тельно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности.
Коррекционные задачи логоритмического воспитания школьников решаются на уровне их сознательного отношения к речевому расстройству, к себе как личности и к окружению.
Игра на музыкальных инструментах - один из важнейших видов педагогической музыкотера-пии. Применение детских ударных музыкальных инструментов на уроке музыки обогащает музыкальные впечатления детей с задержкой психического развития, развивает их музыкальные способности, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся. Показ способов и приемов игры на музыкальных инструментах также необходим, так как многие действия дети осваивают на уроке по подражанию учителю. Вместе с тем мелодические музыкальные инструменты развивают у детей все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Важно также, обучая игре на музыкальных инструментах, учитывать индивидуальные возможности каждого младшего школьника с задержкой психического развития.
Таким образом, в каждом виде исполнительства младшие школьники с задержкой психичес-
кого развития осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя самостоятельно в творческой деятельности. Так, применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, учитель помогает детям приобретать опыт музыкальных знаний, осваивать различные виды музыкальной деятельности. Педагогическая музыкотерапия сегодня располагает достаточным арсеналом средств для широкого внедрения в практику общеобразовательных учреждений, в том числе с целью оздоровления и реабилитации детей с задержкой психического развития.
Библиографический список
1. Шушарджан С.В. Руководство по музыко-терапии. - М. : Медицина, 2005.
2. Шушарджан С.В., Разумов А.Н. Методы музыкальной терапии: пособие для врачей. - М. : Изд-во РНЦВМ и КМЗ РФ, 2002.
3. Гаврилушкина О.П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. - М., 1980. - С. 14-23.
4. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М., 2001.
5. Евтушенко И.В. Музыкальная культура и ее формирование у умственно отсталых детей-си-рот: Монография. - М., 2006.
УДК 30
Махинин Александр Николаевич
Воронежский государственный педагогический университет
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Рассматриваются особенности и требования к результатам формирования российской гражданской идентичности старшеклассников в средней общеобразовательной школе, которые могут выступать как показатели наличия у старшеклассника российской гражданской идентичности.
Ключевые слова: гражданское общество, идентичность, российская гражданская идентичность, россиянин, показатели идентичности.
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян, на создание условий для становления личности нового типа -гражданина российского общества. Масштабные
трансформации в российском обществе отразились на самосознании людей, их идентичности. Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают, что сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест [1]. Поток постоянно изменяющихся, перекрывающих друг друга образцов,
норм и правил самореализации и жизнетворче-ства в сочетании с равнодушием или открытым неприятием индивидом многих из них актуализируют исследования индивидуальной и групповой идентичности.
В педагогических исследованиях в последние годы отмечается возможность использования идентичности в качестве показателя социализиро-ванности личности, сопряженности механизмов ее становления и развития с механизмами социализации и воспитания (А.В. Мудрик, В.Г Бочарова, В.Д. Семенов и др.). Вместе с тем, роль внешних влияний не следует абсолютизировать. Идентичность определяется не только тем, где, когда и с кем вступает в контакт человек, но и внутренним осознанием, внутренним слушанием человека.
Востребованной современной практикой образования является поиск путей и механизмов формирования российской гражданской идентичности старшеклассников. Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию гражданской идентичности в школе. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социально активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации обучения в сравнении с компе-тентностной и деятельностной.
Старший школьный возраст является сензи-тивным периодом для формирования российской гражданской идентичности, что подразумевает под собой определенные знания о принадлежности к гражданской общности; категоризацию субъектом себя в таких категориях как «россиянин» и «гражданин России», наполненных четким и ясным смыслом; личностную заинтересованность и готовность (как нравственную установку) следовать этим моделям поведения в повседневных жизненных ситуациях, демонстрируя, таким образом, значимость выбранным целевым ориентирам гражданских взаимоотношений с обществом и друг с другом. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее. Усвоенные в более ранние периоды привычки и установки, отношения к окружающим явлени-
ям и людям постепенно складываются в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение. Для становления российской гражданской идентичности у старшеклассников важно дать определенные ответы на следующие вопросы: кто задает стереотип конструкции идентичности «россияне - не россияне», «граждане - не граждане», в какой мере заложена возможность выбора, самостоятельность действия, индивидуальной ответственности [6].
