Научная статья на тему 'МЕТОДИКА "ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ", ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА "ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ", ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РОЛЕВАЯ ИГРА / КЕЙС-ЗАДАЧА / ДИСКУССИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шугуров Александр Александрович, Буторин Владимир Владимирович

В данной статье мы рассмотрели методику «интерактивно-комплексного обучения», основанной на системном, аспектном, эмпирическом, прагматическом, научном, деятельностном и компетентностном подходе, и концепции контекстного обучения, направленную на формирование психологической компетентности у студентов вузов физической культуры, в процессе подготовки их к тренерской деятельности. Методическая целью нашей работы является показать интерактивнокомплексную методику, направленную на развитие психологической компетентности у студентов вузов по направлению подготовки бакалавров 49.03.01«Физическая культура» и 49.03.04«Спорт», а также обеспечивающую повышение мотивации и интереса к образовательному процессу обучающихся высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шугуров Александр Александрович, Буторин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF "INTERACTIVE-INTEGRATED TRAINING", FOR THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE

In this article, we have considered the method of "interactive-integrated training" as the most effective way to form psychological competence among the students of higher education institutions of physical culture, in the process of preparing them for coaching. The methodological goal of our work is to show the interactive and complex methodology aimed at developing the psychological competence among university students under the bachelor's degree programs 49.03.01"Physical Culture" and 49.03.04"Sport", as well as providing increased motivation and interest in the educational process of students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА "ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ", ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

уровень физической подготовки студенческой молодежи.

Таблица 3 - Отношение студентов к физкультурно-спортивному движению (%)

Вопросы Положительно Отрицательно Нейтрально

Нужна ли организация студенческого спортклуба в ВУЗе 84 6 10

Необходимо ли наличие человека, отвечающего за физ-культурно-спортивную деятельность на каждом курсе 82 4 14

Как вы относитесь к организации в вузе подготовки к сдаче норм ГТО 65 15 20

Нужно ли наличие в вузе курсов по выбору по разным видам спорта 79 11 10

Помимо внедрения системы студенческого самоуправления, на повышение эффективности деятельности спортивного клуба вуза (головного) может повлиять появление общественных спортивных клубов учебных подразделений. Они, в свою очередь, будут осуществлять свою деятельность во взаимодействии с головным.

Открытие спортивного клуба «Гвардия», его спортивная деятельность подтвердили, что его организационно-педагогическая деятельность является необходимым условием становления студенческого спорта и воспитания здоровой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Костромин О.В. Организационно-педагогическое управление спортивным клубом технического вуза / О.В. Костромин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 55 57.

2. Никулин А.В. Реализация возможностей спортивного клуба по формированию здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза / А.В. Никулин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2007. - Ч. 13, № 1. - С. 28-31.

3. Студенческий спортивный клуб. Начало : методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба / Е.О. Раскин, Д.Ю. Русанов, Ю.М. Мокрецова, А. Л. Итин. -Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2016. - 84 с.

4. Шуайбова М.О. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи в условиях реформы высшего профессионального образования/ М.О. Шуайбова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4 (21). - С. 103-107.

REFERENCES

1. Kostromin O. (2015), "Organizational and pedagogical management of a sports club of a technical university", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рр. 55-57.

2. Nikulin A. (2007), "Realization of the possibilities of a sports club for the formation of a healthy lifestyle in the educational space of the university", Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, Part 13, No. 1, pp. 28-31.

3. Raskin E.O., Rusanov D.Yu. , Mokretsova Yu.M. and Itin A.L. (2016), Student Sports Club. Beginning, methodological guide for the creation and development of a student sports club, ITMO University, St. Petersburg.

4. Shuaibova M. (2012), "Formation of a healthy lifestyle of student youth in the conditions of the reform of higher professional education", News of the Dagestan State Pedagogical University, No. 4 (21), рp. 103-107.

Контактная информация: mashcashcag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.08.2021

УДК 378.1

МЕТОДИКА «ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ», ПО

ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Александр Александрович Шугуров, аспирант, Владимир Владимирович Буторин,

кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физиче-

ской культуры, Малаховка

Аннотация

В данной статье мы рассмотрели методику «интерактивно-комплексного обучения», основанной на системном, аспектном, эмпирическом, прагматическом, научном, деятельностном и ком-петентностном подходе, и концепции контекстного обучения, направленную на формирование психологической компетентности у студентов вузов физической культуры, в процессе подготовки их к тренерской деятельности. Методическая целью нашей работы является показать интерактивно-комплексную методику, направленную на развитие психологической компетентности у студентов вузов по направлению подготовки бакалавров 49.03.01«Физическая культура» и 49.03.04«Спорт», а также обеспечивающую повышение мотивации и интереса к образовательному процессу обучающихся высших учебных заведений.

