Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РОЛЕВАЯ ИГРА / КЕЙС-ЗАДАЧА / ДИСКУССИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шугуров Александр Александрович, Буторин В.В.

В статье мы рассмотрели методику интерактивно-комплексного обучения, основанную на системном, аспектном, эмпирическом, прагматическом, научном, деятельностном и компетентностном подходах и концепции контекстного обучения, направленную на формирование психологической компетентности у студентов вузов физической культуры в процессе подготовки их к тренерской деятельности. Целью работы является представить интерактивно-комплексную методику, направленную на развитие психологической компетентности у студентов вузов по направлению подготовки бакалавров 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт», а также обеспечивающую повышение мотивации и интереса к образовательному процессу обучающихся высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шугуров Александр Александрович, Буторин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF INTERACTIVE-INTEGRATED TRAINING, FOR THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS OF UNIVERSITIES OF PHYSICAL CULTURE

In this article, we have considered the method of interactive-integrated training as the most effective way to form psychological competence in students of higher education institutions of physical culture, in the process of preparing them for coaching. The methodological goal of our work is to show an interactive and complex methodology aimed at developing psychological competence among university students in the bachelor’s degree programs 49.03.01 ”Physical Culture” and 49.03.04 ”Sport”, as well as providing increased motivation and interest in the educational process of students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

MESSAGES OF YOUNG SCIENTISTS

УДК 378.1 DOI 10.47475/2500-0365-2021-16420

ББК Б93

МЕТОДИКА ИНТЕРАКТИВНО-КОМПЛЕКСНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А. А. Шугуров, В. В. Буторин

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Россия

В статье мы рассмотрели методику интерактивно-комплексного обучения, основанную на системном, аспектном, эмпирическом, прагматическом, научном, деятельностном и компетентностном подходах и концепции контекстного обучения, направленную на формирование психологической компетентности у студентов вузов физической культуры в процессе подготовки их к тренерской деятельности. Целью работы является представить интерактивно-комплексную методику, направленную на развитие психологической компетентности у студентов вузов по направлению подготовки бакалавров 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.04 «Спорт», а также обеспечивающую повышение мотивации и интереса к образовательному процессу обучающихся высших учебных заведений.

Ключевые слова: методика, интерактивное обучение, компетенция, компетентность, компетент-ностный подход, ролевая игра, кейс-задача, дискуссия, тренинг.

Введение. Одной из актуальных задач образовательного процесса в высшем учебном заведении является разработка педагогических средств, направленных на формирование профессиональных компетенций, а также критериев, индикаторов контроля и оценки достижений запланированных результатов сформированности компетентности.

Актуальность методики интерактивно-комплексного обучения позволяет сформировать у студента умения выявлять, анализировать и решать практические ситуации из будущей профессиональной деятельности, находить оптимальные пути их решения, используя информацию из различных источников, а также применять ее для решения проблемных задач непосредственно на практике.

Цель исследования — разработать и апробировать методику интерактивно-комплексного обучения.

Задачи исследования:

1. Проанализировать уровень сформирован-ности психологической компетентности у будущих тренеров.

2. Разработать комплекс из наиболее эффективных форм образовательного процесса.

3. Апробировать методику на студентах

3-го курса в рамках учебной дисциплины. Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, тестирование, педагогической эксперимент.

Результаты и их обсуждение. Целью настоящей работы является разработка и апробация методики «интерактивно-комплексного обучения», направленной на формирование психологической компетентности у будущих тренеров, обучающихся по направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профиль «избранные виды спорта». Исследование проводилось в период с 1 сентября 2019 года по 01 января 2021 года у 97 студентов 3-го курса.

Авторами разработана и апробирована методика интерактивно-комплексного обучения, позволяющая успешно сформировать не только знани-евый компонент компетенций, а также умения и владения. В рамках методики с целью реализации содержания рекомендуются следующие организационные формы образовательного процесса:

Лекционные занятия: в провокационной и проблемной форме; пресс-конференция; беседа;

визуализация; дискуссия; консультация одиночная и групповая, с применением техники обратной связи и с разбором практических ситуаций, встречающихся в деятельности тренера.

Практические занятия: интерактивные методы обучения, использование и анализ аудио- и видеоматериалов; практические задачи, кейс-методы; разбор различных ситуаций из практической деятельности участника; ролевые игры (в том числе с анализом видеозаписей); групповая дискуссия; тестирование, экзамен с последующим анализом результатов и другие. Организация занятий должна проходить таким образом, чтобы в процессе освоения каждой отдельной компетенции вначале давался теоретический материал, направленный на формирование знаниевого компонента, а затем создавался практическая ситуация, в которой формируются умения, предусмотренные этой компетенцией, и проверяется правильность её выполнения. Решение таких ситуаций посредствам интеракции позволяют лучше сформировать как теоретическую, так и практическую составляющую каждой отдельной компетенции [1; 2; 4].

