Научная статья на тему 'Анализ инвестиционной деятельности в экономике Республики Северная Осетия - Алания'

Анализ инвестиционной деятельности в экономике Республики Северная Осетия - Алания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / ДИНАМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуриева Л. К., Хохлов А. В.

В статье представлены результаты анализа инвестиционной ситуации, сложившейся в экономике Республики Северная Осетия Алания в 2009-2011 гг. Авторами выявлены положительные тенденции развития региона, и сформулированы основные проблемные области. В статье предложены меры по совершенствованию институционального механизма реализации инвестиционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инвестиционной деятельности в экономике Республики Северная Осетия - Алания»

41 (296) - 2012

Стратегия развития региона

УДК 332.05

АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Л. К. ГУРИЕВА,

доктор экономических наук, директор центра социально-экономических исследований, профессор кафедры менеджмента Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова Е-mail: 443879@mail. ги

А. В. ХОХЛОВ,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Е-mail: hohlov-aslan@rambler. ги Национальный институт бизнеса

В статье представлены результаты анализа инвестиционной ситуации, сложившейся в экономике Республики Северная Осетия - Алания в 2009-2011 гг. Авторами выявлены положительные тенденции развития региона и сформулированы основные проблемные области. В статье предложены меры по совершенствованию институционального механизма реализации инвестиционной политики в регионе.

Ключевые слова: индекс промышленного производства, динамика, инвестиции, основной капитал, институты развития.

Анализ социально-экономических показателей Республики Северная Осетия - Алания в посткризисный период 2009-2012 гг. позволяет сделать вывод о том, что реформы перехода к рыночным отношениям привели к существенным изменениям. По сути, в республике за прошедшие годы сформированы условия для создания принципиально новой

социально-экономической системы, что можно подтвердить рядом характеристик, отраженных в статистических данных. Общеэкономические показатели развития Республики Северная Осетия -Алания за 2009-2012 гг. свидетельствуют о достижении достаточно благоприятной экономической ситуации в республике. В частности, устойчивый рост имеет динамика валового регионального продукта. Он в целом имеет ежегодный прирост около 6 % в сопоставимых ценах (табл. 1).

Оборот организаций республики по видам экономической деятельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 23,8 % и достиг 24,1 млрд руб. Однако не все виды экономической деятельности имеют непрерывный и устойчивый рост, что вполне естественно для периода трансформации экономической структуры регионального хозяйства, наблюдаемого на протяжении всего периода рыночных реформ. Очевидно, в силу этих причин индекс промышленного производства в 2010 г. не

Таблица 1

Динамика валового регионального продукта Республики Северная Осетия - Алания в 2009-2011 гг. [4]

Показатель 2009 2010 2011

Валовой региональный продукт в ценах соответствующих лет, млн руб. 25 324,0 31 256,0 37 415,3

Индекс физического объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах к предыдущему году, % 105,6 106,4 106,5

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта к предыдущему году, % 116,4 116,0 112,4

Таблица 2

Показатели прироста объемов отгруженной продукции и выполненных строительных работ в 2011 г. в Республике Северная Осетия - Алания

Прирост объема отгруженной продукции и выполненных работ 2011, млн руб. 2011 к 2010, %

Добыча полезных ископаемых 205,6 193,8

Обрабатывающие производства 11 634,5 153,1

Производство и распределение электроэнергии 1 737,6 139,7

Объем строительных работ 2 150,4 102,2

достиг ожидаемого уровня и составил всего 97,9 %. Однако в 2011 г. показатель индекса промышленного производства возрос, достигнув 105 % (рис. 1).

Соответственно увеличился и объем отгруженной промышленной продукции, годовой рост которого в 2011 г., по данным министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия - Алания, составил по добыче полезных ископаемых - 193,8 % к уровню 2010 г., по обрабатывающим производствам - 153,1 %, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 139,7 %. Также увеличились показатели выполненных работ в строительстве: рост объема строительных работ составил 102,2 % к 2010 г. (табл. 2). За счет всех источников финансирования в 2011 г. введено в эксплуатацию 75,9 тыс. м2 жилья, что на 3,9 % больше, чем в 2010 г.

