Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ФОРМА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шугуров А.А., Буторин В.В.

В данной статье представлены результаты диссертационного исследования, в котором разработана и апробирована методика «интерактивно-комплексного обучения» как наиболее эффективного способа формирования психологической компетентности, а также коэффициент сформированности психологической компетентности как объективный метод контроля и оценки сформированности психологической компетентности у студентов вуза физической культуры в процессе подготовки к тренерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шугуров А.А., Буторин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF INTERACTIVE-INTEGRATED TRAINING, AS A WAY OF FORMING PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE, IN THE PROCESS OF PREPARING THEM FOR COACHING

In this article, we present the results of the dissertation research, in which we developed and tested the method of “interactive-integrated training” as the most effective way to form psychological competence, as well as the coefficient of formation of psychological competence, as an objective method of monitoring and evaluating the formation of psychological competence in students of the University of Physical Culture, in preparation for coaching.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. ШУГУРОВ, В.В. БУТОРИН, МГАФК, п.г.т. Малаховка, Московская обл., Россия

Аннотация

В данной статье представлены результаты диссертационного исследования, в котором разработана и апробирована методика «интерактивно-комплексного обучения» как наиболее эффективного способа формирования психологической компетентности, а также коэффициент сформированности психологической компетентности как объективный метод контроля и оценки сформированности психологической компетентности у студентов вуза физической

культуры в процессе подготовки к тренерской деятельности.

Ключевые слова: компетенция, методика, интерактивные формы обучения, форма контроля результатов обучения, психологическая компетентность, профессиональные компетенции, физическая культура и спорт.

THE METHOD OF INTERACTIVE-INTEGRATED TRAINING, AS A WAY OF FORMING PSYCHOLOGICAL COMPETENCE AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE, IN THE PROCESS OF PREPARING THEM FOR COACHING

A.A. SHUGUROV, V.V. BUTORIN, MSAPC, Malakhovka, Moscow Oblast, Russia

Abstract

In this article, we present the results of the dissertation research, in which we developed and tested the method of "interactive-integrated training" as the most effective way to form psychological competence, as well as the coefficient of formation of psychological competence, as an objective method of monitoring and evaluating the formation of psychological competence in students of the University of Physical Culture, in preparation for coaching.

Keywords: competence, methodology, interactive forms of learning, form of control of learning outcomes, psychological

competence, professional competencies, physical culture and sports.

Введение

Психологическая подготовка - один из ключевых компонентов, оказывающих сопряженное воздействие на все другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую и др.) и служащих условием успешного выступления на соревнованиях. Практика современного спорта позволяет говорить о том, что тренеры не готовы и не умеют осуществлять квалифицированно психологическую подготовку спортсменов [1].

Важность психологической подготовки будущих тренеров отражена непосредственно в нормативно-право-

вых документах, регламентирующих необходимые им профессиональные компетенции. Изучив ФГОС ВО по направлениям подготовки 49.03.04 - «Спорт», 49.03.01 -«Физическая культура» [6] и профессиональный стандарт 05.003 - «Тренер» [7], мы пришли к выводу, что студент, окончивший программу бакалавриата, должен обладать, наряду с другими, психологическими компетенциями, необходимыми в тренерской деятельности. Ведущим подходом в системе образования на данный момент является компетентностный подход, который

акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве последнего рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Целью компетент-ностного подхода является формирование эффективного компетентного специалиста высокого профессионального уровня.

Методы и организация исследования

В связи с этим целью исследования мы ставим формирование психологических компетенций у будущих тренеров, необходимых для осуществления ими психологической подготовки спортсменов. Эта цель была достигнута посредством внедрения в предмет «Психолого-педагогическая деятельность тренера» авторской методики «Интерактивно-комплексного обучения». Основная задача нашей методики - не пересмотр содержания образовательного процесса в целом, а совершенствование образовательных методик, форм и технологий, а также корректировка и инновациирование методов обучения, построенных на основе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

Разработанная и апробированная методика интерактивно-комплексного обучения, направленная на формирование психологической компетентности, позволяет успешно сформировать знаниевый компонент, а также умения и навыки по каждой отдельной психологической компетенции в соответствии с направлениями подготовки 49.03.01 - «Физическая культура» и 49.03.04 -«Спорт» [2].

