УДК 370 ББК 74.2
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Махинин Александр Николаевич,
аспирант кафедры социальной педагогики ВГПУ (г. Воронеж)
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников в современной России. Обосновывается вывод о том, что позитивная гражданская идентичность молодых россиян, потребность созидать вместе с согражданами во имя своего Отечества есть важнейшее условие успешного развития государства и последующей их интеграции в современное гражданское общество.
Ключевые слова:российская гражданская идентичность, россиянин, гражданское общество.
FORMATION OF THE RUSSIAN CIVIL IDENTITY SENIOR PUPILS:
FASHION OR NECESSITY?
Mahinin A.N.
Abstract. Article is devoted a problem of formation of the Russian civil identity at senior pupils in modern Russia. The conclusion that positive civil identity of young Russians, the requirement to create together with fellow citizens for the sake of the Fatherland is the maj or condition of successful development of the state and their subsequent integration into a modern civil society is proved.
Key words: the Russian civil identity, the Russian, civil society.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян, на создание условий для становления личности нового типа - гражданина российского общества, то есть человека, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации и жизнеспособного в ус-
ловиях меняющейся действительности. При этом важно понимать, что в настоящее время российское государство и его граждане находятся в периоде сложного, растянутого во времени и внутренне противоречивого исторического перехода в некое новое состояние, идеальная модель которого отличается в общественном сознании высокой степенью неопределенности.
Кризис и мирового, и российского образования вызван именно трудностью выбора той системы ценностей, в которой следует культивировать личность. В связи с этим необходимы глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления и, в конечном итоге, достижения современными молодыми людьми позитивной российской гражданской идентичности. Принимая участие в общественной жизни государства, человек обучается быть гражданином. Как справедливо отмечает С.И. Конода, гражданская идентичность достигает подлинной наполненности только при наличии у индивида опыта творчества в социально-политической реальности [3, с. 66].
Интуитивно каждый человек сознает, что у него должно быть свое «Я», свой собственный путь развития, свои идеалы, цели, устремления. Это личное, собственное для человека, для народа должно быть освоено самим человеком или народом, не навязано извне и должно соответствовать внутренним осознанным и неосознанным потребностям и стремлениям. Поиск жизненного смысла, обретение своего, а не навязанного «Я» - сложная задача в повседневной действительности, еще более трудная в интерпретации социальных наук.
Современные противоречивые и неустойчивые социально-экономические условия развития общества, в первую очередь, проникают в молодежную среду, оказывая деструктивное воздействие на молодых людей, поскольку утеряны нравственные и духовные ориентиры социально-общественных отношений. По мнению Н.В. Соловьевой, «наша страна второе десятилетие возрождает утерянные ею знания о закономерностях влияния социокультурной среды на различные слои общества. Подобная ситуация обусловлена осознанием значения реальной ситуации современной российской действительности для развития личности» [5, с. 64]. Невыраженность базовой системы российских ценностей приводит к тому, что для большинства граждан Россия не является страной, привлекательной для жизни. Более половины наших сооте-
чественников (по данным Института социологии РАН) не ощущают себя россиянами и гражданами своей страны, а каждый шестой никогда не относил с себя к категории россиян [6, с. 45]. Это выражается в отсутствии у подрастающего поколения активной позиции личности в отношении социокультурных ценностей, в нравственном безразличии личности к происходящим событиям, что приводит к снижению возможностей гражданской идентификации молодых людей.
Все вышесказанное актуализирует педагогический потенциал конструкта «российская гражданская идентичность» и необходимость процесса формирования российской гражданской идентичности у молодежи, определяемой как одной из задач деятельности образовательных учреждений или миссия образовательного учреждения (А.Г. Асмолов) [1].
Молодой человек демонстрирует свою российскую гражданскую идентичность, говоря о себе «Я - россиянин», «Я - гражданин» и т. п. Он признает свое членство в соответствующей общности, образ члена этой общности ему значим и близок. Он знает и принимает нормы поведения, разделяет ценности, реализует их в повседневной жизни; руководствуясь этими представлениями, оценками, отношениями молодой человек дифференцирует свое окружение, рефлексирует свое соответствие нормам и образцам, принятым в референтном сообществе [7, с. 86].
Интерпретация взглядов М.В. Шакуровой позволяет говорить о российской гражданской идентичности в педагогически значимом смысле как о динамической характеристике самосознания, которая представляет собой отождествление индивида со своими согражданами в контексте российского государства и общества на основе таких антропо-образов, как «россиянин» и «гражданин России». Представления об этом сообществе граждан подразумевает не только лояльность к государству, но и ответственность за судьбу страны и сопутствующие этому чувства. Индивид соотносит себя с образом «гражданина» и определяет себя как «россиянина» в процессе интериоризации ценностей и норм поведения, характерных для этих образов, и реализуя эти нормы и ценности в своей жизнедеятель-
209
ности. Благодаря этой идентичности, люди, несмотря на недостаток физических контактов, считают себя объединенными общим языком, общей территорией и испытывают привязанность к существующей экосистеме. Их тесная связь основана на множестве традиций, исторической памяти о прошлом, которая переживается в настоящем как гордость за успехи и достижения народа и государства или, наоборот, как стыд за поражения или неудачи. Здесь присутствуют когнитивные, эмоциональные, деятель-ностные (готовность к действию во имя этих представлений и переживаний) и регулятивные элементы.
