Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Илютина И.М.

В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогической среды образовательного учреждения. Проанализированы результаты диагностического исследования психологопедагогической среды в специальном образовательном учреждении для подростков девиантного поведения. Приведены основные направления программы по оптимизации психолого-педагогической среды образовательного учреждения и промежуточные результаты реализации программы.Problems of psychological climate in the group of a general education institution are considered in the article. The diagnostic study results of psychological and pedagogical environment in the special education institution for teenagers with deviant behavior were analyzed. Main directions of the program for optimization of psychological and pedagogical environment in the special education institution and intermediate results of the program implementation were provided.Problems of psychological climate in the group of a general education institution are considered in the article. The diagnostic study results of psychological and pedagogical environment in the special education institution for teenagers with deviant behavior were analyzed. Main directions of the program for optimization of psychological and pedagogical environment in the special education institution and intermediate results of the program implementation were provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И. М. ИЛЮТИНА, аспирант НИРО,

заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «Специальная школа № 27 открытого типа» schooln27@indox.ru

В статье рассмотрены проблемы психолого-педагогической среды образовательного учреждения. Проанализированы результаты диагностического исследования психолого-педагогической среды в специальном образовательном учреждении для подростков деви-антного поведения. Приведены основные направления программы по оптимизации психолого-педагогической среды образовательного учреждения и промежуточные результаты реализации программы.

Problems of psychological climate in the group of a general education institution are considered in the article. The diagnostic study results of psychological and pedagogical environment in the special education institution for teenagers with deviant behavior were analyzed. Main directions of the program for optimization of psychological and pedagogical environment in the special education institution and intermediate results of the program implementation were provided.

Ключевые слова: психологический климат,, девиантное поведение, социальная дезадаптация, психолого-педагогическая среда, социально-психологическая диагностика

Key words: psychological climate, deviant behavior, social maladjustment, psychological and pedagogical environment, social-psychological diagnostic

В современных социально-экономических условиях, когда возрастает напряженность труда в профессиях типа «человек — человек», требования к морально-психологическим и личностным качествам педагогов постоянно растут. В этой ситуации оптимизация психолого-педагогической среды образовательного учреждения выступает одним из основных факторов снижения напряженности, которая неизбежно возникает как результат стресса, испытываемого педагогами в процессе выполнения профессиональных функций [10].

Во многом именно от психолого-педа-

гогической среды зависят общий успех образовательной деятельности в условиях школы, рост ее роли в становлении личности и многостороннем развитии ребенка, формировании его внутреннего мира. Ведь только психологически сбалансированный коллектив может создать для этого все условия. Также именно от психолого-педагогической среды зависит и то, как себя будет чувствовать учитель в ученической среде.

Оптимизация психолого-педагогической среды образовательного учреждения возможна при условии реализации специальной психолого-педагогической програм-

мы, основанной на данных предварительной социально-психологической диагностики основных особенностей психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

В данной статье приведены результаты диагностических исследований психолого-педагогической среды специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа, в которых приняли участие 22 педагога.

В ходе эмпирического исследования применялись следующие методики:

3 анкета «Психологический климат в педагогическом коллективе» (Р. X. Шакуров);

3 экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О. С. Михалюк, А. Ю. Ша-лыто);

3 методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» [1].

После прохождения диагностического исследования, обработки полученных данных был проведен анализ состояния психолого-педагогической среды образовательного учреждения, в ходе которого выявлены основные проблемы коллектива.

Анкета методики Р. X. Шакурова содержит 20 утверждений, которые респонденты оценивают по 5-балльной шкале: 5 — полностью удовлетворены; 4 — скорее удовлетворены; 3 — трудно сказать (и да, и нет); 2 — скорее не удовлетворены; 1 — совершенно не удовлетворены.

Анализ проводится по каждому вопросу. При сложении положительных оценок определяется степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности в коллективе; при сложении отрицательных оценок — степень неудовлетворенности по тем же аспектам.

Результаты диагностики по анкете Р. X. Шакурова приведены на диаграмме 1.