Сельское хозяйство занимало в структуре валового регионального продукта Республики Северная Осетия - Алания в 2011 г. 17,8 %. Выпуск продукции

106

104

102

100

98

96

94

104,2 1- 105 105 105

- Ё

1 [ 97,9 1=пь

2009 2010 2011

Источник: данные министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия - Алания.

Рис. 1. Индекс промышленного производства в Республике Северная Осетия - Алания в 2009-2011 гг (к предыдущему году), %

Источник: данные министерства промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия - Алания.

сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями в 2011 г. составил в действующих ценах 8,98 млрд руб. (103,1 % к 2010 г.). И это при том, что общая площадь сельскохозяйственных угодий в регионе -всего 3,1 тыс. км2 (79-е место среди субъектов Российской Федерации), из которых более половины (61 %) приходится на пашни. На конец 2011 г. в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование малых форм хозяйствования» национального проекта «Развитие АПК» выдано кредитов через региональное отделение «Россельхозбанка» на общую сумму 75 млн руб., в том числе на поддержку личных подсобных хозяйств - 37,7 млн руб., коллективных фермерских хозяйств - 5,7 млн руб. и сельскохозяйственных производственных кооперативов - 19 млн руб.

В 2009-2011 гг. показатели деятельности малых предприятий региона в целом растут достаточно высокими темпами (табл. 3). Так, индекс производства на малых предприятиях в 2010 г. составил почти 117 %, а в 2011 г. - более 118%. Малыми предприятиями республики в 2011 г. отгружено товаров собственного производства и выполнено работ и услуг собственными силами на 2 803,2 млн руб.

Известно, что на темпы социально-экономического развития региона существенное влияние оказывает инвестиционная деятельность, а отраслевая структура инвестиций в основной капитал во многом характеризует приоритетность вида экономической деятельности и его значимость в экономике субъекта Федерации. Объемы привлечения инвестиций в основной

Таблица 3

Показатели деятельности малых предприятий в Республике Северная Осетия - Алания в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011

Оборот малых предприятий в ценах соответствующих лет, млн руб. 6 352,1 7 424,4 10 346,5

Индекс производства к предыдущему году, % — 116,9 118,2

Источник: рассчитано авторами по данным [4].

капитал в Республике Северная Осетия - Алания за 2009-2012 гг. в целом имеют тенденцию к росту.

К основным факторам активизации инвестиционной деятельности в республике, с одной стороны, следует отнести развитие транспортной, производственной и социальной инфраструктуры в рамках федеральной целевой программой «Юг России» и региональной программы первоочередных мер развития экономики, а с другой стороны - наращивание инвестиций в жилищное строительство, в том числе в рамках мер по ликвидации последствий стихийных бедствий, включая: строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение машин и оборудования, не входящих в сметы на строительство; на прочие капитальные работы и затраты.

Динамика региональных инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2009-2011 гг. представлена на рис. 2.

Изменение индекса физического объема к предыдущему году в сопоставимых ценах составило в 2009 г. 94,1 %; в 2010 г. - 122,7 %; в 2011 г. - 107 %.

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования без субъектов малого предпринима-

тельства и параметров неформальной деятельности имеют в Республике Северная Осетия - Алания достаточно устойчивую структуру. За счет собственных средств финансируется порядка 19 % инвестиций, а за счет привлеченных - порядка 81 % (рис. 3).

В связи с этим следует отметить, что инвестиционная деятельность в регионе чрезмерно зависима от внешних источников инвестиций. Прежде всего в силу этих обстоятельств региональное правительство особенно в посткризисные годы стало уделять особое внимание инвестиционному имиджу региона. В результате последовательной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата столица Республики Северная Осетия -Алания город Владикавказ занял высокое место в национальном рейтинге Doing Business in Russia -2012, создателями которого являются Всемирный банк и Международная финансовая корпорация. Эти авторитетные организации составляют наци-

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 о

2009

2010

2011

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал в Республике Северная Осетия - Алания в 2009 - 2011 гг., млн руб. [4]

100

80

60

40

20

0

2009 2010

Собственные средства предпэиятий

2011

Привлеченные средства

Рис. 3. Источники инвестиций в основной капитал в Республике Северная Осетия - Алания в 2009 - 2011 гг., % [4]

ональные рейтинги для более 50 государств по инициативе их правительств.

