Научная статья на тему 'Стратегия развития пищевой промышленности'

Стратегия развития пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития пищевой промышленности»

(комитеты, комиссии) стратегического управления, служб функционального управления, схем управления производственными отделениями. Для установления степени соответствия целесообразно использовать параметры факторов внутренней и внешней среды, внутрисистемных и внесистемных.

Третий принцип формирования управления - принцип соотносительности позволяет установить необходимые количественные значения параметров управляющей системы. Например, такие параметры, как: численность, профессиональный и квалификационный состав работников структурных подразделений, нормы управляемости, количество необходимых средств оргтехники и вычислительной техники по видам и подразделениям, контингенты подготовки кадров и повышения квалификации.

Устойчивость результатов подбора и продолжительность дееспособности сформированной УС зависит от периодов развития и характера изменения среды. Среда может изменяться путем медленного или быстрого эволюционного развития (общественных отношений экономики, темпов технического развития) или путем революционных преобразований. При этом, чем консервативнее внесистемная и внутрисистемная обстановка, тем длительнее действенность подбора и тем более завершенным получается соответствие вырабатываемых форм с этой обстановкой. И что важно отметить: высшая степень соответствия данной среде означает несоответствие всякой другой среде.

Принципы подбора элементов систем определяют и методы организационных механизмов. Необходимость обеспечения совместимости, соответствия и соотносительности требует на каждом этапе формирования систем расчленения ее на элементы, а элементов на части таким образом, чтобы обнаружить сочетаемость или несочетаемость с базисом, внутрисистемными и внешними факторами.

Это обстоятельство определяет широкое использование в методологии формирования нового объекта методов структуризации, декомпозиции, десегрегирования. Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.

Гитиномагомедова Х.М.

Стратегия развития пищевой промышленности

В период становления рыночной экономики в пищевых отраслях АПК достигнут определенный прогресс в развитии отношений между участниками рынка и осуществлении совместной производственно-экономической деятельности. Отечественная пищевая и перерабатывающая промышленность преодолела рубеж падения объемов производства, и в последние 5 лет прослеживается явная тенденция их наращивания, как в целом, так и по большинству важных видов продоволь-

ствия. Этому способствовала стабилизация общеэкономической ситуации в стране, повышение платежеспособности населения, создания условий для привлечения иностранных инвестиций, направленных на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Пищевая промышленность России относится к категории отраслей, производящих продукцию массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что способствует сравнительно быстрой оборачиваемости средств и окупаемости инвестиций. Учитывая, что отечественная пищевая индустрия перерабатывает в основном экологически чистое сельскохозяйственное сырье с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, гербицидов и других вредных веществ, она является привлекательной отраслью для отечественных и иностранных инвесторов - от объема вложения инвестиций во многом зависят перспективы ее развития.

В то же время в отечественной пищевой промышленности по-прежнему низкий научно-технический и технологический уровень производства, отсутствуют высокопроизводительные инновационные разработки, связанные с глубокой переработкой сырья, переработкой побочных продуктов производства в ингредиенты, используемые на предприятиях комбикормовой и других отраслей промышленности, недостаточный уровень культуры производства.

Необходимо отметить, что объем инвестиций в основной капитал АПК в рублевом эквиваленте в 2003 г. увеличился почти в четыре раза по сравнению с 1999 г. Наибольшая их доля направлялась на развитие животноводства, птицеводства яичного направления, мясной промышленности, строительство хранилищ и т. д.

В пищевой промышленности наиболее инвестиционно-привлекательными отраслями является табачная, пивоваренная, кондитерская, производство различных безалкогольных напитков и минеральных вод и некоторые другие. Инвестиции осуществляются в виде строительства иностранных предприятий, создания совместных предприятий, приобретения акций акционерных обществ. Больше всего совместных предприятий создано с участием инвесторов из Германии, США, Великобритании, Италии, Финляндии, Турции и Швейцарии. Следует отметить, что совместные предприятия с иностранным капиталом характеризуются высоким уровнем организации производства, труда и управления, здесь выше оплата труда, организовано бесплатное питание, осуществляется поэтапное повышение квалификационного ценза и представляются другие социально-экономические привилегии.