3 Высокие показатели удовлетворенности отмечаются по вопросам учебно-материальной базы школы, мотивации к работе, творческой атмосферы коллекти-

Диаграмма 1

Степень удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности в коллективе

II м п

llt.ll -Л.1 л н ш

□ удовлетворены

□ неудовлетворены

ва, отношения администрации к сотрудникам, доброжелательных отношений между членами коллектива, интеллектуального и культурного уровня членов коллектива.

3 Средние показатели удовлетворенности отмечаются по вопросам эмоционально-психологического состояния членов коллектива: настроение членов коллектива, их жизнерадостность и оптимизм; многие члены коллектива указывают на недостаточный уровень согласованности действий, подчеркивают необходимость искоренения формализма и «показухи» в работе.

3 Самые низкие показатели удовлетворенности — по вопросам заработной платы; педагоги полностью не удовлетворены отношением учащихся к учебе и их дисциплинированностью.

Качественный анализ данных методики Р. X. Шакурова свидетельствует о наличии определенных проблемных зон во взаимоотношениях в коллективе.

Анализ данных по «Экспресс-методике изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе» О. С. Ми-халюка и А. Ю. Шалыто, направленной на изучение социально-психологического

климата в педагогическом коллективе, подтвердил результаты предыдущей методики. Данный метод позволил выявить эмоциональный компонент, который рассматривается на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Поведенческий компонент показывает «желание — нежелание работать в данном коллективе; желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Критерий когнитивного компонента — «знание — незнание особенностей членов коллектива».

Педагогам предлагалось ответить на вопросы, выбрав тот вариант ответа, который ему наиболее близок. Анализировались различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестирования определен тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимал только одну из трех возможных форм: + 1; - 1; 0.

Сочетания ответов обобщены следующим образом:

3 положительная оценка (к этой категории относятся сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой другой знак);

3 отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

3 неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу.

Поведенческий компонент Эмоциональный компонент Когнитивный компонент

- 0,4 0,14 0,36

отрицательный противоречивый положительный

Из таблицы видно, что: 3 поведенческий компонент расположился в отрицательном интервале (-0, 4), то есть в области отрицания. В этом случае психологический климат педагогического коллектива трактуется как неудовлетворительный;

3 в положительный интервал попадает когнитивный компонент (+0,36), то есть в область положительного отношения. В целом по данному компоненту климат удовлетворительный;

3 эмоциональный компонент расположен во втором интервале и трактуется как противоречивый и неопределенный.

Как показывает анкетирование, на вопросы о желании поддерживать контакт во внерабочее время, выявляющие поведенческий компонент, заявили немногие. Подавляющее большинство респондентов выражают нежелание общать-

ся с коллегами за пределами места работы. При дальнейшей беседе выяснилось, что это связано не с личностными особенностями коллег или отношения к ним, а с нежеланием возвращаться в психологически тяжелую ситуацию, обусловленную спецификой работы.

Результаты исследования подтвердили выводы, сделанные в ходе наблюдений: организация деятельности в школе требует ежедневных профессиональных и личных контактов всех членов коллектива. Данный факт можно рассматривать, с одной стороны, как возможность создания положительного климата (коллеги, общаясь, лучше узнают уровень профессиональной компетентности, деловые и личные качества друг друга), но, с другой стороны, такое интенсивное общение может создавать дополнительный стресс, почву для конфликтов.

Тематика контактов между членами коллектива часто сводится к обсуждению наиболее острых проблем у обучающихся: употребления ими ПАВ, использования нецензурной лексики, нарушения этики поведения. Педагоги находятся в сложной ситуации, в которой, с одной стороны, присутствует безответственное поведение учащихся и их родителей по отношению к образовательному процессу, а с другой — жесткие требования администрации к выполнению профессиональных обязанностей. Все это пагубно влияет на психолого-педагогическую среду образовательного коллектива.

Для определения индекса групповой сплоченности Сишора педагогам предлагалось ответить на пять вопросов, выбирая подходящее высказывание:

1. Принадлежность к коллективу.

2. Желание работать в коллективе.

3. Взаимоотношения с руководством.

4. Отношение к работе.

5. Взаимоотношения с коллегами.

Максимальная сумма баллов — 19,

минимальная — 5.