Согласно рейтингу из 30 обследованных российских городов наиболее благоприятные условия для предпринимательства в Ульяновске, а наихудшие - в Москве. Владикавказ в этом рейтинге занимает 3 место [4]. Рейтинг составляли по четырем показателям. Оценивалось, насколько легко в регионе зарегистрировать право собственности на покупаемое здание (у Владикавказа 2 место), получить разрешение на строительство (11 место), подключить объект к энергосети (2 место), зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью (27 место). По обеспеченности населения телефонной связью республика занимает первое место в Северо-Кавказском федеральном округе (27,2 телефона на 100 жителей).

Структурный состав инвестиций, привлеченных в 2011 г. в экономику Республики Северная Осетия - Алания, выглядит следующим образом: 65,9 % - бюджетные средства, 19,9 % - заемные средства других организаций и частных лиц, 14,2 % -кредиты банков. Эти показатели свидетельствуют о высокой зависимости предприятий региона от государственного бюджета, о недостаточной роли банков в инвестиционном процессе республики и полном отсутствии иностранных инвестиций в экономику региона на протяжении более чем 10 лет.

Помимо федеральной целевой программы «Юг России» в Республике Северная Осетия - Алания осуществляется федеральная адресная инвестиционная программа. Так, в 2011 г. по ее объектам было освоено 1 602,9 млн руб., в том числе по строительству социальных объектов г. Беслана - 481,9 млн руб., по объектам федеральной целевой программы «Юг России» - 246 млн руб. В целом финансирование по стройкам и объектам этой программы составило 913,8 млн руб. На финансирование других объектов социального комплекса направлено 253,4 млн руб., в том числе по объектам федеральной целевой программы «Юг России» - 75,1 млн руб. (реконструкция главного корпуса республиканской клинической больницы, врачебно-физкультурного диспансера, учебных корпусов Северо-Кавказского горно-металлургического института и Горского государственного аграрного университета, строительство общеобразовательных школ в пос. Калининский, с. Фиагдон, объектов коммунального хозяйства и инженерных сетей туристического комплекса «Цей»).

В рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы в 2011 г. были предусмотрены государственные капитальные вложения в объеме 303,7 млн руб. Однако реальный уровень финансирования программы в 2011 г. составил 78,3 млн руб., или 25,8 % годового лимита и 52 % к соответствующему периоду 2010 г. Из 130 объектов и направлений программы финансирование осуществлялось только по 41 объекту. Всего по перечню строек и объектов, предусмотренных программой, государственными заказчиками освоено 62,9 млн руб. против 127,8 млн руб. соответствующего периода предыдущего года. Освоение средств от объема финансирования составляет 80,3 % [4].

В 2012 г. в республике за счет внебюджетных источников финансирования продолжается реализация 10 приоритетных инвестиционных проектов в промышленности, обрабатывающем и мебельном производствах, агропромышленном комплексе, промышленности строительных материалов, энергетике, связи. В текущем году на их реализацию планируется направить более 4,9 млрд руб.

Кроме того, с привлечением государственных гарантий Российской Федерации намечается реализация ряда новых инвестиционных проектов в промышленности строительных материалов, агропромышленном комплексе, рыбоводстве, электронной промышленности, общая стоимость которых составляет 5,7 млрд руб.

Важнейшим индикатором улучшения ситуации в экономике региона является, как известно, рост оборота предприятий. Так, в 2011 г. по отношению к 2009 г. значительно возрос оборот организаций в сфере предоставления социальных и коммунальных услуг (рост составил 2,3 раза); образования (рост в 2,1 раза); обязательного соцобеспечения (рост в 2 раза). На предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых, произошел рост в 1,8 раза, на предприятиях строительства - на 151,3 %, производства машин и оборудования - на 147,4 %, на предприятиях по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования рост - на 130,6 %, резиновых и пластмассовых изделий - на 127,5 %, минеральных продуктов - на 114,8 %, услуг связи и транспорта - на 138,4 %. В организациях, занятых операциями с недвижимостью, прирост составил 14,6 %. Грузооборот предприятий автотранспорта составил 21 462,4 тыс. т/км, что выше уровня аналогичного периода 2010 г. на 14,1 %. Оборот

предприятий розничной торговли достиг 15 830,5 млн руб. (рост на 116 % к 2010 г.).

