировать. Техническая оснащенность сельского хозяйства значительно снизилась к уровню нормативной потребности, а техника, имеющаяся в наличии практически вся изношена. Ежегодное выбытие сельскохозяйственных машин превышает их ввод. По сравнению с 2004 годом в 2011 году количество тракторов в сельскохозяйственных организациях снизилось в 3 раза, плугов - в 2,7, культиваторов и зерноуборочных комбайнов - в 3 и 3,5 раза, сеялок и кормоуборочных комбайнов - в 3,5 и 4,3 раза соответственно. [2] Многократное сокращение основных видов техники обусловлено отсутствием средств на реновацию машинно-тракторного парка. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что траектория инвестиционного кризиса в аграрной сфере близка к «точке невозврата» (то есть процессы разрушения накопленного производственного потенциала принимают необратимый характер). В последние годы аграрный сектор РСО-Алания развивается в режиме «выживания», то есть в условиях нехватки финансовых ресурсов не только на расширение, но и на простое воспроизводство.

Идет неуклонное снижение обеспеченности сельскохозяйственных организаций техникой и это притом, что продолжается процесс выбытия земель из сельскохозяйственного оборота. Так, общая площадь сельскохозяйственных угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве, в 2010 году сократилась по сравнению с 2009 годом на 12,5 тыс. га. В РСО-Алания на 1000 га пашни приходится 3 физических трактора. Нагрузка на один зерноуборочный комбайн возросла со 154 га в 2004 году до 223 га в 2010 году, на один кукурузоуборочный комбайн - с 232 га до 940 га. Это в условиях сжатого периода благоприятных сроков уборки урожая в РСО-Алания сопряжено с большими потерями урожая (табл. 2).

Таблица 2

Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Приходится тракторов на 1000 га пашни, штук 8 7 5 5 4 3 3

Нагрузка пашни на 1 трактор, га 119 148 192 179 249 298 319

Приходится комбайнов на 1000 га посевов соответствующих культур, штук 15 14 13 18 10 9 7

зерноуборочных 7 6 6 5 4 4 4

кукурузоуборочных 4 6 4 5 3 2 1

картофелеуборочных 4 2 3 8 3 3 2

Приходится посевов соответствующих культур на один комбайн, га 671 782 689 547 874 1300 1740

зерноуборочных 154 159 151 203 263 276 223

кукурузоуборочных 232 170 226 219 315 638 940

картофелеуборочных 285 453 312 125 296 386 577

Реальная ситуация складывается таким образом, что наиболее острой проблемой сельских товаропроизводителей остается их неблагоприятное финансовое состояние. Из комплекса проблем, которые требуют решения, на современном этапе выделяют две наиболее острые, не решив которые нельзя рассчитывать на позитивные сдвиги в АПК в целом. Это восстановление платежеспособности сельскохозяйственных предприятий и расширение их инвестиционных возможностей. В решении этих проблем необходимо повышение роли государства.

Нужно отметить, что при вложении денежных средств в агропромышленный комплекс может быть получен наибольший толчок для развития экономики в целом. Особое значение сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что:

♦ во-первых, эти отрасли имеют сильную межотраслевую «сцепку», в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и, формируя в них собственный инвестиционный потенциал;

♦ во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений;

♦ в-третьих, для продукции этих отраслей, характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке;

♦ в-четвертых, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем, но и на некоторых зарубежных рынках.

Зарубежная практика показывает, что данная отрасль может получить достаточно средств для своего развития, если гарантом вложений выступит государство. Частные и банковские инвестиции будут вкладываться в инвестиционные проекты при условии получения либо высокого процента отдачи, либо при наличии льгот по налогообложению. Необходимо отметить, что в условиях ограниченных возможностей решающее значение приобретает правильность выбора приоритетных направлений и рациональной структуры инвестиций, то есть сосредоточение их на тех участках, где можно использовать их с наибольшей отдачей. Следовательно, инвестирование должно проводиться по принципу приоритетного направления, которое позволит в короткий срок и с большой отдачей окупить вложенные средства, для их вложения в менее доходные предприятия. Для этого необходимо разрабатывать проекты, которые позволят оценить каждое направление. Разрабатывая проекты рекомендуется ориентироваться на показатели коммерческой, бюджетной и экономической оценки эффективности, в зависимости от значимости проекта. Бюджетная и экономическая эффективность определяются тогда, когда необходимо оценить последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов или результаты внедрения проекта для экономики в целом [4].

Одной из основных особенностей сельскохозяйственного производства является сезонный характер производственных процессов, отличный от большинства промышленных отраслей порядок формирования оборотного капитала. В связи с этим в сельском хозяйстве, как ни в одной другой отрасли производства, резко возрастает роль денежных средств и, в первую очередь, банковского кредита. В то же время нужно отметить, что чем больше проблем в отрасли, тем значительнее роль привлеченного капитала. А поскольку сельское хозяйство нашей страны более двух десятилетий находится в упадке и только сейчас кое-как начинает подниматься, без доступных банковских

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

ТЕRRА ЕСО^ОМЮ^ ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

кредитов ему никак не обойтись. Неслучайно этому вопросу уделяется столь пристальное внимание в Приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», реализация которого началась в 2006 году, и который трансформировался в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» Такая же программа принята и в РСО-Алания. Одной из главных задач этой программы является достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, где, наряду с другими факторами, решающим считается повышение доступности и привлекательности кредитов путем предоставления заемщикам государственных субсидий за счет федерального и республиканского бюджетов.

