Научная статья на тему 'Структура, содержание, уровни и Индикаторы сформированности управленческой компетентности спортивных тренеров'

Структура, содержание, уровни и Индикаторы сформированности управленческой компетентности спортивных тренеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНЕР / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНЕРА / MANAGERIAL COMPETENCE / PROFESSIONAL TRAINING / COACH / MANAGERIAL ACTIVITY OF THE TRAINER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бернина Юлия Сергеевна

Данная статья посвящена проблеме формирования управленческой компетентности у студентов будущих спортивных тренеров. Раскрыты структурно-содержательные характеристики управленческих компетенций, впервые сформулированы уровни и индикаторы их сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бернина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure, contents, levels and indicators of the formation of management competence of sports coaches

This article is devoted to the problem of formation of managerial competence among the students future sports coaches. The structural and informative characteristics of managerial competencies are disclosed, the levels and indicators of their formation are formulated for the first time.

Текст научной работы на тему «Структура, содержание, уровни и Индикаторы сформированности управленческой компетентности спортивных тренеров»

ЛИТЕРАТУРА

1. Токарева, А.В. Физическая культура для студентов специальной медицинской группы : учебное пособие / А.В. Токарева ; С. Петерб. гос. архитектурно-строит. ун-т. - СПб. : [б.и.], 2016. -140 с.

2. Шамрай, С.Д. Воспитание физической культуры студентов вуза традиционно-прикладной направленности : монография / С. Д. Шамрай, И. В. Кивихарью. - СПб. : Высшая школа народных искусств, 2018. - 178 с.

REFERENCES

1. Tokareva A.V. (2016), Physical culture for students of a special medical group: study guide, St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg.

2. Shamray, S.D. and Kivikharyu, I.V. (2018), Education of physical culture of university students traditionally applied orientation, Higher School of Folk Arts (Academy), St. Petersburg.

Контактная информация: anna_pria@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.077.5

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, УРОВНИ И ИНДИКАТОРЫ

СФОРМИРОВАННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ

Юлия Сергеевна Бернина, ведущий специалист Центр спортивной подготовки сборных команд России (ФГБУ «ЦСП»), Москва

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме формирования управленческой компетентности у студентов - будущих спортивных тренеров. Раскрыты структурно-содержательные характеристики управленческих компетенций, впервые сформулированы уровни и индикаторы их сформированности.

Ключевые слова: управленческая компетентность, профессиональная подготовка, тренер, управленческая деятельность тренера.

STRUCTURE, CONTENTS, LEVELS AND INDICATORS OF THE FORMATION OF MANAGEMENT COMPETENCE OF SPORTS COACHES Yuliya Sergeevna Bernina, the leading specialist,

The Federal Training Sport Center of the representative teams of Russia, Moscow

Annotation

This article is devoted to the problem of formation of managerial competence among the students -future sports coaches. The structural and informative characteristics of managerial competencies are disclosed, the levels and indicators of their formation are formulated for the first time.

Keywords: managerial competence, professional training, coach, managerial activity of the trainer.

В условиях перехода российской системы высшего образования на новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) перед образовательными организациями ставится задача самостоятельного выбора содержания образования и перечня формируемых профессиональных компетенций, соответствующих направлению подготовки, профессиональному стандарту (при наличии), а также социальному заказу - требованиям рынка труда и потенциальных работодателей.

Формирование профессиональной компетентности должно базироваться на понимании сущностных и структурных характеристик компетенций, входящих в её состав.

Анализ ФГОС ВО (3++) по направлениям подготовки «Физическая культура» 49.03.01 [1] (бакалавриат), 49.04.01 [2] (магистратура), «Спорт» 49.04.01 [3] (магистратура), профессионального стандарта «Тренер» и данных, полученных в ходе исследования

профессиональной деятельности спортивных тренеров [4, 5], позволяет нам сформулировать перечень профессиональных компетенций, необходимых вышеуказанным специалистам для успешной реализации управленческой деятельности:

- способен планировать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов на различных этапах спортивной подготовки;

- способен организовать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов, деятельность физкультурно-спортивной организации, спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- владеет способами учета, обработки и анализа результатов тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов и иной деятельности физкультурно-спортивной организации;

- владеет методами контроля и коррекции тренировочного процесса, соревновательной деятельности, уровня физической, технической, тактической, психологической и пр. подготовленности спортсменов.

