Научная статья на тему 'ОБ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARD / HIGHER EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCIES / TEACHER EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Николаева Наталия Игоревна

В настоящее время отмечается постоянное повышение требований к подготовке кадров в системе высшего образования, которая задаётся при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель исследования - анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования первого второго и третьего поколений по направление «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье показаны изменения в содержании федеральных образовательных стандартов в последнее десятилетие, которое выражается в уточнении областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки. Показано, как изменения в содержании компетенций акцентируют внимание на реализации образования, как услуги. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единого образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлов Николай Георгиевич, Николаева Наталия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EVOLUTION OF SOME FEDERAL STATE HIGHER EDUCATION STANDARDS

Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze the Federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the direction of "Educational Education" profile "Physical Culture." Results and conclusions. The article shows changes in the content of the Federal educational standards over the past decade, which is expressed in clarifying the areas of activity of graduates and the composition of competencies offered to assess the level of their training. It shows how changes in the content of competencies focus attention Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the direction of "Educational Education" profile "Physical Culture." Results and conclusions. The article shows changes in the content of federal educational standards over the past decade, which is expressed in clarifying the areas of activity of graduates and the composition of competencies offered to assess the level of their training. It shows how changes in the content of competencies are focused on the implementation of education as a service. The content of the third-generation standard of the 3++ creates the preconditions for the violation of the single educational space, allowing the educational organizations to independently form the professional competences of the bachelor-graduate.

Текст научной работы на тему «ОБ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Контактная информация: starioss@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2020

УДК 378.14.015.62

ОБ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Николай Георгиевич Михайлов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Игоревна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет

Аннотация

В настоящее время отмечается постоянное повышение требований к подготовке кадров в системе высшего образования, которая задаётся при помощи Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель исследования - анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта. Методы и организация исследования. Методологической основой исследования является комплексный анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования первого второго и третьего поколений по направление «Педагогическое образование» профиль «Физическая культура». Результаты и выводы. В статье показаны изменения в содержании федеральных образовательных стандартов в последнее десятилетие, которое выражается в уточнении областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки. Показано, как изменения в содержании компетенций акцентируют внимание на реализации образования, как услуги. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единого образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, высшее образование, профессиональные компетенции, педагогическое образование, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p254-263

ON THE EVOLUTION OF SOME FEDERAL STATE HIGHER EDUCATION

STANDARDS

Nikolay Georgievich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Na-taliya Igorevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City

University

Abstract

Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze the Federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the direction of "Educational Education" profile "Physical Culture." Results and conclusions. The article shows changes in the content of the Federal educational standards over the past decade, which is expressed in clarifying the areas of activity of graduates and the composition of competencies offered to assess the level of their training. It shows how changes in the content of competencies focus attention Currently, there is a constant increase in training requirements in the higher education system, which is set with the help of the Federal State Educational Standards. The aim of the study is to analyze federal state educational standards in higher education for the training of teachers in the field of physical education and sports. Methods and research organization. The methodological basis of the study is a comprehensive analysis of the Federal State Higher Education Standards of the first second and third generations on the

direction of "Educational Education" profile "Physical Culture." Results and conclusions. The article shows changes in the content of federal educational standards over the past decade, which is expressed in clarifying the areas of activity of graduates and the composition of competencies offered to assess the level of their training. It shows how changes in the content of competencies are focused on the implementation of education as a service. The content of the third-generation standard of the 3++ creates the preconditions for the violation of the single educational space, allowing the educational organizations to independently form the professional competences of the bachelor-graduate.

Keywords: professional standard, educational standard, higher education, professional competencies, teacher education, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы разработаны, утверждены и введены в действие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования на основе компетент-ностного подхода и системы зачетных единиц [17].

Впервые в Российской Федерации государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, были утверждены в 1992 году [ст. 7, 24]. Они являлись основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования и вводились для сопряжения образовательных программ и объединения образовательного пространства не только России, но и Европы.

В 2012 году определение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) было уточнено. Теперь ФГОС определяется как «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования» [п.2., 25].

В разное время аспектам подготовки кадров в сфере «Физическая культура и спорт» были посвящены многочисленные исследования разных авторов, таких как, И.П. Андриади, Н.Н. Зволинская, Каргаполов Е.П., В.М. Корецкий, В.И. Маслов, И.Н., Реше-тень, Г.И. Хозяинов [2, 7, 8, 9, 12, 21, 26].

В настоящее время отмечаются изменения в системе высшего образования, которые отражают процессы модернизации образования в нашей стране и демонстрируют развитие [13]. Исторический подход к анализу изменений содержания стандартов отражает развитие компетентностного подхода в системе подготовки научно-педагогических кадров в Российской Федерации и позволяет выделить определённые тенденции, характеризующие совершенствование ФГОС в условиях быстро меняющихся социально-экономических факторов современного общества. При этом учитывалось положение, что новые стандарты позволяют обеспечить профессиональную подготовку выпускника, способного эффективно решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях [27, с. 208]. А ориентация содержания учебного процесса на компетенции придает физической культуре европейскую нормативность и позволяет сделать шаг к созданию новой общественно-национальной модели физической культуры, раскрыть ее привлекательные константы цивилизованности [6, с. 40].

