Научная статья на тему 'Экономическое исследование развития сельскохозяйственного производства в регионе'

Экономическое исследование развития сельскохозяйственного производства в регионе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / РОСТ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ECONOMIC DEVELOPMENT / FARM PRODUCTION / GROWTH / FINANCIAL ACTIVITY / ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Соловьев С. А., Маркова А. И.

В статье дан анализ развития сельскохозяйственного производства региона и реализации национального проекта « Развитие АПК», на примере Оренбургской области. Авторами отмечаются позитивные и негативные процессы в производстве продукции, финансовом состоянии, техническом оснащении предприятий АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INVESTIGATIONS OF FARM PRODUCTION DEVELOPMENT IN THE ORENBURG REGION

The analysis of farm production development in the region and realization of the national project «AIC Development» is submitted. The authors point out positive and negative processes in the output of products, financial state and technical equipment of the AIC enterprises.

Текст научной работы на тему «Экономическое исследование развития сельскохозяйственного производства в регионе»

Экономическое исследование развития сельскохозяйственного производства в регионе

С.А. Соловьев, д.т.н, профессор, А.И. Маркова, к.э.н, профессор, Оренбургский ГАУ

Ключевые слова: экономическое развитие, производство, сельскохозяйственный, рост, управление, финансовая деятельность, организаций, рентабельность.

Одной из главных проблем любой страны является обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны.

Продовольственная безопасность представляет собой обеспечение страны соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями удовлетворения потребности населения в продуктах питания не ниже медицински обоснованных норм независимо от внутренних и внешних условий. Она достигается тогда, когда агропромышленный комплекс способен самостоятельно обеспечить производство, хранение, переработку и снабжение населения основными видами продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.

Вместе с тем в мире обострилась ситуация с продовольствием. В одних государствах это привело к малоуправляемому росту цен, в других его просто не хватает. В нашей стране присутствует и то, и другое. Ниже норм, рекомендованных Институтом питания АМН еще на 1990 г., потребляют хлеба и хлебопродуктов 40% населения, мяса и мясопродуктов — около 70%, плодов и ягод — 80%, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых — абсолютное большинство.

Россия обеспечивает себя в целом своими продуктами только на 50%, остальное получает за счет импорта. Недостаток собственного производства, высокая зависимость по многим видам продовольствия от импорта вызвали резкое повышение цен на внутреннем рынке [1].

Изменяющаяся ситуация вызвала поиск новых подходов в аграрной политике. Основные ее положения были изложены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», которые начали реализовываться в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», а с 2008 г. учтены в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.».

Принятая программа развития сельского хозяйства составляет основу долгосрочной и комплексной аграрной политики, которая охватывает не только производство, социальную сферу, но и весь сельский уклад. Заложена серьезная законодательная и нормативная база.

Определены три основные цели новой аграрной политики:

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

— повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства;

— сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов.

В предстоящие 5 лет на реализацию Госпрог-раммы из федерального бюджета выделяется 551 млрд. руб. — это в 3 раза больше в сравнении с предыдущим пятилетием. Кроме того, предполагается софинансирование ее мероприятий в тех же объемах и из бюджетов субъектов Российской Федерации [2].

Продолжится работа по повышению доступности кредитов сельхозтоваропроизводителям, включая малые формы хозяйствования. Прогнозируется, что объем субсидируемых ссуд в 2008 г. составит 279 млрд. руб., в т.ч. краткосрочных — 120 млрд. и инвестиционных — 129 млрд. руб., а для малых форм хозяйствования — 30 млрд. руб. На субсидирование кредитов предстоит направить из федерального бюджета 31 млрд. руб. Начиная с 2008 г. будут также субсидироваться кредиты на развитие альтернативной занятости в сельской местности (сфера услуг, агротуризм, народные промыслы и ремесла, переработка дикорастущего сырья и т.п.).

Для обновления машинно-тракторного парка намечено приобрести в 2008 г. 23 тыс. тракторов, 7,9 тыс. зерноуборочных и 3 тыс. кормоуборочных комбайнов. Кроме того, Госпрограммой предусмотрены средства на увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» в сумме 8 млрд. руб.