В структуре любой компетенции специалисты выделяют мотивационно-ценност-ный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты [6]. Данной характеристикой мы придерживались при разработке индикаторов сформированное™ управленческих компетенций студентов - будущих спортивных тренеров.

При отборе необходимых уровней сформированности, мы разделяем мнение И.Е. Сарафановой [7], выделяя низкий (пороговый), средний (базовый) и высокий уровни.

Исходя из того, что главным показателем (индикатором) сформированности профессиональных компетенций у выпускника является выполнение им конкретной трудовой функции [8], в основу сформулированных нами содержательных характеристик компонентов и уровней сформированности управленческих компетенций будущих спортивных тренеров легли результаты проведенных исследований [4, 5], контент-анализ профессионального стандарта «Тренер» [9], должностных инструкций и методических рекомендаций по реализации программ спортивной подготовки [10] и проведению аттестации тренеров[11]. Фрагмент разработанных показателей сформированности управленческих компетенций будущих спортивных тренеров представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Индикаторы и уровни сформированности управленческой компетентности спортивного тренера_

Уровень Индикаторы уровня сформированности компонентов компетенции

Когнитивный | Операционно-деятельностный

УК-1 - способен планировать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов на различных этапах спортивной подготовки

Низкий Обладает общими, неструктурированными знаниями о закономерностях физического воспитания и спортивной подготовки Способен в общих чертах разработать «типовой план» (воспроизвести алгоритм) тренировочного занятия, цикла занятий

Средний Знает комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий Может испытывать затруднения в разработке текущих и перспективных планов подготовки спортсменов, соответствующих целям, задачам и планируемым результатам подготовки

Высокий Обладает системными знаниями о режимах тренировочных воздействий, сенситивных периодах развития физических качеств, рекомендуемых объёмах тренировочных и соревновательных нагрузок Самостоятельно разрабатывает тренировочные планы, планы соревнований, программы предсо-ревновательной подготовки в соответствии с основными положениями теории и методики физического воспитания и спортивной подготовки

УК-2 - способен организовать тренировочно-соревновательную деятельность спортсменов, деятельность физ-культурно-спортивной организации, спортивные и спортивно-оздоровительные мероприятия

Низкий Обладает поверхностными знаниями о способах и формах организации занимающихся, правилах избранного вида спорта и техники безопасности В простой и доступной форме разъясняет суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, правила проведения спортивной / подвижной игры, использовании спортивного инвентаря; испытывает затруднения в организации занимающихся на занятии

Уровень Индикаторы уровня сформированности компонентов компетенции

Когнитивный Операционно-деятельностный

Средний Знания о требованиях, предъявляемых к организации подготовки спортивного резерва достаточно глубокие, но наблюдаются затруднения в их применении Использует стереотипные действия по организации тренировочно-соревновательной деятельности, базовые формы организации занимающихся на занятии; с помощью преподавателя, способен подобрать методы и средства, соответствующие целям и задачам тренировки; способен поддерживать дисциплину во время тренировочно-соревновательного процесса

Высокий Проявляет разносторонние системные знания о содержании спортивной подготовки спортсменов на различных этапах подготовки и требованиях, предъявляемых к организации подготовки спортивного резерва, осуществляющим спортивную подготовку Самостоятельно ставит двигательную задачу в конкретной форме с наглядным объяснением, образцово и наглядно показывает выполнение упражнения; применяет верные алгоритмы действий для обеспечения безопасности занимающихся; проявляет творческий подход к организации тренировочного процесса, физкультурно-спортивных мероприятий и соревнования с контингентом различного пола, возраста и уровня подготовленности

УК-3 - владеет способами учёта, обработки и анализа результатов тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов и иной деятельности физкультурно-спортивной организации

Низкий В общих чертах знаком с алгоритмом ведения учётно-отчетной документации Не способен самостоятельно вести учётно-отчёт-ную документацию по реализации программ спортивной подготовки