Рассматривая становление российской гражданской идентичности как процесс, имеющий возрастные детерминанты, принадлежность личности к российскому обществу и государству должна рассматриваться с точки зрения динамики их приоритетности на различных возрастных этапах. Включение индивида в социум развертывается от «узкого» (микросоциального соотнесения) к «широкому» (макросоциальному соотнесение). «Субъект закономерно начинает свое соотнесение с малых и раздробленных структур микросоциальной среды, постепенно доходя до социальных характеристик, когда происходит проецирование и формирование «самости» уже в более «широком» контексте, где доминирующими понятиями, с помощью которых субъект описывает свою включенность, являются культурные, этнопсихологические, политические», - отмечает М.В. Берендеев [5, с. 7].
Ступень старшего среднего образования направлена на углубление, расширения знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества, как в родной стране, так и за ее пределами. Старшеклассники осваивают философские, культурные, политико-правовые и социальноэкономические основы жизни общества и государства. Образовательно-воспитательная деятельность направлена на становление гражданской позиции учащихся, их социально-политической ориентации (умения защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную общественно-полезную деятельность). Все это позволяет сформировать интегрированную систему знаний молодых граждан о государственно-политическом устройстве России и мира, развить у них способности мыслить и действовать в соответствии со своей гражданской ролью.
Социализирующая функция образования позволяет нам говорить о возможностях моделирования и управления процессом формирования российской гражданской идентичности в старшем
школьном возрасте. Вследствие активизации процессов самоопределения и проектирования собственной жизни сужается доля педагогического присутствия в жизни старшеклассника, что достаточно подробно проиллюстрировано в социологических, психологических, педагогических исследованиях.
Особенностью педагогического подхода к проблеме формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников является ее рассмотрение в организационно деятельностном аспекте, предполагающем раскрытие механизмов процесса формирования российской гражданской идентичности. При выборе содержания, организационных форм и методов формирования российской гражданской идентичности необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей старшеклассников. Это дает возможность увидеть логику педагогической деятельности по формированию российской гражданской идентичности. Критерием определения доминирующего смысла выступает реальный выбор субъектом референций. Направленность воздействий агентов на личность обусловлена не только сознаваемыми целями воспитания, но также и лежащими в их основе действиями, нравственными принципами, идеалами, требованиями и нормами.
Традиционная стратегия формирования идентичности как необходимость затребует готовый перечень образов и образцов, которые будут использоваться в качестве модельных для групп и отдельных личностей [6]. В этой связи актуализируется задача создания модели российской гражданской идентичности, которая будет соответствовать типу цивилизационного развития России. В этой модели ключевое место должны будут занимать исторически сложившаяся общность многонационального народа России, которая будет осмыслена субъектами в категориях общероссийской культурной традиции. В центр должны быть поставлены духовно-нравственные ценности, исторически объединяющие народы России в гражданское единство, и выраженные в таких формах общероссийской традиции как русский язык в его смысловом измерении, государственность, религия и толерантность.
Старшеклассники интенсивно продвигаются в развитии самосознания. Они стремятся к овладению всем диапазоном социокультурного пространства (от подростковых групп до политичес-
кой жизни страны и международной политики). Их волнует психологическое содержание происходящего действия. На начальных ступенях обучения ученик приобретает социально значимые знания (объективно преобладает знаниевая ориентация в обучении и взаимодействии субъектов учебно-воспитательного процесса) и в дальнейшем за счет этой основы развивает позитивные отношения к базовым общественным ценностям. Старшеклассники, имея развитую рефлексию и на основе процессов самоопределения и способности к интроспекции (самонаблюдения), осознают важность и актуальность надындивидуальных ценностей и идеалов, что связано с развитием формального мышления. Благодаря экспериментированию с различными ролями, развития социальной компетентности и навыков общения и взаимодействия с другими людьми старшеклассники приобретают опыт позитивно социально значимой деятельности. Гражданская идентичность достигает подлинной наполненности только при наличии у индивида опыта творчества в общественно полезной деятельности.