Анализируя финансовую ситуацию в республике, следует отметить, что по основным секторам экономики 112 крупных и средних предприятий, или 54,6 % от общего числа, получили 1 701,4 млн руб. прибыли, что выше, чем в 2010 г.

Улучшились финансовые показатели и в обрабатывающих отраслях: получено прибыли в 5,6 раза больше к уровню прошлого года. Удельный вес прибыли, полученной в обрабатывающих отраслях, составляет 77,2 % от всей суммы в целом по республике. Наибольший рост прибыли отмечается в металлургическом производстве (удельный вес в общем объеме прибыли - 74 %). Благодаря успешной деятельности ОАО «Электроцинк», входящего в крупнейший национальный холдинг ОАО «УГМК-Холдинг», прибыль в производстве цветных металлов в регионе выросла по сравнению с уровнем прошлого года в 6,7 раза.

Строительными организациями по сравнению с аналогичным периодом прошлого года получено на 6,8 % больше прибыли, предприятиями связи - на 61,6 %. Также рост прибыли отмечен в производстве электромонтажных работ, мебели, производстве аппаратуры, телефонной и телеграфной связи, операциях с недвижимым имуществом.

Вместе с тем значительным остается количество убыточных предприятий региона - всего 45,4 %, (2010 г. - 49,3 %), в том числе в обрабатывающих производствах - 56,3 % (в 2010 г. - 47,9 %), на транспорте - 62,5 % (2010 г. - 87,5 %), в строительстве -51,6 % (2010 г. - 51,6 %).

Сложное финансовое состояние многих предприятий, взаимные неплатежи, инфляционные процессы существенно влияют на возможности исполнения обязательств предприятий перед партнерами в части оплаты продукции, выполненных работ, услуг. Состояние расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги за 2009-2011 гг. показывает, что общий объем их отгрузки возрос. Наибольший удельный вес отгруженной продукции в общем ее объеме приходился на предприятия промышленности - 65,4 %. При этом 77,2 % отгрузки в промышленности обеспечивали предприятия электроэнергетики, цветной металлургии и пищевой промышленности. Доля оплаченной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженной промышленной продукции в посткризисный период возросла, составив около 90 %.

В остальных сферах также произошло увеличение доли оплаченной продукции, работ и услуг в объеме их отгрузки. В торговле и общественном питании, а также в материально-техническом снабжении эта доля увеличилась существеннее, чем в других видах деятельности - на 11,4 и 11,9 % соответственно.

Кредиторская задолженность в целом по республике составила 10 271,1 млн руб. (105,1 % к 2010 г.). Дебиторская задолженность за отчетный период составила 7 610,6 млн руб. (2010 г. - 7 975,9 млн руб.) и сократилась к уровню прошлого года на 4,6 %. Из общей суммы дебиторской задолженности просроченная составляет 37,9 % (2 886,7 млн руб.), в 2010 г. - 37,1 % (2 962,4 млн руб.).

В консолидированный бюджет Республики Северная Осетия - Алания в 2011 г. поступило доходов в сумме 7 736,7 млн руб. (в 2010 г. - 6 760,9 млн руб.), в том числе собственных доходов - 3 004,3 млн руб., или 38,8 % (2010 г. - 2 331,6 млн руб., или 34,5 %) от всей суммы доходов. Превышение доходов над расходами составило 359,3 млн руб.

В бюджеты всех уровней поступило налогов и других доходов на сумму 4 416,3 млн руб., или 166,4 % к соответствующему периоду 2010 г. Из общей суммы налоговых платежей в консолидированный бюджет поступило 3 307,9 млн руб., или 162,8 % к 2011 г. С улучшением финансового состояния предприятий возросли поступления по налогу на прибыль. Общий годовой прирост превысил 3,2 раза, в том числе в бюджет Российской Федерации -в 4,3 раза, в консолидированный бюджет республики - в 3 раза к соответствующему периоду прошлого года. Платежи по налогу на доходы физических лиц за год возросли на 8,6 %.