Средний Обладает базовыми знаниями об основных режимах и параметрах тренировочной работы, порядке ведения учётно-отчётной документации Ведёт учёт достижений занимающихся; способен провести первичную обработку результатов контрольных тренировок, соревнований; допускает ошибки в анализе результатов тренировочно-соревновательной деятельности спортсменов

Высокий Свободно владеет знаниями о медицинских, возрастных и психофизических требованиях к лицам, проходящим спортивную подготовку; содержании и соотношении объемов тренировочного процесса и соревновательной деятельности по видам подготовки на различных этапах спортивной подготовки Самостоятельно разрабатывает и использует формы учёта и анализа результатов тренировочного процесса, соревновательной деятельности, индивидуальных достижений спортсменов; способен провести анализ средовых факторов мест проведения

УК-4 - способен осуществлять контроль и коррекцию тренировочно-соревновательной деятельности, уровня физической, технической, тактической, психологической, функциональной подготовленности спортсменов

Низкий Имеет общее представление о базовых формах педагогического контроля Применяет «интуитивные» формы педагогического контроля действий и физического состояния занимающихся

Средний Знает методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся, но их применение не всегда соответствует поставленной задаче С помощью преподавателя способен применить формы оперативного, текущего контроля; использует существующую систему нормативов и методик контроля физической подготовленности

Высокий Владеет системными знаниями методик комплексной оценки состояний спортсменов. Знает основы биомеханики, физиологии, гигиены спорта, содержание и соотношение объёмов тренировочного процесса по видам и этапам спортивной подготовки Свободно применяет различные формы текущего и этапного контроля физической подготовленности; самостоятельно, верно, подбирает методы медико-биологического, психологического и педагогического контроля; применяет контрольно-измерительные приборы

Мы полагаем, что использование комплексного анализа показателей, компонентов и уровней сформированности компетенций позволит адекватно оценить сформированность управленческой компетентности у будущих спортивных тренеров. Результаты оценки будут представлены в последующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.09.2017 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» // URL :

http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.09.2017 № 944 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

- магистратура по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура» // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203 ++/Mag/490401_M_3_31102017.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.09.2017 № 947 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования

- магистратура по направлению подготовки 49.04.03 Спорт» // URL : http://fgosvo.ru/upload-files/FGOS%20VO%203++/Mag/490403_M_3_02112017.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

4. Степанова, О.Н. Ведущие трудности профессиональной деятельности тренеров по лыжным гонкам / О.Н. Степанова, Ю.С. Бернина // Наука и школа. - 2013. - № 2. - С. 136-139.

5. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О.Н. Степанова, А.С. Махов, Е.Н. Латушкина, Ю.С. Бернина // Теория и практика физической культуры.

- 2016. - № 3. - С. 66-68.

6. Баженова, К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников : дис. ... канд. пед. наук / Баженова К.А. - Красноярск, 2009. - 197 с.

7. Сарафанова, И.Е. Оценка сформированности организационно-управленческой компетентности менеджера / И.Е. Сарафанова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2.

- № 2. - С. 205-209.

8. Галимзянов, Х.М. Формирование и оценка компетенций в процессе освоения образовательных программ ФГОС ВО : научно-методическое пособие / Х.М. Галимзянов, Е.А. Попов, Ю.А. Сторожева ; Астраханский мед. ун-т. - Астрахань : [б.и.], 2017. - 74 с.

9. Приказ Министерства труда Российской федерации от 07.04.2014 № 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер» // URL : http://fgosvo.ru/uploadfiles/prof-standart/05.003.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

10. Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации: письмо Министерства спорта Российской федерации от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 // URL : https://www.minsport.gov.ru/upload/docs/metodirekomendac12052014.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

11. Методические рекомендации по проведению аттестации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку. Письмо Министерства спорта РФ от 14.10.2015 №ВМ-04-10/6609 // URL : http://www.minsport.gov.ru/2015/doc/Pismo141015.pdf (дата обращения: 25.04.2019).

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), On Approval of the Federal State Educational Level of Higher Education - Bachelor of Apprenticeship Training 49.03.01 Physical Culture, no. 940, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203 ++/Bak/490301_B_3_0102017.pdf (accessed: 25 April 2019).