Решение задачи формирования гражданской идентичности молодых россиян не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Российская гражданская идентичность не будет сформирована у старшеклассников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Воспитательный эффект в рамках формирования гражданской идентичности будет достигнут лишь в том случае, когда когнитивные знания будут увязаны с чувствами, когда вводятся элементы проблемно-ценностного общения. Иначе говоря, это предполагает, с одной стороны, проблематизацию и критическую рефлексию старшеклассников в рамках становления собственной гражданской идентичности, с другой - «трансформацию наличного образа взрослости, соизмерение его идеализаций с внутренними ресурсами «Я» [4, с. 36]. Такое экспериментирование и глубокая рефлексивная самостоятельная оценка по поводу своей гражданской идентичности старшеклассником возможна только в условиях организации социально значимых гражданских практик.
Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, являются
личностный смысл и ценностный компонент. Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом гражданской принадлежности, но ценностным отношением и характером переживания, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
В соответствии с этим можно определить требования к результатам формирования гражданской идентичности старшеклассников в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированнос-ти российской гражданской идентичности у старшеклассников.
В рамках когнитивного компонента:
- создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
- формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственнообщественных отношений;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
- сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
- признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Требования к сформированности эмоционально-ценностного компонента включают:
- воспитание гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну,
- уважение истории, культурных и исторических памятников;
- эмоционально положительное принятие своей гражданской идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент определяет условия формирования основ российской гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
- участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во вне-учебных видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий
- театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);
- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Таким образом, оценивая задачу формирования российской гражданской идентичности старшеклассников как актуальную, необходимо адекватно оценивать объективную сложность ее решения: нечеткость определения сущности и содержания феномена «российская гражданская идентичность», проблемы описания ведущими агентами социализации идентификационных характеристик (признаков) российской гражданской идентичности, обусловленность процесса формирования данного вида идентичности предпочтениями и выбором личностью значимых агентов и идентификаторов. В общем виде к показателям сфор-мированности гражданской идентичности личности, выступающими как критерии ее оценки, являются такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного жизненного выбора личности. Соответственно, необходимо обеспечить формирование у старшеклассников образа России в единстве ценностно-смыслового, исторического, патриотического и правового контекстов.
Библиографический список
1. АндрееваГ.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.
2. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. - 2007. - N° 6. - С. 4-10.
3. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-кон-цепции и идентичности // Идентичность: Хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 6-20.
4. Ремшмидт X Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
5. Шакурова М.В. К проблеме определения сущностных характеристик российской идентичности // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения: межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2009. - Вып. 6. - 125 с.
6. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления российской идентичности школьников. - Воронеж: ВГПУ, 2010. - 162 с.
УДК 37
Сергеева Татьяна Владиславовна
Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ 7-9 КЛАССОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОСНОВЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Вопрос использования учащимися накопленных знаний в учебном процессе актуален и в настоящее время. Усиливается необходимость учить школьников переносу освоенных математических знаний, умений, способов деятельности в другие учебные предметы; показывать роль имеющихся знаний в процессе приобретения новых, то есть формировать учебные компетенции. Этот процесс можно эффективно осуществлять, используя интегративную основу в процессе обучения математике.
Ключевые слова: интегративная основа, перенос знаний, полипредметные компетенции, учебные компетенции, формирование учебных компетенций.
В опрос обеспечения качества математической подготовки школьников особенно остро обозначился в последние десятилетия. Результаты независимой экспертизы при оценке знаний выпускников по математике, результаты международных исследований (PISA) высветили ряд проблем. В частности, обнаружились затруднения при решении задач практической направленности, где математические знания и умения должны проявиться в каком-либо контексте. Иначе говоря, учащиеся испытывали зат-
руднения при построении математических моделей, составлении алгоритмов действий, переносе известного способа решения в новые условия.
Для учебного процесса перечисленные выше ситуации также характерны. Отличие состоит в том, что результат не носит столь явного характера, он скрыт внутри другой учебной дисциплины.
Для того чтобы выяснить, как сами обучающиеся оценивают свою готовность к математическим действиям на других предметах, мы провели опрос группы школьников. В анкетирова-