Научная статья на тему 'Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии: условия, факторы, тенденции'

Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии: условия, факторы, тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии: условия, факторы, тенденции»

Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии:

условия, факторы, тенденции*

В.Г.Кайшев

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Одним из инструментов активизации государственной инвестиционной политики, воздействия на производственные и экономические процессы промышленности и экономику являются федеральные целевые программы (ФЦП). В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» № 100-Ф3 от 14 июля 1997 г. средства федерального бюджета, направленные на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются по целевому назначению, в том числе на поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования в соответствии с ФЦП.

Во второй половине 1990-х годов программный метод многими был воспринят как способ лоббистского выбивания государственных средств. В результате было утверждено большое количество программ, финансирование которых не было обеспечено в полной мере. Произошла дискредитация важнейшего средства реализации структурной политики государства, хорошего метода активизации государственного инвестирования. В действительности ФЦП позволяют осуществлять концентрацию федеральных средств на реализацию высокоэффективных и конкурентоспособных проектов, создают благоприятный инвестиционный климат для привлечения дополнительных источников финансирования. Как правило, проекты имеют короткий срок окупаемости, высокую бюджетную эффективность, позволяют решать важные социальные задачи.

В ближайшей перспективе должна быть усилена инновационная составляющая федеральных целевых программ, направленная на обеспечение внедрения научных разработок нового поколения, востребованных рынком, и достижение на этой основе более высоких темпов роста реального сектора экономики. Приоритетную поддержку должны получить программы, обеспечивающие выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции, накопле-

* Продолжение. Начало см. в № 6, 7/2005.

ние финансовых средств, сохранение и создание новых рабочих мест.

Одновременно требуется дальнейшее совершенствование нормативно-законодательной базы и форм государственной поддержки эффективных федеральных целевых программ. Сохранение бюджетного финансирования в ближайшие годы целесообразно для социально значимых проектов, имеющих некоммерческий характер, и для проектов, которые бизнес не может поднять самостоятельно.

В условиях ограниченных инвестиционных ресурсов при разработке и реализации ФЦП прежде всего необходимо предусматривать устранение тех технологических диспропорций, которые препятствуют наращиванию выпуска конкурентоспособной продукции и повышению эффективности производства. Так, например, давно назрела необходимость в разработке и реализации таких программ по развитию животноводства, чтобы не допустить деградации этой важнейшей отрасли агропромышленного комплекса, обеспечивающей сырьем предприятия мясной и молочной промышленности. Последние годы крупнейшие предприятия мясной отрасли в промышленных центрах страны работают на импортном сырье из-за острого дефицита в отечественном.

Федеральные целевые программы, коме того, играют положительную роль в активизации государственной инвестиционной деятельности, повышении ответственности органов исполнительной власти федерального и регионального уровней за развитие определенного сектора экономики. Нет целевых программ - отпадает необходимость в деятельности по организации и контролю за их исполнением, не требуется проводить в жизнь научно-технологическую, социальную или иную политику, что в конечном итоге порождает безответственность за последствия неправильной экономической политики.

В условиях рынка участие государства в реализации ФЦП должно сводиться к координации работ и обеспечению (в основном в форме гарантий

и возвратного финансирования) тех их этапов, которые сопряжены с повышенным коммерческим риском, либо по другим причинам не могут быть профинансированы в необходимых объемах предпринимательскими структурами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 утвержден «Порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ», в осуществлении которых участвует Российская Федерация.

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решений о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Пищевая и перерабатывающая промышленность объединяет более 30 отраслей, каждая из которых имеет свою специфику производства. В системе государственного управления этой сферой экономики при административной реформе в 2004 г. произошли существенные изменения. В связи с этим появилась обьективная необходимость в уточнении всех этапов порядка разработки и реализации ФЦП пищевой и перерабатывающей промышленности (см. схему).

Государственное регулирование инвестиционного процесса в долгосрочной перспективе должно осуществляться не столько за счет прямого участия в инвестициях, сколько за счет создания условий для развития частного предпринимательства, стимулирования инвестиционной деятельности. Для решения этой задачи целесообразно использовать достаточно широкий спектр возможностей. Приведем некоторые из них.

Для усиления инвестиционной деятельности государство многое может сделать в налоговой сфере. На наш взгляд, необходимо отменить действующие сейчас ограничения на предоставление льготы по налогообложению прибыли, инвестируемой в развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. Было бы полезно также установить для предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенный коэффициент ускоренной амортизации машин и вновь введенного в эксплуатацию технологического оборудования.

