Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПЕДАГОГИКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПЕДАГОГИКА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ДИСЦИПЛИНЕ / МЕТОДЫ / СРЕДСТВ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дранюк Оксана Ивановна, Хорошавина Екатерина Леонидовна

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования компетенции социального взаимодействия у студентов университета физической культуры. Выявлены особенности методики формирования компетенции социального взаимодействия у студентов в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика». Представлены результаты педагогического эксперимента по формированию у студентов компетенции социального взаимодействия. Сделано заключение о том, что организация командной работы по решению проблемных задач в ходе применения педагогом активных методов, приемов обучения способствовали формированию у студентов интеллектуального и поведенческого компонентов данной компетенции. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе по педагогическим дисциплинам в вузах физической культуры, училищах олимпийского резерва и колледжах физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дранюк Оксана Ивановна, Хорошавина Екатерина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION AMONG THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE DISCIPLINE "PEDAGOGY"

The article reveals the urgency of the problem of forming the competence of social interaction among students of the University of Physical Education. The peculiarities of methodology for the formation of the competence of social interaction among students in the educational process in the discipline “Pedagogy” are revealed. The results of a pedagogical experiment on the formation of the competence of social interaction among students are presented. It is concluded that the organization of teamwork to solve problematic problems in the course of the teacher's use of active methods, teaching methods contributed to the formation of students' intellectual and behavioral components of this competence. The results of the research can be used in the educational process in pedagogical disciplines in the universities of physical culture, schools of the Olympic reserve and colleges of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПЕДАГОГИКА"»

УДК 378.147

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

Оксана Ивановна Дранюк, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Леонидовна Хорошавина, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования компетенции социального взаимодействия у студентов университета физической культуры. Выявлены особенности методики формирования компетенции социального взаимодействия у студентов в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика». Представлены результаты педагогического эксперимента по формированию у студентов компетенции социального взаимодействия. Сделано заключение о том, что организация командной работы по решению проблемных задач в ходе применения педагогом активных методов, приемов обучения способствовали формированию у студентов интеллектуального и поведенческого компонентов данной компетенции. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе по педагогическим дисциплинам в вузах физической культуры, училищах олимпийского резерва и колледжах физической культуры и спорта.

Ключевые слова: универсальные компетенции, компетенция социального взаимодействия, образовательный процесс по дисциплине; методы, средств; формы организации обучения и воспитания; студенты университета физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p74-77

FORMATION OF THE COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION AMONG THE STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE DISCIPLINE "PEDAGOGY"

Oksana Ivanovna Dranyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Leonidovna Khoroshavina, the master student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article reveals the urgency of the problem of forming the competence of social interaction among students of the University of Physical Education. The peculiarities of methodology for the formation of the competence of social interaction among students in the educational process in the discipline "Pedagogy" are revealed. The results of a pedagogical experiment on the formation of the competence of social interaction among students are presented. It is concluded that the organization of teamwork to solve problematic problems in the course of the teacher's use of active methods, teaching methods contributed to the formation of students' intellectual and behavioral components of this competence. The results of the research can be used in the educational process in pedagogical disciplines in the universities of physical culture, schools of the Olympic reserve and colleges of physical culture and sports.

Keywords: universal competences, competence of social interaction, educational process by discipline; methods, means; forms of organization of training and education; students of the University of Physical Education.

ВВЕДЕНИЕ

Современные реалии высшего образования в сфере физической культуры и спорта ориентируют преподавателей на формирование и оценку компетенций у студентов в образовательном процессе по дисциплине. Изучение дисциплины «Педагогика» согласно нормативным документам (рабочей программы дисциплины, разработанной с учетом требований ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура [3] и локальных актов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) направлено на

формирование таких универсальных компетенций как «Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде» и «Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни». Универсальные компетенции (ключевые, общекультурные) - самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [1]. В универсальных компетенциях отражаются требования общества, предъявляемые к выпускникам-бакалаврам, - это умение жить в современном обществе. Владение данными компетенциями позволяет выпускнику-бакалавру быть успешным как в профессиональной и общественной деятельности, так и личной жизни. С учетом вышеизложенного, нами была определена проблема исследования, которая заключалась в поиске эффективных путей формирования компетенции социального взаимодействия у студентов в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика».

Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать методы, средства, формы организации обучения и воспитания, способствующие формированию у студентов университета физической культуры компетенции социального взаимодействия в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика».

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели применялись следующие методы педагогического исследования: анализ и обобщение литературы, педагогические наблюдения, опрос в виде анкетирования и бесед, педагогическое и психологическое тестирование, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, математико-статистические методы исследования.

Исследование проводилось на базе кафедры педагогики НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, педагогический эксперимент был проведен в рамках образовательного процесса по дисциплине «Педагогика» с 10 сентября 2019 года по декабрь 2019 года. В педагогическом эксперименте участвовало 30 студентов 2 курса очной формы обучения факультета ЛОВС, по 15 человек в контрольной и экспериментальной группах. Отбор участников для проведения педагогического эксперимента был осуществлён на основе отсутствия между группами существенной разницы по таким показателям, как уровень знаний и умений по дисциплине «Педагогика», уровень социального взаимодействия и групповой сплоченности. Для сопоставления показателей применялся критерий Вилкок-сона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе теоретических и эмпирических исследований определено, что компетентность социального взаимодействия студентов вуза физической культуры выступает как система интеллектуальных (знания, умения) и поведенческих (умения и качества социального поведения) компонентов, которые обеспечивают активность студентов в командной работе по решению проблемных вопросов и ситуаций.

Результаты констатирующего исследования, в котором участвовало 202 студента очной формы обучения 2-4 курсов НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, свидетельствуют, что студенты понимают сущность социального взаимодействия. 10% студентов считают, что преподаватели «часто» организуют продуктивное социальное взаимодействие на учебных занятиях, 42% - «скорее часто, чем нет»; 34% - «скорее редко» и 14% -«редко». По мнению респондентов, для успешного социального взаимодействия наиболее важны такие качества как коммуникабельность (67%) и открытость (48%), и создание следующих педагогических условий: комфортной, благоприятной обстановки (35%), заинтересованности студентов в командной работе (16%), наличие общей цели деятельности (14%), предоставление возможности студентам выразить свою индивидуальность

(14%), организация игровых форм проведения занятий (9%).

Экспериментальная методика по формированию компетенции социального взаимодействия у студентов в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика» имела следующие особенности: содержание дисциплины было дополнено раскрытием сущности, значения и условий организации продуктивного социального взаимодействия; организована командная работа студентов (по 5-7 студентов с ведущей ролью капитанов команд) по решению учебных задач и заданий педагога; созданы психолого-педагогические условия (атмосфера заинтересованности каждого студента в работе команды, благоприятного психологического, эмоционального микроклимата в группе, доброжелательных отношений, сотрудничества и взаимопомощи).

Приведем пример одного из семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» по теме «Методы обучения». С целью формирования у студентов компетенции социального взаимодействия и навыков командной работы мы разделили студентов на две команды, каждой из них нужно было предложить возможный вариант проблемного обучения на учебных или учебно-тренировочных занятиях по базовому/избранному виду спорта. Раскрыли технологию выполнения учебного задания и форму записи выполненного задания: сначала необходимо указать задачи занятия, возраст учеников, этап подготовки, затем раскрыть один из методов проблемного обучения: проблемного изложения материала или проблемный частично-поисковый. Привели примеры применения данных методов. Определили требования к командной работе студентов, в процессе выполнения задания осуществляли контроль за их соблюдением. Представители команд озвучивали результаты своей работы, а также отвечали на вопросы. Жюри (два студента группы, магистрант и преподаватель) оценивало работу команд, степень социального взаимодействия как внутри, так и между командами по специально-разработанным критериям: активность участников команды; умение работать в команде; соблюдение этических и нравственных норм во время общения как внутри группы, так и в процессе взаимодействия с участниками другой команды. При подведении итогов преподаватель отметил достоинства и недостатки в ответах студентов, умение работать в команде внутри группы, степень соблюдения студентами этических норм во время общения.