Помимо этого, в нашей методике был сделан акцент на обучении студентов владениям аутогенной, идеомо-торной и психорегуляционной тренировок посредством тренинга, что, согласно профессиональному стандарту, является необходимым условием для полноценного формирования психологической компетентности будущего тренера. Содержание тренинга ориентировано на группы студентов, проходящих обучение на 3-4 курсах одного уровня квалификации [5]. Кроме того, в программу занятий Г.Г. Уляева вместе с соавторами предлагает «использовать методы: анализа ситуаций, социального тренинга; деловые игры, ситуационно-ролевые игры, организационно-имитационные игры, рефлексивно-ролевые игры, психотехнические игры» [3]. Моделирование и разбор проблемных ситуаций, возникающих на разных этапах спортивной деятельности, позволяет формировать практические компетенции у будущих тренеров.

Для оценки знаний, умений и навыков в системе высшего образования используется стандартная практика в виде зачета или экзамена, которые не могут в полной мере отразить сформированность всех компонентов компетентности. Все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки объективного способа контроля и оценки сформированности психологической компетентности у студентов вузов физической культуры, направленного на определение не только знаниевого

компонента, но и уровень умений и навыков будущего специалиста.

В нашей методике для оценки сформированности психологической компетентности у студентов вузов физической культуры мы используем следующий фонд оценочных средств.

На основании шести основных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов вуза физической культуры, в процессе подготовки их к тренерской деятельности был разработан коэффициент сформиро-ванности психологической компетентности [4].

Перед началом работы было проведено анкетирование студентов с целью определения уровня сформирован-ности психологической компетентности на начальном этапе эксперимента. По причине того, что у студентов до прохождения этого эксперимента предметов по психологии спорта не было, результаты получились следующие: знаниевый компонент по психологии у студентов сформирован удовлетворительно; умения и владения по психологической компетентности - неудовлетворительно. Данное анкетирование показало, что уровень сформиро-ванности психологической компетентности у студентов всех групп находится на одинаковом уровне. По критерию Манн-Уитни различия между группами не достоверные.

Для подтверждения нашей гипотезы, что данная проблема существует не только в Московской государственной академии физической культуры, но и в других вузах, мы провели анкетирование действующих тренеров с целью определения остаточных знаний и умений по психологическому сопровождению спортсменов, закончивших другие учебные заведения не позднее чем за 3 года до нашего исследования по тому же направлению подготовки 49.03.01 - «Физическая культура». В анкетировании принимали участие 30 тренеров Москвы и Московской области. Результаты тестирования подтвердили нашу гипотезу.

После анкетирования в контрольной группе (КГ) занятия (в объеме 50 ч) проводились по форме лекционно-семинарских занятий, а у экспериментальной группы (ЭГ) - по методике интерактивно-комплексного обучения.

После проведения занятий была проведена проверка сформированности психологической компетентности у студентов с использованием разработанного коэффициента. В связи с тем, что результативность применяемой методики напрямую зависит от посещаемости студентами занятий, студенты КГ и ЭГ (100 чел.) были разделены на 3 категории - по критерию количества посещенных студентом занятий. В первую категорию отобрали студентов, посетивших не менее чем 60% занятий. Во вторую категорию вошли студенты, посетившие от 60 до 80% занятий. В третью категорию попали студенты, присутствовавшие на более чем 80% занятий.

Результаты сформированности каждого отдельного компонента компетенций у студентов, посетивших более 80% занятий получились следующие: уровень знаний у студентов КГ и ЭГ - одинаковый, но уровни учений и владений отличаются. В связи с этим сформирован-ность психологической компетентности в целом у студентов ЭГ выше, чем у студентов КГ.