В целях выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.» советом директоров государственной компании ОАО «Росагролизинг» утверждены новые, еще более льготные условия финансирования сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время сроки лизинга составляют от 5 до 15 лет, процентная ставка по поставке племенных животных — 0%, сельхозтехники и оборудования — 2% годовых. Таким образом, начиная с 2002 г., Росагролизин-гу удалось снизить ставки по лизингу в 3,5 раза, существенно уменьшив финансовую нагрузку на конечных лизингополучателей [2].

Для эффективного управления региональной экономикой, разграничения экономических интересов регионов и центра, структурной перестройки экономики, развития предпринимательства и межрегиональной экономической интеграции возникает потребность в исследовании региональных процессов развития сельского хозяйства.

Рассмотрим на примере Оренбургской области, как выполняется национальный проект «Развитие АПК».

Оренбургская область имеет большие потенциальные возможности по производству сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то, что она относится к зоне рискованного земледелия, в благоприятные годы производилось значительное количество зерна. По данным Оренбургста-та, в 2007 г. по производству зерна область занимала восьмое место среди регионов России. Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех сельхозпроизводителей за 2007 г. в действующих ценах, по предварительным расчетам, составил 44551,2 млн. руб., индекс производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2006 г. — 118,8%.

В 2007 г. общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий по сравнению с 2006 г. сократилась на 210,3 тыс. га, или на 5,2%. Валовой сбор зерна составил 3158,8 тыс. т (на 56,2% больше, чем в 2006 г.), собрано 386,1 тыс. т картофеля (на 5,6%) и 316,2 тыс. т овощей (на 8,6%), производство подсолнечника на зерно сократилось на 15,7%. Увеличение производства зерна обусловлено повышением урожайности на 42,7% к уровню 2006 г. Основными производителями зерна и подсолнечника остаются сельхозорганизации. Их доля в производстве зерна составила в 2007 г. 75,6, подсолнечника — 67,8%. Производство картофеля сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2007 г. выращено 96,7% общего сбора этой культуры. Наибольшая часть овощей также произведена населением — 94,6% [3].

Крупнейшими зернопроизводящими районами являются Адамовский, Оренбургский, Квар-кенский. Саракташский, Ташлинский, где произведено 31,8% зерна; по производству подсолнечника на зерно соответственно Бузулукский, Октябрьский, Саракташский, Тоцкий, Сакмар-ский, Новосергиевский районы (41,9% от всего производства).

Животноводство в сельском хозяйстве занимает ведущее положение.

В сельхозорганизациях области поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,2%, в том числе коров — на 4,8, овец и коз — на 11,8, увеличилось поголовье свиней на 9,6%. В структуре поголовья скота к концу 2007 г. на сельхозорганизации приходилось 52,0% поголовья круп-

ного рогатого скота, 43,4% коров, 41,3% свиней, 29,8% овец и коз.

В 2007 г. по сравнению с 2006 г. отмечалось увеличение среднесуточных привесов скота, продуктивности коров молочного стада и яйценоскости кур-несушек. Среднесуточные привесы крупного рогатого скота в 2007 г. составили 381 г, свиней — 213 г, надой молока на одну корову — 2516 кг, яйценоскость одной курицы-несушки — 310 шт. в год. Выше среднеобластного показателя надои молока на одну молочную корову в хозяйствах 11 районов, из них Тоцкого (3474 кг), Курманаевского (3371 кг), Сакмарского (3225 кг), Саракташского (2987 кг) районов.

Рост продуктивности скота повлиял на увеличение общего объема производства продукции животноводства. В сельхозорганизациях области производство скота и птицы на убой в живой массе в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось на 17,4, молока — на 2,6, яиц — на 7,6%. В хозяйствах Кваркенского района производство скота и птицы увеличилось на 70,8, Шарлык-ского — на 60,8%.

Важным условием скорейшего наращивания объемов производства мяса является преимущественное развитие свиноводства и птицеводства. Основная доля свинины сосредоточена в хозяйствах населения (74,4%), мяса птицы — в сельхозорганизациях (74,0%). Значительное количество свинины производится в сельскохозяйственных организациях районов: Гайского (8,1%), Саракташского (6,6%), Сорочинского (6,0%); мяса птицы — в хозяйствах Сакмарского района (82,7%) [4].

Главной проблемой сельскохозяйственных производителей является значительный дефицит финансовых и материально-технических ресурсов, и как следствие, многие работы в растениеводстве и животноводстве выполняются вручную, а некоторые важные технологические процессы вообще не производятся. В табл. 1 приводятся финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций (крупных, средних и подсобных сельскохозяйственных организаций).