Стратегия, как любого предприятия, так и государства, должна включать всевозможные пути поиска инвестора.

При этом предприятие, фирма, компания должны иметь четкую стратегию и бизнес-план. Необходимо работать по установленным правилам фондового рынка - обеспечивать открытость информации о финансово-хозяйственной деятельности, уважать права инвестора, содействовать получению инвестиционного дохода. Все это играет важную роль в привлечении инвестиций.

Одним из основных критериев инвестиционной привлекательности служит финансовый потенциал предприятий. По данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес убыточных предприятий в пищевой

промышленности вырос с 5,6 % в 1992 г. до 41,4 % в 2003 г., мукомоль-но-крупяной и комбикормовой соответственно с 4,6 до 45,1 %. С 1998 г. процент убыточных предприятий практически не изменяется, что для рыночных условий является аномалией. В связи с этим можно предположить, что система бухгалтерского учета, полностью подчиненная целям налогообложения, не отражает реального финансово-экономического состояния предприятия. Это одна из возможных причин функционирования в большом количестве «бесприбыльных» предприятий и признак того, что на сегодняшний день не все собственники связы-

вают свои интересы с долгосрочным развитием предприятия, инвестированием в основной капитал.

Для предотвращения таких явлений, на наш взгляд, было бы целесообразно установить минимальный норматив рентабельности к производственному капиталу. Если предприятие не получает прибыли (или не показывает ее в отчетах), то к объекту должны быть применены налоговые и штрафные санкции. Реализация этих мер сократит возможности совладельцев предприятия фактически бесконтрольно распоряжаться доходами от собственности акционеров и государства, изымать из производства значительную

1 этап

Отбор 'проблем для' программной .разработки.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Минэкономики России

Правительство Российской Федерации

Принятие решения о разработке ФЦП и ее формировании

На утверждение ФЦП Правительством РФ

3 этап

Правительство Российской Федерации

Утверждение 1 ФЦП

2 этап

Разработчики ФЦП

Формирование экспертиза и оценка ФЦП

Минсельхоз России

Минфин России

Минэкономики России

Правительство Российской Федерации

Принятие решения о разработке ФЦП и ее формировании

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Заинтересованные федеральные и региональные органы власти

4 этап

правление реализацией

ФЦП и контроль за ходом ее вы полнения

Минсельхоз России

Доклад

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Минэкономики России

и

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ пищевой и перерабатывающей промышленности (структурная схема)

<

Минфин России

Правительство Российской Федерации

часть оборотных и инвестиционных средств.

Государственный подход к проблеме собственности в настоящее время должен быть несколько иным, чем в период массовой приватизации. И если при приватизации основной задачей считалась реализация права на получение собственности, то сегодня органам исполнительной власти регионального уровня следует решать проблему реализации ответственности за полученную собственность.

Остро необходимо создание эффективной информационной системы для потенциальных инвесторов: о рынке капиталов в стране, потребностях в инвестициях и потенциальных инвесторах независимо от отраслевой принадлежности, формах собственности и организационно-правовых формах. Любая централизованная и систематизированная информация имеет большую ценность, чем частичная (неполная). Подготовка таких документов, как «инвестиционное предложение» и «информация об инвесторах» существенно снизит затраты времени участников инвестиционного процесса на поиск друг друга.

Методическая и информационная помощь в подготовке инвестиционных проектов требуется и предприятиям, которым сложнее ориентироваться в оценке перспектив конъюнктуры рынков, связанных с реализацией проектов. Более точную прогнозную оценку могут дать экономические службы регионов.

Частный бизнес нуждается и в консультационной поддержке. Государство в крупномасштабных вопросах определяется намного объективней и лучше, чем бизнес, так как владеет ситуацией в макроэкономическом масштабе.

Одно из условий успешной инвестиционной деятельности - создание предприятий и организаций по привлечению инвестиций. В настоящее время почти во всех регионах страны, кроме соответствующих структур в администрации, функционируют центры инвестиционного консультирования, инвестиционных технологий, агентства и фонды поддержки малого и среднего бизнеса, регионального развития и т. п. Повысить их активность при реализации инвестиционных проектов -задача региональных органов исполнительной власти.