Ключевые слова: методика, интерактивное обучение, компетенция, компетентность, ком-петентностный подход, ролевая игра, кейс-задача, дискуссия, тренинг.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p384-388

METHOD OF "INTERACTIVE-INTEGRATED TRAINING" FOR THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF UNIVERSITIES OF

PHYSICAL CULTURE

Alexander Alexandrovich Shugurov, the post-graduate student, Vladimir Vladimirovich Bu-torin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical

Education, Malakhovka

Abstract

In this article, we have considered the method of "interactive-integrated training" as the most effective way to form psychological competence among the students of higher education institutions of physical culture, in the process of preparing them for coaching. The methodological goal of our work is to show the interactive and complex methodology aimed at developing the psychological competence among university students under the bachelor's degree programs 49.03.01"Physical Culture" and 49.03.04"Sport", as well as providing increased motivation and interest in the educational process of students of higher educational institutions.

Keywords: methodology, interactive training, competence, competence, competence-based approach.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных задач образовательного процесса в высшем учебном заведении является разработка педагогических средств, направленных на формирование профессиональных компетенций, а также критериев, индикаторов контроля и оценки достижений запланированных результатов сформированное™ компетентности.

Методика «интерактивно-комплексного обучения», позволяет сформировать у студента умения выявлять, анализировать и решать практические ситуации из будущей профессиональной деятельности, находить оптимальные пути их решения, используя информацию из различных источников, а также применять ее для решения проблемных задач непосредственно на практике.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящей работы является разработка и апробация методики «интерактивно-комплексного обучения», направленной на формирование психологической компетентности у будущих тренеров, обучающихся по направления подготовки 49.03.01«Физическая культура», профиль «избранные виды спорта». Исследование проводилось в период с 1 сентября 2019 года по 01января 2021 года у 97 студентов 3го курса МГАФК.

Авторами разработана и апробирована методика «интерактивно-комплексного обучения», позволяющая успешно сформировать не только знаниевый компонент компетенций, а также умения и владения. В рамках методики, с целью реализации содержания, рекомендуются следующие организационные формы образовательного процесса:

• Лекционные занятия: в провокационной и проблемной форме; пресс-конференция; беседа; визуализация; дискуссия; консультация одиночная и групповая, с применением техники обратной связи и с разбором практических ситуаций, встречающихся в деятельности тренера.

• Практические занятия: интерактивные методы обучения, использование и анализ аудио и видео материалов; практические задачи, кейс-методы; разбор различных ситуаций из практической деятельности участника; ролевые игры (в том числе с анализом видеозаписей); групповая дискуссия; тестирование, экзамен с последующим анализом результатов и другие.

Организация занятий должна проходить таким образом, чтобы в процессе освоения каждой отдельной компетенции, вначале давался теоретический материал, направленный на формирование знаниевого компонента, а затем создавался практическая ситуация, в которой формируются умения, предусмотренные этой компетенцией, и проверяется правильность её выполнения. Решение таких ситуаций посредствам интеракции, позволяют лучше сформировать как теоретическую, так и практическую составляющую каждой отдельной компетенции [1].

Помимо этого, в нашей методике мы сделали акцент на обучении студентов аутогенной, идеомоторной и психорегуляционной тренировок, посредством тренинга, что является необходимым условием, согласно профессиональному стандарту, для полноценного формирования психологической компетентности будущего тренера [4].

Для оценки ее сформированности у студентов вузов физической культуры, был применён коэффициент сформированности психологической компетентности [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с тем, что результативность применяемой методики зависит, в том числе и от посещаемости студентами занятий, мы разделили контрольную и экспериментальную группы на 3 категории, по критерию количества посещенных студентом занятий.

В первую категорию мы отобрали студентов, присутствующих на менее чем 50% занятий.

Во вторую категорию мы отобрали студентов, которые посетили от 50 до 80% занятий.

В третью категорию попали студенты, которые присутствовали на более чем 80% занятий.

В таблице 1 представлены средние баллы сформированности каждого отдельного компонента компетенций у контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента, необходимых будущему тренеру.

По итогам эксперимента, мы пришли к выводу, что у студентов, обучающихся по методике «Интерактивно-комплексного обучения», посетивших чем 50% занятий, сфор-мированность учений и навыков, необходимых для психологической компетентности на 60% лучше, чем у студентов, обучающихся по лекционно-семинарской системе обучения, построенной на основе знаниево-ориентированного подхода.

ВЫВОДЫ

Разработанная и апробированная методика «Интерактивно-комплексного обучения», позволяет успешно сформировать не только знаниевый компонент, а также умения и владения по каждой компетенции в отдельности, совокупность которых, определяет психологическую компетентность у студентов вуза физической культуры, направлений

подготовки 49.03.01. «Физическая культура».