Данные табл. 1 показывают, что за период с 2002 по 2007 гг. численность сельскохозяйственных организаций сократилась на 239 ед., или на 37%, убыточных — на 320 ед., или в 4,6 раза, их доля снизилась с 63 до 22%. Значительной остается сумма убытка в расчете на одну убыточную организацию, которая выросла на 930 тыс. руб., или на 34%. Если в 2002 г. сельскохозяйственные организации закончили финансовый год с убытками в 6598,4 млн. руб., которые не покрыли и бюджетные субсидии, то начиная с 2003 г. сель-хозорганизации получали прибыль, наибольшая составила в 2003 г. почти 600 млн. руб., в 2007 г.

— 326,4 млн. руб., что связано, в первую очередь, с субсидиями, полученными из бюджета. Они

1. Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций

Оренбургской области

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Число сельскохозяйственных 645 585 553 503 446 406

организаций (на конец года), в т.ч. убыточных: всего 409 278 180 260 198 89

в % от общего числа 63 48 33 52 44 22

сельскохозяйственных организаций Сумма убытка в расчете на одну убыточную 2738,1 2499,0 2675,0 3611,0 3934,0 3668,0

организацию, тыс. руб. Балансовая прибыль, убыток (-), млн. руб. -598,4 599,9 1270,6 2,6 262,6 326,4

Субсидии, полученные из бюджета на 413,4 408,8 408,1 426,2 642,9 1078,0

сельскохозяйственную продукцию, млн. руб. Рентабельность всей хозяйственной -8,3 7,9 16,4 0,0 2,9 20,2

деятельности, % Рентабельность продукции сельского -2,8 14,7 15,8 8,4 14,8 30,6

хозяйства, % в т.ч.: продукции растениеводства 6,7 41,3 42,9 13,1 21,3 52,3

продукции животноводства -9,7 -11,2 -4,7 4,7 10,1 10,5

Источник данных: Статистический ежегодник: Оренбургская область, 2008.

выросли за данный период на 664,6 млн. руб., или в 1,6 раза. Впервые рентабельность всей хозяйственной деятельности составила 20,2%, продукции сельского хозяйства — 30,6%, рентабельность растениеводства достигла 52,3%, животноводства — 10,5%.

В 2007 г. на продукцию растениеводства в целом по области получены субсидии из бюджетов всех уровней в сумме 675,5 млн. руб.; программам и мероприятиям по развитию растениеводства оказана государственная поддержка на сумму 150,1 млн. руб., в том числе субсидии на поддержку элитного семеноводства составили 54,1 млн. руб., по уходу за многолетними насаждениями — 818 тыс. руб.; субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений — 62,2 млн. руб.; на агрохимические мероприятия — 37,8 млн. руб.

На продукцию животноводства субсидии из бюджетов всех уровней всего составили 402,4 млн. руб.; государственная поддержка программ и мероприятий по развитию животноводства выразилась суммой в 360,6 млн. руб., в том числе субсидиями на поддержку племенного животноводства — 19,6 млн. руб., из них на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных — 19,6 млн. руб., на содержание племенных быков-производителей — 1,5 млн. руб., на реализуемое сельхозтоваропроизводителями семя племенных производителей — 7,4 млн. руб. и прочие субсидии по развитию селекции и племенного дела в животноводстве — 30,3 млн. руб. [5].

Установленные Правительством Оренбургской области гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для нужд Оренбургской области в августе 2007 г., также повлияли на повышение прибыльности и рента-

бельности сельскохозяйственного производства (табл. 2).

В 2007 г. цены на основную сельскохозяйственную продукцию были самые высокие за последние годы. По сравнению с 2002 г. средние цены на зерновые культуры в целом выросли в 3 раза, а по сравнению с 2006 г. — на 31%; соответственно по пшенице — в 2,8 раза, или на 32%, и т.д.