Назрела необходимость в унификации правил и процедур инвестиционной деятельности, а именно, в разработке комплексной системы взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и информационных мер. С точки зрения повышения инвестиционной активности требование

единства «правил игры» на уровне отрасли, региона, отдельного объекта очевидно. Для разработки и реального запуска единых правил и процедур целесообразно использовать возможности таких объединений, как ассоциации банков, участников рынка ценных бумаг, торгово-промышленные палаты, отраслевые союзы товаропроизводителей.

Крупным резервом усиления инвестиционной активности может стать развитие лизинга отечественного оборудования для предприятий пищевой индустрии.

Лизинг - это практически 100 %-ная ссуда на полную стоимость любого движимого или недвижимого имущества, относящегося по действующей классификации к основным средствам. В условиях, сложившихся в России в настоящее время, когда ситуация в финансовой сфере остается сложной, лизинг становится удобной и выгодной формой инвестирования в промышленность.

Лизингополучателю не требуется мобилизовывать значительный свободный капитал для первоначальных вложений. Проще решается проблема залога - им служит само оборудование, которое при нарушении договора может быть отозвано лизингодателем. Объем платежей по лизингу обычно определяется договором и не зависит от колебаний валютного курса, банковского процента по долгосрочному кредиту (оборудование оценивается в текущих ценах и оценочная стоимость не меняется за весь срок соглашения). Оборудование невозможно использовать не по назначению, как, например, кредит, что снижает инвестиционные риски.

Арендная плата за оборудование относится на производственные издержки, включается в себестоимость продукции, произведенной лизингополучателем, а значит, снижаются размеры налога. Кроме того, не нужно платить налог на имущество, переданное в лизинг (юридическим собственником его в течение всего срока действия договора является лизингодатель, который начисляет по имуществу амортизационные отчисления).

С 1995 г. лизинг в России принимает все более четкие организационные и правовые формы. Приняты постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», от 26 февраля 1999 г. № 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета».

В целях совершенствования обеспе-

чения предприятий и организаций АПК машиностроительной продукцией на основе финансового лизинга Правительством Российской Федерации 22 мая 2001 г. принято постановление № 404 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе», а также распоряжение от 8 сентября 2001 г. № 1208-р, согласно которым из средств федерального бюджета, предусмотренных в 2001 г. на финансирование лизинга, основная часть средств направлена на увеличение уставного капитала, созданного АО «Росагролизинг».

В настоящее время в мире на долю лизинга в новых инвестициях приходится около 15-20 %, а в США - более 30 %, что еще раз подтверждает рациональность и жизнеспособность лизинга в условиях рынка, как одного из реальных финансовых инструментов активизации инвестиционной деятельности.

Однако за счет средств федерального лизингового фонда машиностроительной продукцией в основном обеспечивались сельскохозяйственные товаропроизводители. Доля реально освоенных объемов лизинговых средств предприятиями пищевой промышленности составляла не более 3 %, что крайне недостаточно.

Дополнительными мерами государственной поддержки развитию лизинга как резерва усиления инвестиционной активности могут быть:

• разработка федеральной программы развития лизинговой деятельности как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

• предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

• меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

• долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

• предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов.

Государство должно активно оказывать влияние на финансовую и банковскую системы. В настоящее время финансовая и денежно-кредитная сферы все еще не выполняют своей роли обслуживания реального сектора в интересах экономического роста. Бюджетных ассигнований на поддерж-

ку производства и инвестиции явно недостаточно. Кредиты остаются неправомерно дорогими и недоступны производителю. Банковская сфера полностью ориентирована на финансовые рынки, а не на работу с реальным сектором. Банк России должен оказывать более активное влияние на процентные ставки, формируемые во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям. Главный вектор такой политики должен быть направлен к постепенному выводу реальных процентных ставок на низкий положительный уровень, стимулирующий спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики при повышении уровня возвратности кредитов, как главного условия предотвращения инфляции в условиях снижения жесткости монетарной политики.

Возможности расширения кредитования промышленности в современных условиях упираются в серьезные риски, снижение которых следует рассматривать как одно из самых необходимых условий перелива банковского капитала в реальный сектор экономики.

Один из возможных источников финансирования инвестиций - денежные сбережения населения. Во всем мире этот вид финансовых ресурсов, находящийся на банковских депозитах и превращаемый через кредитную систему в накопления, является одним из основных источников промышленного инвестирования.

