Научная статья на тему 'Апробация модели формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры в образовательном процессе вуза'

Апробация модели формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ САМБО / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА "СПОРТИВНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА" / FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF SAMBO-TRAINING METHODS / EDUCATIONAL DISCIPLINE "COMBAT SPORTS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич

В статье анализируется проблема формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры. В качестве теоретического обоснования решения данной проблемы предлагается разработанная автором модель. Описывается апробация данной модели через реализацию педагогических условий, предполагающих оптимизацию содержания учебной дисциплины «Спортивные единоборства», организацию обучения студентов в секции самбо, на курсах подготовки к сдаче раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО, использование активных и интерактивных методов обучения, а также развитие научно-исследовательской работы студентов в данном направлении. Сделаны ряд выводов, имеющих существенное значение для профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approbation of the model of formation of professional competence in the field of the technique of teaching sambo of future physical culture teachers in the educational process of the university

The article analyzes the problem of the formation of professional competence in the field of sambo training methods for a future physical education teacher. As a theoretical justification for solving this problem, a model developed by the author is proposed. The approbation of this model is described through the implementation of a set of pedagogical conditions that imply the optimization of the contents of the discipline “Combat Sports (Sambo)”, the organization of training for the students in the Sambo section, and the training courses for passing the section “Self-defense without weapons” at the “Ready and labor and defense” (RLD complex), using active and interactive teaching methods, as well as the development of research work of students in this direction. A number of conclusions are made that are essential for the training of the future physical education teachers.

Текст научной работы на тему «Апробация модели формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры в образовательном процессе вуза»

особенностями структуры и организации спортивной команды.

Если рассмотреть структуру профессиональных футбольных клубов, аналитический отдел ведет деятельность по съемке и видеоанализу игр и тренировок первой и второй команды, а также, возможно, команд академии. В рамках такой структуры возможные следующие этапы видеоанализа технико-тактических действий: подготовка видеооборудования, расстановка видеокамер; съемка (запись) соревновательной или тренировочной деятельности; подготовка видеофрагментов для анализа; анализ и обсуждение подготовленных видеоматериалов с тренерским штабом (главным тренером); просмотр и анализ видеофрагментов на теоретическом занятии совместно со спортсменами; индивидуальный анализ видеофрагментов с отдельными спортсменами.

Также направление видеоанализа во многом определяет выбор программно-технических средств создания и обработки видеоматериалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Видеоанализ является активно развивающимся направлением профессионального спорта и одним из инструментов реализации научных исследований в области физической культуры и спорта. Поскольку видеоанализ является достаточно новым инструментом в спорте, рассмотренные особенности его изучения способствуют общему развитию методологии видеоанализа в спорте: определению предмета, задач, методов и технологий. Что позволяет совершенствовать процессы практического применения видеоанализа в различных видах спорта и в научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Также приведенные особенности могут послужить основой для определения структуры и содержания учебного курса по видеоанализу в спорте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программно-аппаратный комплекс для видеоанализа движений спортсменов / О.А. Ду-дов, Б.Г. Лукьянов, В.С. Фетисов, Б.И. Шейко // Вестник УГАТУ Серия «Управление, вычислительная техника и информатика». - 2007. - Т. 9. - № 5 (23). - С. 64-70.

2. Фаткуллов И.Р. Обзор возможностей программ видеоанализа в спорте / И.Р. Фаткуллов, Л.Н. Фаткуллова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 280-283.

REFERENCES

1. Dudov, O.A., Lukyanov, B.G., Sheyko, B.I., Fetisov, V.S., (2007), "Soft hardware for tracing and analysis of sportsmen's movements", Vestnik USATU. Series "Management, computer engineering and Informatics", No. 5 (23). pp. 64-70.

2. Fatkullov, I.R., Fatkullova, L.N. (2018), "Review of opportunities of programs of the video analysis in sport", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 159. No. 5, pp. 280-283.

Контактная информация: rustem.miftakhov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 16.12.2019

УДК 796.077.5

АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ САМБО БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Алексей Николаевич Недосекин, аспирант, Елецкий государственный университет

им. И. А. Бунина

Аннотация

В статье анализируется проблема формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры. В качестве теоретического

обоснования решения данной проблемы предлагается разработанная автором модель. Описывается апробация данной модели через реализацию педагогических условий, предполагающих оптимизацию содержания учебной дисциплины «Спортивные единоборства», организацию обучения студентов в секции самбо, на курсах подготовки к сдаче раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО, использование активных и интерактивных методов обучения, а также развитие научно-исследовательской работы студентов в данном направлении. Сделаны ряд выводов, имеющих существенное значение для профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры.