По животноводческой продукции рост цен с 2002 по 2007 гг. составил по скоту и птице (в живой массе) и молоку — 1,9 раза, яйцу — 1,6 раза, по шерсти до 2004 г. цены росли, а с 2005 г. пошло их снижение до начального уровня, что связано с сокращением потребности в шерсти предприятий-потребителей (за этот период производство шерсти снизилось с 846 т в 2002 г. до 138 т в 2007 г.) [5]. Значительно были увеличены цены в августе 2008 г. По животноводческой продукции, в частности по говядине, по сравнению с 2007 г. они выросли на 36%; правда, по мясу птицы цены снизились до уровня 2006 г. В 1,9 раза возросли цены на зерновые культуры, в 2 раза на подсолнечник, картофель — в 1,8 раза. В 2008 г. в области получен небывалый за последние 10 лет урожай зерна — 3,5 млн. т, также высокий урожай был получен и в целом по стране, что ведет к снижению цен. И это создает определенные проблемы для сельхозпроизводителей. Российское правительство будет осуществлять интервенции по закупкам зерна по чуть более высоким ценам, чем есть на рынке.

От рационального обеспечения сельского хозяйства ресурсами и эффективного их использования во многом зависит уровень производства основных видов продукции и эффективная деятельность предприятий в целом.

Все более остро стоит вопрос о полном и своевременном обеспечении сельскохозяйственных

2. Средние цены крупных, средних и подсобных сельскохозяйственных организаций на реализованную сельскохозяйственную продукцию (в среднем за год; рублей за тонну)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. За август 2008 г.

Зерновые культуры - всего 1390 2245 3285 2791 3225 4233 8200

из них: пшеница 1615 2641 3753 3007 3422 4513 8746

рожь 841 1286 3006 2071 2448 3280 -

просо 1847 2667 2137 1848 2336 3623 -

гречиха 3025 5071 4953 4553 5545 5817 7962

кукуруза 3616 3868 4083 3323 3261 - 5847

овес 990 1241 1935 1993 2168 2798 5000

Подсолнечник 4736 4592 6184 4669 4485 9659 21067

Картофель 5138 5542 5018 4239 6628 6343 11442

Овощи - всего 5804 6676 4598 7194 8873 8063 8007

Скот и птица (в живой массе) - всего 20304 19870 23340 30532 35560 39472 39857

из них: крупный рогатый скот 18490 17932 20753 27068 32929 35112 47736

овцы и козы 17424 17248 18433 22031 28915 30508 3600

свиньи 25414 23315 28836 42763 44302 42884 -

птица 24973 25839 28861 35742 38291 44117 38234

Молоко 3492 3999 4581 5323 5761 6643 8119

Яйца, за 1000 шт. 1086 1042 1421 1507 1396 1778 1664

Шерсть (в физической массе) 26270 28392 36165 27097 24348 26400 37912

Источник данных: Статистический сборник: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области, 2008. 3. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами и комбайнами

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Приходится тракторов на 1000 га пашни, шт. 4,4 4,1 3,6 3,3 3,0 3,0

Нагрузка пашни на один трактор, га

Приходится комбайнов на 1000 га посевов (посадки) 244 259 275 304 335 361

соответствующих культур, шт.:

зерноуборочных 2,8 3,1 3,0 2,8 2,6 2,4

кукурузоуборочных 14,4 19,3 11,2 15,7 - -

картофелеуборочных 30,5 29,9 21,6 27,9 20,7 22,4

Приходится посевов (посадки) соответствующих 353 327 334 351 389 412

культур на один комбайн, га: зерноуборочный

кукурузоуборочный 69 52 90 64 - -

картофелеуборочный 33 34 46 36 48 45

Приходится на 100 тракторов, шт.:

плугов 31 31 30 30 29 27

культиваторов 36 37 37 37 37 38

сеялок 81 84 85 88 92 92

грабель 6 6 6 6 6 6

косилок 10 10 11 11 11 11

Источник: Статистический сборник: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области, 2008.

товаропроизводителей техникой, топливом и другими средствами производства.

Продолжается процесс снижения уровня технической оснащенности, технологические нагрузки на сельскохозяйственные машины возросли в 3—5 раз по сравнению с нормативными, высок удельный вес ежегодного списания тракторов.

Наличие основных видов техники за 2002— 2007 гг. резко сократилось. Так, численность тракторов снизилась на 8735 шт., или на 38% (по сравнению с 1991 г. снижение произошло в 2,6 раза); зерноуборочных комбайнов — на 41% (по сравнению с 1991 г. — в 3,3 раза) [4].