По критерию Манна-Уитни, с большой долей вероятности разница между показателями достоверна, что свидетельствует о том, что психологическая компетентность студентов ЭГ сформирована лучше, чем у студентов КГ, посетивших более 80% занятий. У студентов обеих групп, посетивших менее 60% занятий, сформированность психологической компетентности оказалась на уровне < 20 бал-

лов, что соответствует полной несформированности компетентности. По критерию Манна-Уитни, с большой долей вероятности разница между показателями не достоверна. В связи с этим мы пришли к выводу, что при посещении студентами более чем 50% занятий, наша методика позволяет сформировать психологическую компетентность на 60% лучше стандартной методики проведения занятий.

Литература

1. Буторин, В.В., Шугуров, А.А. Психологическая компетентность как один из ключевых компонентов подготовки студентов вузов физической культуры / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Министерство спорта Российской Федерации, ФГБОУ ВО МГАФК, 2020. - Малаховка: МГАФК, 2020. -С. 43-50.

2. Качалова, С.М. Технология контекстного обучения в практике вузовского обучения // Вестник центра международного образования МГУ: филология, культурология, педагогика, методика. - 2009. - № 3. -C. 87-91.

3. Уляева, Г.Г. Психологическая подготовка спортсмена в ДЮСШ / Г.Г. Уляева, Б.Б. Раднагуруев, Л.Г. Уляева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием, г. Москва, 21 февр. 2013 г. / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. обра-зоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т», Пед. ин-т физ. культуры и спорта. - М., 2013. - С. 290-293.

4. Шугуров, А.А., Буторин, В.В. Технология оценки и измерения готовности к психологической работе со спортсменами студентов вуза физической культуры в процессе подготовки их к тренерской деятельности посредством коэффициента сформированности психологической компетентности // Культура физическая и здоровье. - 2021. - № 1 (77). - C. 109-112.

5. Шугуров, А.А, Буторин, В.В. Повышение психологической компетентности тренера посредством социально-психологического тренинга / Сборник материалов научных конференций студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов и прикрепленных лиц (2019/2020 уч. год) / МГАФК. - Малаховка, 2020. - С. 279-289.

6. Министерство спорта Российской Федерации. Профессиональный стандарт «Тренер» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.minsport.gov.ru/function/ wp-content/uploads/2017/12/ПС-Тренер-28.12.17-проект. pdf (доступ: 01.04.2020).

7. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/9/394 (доступ: 01.04.2020).

References

1. Butorin, V.V. and Shugurov, N.A. (2020), Psychological competence as one of the key components of training students of universities of physical culture, In: Materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation Ministry of Sports of the Russian Federation FGBOU VO MGAFK, 2020, Malakhovka: MGAFK, pp. 43-50.

2. Kachalova, S.M. (2009), Technology of contextual learning in the practice of higher education, Vestnik centra mezhdunarodnogo obrazovaniya MGU: filologiya, kul'turologiya, pedagogika, metodika, no. 3. pp. 87-91.

3. Ulyaeva, G.G., Radnaguruev, B.B. and Ulyaeva, L.G. (2013), Psychological training of sportsmen in the sports schools, In: Innovative technologies in sports and physical education under growing of the next generation: materials of scientific research. - practical. conf. with international participation, Moscow, February 21, 2013 g., Department of Education of Moscow, State. budget. education institution of higher. prof. education of the city of Moscow "Moscow city ped. un-t", Ped. inst. nat. culture and sports, Moscow, pp. 290-293.

4. Shugurov, A.A. and Butorin, V.V. (2021), Technology of assessment and measurement of readiness for psychological work with athletes of students of the University of Physical culture in the process of preparing them for coaching activities by means of the coefficient of formation of psychological competence, Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e, no. 1 (77), pp. 109-112.

5. Shugurov, A.A., Butorin, V.V. (2020), Improving the psychological competence of a coach through socio-psycho-logical training, In: Collection of materials of scientific conferences of undergraduate, graduate, postgraduate students and attached persons (2019/2020 academic year), Malakhovka: MGAFK, pp. 279-289.

6. The Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), Professional standard. Coach. [Oline], URL: https: //www.minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/ 2017/12/nC-TpeHep-28.12.17-npoeKT.pdf (access date: 01.04.2020).

7. Portal of Federal state educational standards of higher education (2014) [Online], URL: http://fgosvo.ru/news/ 9/394 (access date: 01.04.2020).

G*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.