Помимо этого, в нашей методике мы сделали акцент на обучении студентов аутогенной, иде-омоторной и психорегуляционной тренировок, посредством тренинга, что, согласно профессиональному стандарту, является необходимым условием для полноценного формирования психологической компетентности будущего тренера [3; 6].

Для оценки ее сформированности у студентов вузов физической культуры был применён коэффициент сформированности психологической компетентности [5].

В связи с тем, что результативность применяемой методики зависит в том числе и от посещаемости студентами занятий, мы разделили контрольную и экспериментальную группы на 3 категории по критерию количества посещенных студентом занятий. В первую категорию мы отобрали студентов, присутствующих на менее чем 50 % занятий. Во вторую категорию мы отобрали студентов, которые посетили от 50 до 80 % занятий. В третью категорию попали студенты, которые присутствовали на более чем 80 % занятий. В таблице представлены средние баллы сформи-рованности каждого отдельного компонента компетенций у контрольной и экспериментальной группы до и после эксперимента, необходимых будущему тренеру.

По итогам эксперимента мы пришли к выводу, что у студентов, обучающихся по методике интерактивно-комплексного обучения, посетивших чем 50 % занятий, сформированность учений и навыков, необходимых для психологической компетентности, на 60 % лучше, чем у студентов, обучающихся по лекционно-семинарской системе обучения, построенной на основе знаниево-ори-ентированного подхода.

Выводы и заключение. Разработанная и апробированная методика интеративно-комплексно-го обучения позволяет успешно сформировать не только знаниевый компонент, но и умения и владения по каждой компетенции в отдельности, совокупность которых определяет психологическую компетентность у студентов вуза физической культуры направлений подготовки 49.03.01. «Физическая культура».

Коэффициент сформированности отдельных компонентов компетенций

до и после эксперимента

Группа Контрольная Экспериментальная

До эксперимента

Средний уровень знаний компетентности 0,8 балла (Уровень развития) 0,7 балла (Уровень развития)

Средний уровень умений компетентности 0,1 балла (Умения не получены) 0,1 балла (Умения не получены)

Средний уровень владений компетентности 0,1 балла (Владения не получены) 0,1 балла (Владения не получены)

Критерий Манна — Уитни Р < 0,05, г = 0,461, различия между группами не достоверны

После эксперимента

Средний уровень знаний психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80 % занятий 2,6 балла (Уровень мастерства) 2,4 балла (Уровень мастерства)

Студенты, посетившие от 60 % до 80 % занятий 2,0 балла (Уровень мастерства) 1,9 балла (Уровень опыта)

Студенты, посетившие менее 60 % занятий 0,8 балла (Уровень развития) 0,7 балла (Уровень развития)

Критерий Манн-Уитни Р < 0,05, г = 0,784, различия между группами не достоверны

Средний уровень умений психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80 % занятий 2,3 балла (Уровень мастерства) 1,6 балла (Уровень опыта)

Студенты, посетившие от 60 % до 80% занятий 1,9 балла (Уровень опыта) 1,4 балла (Уровень опыта)

Критерий Манн-Уитни Р < 0,05, г = 0,001, различия между группами достоверны

Студенты, посетившие менее 60 % занятий 0,7 балла (Уровень развития) 0,4 балла (Умения не получены)

Критерий Манн-Уитни Р < 0,05, г = 0,865, различия между группами не достоверны

Средний уровень владений психологической компетентности

Студенты, посетившие более 80% занятий 2,3 балла (Уровень мастерства) 0,7 балла (Уровень развития)

Студенты, посетившие от 60% до 80% занятий 1,4 балла (Уровень опыта) 0,4 балла (Владения не получены)

Критерий Манн-Уитни Р < 0,05, г = 0,001, различия между группами достоверны

Студенты, посетившие менее 60 % занятий 0,6 балла (Уровень развития) 0,3 балла (Владения не получены)

Критерий Манн-Уитни Р < 0,05, г = 0,765, различия между группами не достоверны

Список литературы

1. Буторин, В. В. Психологическая компетентность, как один из ключевых компонентов подготовки студентов вузов физической культуры / В. В. Буторин, А. А. Шугуров // Материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Малаховка, 2020. — С. 43—50.

2. Иванов, В. Д. Психофизиологические и психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студента / В. Д. Иванов, З. И. Матина, Р. Т. Хадиева // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4 (333). — С. 131—137.

3. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учеб-

ных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск, 2015. — С. 31—34.

4. Качалова, С. М., Технология контекстного обучения в практике вузовского обучения / С. М. Качалова // Вестник центра международного образования МГУ, филология, культурология, педагогика, методика. — 2009. — № 3. — С. 87—91.

5. Шугуров, А. А. Коэффициент сформиро-ванности психологической компетентности, как форма оценки и контроля результатов обучения /

А. А. Шугуров, В. В. Буторин // Материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Малаховка, 2020. — С. 278—287.

6. Профессиональный стандарт «Тренер» // Министерство спорта РФ. — URL: https://minsport. gov.ru/function/wp-content/ uploads/ 2017/12/ ПС-Тренер- 28Л2Л7-проект.pdf

Поступила в редакцию 03 июня 2021 г.

Для цитирования: Шугуров, А. А. Методика интерактивно-комплексного обучения по формированию психологической компетентности у студентов вузов физической культуры / А. А. Шугуров, В. В. Буторин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 4. — С. 135—139.

Сведения об авторах

Шугуров Александр Александрович — аспирант 2-го года обучения, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Россия. ORCID: 0000-0002-0668-8155 Author ID: 1100117 E-mail: ashugu-rov@inbox.ru

Буторин Владимир Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент, кафедры педагогики и психологии, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка, Россия. ORCID: 0000-00023108-7175. Author ID: 760292. E-mail: but_vlad@list.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2021, vol. 6, no. 4, pp. 135—139.

The method of Interactive-integrated training, for the formation of psychological competence in students of universities of physical culture

Shugurov A.A.1, Butorin V.V.2

1 Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Russia. a_shugurov@inbox.ru

2 Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka, Russia. but_vlad@list.ru

In this article, we have considered the method of interactive-integrated training as the most effective way to form psychological competence in students of higher education institutions of physical culture, in the process of preparing them for coaching. The methodological goal of our work is to show an interactive and complex methodology aimed at developing psychological competence among university students in the bachelor's degree programs 49.03.01"Physi-cal Culture" and 49.03.04"Sport", as well as providing increased motivation and interest in the educational process of students of higher educational institutions.

Keywords: methodology, interactive training, competence, competence, competence-based approach

References

1. Butorin V.V., Shugurov A.A. Psihologicheskaya kompetentnost, kak odin iz klyuchevyih komponentov podgotovki studentov vuzov fizicheskoy kulturyi [Psychological competence as one of the key components of training students of universities of physical culture]. Materialyi II vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Malahovka, 2020. Pp. 43—50. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Matina Z.I., R.T. Hadieva R.T. Psihofiziologicheskie i psihologo-pedagogicheskie osnovyi organizatsii uchebnoy deyatelnosti studenta

[Psychophysiological and psychological-pedagogical foundations of the organization of student's educational activities]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2014, no. 4 (333), pp. 131—137. (In Russ.).

3. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovanie zdorovesberegayuschey kompetentnosti studentov vyisshih uchebnyih obrazovatelnyih uchrezhdeniy [Formation of health-saving competence of students of higher educational institutions]. Aktualnyie problemyi i perspektivyi teorii i praktiki fizicheskoy kulturyi, sporta, turizma i dvigatelnoy rekreatsii v sovremennom mire [Actual problems and prospects of the theory and practice of physical culture, sports,

tourism and motor recreation in the modern world]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31—34. (In Russ.).

4. Kachalova S.M., Tehnologiya kontekstnogo obucheniya v praktike vuzovskogo obucheniya [Technology of contextual learning in the practice of university education]. Vestnik tsentra mezhdunarodnogo obrazovaniya Moscow State University, filologiya, kulturologiya, pedagogika, metodika [Bulletin of the Center for International Education of Moscow State University, philology, cultural studies, pedagogy, methodology], 2009, no. 3, pp. 87—91. (In Russ.).

5. Shugurov A.A., Butorin V.V/ Koeffitsient sformirovannosti psihologicheskoy kompetentnosti,

kak forma otsenki i kontrolya rezultatov obucheniya [Coefficient of formation of psychological competence as a form of assessment and control of learning outcomes]. Materialyi II vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnyim uchastiem [Materials of the II All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Malahovka, 2020. Pp. 278—287. (In Russ.).

6. Professionalnyiy standart «Trener» [Professional standard "Trainer"]. Ministerstvo sportaRF [Ministry of Sports of the Russian Federation]. Available at: https://minsport.gov.ru/function/wp-content/ uploads/ 2017/12/ PS-Trener- 28.12.17-proekt.pdf (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.