В настоящее время сельхозтоваропроизводители не могут обновлять МТП даже на минималь-

ном уровне в связи с высокой изношенностью машин и высокой их стоимостью. За последние 7 лет ежегодно сельскохозяйственными организациями списывается в среднем от 5,9 до 7,6% машин, обновление МТП не восполняет общей численности тракторов и комбайнов [5].

Обеспеченность тракторов на 100 га пашни снизилась на 32%, комбайнов на 1000 га посевов

— на 15% (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно выросла нагрузка пашни на один трактор с 244 до 361 га, или на 48%, на один зерноуборочный комбайн — с 353 до 412 га, или на 18%. Увеличение технологической нагрузки приводит к еще большим потерям сельскохозяйственной продукции, нарушению агротехнических сроков выполнения работ.

4. Средние цены на отдельные виды промышленной продукции, приобретенной сельскохозяйственными организациями1* (руб.)

Показатели 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Комбайны СК5М-Нива, за шт. Тракторы ДТ-75Н, за шт. МТЗ-80, за шт. Горючее и смазочные материалы, за т в т.ч.: бензин автомобильный топливо дизельное масла смазочные топливо котельное (мазут) 390000 313000 6640 5944 10385 2701 1153000 510000 427000 8177 7189 11353 2012 1318000 692000 462000 10603 8760 14213 2326 1476000 9510002) 5 080003) 12553 12235 16827 1745000 11100002) 73 7 0003) 14987 13987 23833 2110 1820000 11780002) 78 1 2203) 16583 14355 25431

1( С учетом всех накладных расходов; 2) МТЗ-1221; 3) МТЗ-82.

Источник: Статистический сборник: Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области, 2008.

Существенно возросли цены на отдельные виды промышленной продукции, приобретенной сельскохозяйственными организациями (табл. 4).

За изучаемый период цены на комбайны выросли в 1,6 раза; на тракторы ДТ-75Н — в 3 раза, МТЗ-80 — в 2,6 раза; ГСМ — в 2,5 раза.

Рост цен на технику и ГСМ отражается на уровне себестоимости сельскохозяйственной продукции. В 2007 г. в структуре материальных затрат сельскохозяйственной продукции на нефтепродукты приходится 18,2%; электроэнергию — 3,5%; топливо — 0,4%; запасные части и другие материалы для ремонта основных средств — 12,7%; минеральные удобрения — 2,9% [5].

Обеспечение материально-техническими ресурсами сельхозорганизаций осуществляют: ГУП «Оренбургагроснабтехсервис», ОАО «Агролизинг», районные снабженческие предприятия, а также ряд коммерческих структур.

В 2007 г. в области всего было приобретено новых основных сельскохозяйственных машин: тракторов — 285 шт., зерноуборочных комбайнов

— 172 шт., кормоуборочных — 46 шт. Наибольшее количество новых тракторов закупили в районах: Октябрьском — 28 шт. (9,8%), Саракташском — 24 шт. (8,4%), Оренбургском — 21 шт. (7,4%), Адамовском — 18 шт. (6,3%), Переволоцком — 19 шт. (6,7%), Кваркенском — 17 шт. (5,9%) и др. Новые зерноуборочные комбайны приобрели в основном в районах: Адамовском — 24 шт. (13,9%), Октябрьском — 20 шт. (11,6%), Новосер-гиевском — 18 шт. (10,5%), Оренбургском — 15 шт. (8,7%) и др. [6].

При поставке техники для сельского хозяйства наблюдается сильное влияние иностранной конкуренции. Сельскохозяйственные организации предпочитают закупать не отечественную технику, которая в 1,5—2 раза дешевле, а зарубежную. Такое положение объясняется тем, что кредиты на российскую технику должны быть погашены в течение 1—2 лет, а на заграничную срок оплаты составляет 5 лет. Иностранную технику приобретают крупные, экономически крепкие сельскохозяйственные организации, холдинги, инвесторы, потому что ее отличают надежность в

эксплуатации, высокая производительность и комфортность.