Принимая за основу целевой сценарий развития подсистемы на расчетный период, а по ряду показателей и оптимистический вариант, опираясь на разработки Программы экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2010-2015 годы и Стратегии социально-экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года [6], можно выделить основные положения перспективного функционирования и развития экономической подсистемы региона:

- обеспечение устойчивого роста валового регионального продукта на уровне 8-10 % в среднем за год на расчетную перспективу;

- закрепление металлургического, машиностроительного, агропромышленного, туристичес-

кого, строительного комплексов в качестве приоритетных;

- кардинальное обновление основных фондов во всех сферах;

- осуществление комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности региона;

- модернизация и реконструкция на новейшей технической и технологической основе функционирующих и создание новых конкурентоспособных производств;

- государственная поддержка в реализации ряда региональных проектов, особенно в наукоемких секторах промышленности, в сельском хозяйстве и в туристическом комплексе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- приоритетное развитие производств, основывающихся на использовании местных природных ресурсов (цветная металлургия, пищевая и строительная промышленность, сельское хозяйство, туристско-рекреационный комплекс);

- оптимизация отраслевой структуры промышленного производства республики;

- повышенное внимание и всемерная поддержка малого предпринимательства и фермерских (крестьянских) хозяйств;

- широкомасштабный выход на межрегиональный и мировой рынки с продукцией промышленной и сельскохозяйственной специализации.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [3] рассматриваются три возможных прогнозных сценария:

- эволюционный - сохранение современных структурных характеристик;

- форсированное развитие топливно-энергетического комплекса с ориентацией его на экспорт, консервация массового традиционного производства и интенсивного импорта;

- инновационный, предусматривающий модернизацию энергетического сектора и традиционных производств с умеренным, поступательным их ростом, и диверсификацию экономики с созданием постиндустриального уклада и конкурентоспособностью высокотехнологичного сектора.

Для Республики Северная Осетия - Алания, исходя из ее природно-ресурсного, трудового и сложившегося производственного потенциалов, наиболее приемлемым является третий сценарий, единственный из возможных для достижения динамичного, устой-

чивого и сбалансированного развития на расчетную перспективу и на период за ее пределами.

По мнению авторов, Республика Северная Осетия - Алания не должна остаться в стороне от стратегически важного перехода экономики России на инновационный путь развития. Именно в этих целях как первоочередную меру следует рассматривать разработку и принятие к исполнению стратегии инновационного развития республики, в числе приоритетов которой должно быть внедрение наукоемких производств и технологий за счет притока инновационных инвестиций, технологическая модернизация предприятий, системное развитие транспорта и логистики, формирование на этой основе конкурентоспособных кластеров.

С учетом особенностей природно-ресурсного потенциала республики, ее трудовых ресурсов, сложившейся структуры традиционно развитых секторов и сформировавшихся точек экономического роста приоритетное развитие в регионе при существенной первоначальной поддержке государства могут получить следующие потенциальные кластеры:

- металлургической промышленности;

- пищевой и перерабатывающей (в частности, алкогольпроизводящей) промышленности;

- продовольственный;

- туристско-рекреационный;

- строительных материалов и технологий;

- деревообрабатывающей промышленности.

В качестве кластерных центров могут выступить Владикавказ, Моздок, Беслан, Алагир. Во Владикавказе целесообразно также создать центр подготовки специалистов по распространению опыта кластеризации.

В результате реализации кластерной политики планируется достичь:

- увеличения конкурентоспособности реального сектора экономики, в том числе ее традиционных отраслей;

- увеличения доли малых и средних предприятий;

- опережающий рост уровня занятости и доходов населения;

- расширение межотраслевой кооперации. Развитие Республики Северная Осетия - Алания на расчетную перспективу и за ее пределами должно быть связано в основном с дальнейшим развитием экономики услуг и знаний, прежде всего вокруг Владикавказа и в какой-то мере важного транзитного центра Моздока.

Особенно велика роль в этом отношении Владикавказа, который может взять на себя функцию полюса роста не только в пределах республики, но и соседних регионов Северного Кавказа. Для этого имеется достаточно оснований:

- центральное географическое положение среди субъектов региона;

- наиболее крупный по численности населения центр;

- наиболее мощный финансовый и экономический потенциал;

- наиболее высокий уровень образования населения и квалификации трудовых ресурсов. Также здесь сконцентрирована наиболее мощная научно-исследовательская инфраструктура, включая Владикавказский филиал Российской академии наук, создаваемый на базе Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) Северо-Кавказский инновационный научно-технологический центр, а также Международный центр устойчивого развития горных территорий, действующий под эгидой ЮНЕСКО.