На начало 2004 г. депозиты и вклады физических лиц в кредитных организациях составили 1539,9 млрд руб., из них в Сбербанке России 965,5 млрд руб., или 62,7 % (на рублевых счетах 70,5 %). И это притом, что государство дважды за период экономических реформ (не считая финансовых пирамид), обесценив сбережения населения, оттолкнуло его от рубля и от банковской системы. В результате, по разным экспертным оценкам, в форме наличной валюты у населения хранится около 50 млрд долл. США - сумма равнозначная годовому объему всех инвестиций и в 2,7 раза больше инвестиций в промышленность.

Вовлечение денежных средств населения в хозяйственный оборот может сыграть значительную роль в инвестиционном процессе, стать действенным фактором интенсивного развития экономики. Но сделать это может только государство и прежде всего через Сбербанк России. Для этого надо восстановить доверие к рублю и к банковским депозитам, вернуть уверенность в надежности рублевых вкладов.

В российской практике процентные ставки по вкладам привязаны к уровню инфляции. При сокращении темпов инфляции происходит синхронное плавное снижение процентных ставок. Кроме всего, у банков, принятых в настоящее время в систему страхования, возникают дополнительные расходы по уплате страховых взносов, которые могут компенсироваться, как считают банкиры, за счет снижения доходности по вкладам. Однако, чтобы вернуть уверенность населения в рублевых вкладах, необходимо постоянно держать по ним процентные ставки, как минимум, не ниже уровня инфляции. Это создает условия для возвращения валютных средств, «утекающих» за рубеж, для внутренних инвестиций, в чем должны быть заинтересованы и государство и бизнес. Важно и то, что население будет являться не только главным покупателем, но и прямым участником в реализации инвестиционных программ, как в качестве исполнителя, так и в качестве инвестора.

Государственное регулирование инвестиционного процесса может осуществляться непосредственным участием в решении важной проблемы страхования инвестиций. Смысл страхования заключается в приобретении прямым инвестором страховки от обусловленных в страховом договоре рисков, в том числе специфических, вызванных непредвиденным движением цен, инфляцией, неподтверждением введенным в эксплуатацию предприятием проектных технико-экономических показателей. Во многих странах сложилась определенная система страхования инвесторов от всех рисков. Ставки страхования при этом составляют в пределах 1 % от страховой суммы. Данный вид страхования может осуществляться как частными, так и государственными агентствами.

Иностранные инвестиции. Инвестиционная привлекательность любой страны для размещения в ней иностранных капиталовложений определяется так называемым благоприятным «инвестиционным климатом», главными условиями которого являются: стабильность экономической ситуации; наличие нормативно-правовой базы, четко регулирующей взаимоотношения на инвестиционном рынке; гарантии законности в бизнесе, в том числе вывоза за пределы страны прибыли; повышенный спрос на продукцию; стабильная прибыльность инвестиций в основной капитал. Улучшение инвестиционного климата - одна из социально-экономических проблем, требующая своего решения при непосредственном участии государства.

Одно из направлений государственной инвестиционной политики - дальнейшее совершенствование нормативно-законодательной базы. Иностранные инвесторы, как и отечественные, прежде всего заинтересованы в защите прав собственности. Им нужна стабильность и прозрачность всей правовой и административной системы. Их твердое правило - иметь гарантии надежных сделок с финансовой и экономической точек зрения.

Федеральный закон №160-Ф3 от 09.07.99 «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 21032002 № 31-Ф3, от 25.07.2002 № 117-Ф3) определил основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и полученные от них доходы и прибыль, конкретизировал права собственности. Закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, на обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов.

Закон вполне устраивает большинство инвесторов, но при условии его неукоснительного исполнения, в том числе обеспечения надежной работой правоохранительной системы. Размеры коррупции обратно пропорциональны доверию, которое питают к стране иностранные инвесторы. Для них этот фактор зачастую важнее, чем величина прибыльности вкладываемых инвестиций. Улучшение криминальной обстановки в стране, снижение уровня коррупции, экономической преступности - задача по плечу только государству.

Для исключения нарастания долговой нагрузки на экономику страны и обеспечения современных расчетов по привлекаемым кредитам, в том числе связанным, целесообразно расширить практику привлечения иностранных инвестиций на компенсационной основе (возмещение вложенных средств будет осуществляться через поставку продукции). Привлекаемые на компенсационной основе иностранные кредиты должны гарантироваться государством.

Одним из важнейших инструментов активизации государственной инвестиционной деятельности является кооперирование и сотрудничество с международными финансовыми организациями (МБРР, ЕБРР, ЕС и др.). Это только в компетенции государства в лице Правительства Российской Федерации.

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.