Научная статья на тему 'Формирование регионального механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения'

Формирование регионального механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование регионального механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения»

экспертизе и установлению контактов с отечественными и иностранными инвесторами.

5. Минсельхозу России совместно с Московским государственным университет технологий и управления с участием заинтересованных отечественных, зарубежных организаций организовать и провести в мае 2005 г. международную научно-практическую конференцию по проблемам, связанным с разработкой и внедрением инноваций на основе расширения сотрудничества с развитыми странами мира.

6. Руководству отраслевых журналов, сконцентрировать внимание на проблемах эффективного использования в России иностранных инвестиций в пищевой промышленности.

Литература:

1. Кузнецов Г. Стратегия развития пищевой промышленности.// Экономист. -1998. - №4.

2. Бондаренко А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности.// Экономист. - №1999. - №4.

3. X Международная научно практическая конференция «Стратегия развития пищевой промышленности (иностранные инвестиции) » II Пищевая промышленность. - 2004. - №7.

Паничкин А. В.

Формирование регионального механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения

Региональный механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования Условно составляющие механизма можно подразделить на три блока: ресурсный, правовой и институциональный.

Ресурсный блок включает в себя два основных вида источников финансирования конкретных инвестиционных проектов - это внутренние источники финансирования (чистая прибыль субъекта хозяйствования и его амортизационный фонд) и внешние источники финансирования (средства бюджета, заёмные средства банков и других субъектов хозяйствования, иностранные инвестиции). Правовой блок включает в себя законодательную базу, как федеральную, так и региональную, на основе которой и осуществляется вся процедура инвестирования в конкретные проекты. Институциональный блок позволит достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы (схема 1).

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы -важнейшая задача государства на современном этапе. Прямое финансирование

ГІ

Ресурсный блок

I -

Виды ресурсов

Внутренние

источники

финансирование

Чистая поибыль

Амоотизаиия

Внешнее

источники

финансирование

Правовой блок

Федеральное законодател ьство

Региональное

законодательство

Местная нормативноправовая база

*

Механизм

страхования

ж.

Независимое агентство по привлечению инвестиций в промышленный сектор

Федеральные

страховые

компании

Региональные

страховые

компании

Министерство

финансов

Уполномоченные банки

Субъекты хозяйствования промышленного сектора экономики

Институциональный

блок

Министерство

экономики

Рабочая группа по

инвестиционны м проектам

Экспертный совет по инвестиционны м проектам

Итоговые параметры инвестиционного обеспечения субъектов хозяйствования в промышленном сектора

~П“

Объём производства продукции

Фондоёмкость

Трудоёмкость

Капиталоёмкость

Рентабельность

Схема 1. Региональный механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения

ИННОВАЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам - важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Это проявляется не только в крайней недостаточности ресурсов, предусматриваемых на инвестиционные цели, их «размазывании» по различным статьям бюджета и внебюджетным инвестиционным фондам, но и в том, что инвестиционные статьи бюджета первыми попадают под сокращение, как только ставится вопрос о необходимости «уложиться» в обязательные рамки бюджетного дефицита. Финансирование инвестиционных расходов из федерального бюджета осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего уровень выполнения федеральной инвестиционной программы в 2003 г. составил лишь 9,6%.1

В силу ограниченных ресурсов капвложений, которые государство может выделять на инвестиционные проекты разумно использовать селективную или «точечную» бюджетную политику поддержания инвестиционной деятельности. Подобные действия позволили бы, во-первых, снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, во-вторых, привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты.

В частности предполагается, что размещение централизованных инвестиционных ресурсов будет осуществляться на конкурсных началах с обязательной сертификацией проектов. Срок окупаемости проектов не должен, как правило, превышать двух лет. Выигравшие конкурс частные инвесторы получали бы бюджетные средства в размере 20% стоимости инвестиционного проекта. Остальные 80% стоимости они должны покрыть за счет своих собственных и заемных средств.

Инвестиционная схема «1 + 4» в отношении некоторых проектов может быть расширена. А именно государство может повысить свою долю в интервале от 20 до 50% стоимости инвестиционного проекта. Это в принципе соответствует практике стран с развитой рыночной экономикой, где долевое участие государства составляет 35 - 40%.2

Максимальная государственная помощь в 50% может быть оказана тем проектам, в результате реализации которых будет освоено производство не имеющей мировых аналогов продукции. Поддержка в 40% будет оказываться проектам, предусматривающим производство и экспорт продукции обрабатывающей промышленности. При производстве импортозаменяемой продукции по ценам ниже, чем импортный товар, правительство готово предоставить 30% от стоимости проекта. И, наконец, 20% будут выделяться при производстве продукции, удовлетворяющей внутренний платежеспособный спрос (таб. 1).