В Программе экономического и социального развития Республики Северная Осетия - Алания на 2010-2015 годы предусмотрены следующие приоритетные направления социально-экономического развития региона:

- социальная сфера и ЖКХ;

- санаторно-курортный и туристический комплекс;

- топливно-энергетический комплекс;

- транспорт и дорожное строительство;

- агропромышленный комплекс;

- промышленность и связь;

- водное хозяйство и охрана окружающей среды. В результате ее выполнения экономика республики уже к концу 2013 г. должна выйти на качественно новый уровень развития, а к концу расчетного периода достигнуть современного уровня экономически развитых стран Восточной Европы.

Исключительно важным для динамичного и устойчивого перспективного развития экономики республики является осуществление комплекса мероприятий по повышению инвестиционного потенциала и уменьшению инвестиционного риска для повышения инвестиционной привлекательности региона для отечественных и зарубежных инвесторов. В составе инвестиционного потенциала наибольшие резервы для роста имеют производс-

твенная, инновационная и институциональная составляющие. В свою очередь структура инвестиционного риска включает финансовую, криминальную и политическую составляющие.

Для обеспечения социальной стабильности в республике, повышения занятости ее населения, обеспечения динамичного развития производственных сил и превращения в развитый регион страны необходима государственная поддержка реализации ряда экономических проектов регионального значения, в первую очередь инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию и модернизацию действующих производств и строительство новых современных предприятий в наукоемких секторах. Именно в этих целях в августе 2012 г. в Северной Осетии сформирована новая институционально-экономическая структура - ОАО «Корпорация развития Республики Северная Осетия - Алания» (далее - Корпорация). Это решение принято кабинетом министров, а само правительство региона выступило акционером этого общества. Корпорация будет, согласно официальным заявлениям, заниматься реализацией приоритетных инвестиционных проектов, оптимизируя административные и финансовые ресурсы.

В мировой практике создание подобного института развития в виде ОАО - это, как правило, результат эволюционного развития частно-государственного партнерства. Софинансирование инвестиционных проектов, развитие промышленности и сельского хозяйства, сопровождение инновационных проектов -главные направления деятельности Корпорации, которая на окружном уровне должна взаимодействовать с аналогичной структурой - Корпорацией развития Северо-Кавказского федерального округа, на федеральном - с Внешэкономбанком, Российской венчурной компанией.

Фонд Корпорации планируется сформировать из республиканских и частных средств на паритетных началах. Эти средства будут использоваться для решения проблем развития бизнеса в Северной Осетии.

Однако, по мнению авторов, Корпорация имеет в республике неоднозначные перспективы развития с точки зрения своевременности создания и дальнейшей организационной эффективности. Так, авторы в целом ряде своих исследований показывают достаточно полную сформированность формальных институтов развития и недостаточную эффективность применения [1]. Эти оценки

в целом совпадают с выводами исследования рейтингового агентства «Эксперт РА» [8]. Согласно данным исследования «Российские институты развития: региональный аспект», проведенного агентством «Эксперт РА», в настоящее время в России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мире. На начало 2010 г. совокупный капитал российских институтов развития составил около 1,2 трлн руб. (почти 3 % ВВП за 2009 г.). Действующая система включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (ОАО «МСП Банк», фонды поддержки малого и среднего бизнеса), стимулирование экспорта (ЗАО «Российский экспортно-импортный банк») и жилищного строительства (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), развитие передовых технологий (ОАО «РОСНА-НО», ОАО «Российская венчурная компания»), международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития) и др. Разнообразны и используемые российскими институтами развития механизмы реализации своих задач: двухуровневая модель финансирования, предоставление государственных гарантий и поручительств, страхование, консультации, гранты, участие в разработках. Для действенного воздействия на структуру экономики существующая капитализация российских институтов развития должна быть доведена до уровня в 5-6 % ВВП, при этом распределение средств должно определяться эффективностью конкретного института [8].