Таблица 1 - Коэффициент сформированности отдельных компонентов компетенций до и после эксперимента_

Группа Контрольная Экспериментальная

До эксперимента

Средний уровень знаний компетентности 0,8 балла (Уровень развития) 0,7 балла (Уровень развития)

Средний уровень умений компетентности 0,1 балла (Умения не получены) 0,1 балла (Умения не получены)

Средний уровень владений компетентности 0,1 балла (Владения не получены) 0,1 балла (Владения не получены)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,461, различия между группами не достоверны

После эксперимента

Средний уровень знаний психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80% занятий 2,6 балла (Уровень мастерства) | 2,4 балла (Уровень мастерства)

Студенты, посетившие от 60% до 80% занятий 2,0 балла (Уровень мастерства) 1,9 балла (Уровень опыта)

Студенты, посетившие менее 60% занятий 0,8 балла (Уровень развития) 0,7 балла (Уровень развития)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,784, различия между группами не достоверны

Средний уровень умений психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80% занятий 2,3 балла (Уровень мастерства) 1,6 балла (Уровень опыта)

Студенты, посетившие от 60% до 80% занятий 1,9 балла (Уровень опыта) 1,4 балла (Уровень опыта)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,001, различия между группами достоверны

Студенты, посетившие менее 60% занятий 0,7 балла (Уровень развития) 0,4 балла (Умения не получены)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,865, различия между группами не достоверны

Средний уровень владений психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80% занятий 2,3 балла (Уровень мастерства) 0,7 балла (Уровень развития)

Студенты, посетившие от 60% до 80% занятий 1,4 балла (Уровень опыта) 0,4 балла (Владения не получены)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,001, различия между группами достоверны

Студенты, посетившие менее 60% занятий 0,6 балла (Уровень развития) 0,3 балла (Владения не получены)

Критерий Манн-Уитни P<0,05, r=0,765, различия между группами не достоверны

ЛИТЕРАТУРА

1. Буторин, В.В. Психологическая компетентность, как один из ключевых компонентов подготовки студентов вузов физической культуры / В.В. Буторин, А.А. Шугуров // Современные тенденции психолого-педагогического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом : материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Малаховка : МГАФК, 2020. - С. 43-50.

2. Качалова С.М., Технология контекстного обучения в практике вузовского обучения / С.М. Качалова // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. - 2009. - № 3. - С. 87-91.

3. Профессиональный стандарт «Тренер»// Министерство спорта РФ : [сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2017/12/ПС-Тренер-28.12.17-проект.pdf (дата обращения: 06.02.2021)

4. Шугуров А.А. Коэффициент сформированности психологической компетентности, как форма оценки и контроля результатов обучения / А.А. Шугуров, В.В. Буторин // Современные тенденции психолого-педагогического обеспечения занимающихся физической культурой и спортом : материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Малаховка : МГАФК, 2020. - С. 278-287.

REFERENCES

1. Butorin, V.V. and Shugurov, A.A. (2020), "The psychological competence as one of the key components of training students of universities of physical culture", Modern tendencies of psychological and pedagogical support of those who go in for physical culture and sports, materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation, MGAFK, pp. 43-50

2. Kachalova, S.M. (2009), "Technology of contextual learning in the practice of higher education", Bulletin of the Center for International Education of Moscow State University, philology, culturolo-gy, pedagogy, methodology, Moscow State University, No. 3, pp.87-91.

3. Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), Professional standard "Trainer", available at: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2017/12/nC-TpeHep-28.12.17-npoeKT.pdf (accessed: 06.02.2021).

4. Shugurov, A.A. and Butorin, V. V. (2020), "Coefficient of formation of psychological competence, as a form of evaluation and control of learning outcomes", Modern tendencies of psychological and pedagogical support of those who go in for physical culture and sports, materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation, MGAFK, pp. 278-287.

Контактная информация: a_shugurov@inbox.ru, but_vlad@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 378

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К ПОДДЕРЖАНИЮ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВФСК ГТО

Алексей Владимирович Шулаков, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Оганесовна Скворцова, кандидат педагогических наук, доцент, Алла Васильевна Русяй-

кина, старший преподаватель, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. В статье представлен комплекс условий, позволяющий через реализацию ВФСК ГТО решить задачи по увеличению количества студентов, занимающихся физической культурой, а также сформировать способность к поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. В качестве условий были определены следующие: внедрение в учебную и внеучебную деятельность компонентов ГТО; качественный подбор студентов для выполнения комплекса и преподавателей для подготовки; подготовки спортивной инфраструктуры; научное и методическое сопровождение; внешняя и внутренняя информационная составляющая, а также стимулирование студентов. Эффективность предложенных условий была подтверждена в процессе анализа деятельности преподавателей кафедры и количественных показателей выполнивших нормы ВФСК ГТО студентов. Цель исследования. Определить и апробировать комплекс условий, использование которых позволит успешно решить задачу по формированию у будущего специалиста способности к поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности в процессе реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Методика и организация исследования. В процессе исследования были применены теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых основными явились наблюдение и анализ. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты применения определенных условий, показали положительную динамику. Выводы. Таким образом, можно констатировать, что определенные условия позволяют не только увеличить количество студентов, занимающихся физической культурой, но и сформировать способность к поддержанию должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: условия, физическое воспитание, проект, ВФСК ГТО. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p388-393

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE ABILITY TO MAINTAIN THE PROPER LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF THE FUTURE SPECIALIST IN THE PROCESS OF IMPLEMENTING THE ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE AND SPORT COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Alexey Vladimirovich Shulakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svet-lana Oganesovna Skvortsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alla Va-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.