1 Е. С. Строев. Инвестиционная политика государства IIЭКО. -М.,2004 - №1-с.28-29

2 Логинов В.Л. Иностранные инвестиции и инвестиционные аспекты экономической безопасности России //Внешнеэкономический бюллетень. - М., 1998.-№4,- с.56.

Данная форма стимулирования частных инвестиций достаточно привлекательна, она нацеливает на отбор наиболее эффективных инвестиционных проектов.

Таблица 1.

Государственная поддержка инвестиционных проектов________________

Наименование % стоимости проекта

Производство продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире (при подтверждении Роспатента) 50

Экспорт продукции (услуг) обрабатывающей промышленности 40

Импортозамещение (при более низкой цене) 30

Удовлетворение платежеспособного спроса 20

Между государством и частными инвестициями может установиться положительная и отрицательная связь. При отрицательной связи, государственные инвестиции просто подменяют собой частные, то есть увеличение государственных капитальных расходов на один доллар ведет к снижению частных расходов на доллар (эффект вытеснения). При положительной связи - рост государственных инвестиций вызывает прирост частных инвестиций. Положительное взаимодействие возникает тогда, когда средства бюджета направляются на проекты, которые в силу их общественного характера невыгодны для частного бизнеса: в отрасли социальной сферы (здравоохранение, образование, жилищное строительство), в фундаментальную науку, в инфраструктуру (дороги, системы распределения энергии). Кроме того, для увеличения финансово-инвестиционных возможностей предприятий необходимо, прежде всего, значительно повысить роль собственных источников финансирования (амортизации и прибыли) инвестиционных проектов предприятий: по опыту государств рыночной ориентации в фазе кризиса - до75%.1

Правовой блок механизма инвестиционного обеспечения развития включает в себя всю нормативно - законодательную базу, на основании которой осуществляется и регламентируется инвестиционная деятельность. Сюда входят федеральное и региональное законодательство. В настоящее время деятельность инвесторов на федеральном уровне регулируется как общим хозяйственным законодательством, так и системой специальных правовых актов. Другим важным условием функционирования механизма инвестиционного обеспечения развития субъектов хозяйствования выступает формирование рыночной инфраструктуры, адекватной новому типу экономических отношений, то есть институциональный блок. Однако в сфере институциональных преобразований, с точки зрения их воздействия на активизацию

1 Зелтынь А. С. Государственное стимулирование инвестиционных процессов: опыт США и стран Юго-Восточной Азии.ГОКО. 2003 г., №5, с.191

инвестиционных процессов частнопредпринимательского сектора, деятельность государства отличается непоследовательностью и низкой результативностью. В данном случае институциональный блок представлен органами регионального управления- министерством экономики и министерством финансов. Однако, следует учитывать тот факт, что длительное время наблюдался быстрый рост числа банковских институтов. Однако большинство из них были и остаются крайне маломощными и неспособными к любой деятельности, кроме игры на разнице процентных ставок (т.е. перепродажи льготных централизованных кредитов) или вложения практически всех имеющихся средств в государственные ценные бумаги. Отдельное место в институциональном блоке, на уровне региона, по мнению автора должны занять независимое агентство по привлечению инвестиций в промышленный сектор и страховые компании, регионального и федерального уровня, а также система государственно-коммерческих гарантий. В функции независимого агентство по привлечению инвестиций в промышленный сектор, может войти прединвестици-онная подготовка предприятий региона, в частности: прозрачность деятельности предприятия, форма собственности, наличие бизнес-плана и инвестиционного плана, которые, по сути, и должны привлечь внимание инвесторов. В свою очередь, механизм страхование инвестиций и рисков при поддержке государства дает дополнительные гарантии инвесторам. Развитие этих процессов предусматривает достижение экономической в денежно-финансовой стабилизации, вовлечение в страхование инвестиций крупных финансовых структур, определение приоритетов в области страхования инвестиций, разработку методологической базы для их страхования. Положительную роль может сыграть использование мирового опыта.

Весь этот механизм замыкается по большому счёту на субъекте хозяйствования - на предприятии. Результатом функционирования всего этого механизма должны быть итоговые параметры инвестиционного обеспечения (на уровне предприятия это система относительных и абсолютных показателей).

Газимагомедов Р. К. Региональные промышленные кластеры в Западной Европе Роль и значение промышленных кластеров в современной экономике

В последние десятилетия региональные промышленные кластеры находятся в зоне особого внимания как исследователей, так и практических организаций. Региональные промышленные кластеры получили стихийное оформление как в производстве традиционных продуктов (т.н. «Третья Италия»11), так и в наукоем-

1 Термин «Третья Италия» используется в отношении северо-восточных и центральных регионов Италии, которые известные своими многочисленными промыш-

ленными округами,состоящими из сетей мелких и средних компаний, работающих в традиционных отраслях обрабатывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.