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, профессиональная компетентность в области методики обучения самбо, учебная дисциплина «Спортивные единоборства».

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.210-215

APPROBATION OF THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF THE TECHNIQUE OF TEACHING SAMBO OF FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF

THE UNIVERSITY

Alexey Nikolaevich Nedosekin, the post-graduate student, Bunin Yelets State University

Abstract

The article analyzes the problem of the formation of professional competence in the field of sambo training methods for a future physical education teacher. As a theoretical justification for solving this problem, a model developed by the author is proposed. The approbation of this model is described through the implementation of a set of pedagogical conditions that imply the optimization of the contents of the discipline "Combat Sports (Sambo)", the organization of training for the students in the Sambo section, and the training courses for passing the section "Self-defense without weapons" at the "Ready and labor and defense" (RLD complex), using active and interactive teaching methods, as well as the development of research work of students in this direction. A number of conclusions are made that are essential for the training of the future physical education teachers.

Keywords: future teacher of physical culture, professional competence in the field of sambo-training methods, educational discipline "Combat Sports".

ВВЕДЕНИЕ

С древних времен единоборства служили действенным средством физического, спортивного, военно-прикладного и психологического воспитания подрастающего поколения. Во многих странах мира они включены в содержание обучения общего и высшего образования, Россия - не исключение. Среди большого количества единоборств одним из наиболее популярных видов в России является самбо. По данным Всероссийской федерации самбо, этим видом спорта в нашей стране занимаются около 300 тысяч человек из 80 регионов [1].

Сегодня самбо включено в содержание общего образования в разрезе урочной деятельности в рамках предметной области «Физическая культура», а также внеурочной деятельности и системы дополнительного образования, кроме того, данное содержание прослеживается в структуре нормативов ВФСК ГТО.

В то же время, если рассматривать самбо как средство физического воспитания подрастающего поколения, то можно с уверенностью констатировать, что этот вектор к настоящему дню не получил должного развития. В настоящее время в подавляющем числе вузов, осуществляющих подготовку бакалавров физкультурно-спортивных профилей подготовки, изучение единоборств ведется преимущественно на основе практического материала (изучается техника), а вопросы, рассматривающие методику обучения различных категорий учащихся, практически не освещаются. В этой связи актуальной научно-практической задачей является деятельность по формированию профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущего учителя физической культуры.

Профессиональная компетентность в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры - это система знаний, умений и опыта деятельности в области практики и методики обучения самбо, достаточная для эффективного решения профессиональных задач по обучению учащихся элементам самбо в рамках образовательной деятельности (урочная, внеурочная деятельность, подготовка к сдаче нормативов ВФСК ГТО) на уровнях общего образования. Структура профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры включает в себя моти-вационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты.

МЕТОДИКА

Для повышения эффективности образовательного процесса по формированию профессиональной компетентности в области методики обучения самбо будущего учителя физической культуры была разработана модель на основе научно-методических разработок А.А. Шахова [2], [3], Ю.А. Шулика [4].

Модель состоит из шести взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, содержательного, организационно-методического, критериально-оценочного и результативного.

Целевой блок содержит цель - формирование профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущих учителей физической культуры.

Методологический блок представлен подходами (личностным, аксиологическим, средовым, деятельностным, компетентностным, оптимизационным) и принципами (целостности, профессиональной целесообразности, соответствия содержания профессиональной подготовки будущих учителей требованиям общеобразовательной практики, ин-тегративности содержания педагогического образования, системности, сознательности и активности, самообразования и саморазвития, непрерывности образования, связи теории с практикой).

Содержательный блок является основой конструирования содержания проектируемой деятельности: оптимизация физкультурно-спортивного и методического содержания за счет увеличения объема учебного времени, отводимого на изучение методического содержания, при сохранении практической части физкультурно-спортивного содержания (самбо) за счет использования учебного времени, выходящего за рамки учебной деятельности.

Организационно-методический блок содержит соотношение видов, форм и методов обучения. Изменения затрагивают учебную деятельность, реализуемую в форме учебной дисциплины «Спортивные единоборства (самбо)», внеучебную деятельность в форме секции самбо, курсов подготовки к сдаче раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО, научно-исследовательскую деятельность в форме курсовых, дипломных работ, публикации статей, выступления на конференциях. Релевантными методами выступают проблемные, дискуссионные, проектные, игровые, кейс-стади, анализ конкретных ситуаций.

Критериально-оценочный блок содержит критерии и показатели сформированное™ профессиональной компетентности: аксиологический критерий: профессиональные мотивы и профессиональные ценности; гносеологический критерий: знания в области самбо, знания в области методики обучения самбо; праксеологический критерий: умения и навыки физкультурно-спортивной деятельности в области самбо, умения и навыки в области методики обучения самбо. Уровни сформированности профессиональной компетентности определены следующим образом: репродуктивный, продуктивный и продуктивно-творческий.