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), On Approval of the Federal State Educational Level of Higher Education - Magistracy in Personnel Training 49.04.01 Physical Education, no. 944, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Mag/490401_M_3_31102017.pdf (accessed: 25 April 2019).

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), On Approval of the Federal State Educational Level of Higher Education - Master's Degree Course on Personnel Training 04.04.03 Sport, no. 947, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%20VO%203++/Mag/490403_M_3_02112017.pdf (accessed: 25 April 2019).

4. Bernina, Yu.S. and Stepanova, O.N. (2013), "The leading difficulties of the professional activities of the coaches in cross-country skiing", Science and School, No. 2, pp. 136-139.

5. Stepanova, О.№, Makhov, A.S. and Bernina, Yu.S. (2016), "Coach's management activities: types, objects, performance criteria", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 66-68.

6. Bazhenova, K.A. (2009), Formation of organizational and managerial competence of teachers

- leaders of research activities of schoolchildren, dissertation, Krasnoyarsk.

7. Sarafanova, I.E. (2012), "Assessment of the development of managerial competence of a manager", Yaroslavl Pedagogical Gazette, No. 2, Vol. 2, pp. 205-209.

8. Galimzyanov, Kh.M., Popov, E.A. and Storozhevа, Yu.A. (2017), Formation and assessment of competences in the process of mastering educational programs of the Federal State Educational Standards of Higher Education: scientific and methodological manual, Astrakhan.

9. Order of the Ministry of Labor of Russia dated (2014), On approval of the professional standard "Coach", no. 193n, available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (accessed 25 April 2019).

10. Letter of the Ministry of Sport of the Russian Federation (2014), Recommendations for the certification of coaches engaged in sports training, no. ВМ-04-10/2554, available at: https://www.min-sport.gov.ru/upload/docs/ metodirekomendac12052014.pdf (accessed: 25 April 2019).

11. Letter of the Ministry of Sports of the Russian Federation (2015), Guidelines for the certification of coaches engaged in sports training, no. ВМ-04-10/6609, available at: http://www.min-sport.gov.ru/2015/doc/ Pismo141015.pdf (accessed: 25 April 2019).

Контактная информация: yuliyabernina@gmail.com

Статья поступила в редакцию 03.05.2019

УДК 796.077.5

ПОЛИАТЛОН КАК ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И

СПОРТ

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Елена Павловна Скворцова, аспирант, Сергей Викторович Ботяев, аспирант, Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, г. Петропавловск, Казахстан

Аннотация

В статье рассматривается проблема спортивной специализации студентов бакалавров специальности физическая культура и спорт. Выявляется, какое влияние оказывает на процессы формирования профессиональных компетенций у студентов бакалавров, специализация полиатлон. Проведен анализ и сравнение результатов успеваемости по всем дисциплинам учебного плана бакалавриата, а также результатов всех видов педагогических практик, между студентами спортивной специализации полиатлон и студентами занимающимися другими видами спорта или не определившихся со спортивной специализацией.

Ключевые слова: полиатлон, профессиональные компетенции, физическая культура и спорт, студент-бакалавр.

POLYATHLON AS EFFECTIVE DIRECTION IN BACHELORS' TRAINING TO THE PHYSICAL CULTURE AND SPORT SPECIALITY

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogic sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Elena Pavlovna Skvortsova, the post-graduate student, Sergey Viktorovich Botyaev, the post-graduate student, M. Kozybayev North Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan

Annotation

The article deals with the problem of sports specialization of undergraduate students of the physical education and sports specialty. It revealed how polyathlon specialization influences on the processes of formation of professional competences from students of bachelors. The analysis and comparison of the results of academic performance in all subjects of the undergraduate curriculum, as well as the results of all types of pedagogical practices, between the students of the sports specialization polyathlon and students, engaged in other sports or those not defined with sports specialization, has been undertaken.

Keywords: polyathlon, professional competence, physical culture and sport, bachelor student.

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы совершенствования учебного процесса студентов бакалавров на различных направлениях подготовки наверно наиболее дискутируемая тема в печатных изданиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.