Эффективность экспериментальной методики определялась по следующим показателям:

1. Знания (основных категорий педагогики, закономерностей и принципов обучения и воспитания, методов, средств и форм организации обучения и воспитания, сущности и значения педагогического взаимодействия, методов развивающего обучения), уровень определялся с помощью тестовых заданий.

2. Умения (руководствоваться теорией при решении педагогических задач), уровень определялся с помощью тестовых заданий (вопросы «эссе») и контрольных заданий педагога (решение проблемных задач).

3. Уровень социального взаимодействия (активность студентов, соблюдение этических и нравственных норм, умение слушать) определялся с помощью экспертной оценки по пятибалльной шкале и психологического теста «Умеете ли вы слушать?» [2].

4. Уровень групповой сплоченности, определялся с помощью психологического тестирования (методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»).

Результаты экспериментальной работы представлены в таблице 1. Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно отметить, что по всем показателям есть статистически достоверные различия. Это говорит об эффективности экспериментальной методики формирования компетенции социального взаимодействий у студентов в образовательном процессе по дисциплине «Педагогика».

Таким образом, результаты формирующего эксперимента свидетельствуют, что организация командной работы по решению поставленных педагогом проблемных задач в ходе применения активных методов (учебной дискуссии, методов проблемного обуче-

ния), приемов и средств (учебной литературы, презентаций, раздаточного материала и др.) обучения способствовали формированию у студентов компетенции социального взаимодействий (в экспериментальной группе уровень знаний по дисциплине повысился с 4,0 до 4,6 балла, уровень умений с 3,9 балла до 4,6 балла, активность студентов с уровня «ниже среднего» до уровня «выше среднего» (от 2,6 до 4,6 балла), соблюдение этических и нравственных норм с уровня «ниже среднего» до уровня «выше среднего» (с 2,0 до 4,1 балла), умение слушать - с уровня «среднего» до уровня «выше среднего» (от 58,6 до 70,7 балла), а так же повысился уровень групповой сплоченности с уровня «среднего» до уровня «высокого» (от 11,2 до 15,4 балла)).

Таблица 1 - Сравнительный анализ показателей знаний, умений, уровня социального взаимодействия и уровня групповой сплоченности у студентов двух групп после проведения педагогического эксперимента (баллы)_

Показатели (средний балл) Контрольная группа (п=15) Экспериментальная группа (п=15) Р - уровень статистической значимости

Знания 4,2±0,1 4,6±0,1 Z =1,968 P=0,049062 P<0,05

Умения (применять знания при решении задач) 3,8±0,2 4,6±0,1 Z =2,682 P=0,007319 P<0,01

Уровень социального взаимодействия: - активность(экспертная оценка) 2,6±0,1 Уровень ниже среднего 4,6±0,1 Уровень выше среднего Z =3,417 P=0,000643 P<0,01

- соблюдение этических и нравственных норм (экспертная оценка) 2,2±0,1 Уровень ниже среднего 4,1±0,1 Уровень выше среднего Z =3,413 P=0,000631 P<0,01

- умение слушать (психологическое тестирование) 60,2± 2,6 Средний уровень 70,7±1,1 Уровень выше среднего Z =3,413 P=0,007441 P<0,01

Уровень групповой сплоченности (методика Сишора) 11,5±0,5 Средний уровень 15,4±0,5 Высокий уровень Z =3,195 P=0,001396 P<0,01

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования / И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения 16.11.2020).

2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 576 с.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 физическая культура : приказ Ми-нобрнауки РФ от 19.09.2017 N 940 // ГАРАНТ.РУ [информационно-правовой портал]. - [сайт].-URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения 05.09.2020).

REFERENCES

1. Zimnyaya, I.A. (2006), "Key competencies - a new paradigm of the result of modern education", Internet journal "Eidos", available at: www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed 16 November 2020).

2. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of communication and interpersonal relations, Peter St. Petersburg.

3. Ministry of Education and Science (2017), "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of preparation 49.03.01 physical culture", Order of 19.09.2017 N 940, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (accessed 05 September 2020).

Контактная информация: oksanadranyuk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.