Результативный блок модели представляет собой описание результата: сформированная профессиональная компетентность в области методики обучения самбо у будущего учителя физической культуры.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

С целью обоснования и подтверждения возможности повышения качества процесса формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущих учителей физической культуры на основе внедрения в образовательный процесс разработанной модели был проведен педагогический эксперимент. Базой проведения эксперимента выступил институт физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина».

В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся по следующим направлениям подготовки: 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки: физическая культура и безопасность жизнедеятельности); 44.03.01. Педагогическое образование, профиль физическая культура) (3 курс). Студенты, обучающиеся на 3-м курсе в 2016/2017 учебном году, в количестве 19 человек, составили контрольную группу, обучающиеся на 3-м курсе в 2017/2018 учебном году, в количестве 20 человек, - экспериментальную группу.

Апробация модели формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо осуществлялась через реализацию педагогических условий, способствующих эффективной реализации данного процесса.

Первое педагогическое условие предполагает обеспечение оптимального сочетания физкультурно-спортивного и методического компонентов содержания обучения самбо. В качестве данной дисциплины в исследовании выступала учебная дисциплина «Спортивные единоборства (самбо)». До начала исследования в содержании дисциплины доминировал модуль «Основы самбо» (78% объема учебного материала), модуль «Методика обучения самбо» (12%) был представлен 4 часами аудиторных занятий. Безусловно, данного объема учебного материала недостаточно для формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущего учителя физической культуры.

Опираясь на проведенный анализ, учебный материал по рассматриваемой дисциплине был оптимизирован: 55% учебного времени отведено на изучение модуля «Основы самбо», 45% - на изучение модуля «Методика обучения самбо». Кроме того, было расширено содержание методического модуля следующими темами: «Содержание самбо в структуре учебного предмета «Физическая культура»», «Содержание внеурочной деятельности по самбо», «Урок физической культуры с элементами самбо», «Внеурочное занятие по самбо», «Методы обучения самбо на уроках физической культуры и занятиях по внеурочной деятельности», «Содержание раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО и методика обучения нормативам школьников».

Сформированность профессиональных компетенций анализировалась в процессе входного, текущего и итогового контроля. Большое количество часов, выделяемых на контроль (45 ч.) позволило подойти к данному виду деятельности системно. Текущий контроль осуществлялся в процессе практических занятий и подразумевал опрос учащихся в ходе контрольных вопросов, визуальной оценки технико-тактических действий, схваток, специальных упражнений. Также проводилась деловая игра «Соревнование по самбо» с последующим анализом ее итогов, а также осуществлялась защита рефератов. По каждому аспекту подготовленности студенту ставилась оценка, данные результаты учитывались при выставлении итоговой оценки за семестр и мотивировали студентов на системное освоение единоборств.

Понимая, что увеличение объема часов модуля «Методика обучения самбо» влечет за собой уменьшение объема часов физкультурно-спортивной составляющей, были предприняты ряд мер, чтобы оптимизация учебной дисциплины не приносила ущерб какой-либо составляющей ее содержания. На решение данной проблемы нацелены следующие два педагогические условия.

Вовлечение студентов в изучение самбо во внеучебной деятельности - второе педагогическое условие. В ходе апробации модели студентам были предложены

дополнительные занятия в секции самбо, которые проводились с учетом уровня подготовленности обучающихся. Кроме того, занятия в рамках секции включали в себя подготовку к сдаче раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО.

Помимо приведенной выше меры на минимизацию указанных рисков нацелено применение в качестве методического инструментария активных и интерактивных методов обучения, которые позволяют интенсифицировать процесс обучения, что и является третьим педагогическим условием. В разрезе настоящего исследования большим потенциалом обладает проблемный метод обучения, который позволяет сформировать продуктивное мышление в области методики обучения самбо у студентов. Также признается значимость использования дискуссионных методов обучения: дискуссий, мозговых штурмов, экспертных оценок. Тренинговые методы способствуют формированию профессиональной мотивации и профессиональных ценностей, ориентируют студентов на занятия самбо во внеучебной деятельности. Игровые методы позволяют сформировать умения и навыки в судейской и соревновательной деятельности, например, посредством деловой игры «Соревнование по самбо». Метод анализа конкретных ситуаций рассчитан на разборы конкретных случаев. Его можно применять при обучении самбо и методике его обучении. Метод кейс-стади позволяет в эвристической форме освоить студентам умения и навыки разработки программно-методических материалов по преподаванию самбо в формате урочной и внеурочной деятельности. Метод проектов с успехом может организовать самостоятельную деятельность обучающихся.