Государственная поддержка инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса РСО-Алания осуществляется в рамках пятилетней программы развития сельского хозяйства. В 2010 году объем субсидируемых инвестиционных кредитов, предусмотренных указанной программой, составил 594,6 млн. рублей. По состоянию на начало 2011 года, в рамках реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» было выдано 14 субсидируемых инвестиционных кредитов для реконструкции животноводческих комплексов на общую сумму 421 млн 370 тыс. рублей. При этом субсидирование по процентным ставкам в 2011 году сократилось. Так, если в 2010 году сельхозтовар-производители в качестве субсидий получили от государства 16 млн 258,1 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 13 млн 75,8 тыс. рублей и республиканского 3 млн 182,3 тыс. рублей, то в 2011 году субсидии из федерального бюджета были выделены в размере 2 млн 433,1 тыс. рублей, а из республиканского бюджета субсидий выделено не было [1]. Как видно, сокращение субсидий существенно.

Следует отметить, что субсидии предоставляются только тем хозяйствам, которые не имеют задолженности перед банками по ранее полученным кредитам, по текущим выплатам по графику погашения кредита и процентов по нему, а также перед бюджетом и внебюджетными фондами. То есть, программой субсидированного кредитования охвачено меньшинство сельскохозяйственных товаропроизводителей. Действующая российская практика такова, что банки неохотно выдают инвестиционные кредиты тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые особенно в них нуждаются, поскольку находятся на грани банкротства и имеют неудовлетворительную структуру баланса и показатели ликвидности. Имеющиеся у хозяйствующих субъектов морально устаревшие и изношенные технические средства не могут рассматриваться банком в качестве удовлетворительного залога. Эти недостатки невозможно устранить без вмешательства государства. Государственная поддержка должна быть поставлена в центре всей системы мер по выводу сельского хозяйства из кризиса.

Прогрессивной формой инвестирования аграрного сектора является лизинг машин и оборудования. Лизинг в аграрном секторе нашей страны представляет собой передачу потребителю техники в долговременную аренду с оплатой ее стоимости по частям в течении двух и более лет. По экономической природе, лизинг представляет собой систему денежных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе приобретения и последующей сдачи его в долгосрочную аренду [3]. Таким образом, для сельскохозяйственного товаропроизводителя лизинг одновременно решает две важные проблемы - приобретение техники и финансирование этих операций.

Одним из перспективных источников инвестиционных ресурсов для сельского хозяйства является ипотечный кредит. Эта форма долгосрочного кредитования широко применяется во всем мире, так как земля - высоколиквидный фактор производства, привлекательный для кредиторов. Однако в наших условиях такая форма кредитования еще не получила достаточного распространения, так как она предполагает развитый рынок сельскохозяйственных земель. Осуществление кредитования под залог сельскохозяйственной земли должно быть обеспечено правовой базой для ее купли-продажи.

В настоящее время не удалось создать приемлемой для эффективного развития сельского хозяйства модели инвестиционного процесса. На это повлияли отрицательные структурные изменения в экономике, оказавшие непосредственное воздействие на аграрный сектор, а также расширение финансово-кредитного сектора за счет крупных коммерческих банков, которые не заинтересованы в финансовых вложениях в развитие отраслей АПК.

Инвестиционная проблема становится актуальной для аграрной экономики не только на ближайшие годы, но и на перспективу. Такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий - высоких темпов и значительных масштабов накопления капитала.

Сегодня очевидно всем - стабилизация в аграрной сфере не может произойти без активного участия государства. Учитывая низкую норму инвестирования и негативные последствия такой тенденции, целесообразно в аграрном секторе сформировать специализированный федеральный фонд, например, Фонд инвестиционного развития сельского хозяйства. Финансировать фонд возможно за счет дифференцированных отчислений от прибыли юридических лиц (например, при прибыли до 1 млн рублей - 1%, свыше 1 млн рублей - 2%).

Необходима также система стимулирования инвестиционной активности. Однако налог на прибыль, введенный Ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, лишил предприятия, осуществляющие капиталовложения в производство, стимулирующих льгот.

Учитывая недостаток инвестиций, следовало бы всю прибыль, направляемую на эти цели, освободить от налогообложения.

Для повышения инвестиционной активности в сельскохозяйственном производстве целесообразно ввести льготы по налогообложению для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, вкладывающих сред-

ства в развитие сельского хозяйства. Необходимо также отменить налог на прибыль с доходов банков, направляемых на инвестирование аграрной сферы по ставкам, установленным ниже рефинансирования.

Все разрабатываемые предложения будут действенными лишь в том, случае, если АПК удастся обеспечить необходимыми инвестициями, которые дадут возможность вначале стабилизировать агропроизводство, а затем перейти к его экономическому росту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данные Минсельхозпрода РСО-Алания // www.mcx.ru.

2. Данные органа Федеральной службы государственной статистики по РСО-Алания // www.gsk.ru.

3. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Инвестиции: Учеб. пособие. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2010. 373 с.

4. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. Менеджмент организации: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 432 с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.