Объем средств, которыми располагали институты развития регионального уровня на начало 2010 г., составлял, согласно официальным данным Министерства экономического развития Российской Федерации, порядка 83,25 млрд руб. При этом около 37 % этих средств были вложены в особые экономические зоны, 28 % - в ипотечные фонды, 12 % - в региональные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса, порядка 14 % - на создание и функционирование корпораций развития и 9 % - на пополнение региональных венчурных фондов. Как видно из приведенных цифр, наибольшее значение в современной России придается развитию особых экономических зон. При этом важно отметить, что наиболее активно они создаются в Республике Алтай, Иркутской области, Калининградской области, Республике Бурятия, Краснодарском крае, Томской области, Москве, Санкт-Петербурге, Липецкой области, Московской области, Республике Татарстан.

В целом на Республику Татарстан приходится свыше 10 млрд руб. из 30,8 млрд руб. общих ресурсов, сконцентрированных в данной форме института развития [2].

Применительно к данному исследованию обращает на себя внимание тот факт, что перечисленные субъекты Федерации используют практически все институты развития, кроме такой формы, как корпорация развития региона. А ведь их бюджеты не являются такими высокодотационными, как бюджет Республики Северная Осетия - Алания. Очевидно, для финансирования проектов Корпорации развития Республики Северная Осетия - Алания необходимы целевые заимствования региона, которые в сложившихся условиях практически невозможны, так как по итогам 2011 г. отношение госдолга к собственным доходам достигло нормативно-предельной величины, составив 41 %, а сам госдолг превысил 5,6 млрд руб.

В целом представляется нецелесообразным осуществление дальнейших заимствований для создания финансовых источников Корпорации, ключевой идеей которой выступает финансирование на равноправных условиях с частным бизнесом инвестиций тех или иных проектов. Очевидно, логика формирования Корпорации развития Республики Северная Осетия - Алания просто механически идет в фарватере логики создания сначала Корпорации развития Северного Кавказа, а затем Корпорации развития соседней Кабардино-Балкарской Республики.

Следует отметить, что Корпорация развития Северного Кавказа, созданная два года назад как дочерняя компания Внешэкономбанка, реализует активную деятельность на территории всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа по поиску инвесторов, финансовой, организационной и инжиниринговой поддержке (сопровождению) проектов. За три года эта государственная корпорация планирует реализовать в семи субъектах Северо-Кавказского федерального округа 150 проектов на общую сумму 80 млрд руб. В частности, в 2012 г. начато финансирование туристического кластера «Архыз», национального аэрозольного кластера, в прединвестиционной стадии находятся крупные проекты развития экономики Ставропольского края и Республики Северная Осетия - Алания (инвестиционная стадия - 2013 г.), ряд мегапроектов 2014 г. -в стадии разработки [7]. Таким образом, на данном этапе развития региона целесообразность создания

дублирующей и менее жизнеспособной структуры неочевидна.

Кроме того, анализ развития тех регионов, где реально действуют подобные корпорации - Калужская область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), показывает, что необходимым условием успешного функционирования данного института в регионе является наличие практического опыта частно-государственного партнерства. В частности, в Калужской области формирование корпорации развития региона было обусловлено привлечением в регион крупных иностранных компаний автомобильной промышленности, для которых в свою очередь важнейшим фактором присутствия в регионе выступало наличие частно-государственного партнерства.

Об этом пишет и профессор А. Кулов. Он утверждает, что в российских регионах корпорации развития создаются не для формирования благоприятного инвестиционного климата, а наоборот, созданный привлекательный инвестиционный климат является основой для появления и успешного функционирования корпорации развития региона, ориентированной на реализацию различных проектов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства [2].

Известно, что в Республике Северная Осетия -Алания, Краснодарском крае и Республике Адыгея предусматривается образование туристско-рекре-ационной особой экономической зоны (ОЭЗ) [5]. В частности, на территории Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания разместится курорт «Мамисон», в Ирафском районе - курорт «Уаллагком».

Предполагается, что на территориях ОЭЗ субъектов Северо-Кавказского федерального округа будет действовать особая система льгот в виде предоставления существенных налоговых послаблений и снижения таможенных пошлин для резидентов ОЭЗ в целях строительства объектов инфраструктуры курортов. Надо признать, что выделение средств из федерального бюджета на эти и другие многочисленные проекты во многом будет зависеть от наполнения госбюджета России финансовыми ресурсами, а потому перспективы реализации значимых проектов (а лишь в этом случае оправданно срочное создание Корпорации) в условиях продолжающегося мирового кризиса весьма неопределенны.