Четвертое педагогическое условие - активизация научно-исследовательской деятельности студентов в области методики обучения самбо. Выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, научные изыскания в области спортивной борьбы позволили студентам повысить свой багаж специальных знаний, творчески отнестись к преподаванию самбо и своему спортивному совершенствованию.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе педагогического эксперимента было установлено, что динамика сформиро-ванности профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущих учителей физической культуры контрольной группе составила 15,8%: по результатам итогового контроля продуктивный уровень показали 31,6% студентов, что на 10,5% выше, чем было зафиксировано по результатам входного контроля; продуктивно-творческий уровень выявлен у 5,3% студентов (на констатирующем этапе эксперимента он составил 0,0%).

В экспериментальной группе положительная динамика составила 60,0%. Формирующий этап эксперимента позволил увеличить долю студентов, демонстрирующих продуктивный уровень сформированности профессиональной компетентности, на 50,0% (констатирующий этап - 30,0%, формирующий этап - 80,0%); а также долю студентов, у которых выявлен продуктивно-творческий уровень, на 10,0% (по результатам входного контроля она составила 0,0%).

На основе применения ^критерий Стьюдента для связных выборок удалось установить, что изменения, зафиксированные в контрольной группе, статистически незначимы, а изменения, выявленные в экспериментальной группе, статистически значимы на уровне р=0,001.

Более высокие результаты представителей экспериментальной группы можно объяснить рядом обстоятельств. Методика обучения студентов экспериментальной группы опиралась на современные исследования как нормативно-правового аспекта изучения единоборств профессиональными кадрами, их культивирования в качестве средств физического воспитания среди различных слоев населения, анализа новых тенденций развития самбо в России, так и научно-методические наработки теории и методики обучения единоборствам.

ВЫВОДЫ

Таким образом, рассмотренные выше педагогические условия детерминированы необходимостью оптимизировать и интенсифицировать процесс формирования профессиональной компетентности в области методики обучения самбо у будущих учителей физической культуры. Данные педагогические условия задействуют учебную деятельность в виде учебной дисциплины «Спортивные единоборства (самбо)», внеучебную деятельность в виде функционирования секции самбо, научно-исследовательскую деятельность студентов в виде написания курсовых, выпускных квалификационных работ, публикаций статей, выступлений на конференциях, а также требуют применения активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, С. В. Анализ развития самбо в Российской Федерации (в цифрах и фактах) / С. В. Елисеев // XV международная научно-практическая конференция, посвященная памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича «Интеграция науки и практики в единоборствах» РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК), г. Москва, 19 февраля 2016 г. - Москва, 2016. - С. 10-14.

2. Шахов, А. А. Дзюдо в школе. Теория и методика обучения / А. А. Шахов. - Саарбрюккен, Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 226 с.

3. Шахов, А. А. Дзюдо на уроках физической культуры в общеобразовательной школе / А. А. Шахов. - Елец : [б.и.], 2008. - 217 с.

4. Дзюдо. Система и борьба : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, В.М. Невзоров, Ю.М. Схаляхо. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 800 с.

REFERENCES

1. Eliseev, S. V. (2016), "Analysis of the development of sambo in the Russian Federation (in figures and facts)", XV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of professor, ZMS, USSR ZT Chumakov Yevgeny Mikhailovich "Integration of science and practice in martial arts", SCOLIPE, Moscow, February 19, 2016. Moscow, pp. 10-14.

2. Shakhov, A. A. (2011), Judo at school. Theory and methods of teaching, Lap Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, Germany.

3. Shakhov, A.A. (2008), Judo at the lessons of physical culture in a comprehensive school, Yelets.

4. Shulika, Yu.A., Koblev, Ya.K., Nevzorov, V.M. and Shkhalyakho, Yu.M. (2006), Judo. System and struggle: a textbook for sports schools, sports faculties of pedagogical institutes, technical schools of physical culture and schools of the Olympic reserve, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: trenerx@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2019

УДК 796.966

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК

ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Виталий Юрьевич Бодров, аспирант, Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета

Аннотация

Цель исследования - определить величины и годовой объем тренировочных нагрузок юных хоккеистов 10-12 лет. В статье изложены актуальные направления по видам подготовки юных хоккеистов, и рассмотрена проблема индивидуализации тренировочных нагрузок, исходя из принятых в отечественной спортивной физиологии зон мощности, в которых выполняются те или иные физические упражнения. Задачи исследования:

1. Изучение практических материалов тренеров спортивных школ и школ олимпийского резерва по данному виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.