Наряду с этим установлено, что объем поставок современных технологий в Россию из развитых стран чрезмерно мал. Такие обстоятельства обусловлены, с одной стороны тенденцией превалирования в российской промышленности предприятий со средними и небольшими масштабами производства, у которых не достаточно инвестиций для покупки современных инновационных технологий, высокой ставкой банковского процента. С другой стороны, низкий уровень внедрения инноваций связан с экономической выгодой зарубежных стран экспортировать в Россию гото-

вые товары и закупать дешевое сырье для их выработки, отсутствием гарантий иностранным инвесторам, предоставляемых Правительством России и администрацией субъектов Российской Федерации, несоответствием законодательно-правовой базы страны международным нормам и др.

Одновременно наблюдается увеличение поставок на продовольственный рынок России низкокачественной импортной продукции.

Для экономического роста производства качественных продовольственных товаров, повышения уровня их конкурентоспособности, создания дополнительных рабочих мест необходима разработка федеральной программы по развитию отраслей пищевой промышленности на основе инновационных технологий с привлечением не только внутренних, но и внешних инвестиций. При этом должен быть сделан акцент на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, создание крупных интегрированных структур по его выращиванию, транспортировке и выработке продукции, расширение сферы производственной деятельности за счет создания цехов и участков, оснащенных современными технологиями по выработке расширенного ассортимента продукции.

Для ускорения экономического развития пищевой промышленности и создания надлежащего уровня продовольственной безопасности страны предприятиям, фирмам, компаниям, отраслевым союзам, предпринимателям и заинтересованным организациям других отраслей экономики, специалистам ученым высших учебных заведений совместно с Минсельхозом России и Российской сельскохозяйственной академией наук необходимо сосредоточить свои усилия на разработке и внедрения инновационных процессов, консолидации и активизации деятельности по защите финансово-экономических, коммерческих и социальных интересов отечественных товаропроизводителей.

Приоритетными направлениями и объектами инвестирования в пищевую промышленность являются:

- повышение наукоемкости пищевых производств на основе разработки новых прогрессивных видов техники и ресурсосберегающих технологий;

- совершенствование методов контроля качества и безопасности выпускаемой продукции;

- расширение ассортимента и увеличение объемов производства продукции, предназначенной для лечебно-профилактического и диетического питания людей;

- организация новых производств по выработке функциональных и диетических продуктов;

- улучшение качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной пищевой продукции в целях продвижения ее на мировые рынки;

- переработка побочных продуктов производства мясной и молочной промышленности, птицеперерабатывающей промышленности, промышленности по переработке сахарной свеклы, подсолнечника и других культур, а также естествен-

ных природных ресурсов, в частности грибов, ягод и др., с целью обеспечения ими населения в течение года и продажи на экспорт;

- создание производств по переработке отходов и выработке компонентов для комбикормовой промышленности;

- строительство очистных сооружений и установок, предназначенных для недопущения загрязнения окружающей среды;

- улучшение условий труда работников и повышение и уровня культуры производства на предприятиях.

В условиях необходимости привлечения финансовых ресурсов иностранных инвесторов для технического перевооружения предприятий в связи с нехваткой собственных средств инвестиционная политика должна осуществляться на основе следующих принципов:

- создание благоприятной среды для мобилизации внебюджетных источников финансирования капитальных вложений;

- привлечение отечественных и иностранных инвестиций;

- стимулирование иностранных инвесторов путем разработки комплексной системы взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и информационных мероприятий, направленных на создание привлекательного инвестиционного климата и оживление инвестиционной активности;

- формирование отраслевой инвестиционной стратегии, механизмов ее реализации, способствующих повышению инвестиционной активности негосударственного сектора;

- разработка программ для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в целях реструктуризации пищевой промышленности;

- адаптация межрегиональной финансово-банковской системы, разработка и реализация крупных инвестиционных проектов, осуществляемых ведущим корпорациями при участии заинтересованных ведомств;

- повышение доли капитальных вложений; имеющих инновационное наполнение;

- переход от распределения государственных инвестиций на производственные цели к их размещению на конкурсной основе, расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- перенос центра тяжести с безвозвратного государственного и местного бюджетного финансирования на кредитование инвестиционных проектов на условиях, выгодных для государства, регионов и предприятий;

- сохранение бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер и не располагающих собственными источниками финансирования;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального и местных бюджетов, направляемых на инновации в форме безвозвратного и возвратного финансирования;

- расширение практики страхования и гарантирования взаимовыгодного использования иностранных инвестиций.