В настоящее время в Республике Северная Осетия - Алания из десятка созданных только два

института получили свое реальное развитие: фонд содействия малому и среднему бизнесу с предполагаемыми ресурсами в 36 млн руб. и ипотечные фонды с капитализацией в 71 млн руб. (в 2010 г.). Однако вследствие недостаточности финансовых ресурсов они не оказывают существенного влияния на общее положение в предпринимательской среде. В среднем на одно малое предприятие приходится средств фонда содействия малому бизнесу всего 3 900 руб., или в расчете на 1 000 руб. выпускаемой продукции малыми и микропредприятиями - всего 1,7 руб. Ясно, что для достижения конкурентоспособности основной массы предприятий реального сектора экономики региона нужны иные более масштабные финансовые ресурсы [2].

По мнению авторов, и вне Корпорации руководству республики ничто не мешает активизировать заявленные в стратегии социально-экономического развития [9] меры по подключению к работе крупных государственных и частных финансовых институтов в качестве соинвесторов к уже действующему республиканскому фонду содействия малому и среднему бизнесу. Тем более, что частных инвесторов можно привлекать посредством стимулирования и формирования широкого спектра инвестиционных фондов (паевых и акционерных) под обеспечение государственных гарантий, что значительно рациональнее, так как потенциальные инвесторы будут конкурировать за тот или иной проект, за право его инвестировать или финансировать, что удешевит цену заемных ресурсов, а не наоборот, предполагаемые объекты будут охотиться за финансовыми ресурсами. В этом случае потребуется только формирование гарантийного фонда инвестиций, который можно создать при помощи Инвестиционного фонда Российской Федерации, что значительно снизит затраты бюджета республики, которые пойдут на содержание Корпорации развития Республики Северная Осетия - Алания.

Более важно на современном этапе развития региона направить бюджетные финансовые ресурсы на формирование в республике такого института развития, как муниципальные венчурные фонды, что даст инвестиционный толчок для активизации становления единого инновационного кластера, потенциал которого в республике достаточно высоко оценивают отечественные исследователи, специалисты многих российских предприятий и зарубежных компаний, например, вице-президент инновационного центра Кремниевой долины Илья

Грин (Калифорния, США) [10], и о создании которого заявлено в стратегии социально-экономического развития республики [9].

За период рыночных реформ в России было сформировано порядка сотни институтов развития, целевая функция которых была определена как содействие развитию экономической системы России и ее регионов. Так, основная задача различных фондов (начиная с чековых приватизационных фондов) заключалась в аккумулировании и распределении финансовых ресурсов на цели роста выпуска отечественной продукции, обновления материально-технической базы и пр. Перечень институтов развития, популярных в 1990-е гг., весьма обширен, однако подавляющее большинство этих институтов уже к началу 2000-х гг. исчезло: одни в силу малой востребованности, другие же - в силу своей нежизнеспособности в сложившихся на период их создания условиях.

В каждом регионе нужны лишь те институты развития, в которых сформирована реальная потребность и созданы реальные условия их функционирования. В противном случае эти институты либо повисают в воздухе, либо создают основу для развития коррупции.

Список литературы

1. Гуриева Л. К., Хохлов А. В. Инвестиционная привлекательность как фактор промышленного развития регионов Северо-Кавказского федерального округа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.№ 26.

2. Какие институты развития необходимы в РСО - Алания // Пульс Осетии. URL: http:// gazeta. pulsosetii. ru/index. php?option=com_cont ent&view=artide&id=1721:-33-2012&catid=166:-33-2012&Itemid=.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4. Министерство экономического развития Республики Северная Осетия - Алания - http:// economyrso. ru/.

5. О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея: постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 833.

6. О стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года: закон Республики Северная Осетия -Алания от 31.03.2008 № 6-РЗ.

7. ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» - http://krskfo. ru/projects. html.

8. Российские институты развития: региональный аспект // Эксперт РА. URL: http://raexpert. ru/researches/regions/ros_evolution/.

9. Стратегия до 2030 года // Министерство экономического развития Республики Северная Осетия -Алания. URL: http://economyrso. ru/economic-policy/ socio-economic-activities/economic-section.

10. Фонд поддержки предпринимательства РСО - Алания // http://www. fpp-alania. ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.