Результаты диагностики по первому вопросу, касающемуся принадлежности к коллективу, свидетельствуют о том, что 32 % ощущают себя членами коллектива. Столько же участвуют в большинстве видов деятельности. 27 % опрошенных участвуют в одних видах деятельности и не участвуют в других. 9 % педагогов не чувствуют себя членами коллектива. Возможно, это обусловлено недостаточной мотивацией к общественной деятельности, что может быть связано с ценностными ориентациями этих педагогов, жизненной ситуацией и установками поведения.

По результатам данной методики количество педагогов, допускающих возможность перехода в другую школу, составляет 41 %.

Оценивая взаимоотношения между членами педагогического коллектива, 91 % респондентов считают, что они такие же, как в большинстве коллективов. 5 % пред-

Диаграмма 2 Уровень групповой сплоченности, %

□ Высокая □ Выше среднего □ Средняя □ Низкая

полагают, что в других коллективах эти отношения значительно лучше.

Рассуждая о взаимоотношениях с руководством, 73 % педагогов ответили, что администрация ведет себя примерно так же, как в большинстве других учебных заведений. 14 % затруднились ответить на данный вопрос («не знаю»). Возможно, это сведетельствует о недостаточной откровенности во время диагностических мероприятий.

Что касается отношения коллег к работе, то 86 % считают, что оно примерно такое же, как и в большинстве других коллективов. Только один респондент однозначно заявляет: «Хуже, чем в большинстве педагогических коллективов».

Полученные результаты данной методики показывают, что психологическая атмосфера в группе требует целенаправленной и планомерной работы.

В коллективе выявлены определенные эмоциональные проблемы, влияющие на взаимоотношения внутри педагогического коллектива. Причинами этого могут быть индивидуально-психологические особенности членов коллектива, отношения к профессиональной деятельности и специфика межличностных отношений. Педагогов не удовлетворяют уровень заработной платы, высокая стрессогенность, определенная спецификой профессии.

С учетом выявленных проблем в коллективе была разработана и реализуется программа по формированию благо-

приятной психолого-педагогической среды образовательного учреждения. Ее целью является оптимизация психолого-педагогической среды образовательного учреждения, а задачами — следующие:

3 создание условиий для эффективного взаимодействия членов коллектива по реализации основных целей образовательного учреждения;

3 сплочение сотрудников, улучшение взаимопонимания между членами группы и рациональное распределение ролей с учетом психологических особенностей сотрудников;

3 повышение психолого-педагогической культуры и культуры здоровьесбе-режения членов коллектива;

3 развитие коммуникативной компетентности: рефлексивных способностей, освоение эффективных способов поведения в конфликте;

3 совершенствование навыков саморегуляции;

ЛИТЕРАТУРА _

3 повышение стрессоустойчивости;

3 совершенствование навыков эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса;

3 создание творческой атмосферы для личностного и профессионального роста.

Значимость исследования психолого-педагогической среды образовательного учреждения заключается в том, что при создании благоприятных условий совместного труда и межличностных отношений повышаются уровень творческого потенциала коллектива, эффективность деятельности сотрудников, уменьшаются количество конфликтов, текучесть кадров, что позволяет сэкономить время и средства на подбор новых сотрудников.

Результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать для коррекции межличностных отношений и формирования благоприятной психолого-педагогической среды образовательного учреждения.

1. Батаршев, А. В. Тестирование — основной инструментарий практического психолога / А. В. Батаршев. — М. : Дело, 2001. — 240 с.

2. Исаева, Е. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И. Исаева // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 66—70.

3. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учебное пособие / А. В. Карпов. — М. : Гар-дарики, 2003. — 584 с.

4. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя : учебное пособие / под ред. Л. М. Митиной. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2001. — 304 с.

5. Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 98—100.

6. Пашкова, М. Е. Опыт осмысления работы в тренинговом режиме: Технологичность, завершенность, эффективность / М. Е. Пашкова. — М. : Раст, 2005. — 93 с.

7. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. — СПб. : Речь, 2003. — 448 с.

8. Психология менеджмента : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2004. — 639 с.

9. Самоукина, Н. В. Психология профессиональной деятельности /Н. В. Самоукина. — СПб. : Питер, 2004. — 224 с.

10. Сьшанюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк. — М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 320 с.

11. Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. — М. : ИНФРА-М, 2004. — 442 с.

12. Шакуров, Р. X. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. X. Шакуров. — М., 2000. — 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.