Принимая во внимание важность развития пищевой промышленности для обеспечения продовольственной безопасности страны, снабжения населения качественными видами продовольствия и учитывая масштабность поставленных задач необходимо в первую очередь:

1. Правительству Российской Федерации:

-поручить Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минфину России, Российской академии сельскохозяйственных наук разработать «Программу развития пищевой промышленности до 2010 года» и обеспечить финансирование ее разработки, представить ее на рассмотрение в Правительство Российской Федерации;

- создать условия для интеграции предприятий, отраслевых институтов и высших учебных заведений с целью разработки и внедрения в производство инновационных технологий и высокопроизводительного оборудования, предусмотреть для этого выделение средств из госбюджета и местных бюджетов;

- выделить дополнительные средства из госбюджета высшим учебным заведениям, в которых сосредоточен значительный научный потенциал, имеется высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, осуществляющий на протяжении длительного периода исследования в области производства различных видов продовольствия. Такими учебными заведениями являются: Московский государственный университет пищевых производств, Московский государственный университет технологий и управления, Московский государственный университет прикладной биотехнологии, Международная промышленная академия.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

- Поручить Московскому государственному университету технологий и управления совместно с другими учебными заведениями и отраслевыми НИИ РАСХН определить приоритеты развития сфер пищевого сектора экономики с целью привлечения внутренних и внешних инвестиций;

- Выделить Московскому государственному университету технологий и управления финансовые средства для создания инноваций в сфере хлебопекарной, винодельческой, масложировой, рыбоперерабатывающей промышленности, а также в области химии, автоматизированных систем управления, холодильных установок и информационных технологий.

3. Правительству Российской Федерации поручить Федеральной службе государственной статистики России расширить спектр информации о направлениях использования в отраслях промышленности иностранных инвестиций и конкретизировать объемы их поступлений.

4. Минсельхозу России и Министерству образования и науки Российской Федерации создать на базе Московского государственного университета технологий и управления Консультационный центр по формированию приоритетных проектов, их

экспертизе и установлению контактов с отечественными и иностранными инвесторами.

5. Минсельхозу России совместно с Московским государственным университет технологий и управления с участием заинтересованных отечественных, зарубежных организаций организовать и провести в мае 2005 г. международную научно-практическую конференцию по проблемам, связанным с разработкой и внедрением инноваций на основе расширения сотрудничества с развитыми странами мира.

6. Руководству отраслевых журналов, сконцентрировать внимание на проблемах эффективного использования в России иностранных инвестиций в пищевой промышленности.

Литература:

1. Кузнецов Г. Стратегия развития пищевой промышленности.// Экономист. -1998. - №4.

2. Бондаренко А. Возможности пищевой и перерабатывающей промышленности.// Экономист. - №1999. - №4.

3. X Международная научно практическая конференция «Стратегия развития пищевой промышленности (иностранные инвестиции) » II Пищевая промышленность. - 2004. - №7.

Паничкин А. В.

Формирование регионального механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения

Региональный механизм инвестиционного обеспечения предприятий машиностроения представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования Условно составляющие механизма можно подразделить на три блока: ресурсный, правовой и институциональный.

Ресурсный блок включает в себя два основных вида источников финансирования конкретных инвестиционных проектов - это внутренние источники финансирования (чистая прибыль субъекта хозяйствования и его амортизационный фонд) и внешние источники финансирования (средства бюджета, заёмные средства банков и других субъектов хозяйствования, иностранные инвестиции). Правовой блок включает в себя законодательную базу, как федеральную, так и региональную, на основе которой и осуществляется вся процедура инвестирования в конкретные проекты. Институциональный блок позволит достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы (схема 1).

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы -важнейшая задача государства на современном этапе. Прямое финансирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.