Основным исполнителем финансирования национального проекта «Развитие АПК» является Оренбургский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк», который работает на областном рынке банковских услуг около 8 лет. За период с 2003 по 2007 гг. банком выдано кредитов: в 2003 г. — 253,3 млн. руб., или 74,8% от всех предоставленных кредитов юридическим лицам; в 2004 г. - 422,1 млн. руб. (80,6%); в 2005 г. - 894,6 млн. руб. (70,4%); в 2006 г. — 2345,2 млн. руб. (50,4%); в 2007 г. — 3099,2 млн. руб. (42,6%). Они составляют в основном инвестиционные кредиты, которые направлены на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), приобретение сельскохозяйственной техники под залог, покупку племенного скота, внедрение инвестиционных технологий в растениеводстве и животноводстве и другие цели. Доля заемщиков агропромышленного комплекса составляет основную часть выданных кредитов, что в полной мере отвечает главным задачам кредитной политики. Мировой экономический кризис, который задел и Россию, требует от правительства дополнительных мер для стабилизации ситуации в АПК. Правительство приняло решение о выделении дополнительного капитала в Россельхозбанк, Росагролизинг для субсидирования процентных ставок по кредитам, чтобы поддержать сельхозпроизводителей.

Альтернативным методом финансирования сектора сельского хозяйства является лизинг. Необходимость государственной финансовой поддержки лизинга в системе АПК обусловлена особым статусом сельскохозяйственного производства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны.

Анализ состояния сельскохозяйственного производства за 2006—2007 гг. реализации национального проекта «Развитие АПК Оренбургской области до 2012 г.» показал, что не по всем параметрам в области выполняется национальный проект: продолжается сокращение посевной площади, численности скота, численности машин-

но-тракторного парка, значительна доля (22%) убыточных сельскохозяйственных организаций, высока сумма убытка в расчете на одну убыточную организацию (3,6 млн. руб.), без учета субсидий из бюджета производство скота в живой массе, шерсти является убыточным.

Программой предусматривается увеличение продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2012 г. по отношению к 2006 г. на 28,1% при среднегодовом приросте за 5-летний период в целом 4,1%, в животноводстве — на 5,1%, растениеводстве — на 3,1%, физического объема инвестиций в основной капитал — на 7,1%.

Рост производства продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счет увеличения объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы намечено приобрести более 2200 тракторов и 1500 зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 12,1%, а в отношении зерноуборочных комбайнов 20,5% (к уровню 2006 г.).

Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 56 кг в 2005 г. до 73 кг в 2012 г., молока и молокопродук-тов в пересчете на молоко — соответственно с 305 до 330 кг.

Доходы работников сельскохозяйственных организаций к 2012 г. должны повыситься относительно 2006 г. в 2,5 раза [6].

Ситуация в сельской экономике, несмотря на позитивные изменения, по-прежнему остается сложной. Так, не решен весь комплекс вопросов, связанных с земельными отношениями в сельскохозяйственном производстве.

Торговая политика недостаточно защищает интересы отечественных сельхозтоваропроизводителей. Имеются в виду таможенно-тарифное регулирование, отношения производителей и тор-

говой сферы, отсутствие технических регламентов и стандартов, защищающих права добросовестных производителей и потребителей продовольственных товаров.

Сохраняется проблема ценового паритета между отраслями экономики. Необходимо через рыночные механизмы обеспечить справедливые ценовые соотношения между сельским хозяйством и промышленностью, энергетикой, транспортом.

Не решены накопившиеся социальные проблемы села, прежде всего, инфраструктурные. Отсюда и бедность, и сложная демографическая ситуация, и многое другое, что не позволяет сделать пока жизнь в сельской местности привлекательной в полной мере.

Растут процентные ставки по кредитам, в первую очередь, инвестиционным: сегодня они на 3—4% больше, чем год назад. Усиливается дефицит кредитных ресурсов. Сельхозпроизводители отмечают, что все труднее получить кредит, причем как на короткий срок для выполнения весеннеполевых работ, так и под проработанные и обеспеченные залогами инвестиционные проекты.

Вместе с тем выполнение заданий Государственной программы следует считать реальной необходимостью для обеспечения дальнейшего развития сельского хозяйства, достижения эффективного функционирования всех отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, решения социальных вопросов, повышения качественного уровня жизни сельского населения.

Литература

1. Серков, А. Аграрная политика в России в XXI в.: вызовы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 7.

2. Гордеев, А. Приоритетные направления долгосрочной аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2008. № 4.

3. Статистический ежегодник 2008. Оренбургская область / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008.

4. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2008.

5. Показатели финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций (крупных, средних и подсобных) Оренбургской области за 2007 г.: статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. Оренбург, 2008.

6. Национальный проект «Развитие АПК» // ЫЛр:// www.mcx.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.