По мнению отечественных исследователей, необходимые предпосылки для формирования идентичности как некоего новообразования в структуре самосознания складываются к подростковому возрасту. Однако, поскольку идентичность задана, но не является данностью, то возрастные границы ее первичной объективации не категоричны.
Старший школьный возраст является сензи-тивным периодом для формирования российской гражданской идентичности. Это подразумевает под собой, во-первых, определенные знания о принадлежности к гражданской общности, во-вторых, категоризацию субъектом себя в таких самоопределениях, как «россиянин» и «гражданин России», наполненных четким и ясным смыслом, в-третьих, личностную заинтересованность и готовность (как нравственную установку) следовать этим моделям поведения в повседневных жизненных ситуациях, демонстрируя, таким образом, значимость выбранным целевым ориентирам в гражданских взаимоотношениях с обществом и друг с другом. Система образования объективно представляется наиболее масштабной системой воздействия на формирование гражданских представлений молодого поколения, так как охватывает все его возрастные категории. Школа - единственный социальный институт, «через который проходит вся нация и который является важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния» [4].
Осознание «Я» как части общества и понимание своего места в нем предполагает сравне-&
210
ние личного опыта с социальным, что приводит к переоценке собственного опыта, видению неоднозначности его интерпретации, формированию критичности социального мышления. Однако социальное осмысление собственной жизни, синтез личного опыта и научного знания старшеклассниками лимитируется границами их опыта в силу недостаточности самостоятельности в принятии решений и участия в общественных видах деятельности. В старшей школе происходит углубление, расширение знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества как в родной стране, так и за ее пределами. Старшеклассники осваивают философские, культурные, политико-правовые и социально-экономические основы жизни общества и государства. Образовательно-воспитательная деятельность направлена на становление гражданской позиции учащихся, их социально-политической ориентации (умения защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную общественно полезную деятельность).
Все это позволяет сформировать интегрированную систему знаний молодых граждан о государственно-политическом устройстве России и мира, развить у них способности мыслить и действовать в соответствии со своей гражданской ролью. Однако постулирование принципов гражданского образования на государственном уровне не получило должного внимания на практике.
Социализирующая функция образования позволяет нам говорить о возможностях моделирования и управления процессом формирования российской гражданской идентичности в старшем школьном возрасте. Вследствие активизации процессов самоопределения и проектирования собственной жизни сужается доля педагогического присутствия в жизни старшеклассника, что достаточно подробно проиллюстрировано в социологических, психологических, педагогических исследованиях. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет старшекласснику осознать и оценить себя как члена общества, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других и адекватно относить-
ся к оценкам других, формирует у него общественно направленную мотивацию.
Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Решение этой задачи не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Российская гражданская идентичность не будет сформирована у старшеклассников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников.
Поскольку старшеклассника начинает тяготить статус школьника, а в его поведении чаще всего доминирует демонстративность, позиция педагога в рамках обеспечения процесса формирования российской гражданской идентичности должна быть максимально четкой и очевидной. Если мы хотим формировать гражданскую идентичность у молодых россиян в старшей школе, то простыми декларациями, заявлениями, уроками, посвященными мужеству и героизму настоящих россиян, изучением государственных символов и атрибутов гражданского общества мы ничего не добьемся. Если в предшествующие годы не были усвоены такие понятия, как «Родина», «Отчий дом», «любовь к своему Оте-
честву», «патриотизм» и т. п., то дальнейшая работа по формированию российской гражданской идентичности у старшеклассников становится достаточно проблематичной.
В контексте становления российской гражданской идентичности у старшеклассников важно дать определенные ответы на следующие вопросы: кто задает стереотип конструкции идентичности «россияне - не россияне», «граждане - не граждане», в какой мере заложена возможность выбора, самостоятельность действия, индивидуальной ответственности. Воспитательный эффект будет достигнут лишь в том случае, когда когнитивные знания будут увязаны с чувствами (посредством актуализации в музее, экскурсиях, организации социально значимых гражданских практик), когда вводятся элементы проблемно-ценностного общения.
В результате опроса, проведенного с участием автора, в котором приняли участие 1100 школьников 9-11 классов, представляющих регионы Центральной России, Юга России, Восточной и Западной Сибири, мы получили следующие результаты.
Школьники продемонстрировали полное единодушие на ответы по таким вопросам, как: «Считаешь ли ты себя россиянином?» и «Может ли современный человек гордиться тем, что он -россиянин?» (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов на вопросы «Считаешь ли ты себя россиянином?» и «Может ли современный человек гордиться тем, что он - россиянин?» (в % отношении к числу
опрошенных)
Вопросы Ответ «да» Ответ «нет»
Считаешь ли ты себя россиянином? 97,8% 1,8%
Может ли современный человек гордиться тем, что он - россиянин 83,7% 16,3%
Вместе с тем, прямые вопросы в данном случае не отражают прямую картину. Более показательны ответы на косвенные и уточняющие вопросы.
С другой стороны, значение имеет артикуляция идентификаторов. К их числу, как правило, относят отдельные идеи, образы территории и человека, ценностные ориентиры и нормы жизнеосуществления. В случае доминанты индивидуально-личностных смыслов речь идет о
наборе тех или иных свойств и качеств человека, формировании некоего целостного образа россиянина и гражданина.
Школьникам было предложено самим выделить ведущие для российской гражданской идентичности идентификационные признаки. Результаты приведены на рисунке 1.
Когда мы говорим о процессе формирования гражданской идентичности у старшекласс-
ников, то доминируют такие идентификаторы, как идея державности (место страны в мире), история страны и народа, идея патриотизма, образ Родины как «уникального сообщества на-
родов» (территория, язык, культура), национальное и конфессиональное многообразие страны, социальное благополучие, сильное государство.
Рисунок 1.
Идентификационные характеристики российской гражданской идентичности
Религия Российская Круг общения
9,1 % гражданская 3,9 %
опрошенных идентичность опрошенных
История Место рождения Место
12,9 % — 11,7 % — проживания
опрошенных опрошенных 9,7 % опрошенных
Однако тенденция превращения образования в один из видов товара, со всеми присущими последнему свойствами (качество, количество, ассортимент, стоимость и т. д.), а учащихся - в клиентов, получающих образовательные услуги, по нашему мнению, снижает возможности распространения гражданских идей и утверждения гражданской идентичности. Получение знаний - не исчерпывающая функция образования. Теодору Рузвельту приписывают слова: «Дать образование и не внушить моральных принципов - значит воспитать еще одну угрозу обществу».
Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В этих условиях педагог может и должен принять позицию партнера по организации гражданских акций, в осмыслении проблемных ситуаций в жизни страны и т. п. Только на словах определяя себя как «россиянина» и «гражданина», но, не принимая эти определения как реальные и актуальные характеристики, педагог сводит свои шансы влиять на развитие российской гражданской идентичности старшеклассника к нулю. То есть
становление гражданской идентичности предполагает распространение и утверждение в российском обществе идей, способствующих единению граждан, основанном на принципах равенства и общих интересов. Формирование гражданской идентичности может выступать условием позитивного включения старшеклассников в деятельность общества и государства, развития их активности в установлении социальных связей [2, с. 46].
Принципиальное значение для становления российской гражданской идентичности имеет четкость, привлекательность, доступность, реалистичность трактовки базовых образов «россиянин» и «гражданин Российской Федерации».
Проблемным является тот факт, что на уровне официальной политики сущность характеристики «россиянин» сохраняет свою нечеткость, метафоричность. В той или иной мере в официальных документах раскрыты такие личностные характеристики как «патриот» и «гражданин», но они не могут служить основанием для уяснения признаков позитивно оцениваемого образа российской гражданской идентичности. Кроме того, в большинстве случаев внятное представление отсутствует у агентов микроуровня (се-
мьи, отдельные группы членства). Такими образами не получится увлечь, их невозможно передать и их нельзя преобразовать в собственной практике, поскольку они не продуктивны с точки зрения формирования идентичности. С другой стороны, их нельзя заменить случайным набором декларированных характеристик. Материалом для конструирования российской гражданской идентичности не могут служить искусственно созданные конструкты. Это значит, что для обеспечения процесса формирования российской гражданской идентичности пригодны только те элементы социокультурной среды, которые воспринимаются сознанием старшеклассников как понятные, типичные культурные символы.
Таким образом, процесс формирования у старшеклассников российской гражданской идентичности должен рассматриваться как непрерывный процесс сознательного, личностно и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотива-ционно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.
Рассматривая формирование российской гражданской идентичности старшеклассников как цель образования, необходимо адекватно оценивать объективную сложность ее достижения: нечеткость определения сущности и содержания феномена «российская гражданская идентичность», проблемы описания ведущими агентами социализации идентификационных при-
знаков российской гражданской идентичности, а также обусловленность процесса формирования данного вида идентичности предпочтениями и выбором личностью значимых агентов и идентификаторов.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. - 2007. -№ 6. - С. 4-10.
2. Иванова, Н. Л. Гражданская идентичность в различных социально-экономических условиях / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова // Идентичность и организация в меняющемся мире: сб. науч. статей. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. -С. 41-56.
3. Конода, СИ. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации: Дис. ... канд. политических наук / С.И. Конода // Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2007. - 206 с.
4. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/ fgos/noo/.
5. Соловьева, Н.В. Жертвопорождающие изменения социокультурной среды и их проекции на развитие детства / Н.В. Соловьева // Виктимология. Коллективная монография. - Воронеж: ВГУ, 2002.- С. 64-74.
6. Сырых, Т. В. Социально-педагогические условия становления российской идентичности школьников: анализ передового и массового опыта в профессиональной педагогике / Т.В. Сырых // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2010. -Выпуск 8. - С. 44-51.
7. Шакурова, М.В. Педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников / М.В. Шакурова. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 162 с.
213