В разное время аспектам подготовки кадров в сфере «физическая культура и спорт» были посвящены многочисленные исследования в области спортивной педагогики [2, 5, 7, 10, 21]. В научной литературе конца прошлого, начала этого века широкое распространение получило мнение, что структура педагогической деятельности включает

конструктивный, организаторский, гностический, коммуникативный, мобилизационный, исследовательский и развивающий компоненты [1, 12, 20]. А основным критерием профессионального мастерства преподавателя-тренера является владение комплексом профессионально-педагогических умений, которые классифицируются в соответствии со структурой его профессиональной деятельности [5, 7, 10, 11]. Умения, которые должны быть сформированы у педагога, включают диагностирование состояния занимающегося, прогнозирование результата занятий, планирование учебно-воспитательного процесса, организацию учебно-воспитательного процесса, регулирование и коррекцию учебно-воспитательного процесса [21].

Н.Н. Зволинская и В.И. Маслов в соответствии с этой структурой предложили формировать компетенции будущих выпускников, общие для всех педагогических профессий [7].

Современные стандарты педагогического образования выделяют компетенции в качестве основного требования к выпускникам, как результата их обучения, поэтому анализ содержания ФГОС и состава компетенций выпускника представляется актуальной задачей решения проблем образования.

Цель исследования. Анализ федеральных государственных образовательных стандартов в сфере высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов предусматривал использование традиционных методов педагогических исследований, а именно анализ научно-методической, нормативной и специальной литературы, контент-анализ содержания ФГОС высшего образования, состава компетенций выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных стандартов.

Для анализа были использована научная литература и стандарты в основном периода 2012-2018 гг. Вместе с тем в работе фрагментарно представлены и некоторые стандарты 2009 г. для получения полной картины изменений этих нормативных документов, содержащих требования к [25]:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Основное внимание в исследовании обращено на состав компетенций, задающих требования к освоению образовательных программ и их связь с видами деятельности, которые определены в рамках анализируемых стандартов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с положениями ФГОС 050100 [14] и ФГОС 44.03.01 [15] профессиональная деятельность бакалавра предусматривает работу выпускников в областях образования, социальной сферы и культуры. ФГОС 44.03.01 [19] уточняет наименование областей деятельности, выделяя две области:

- «наука и образование» (в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);

- «физическая культура и спорт» (в сфере физического воспитания, в сфере физической культуры и массового спорта, спортивной подготовки, в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации).

Пояснения в п.1.2. текста ФГОС указано, что «выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сфере профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и компетенций требованиям к квалификации работника» [19]. Таким образом, учтены требования профессионального стандарта «Педагог» [17] и «тренер» [16].

Соответственно меняются и виды деятельности, к которым готовится бакалавр, согласно указанным стандартам. Бакалавр по направлению подготовки Педагогическое образование 050100 [16] готовился только к педагогической и культурно-просветительской деятельности. В стандарте подготовки 44.03.01 [15] следующего поколения количество видов деятельности было расширено до четырёх, к двум вышеназванным добавились проектная и исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность в профессиональном стандарте «Педагог» вообще не предусмотрена, так как квалификация специалистов, представленная в нем, соответствует уровню среднего профессионального образования или бакалавриата.

В ФГОС последнего поколения 3++ [19] в требованиях указаны не виды деятельности, к которым готовится бакалавр, а типы задач, решаемые бакалавром в профессиональной деятельности. С одной стороны, акцент смещается на функциональную направленность деятельности, когда бакалавр должен быть подготовлен к решению педагогических, проектных, методических, организационно-управленческих, культурно-просветительских и задач сопровождения обучаемых (Таблица 1). С другой стороны, такой подход говорит об уходе от идеи профильного образования, на которой выстраивалось содержание высшего образования, в том числе и педагогического.

Как видно из представленной таблицы парадигма содержания образования меняется, смещаясь от видов деятельности в сторону обозначения областей деятельности, где виды деятельности заменяется типом решаемых выпускниками задач в двух выделенных областях «наука и образование» и «физическая культура и спорт».

Таблица 1 - Сравнение видов деятельности и типов задач, решаемых в профессиональной деятельности (3++) бакалавров по материалам стандартов ФГОС [14, 15, 19]._

Вид деятельности

По данным [14] По данным [15] По данным [19]

Педагогическая; культурно-просветительская Педагогическая; проектная; исследовательская; культурно-просветительская. Наука и образование, физическая культура и спорт

Это отражает в первой области установки Правительства РФ на инновационное развитие экономики и образования в нашей стране, и во второй области необходимость учёта достижений в области спортивных технологий, которые характерны для современного физического воспитания [3, 11].

В ходе реализации действующего ФГОС студент, исходя их своих личностных смыслов, может выбирать профиль образования, направленный на решение определенного типа задач [19]. В зависимости от выбранного типа задач акцент в стандарте последнего поколения позволяет перекинуть мостик между видами деятельности педагога и парадигмой о личностно-ориентированном содержании образования, которое предусматривает Болонское соглашение. Например, студент, выбирая, методическую деятельность, как углубление или расширение формата своего обучения, выбирает подготовку к работе в качестве методиста по физической культуре. Однако такого уточнения в стандарте не содержится.

Количество отдельных видов компетенций, указанных во ФГОСах разного поколения, представлено в таблице 2.

Число общекультурных компетенций постоянно снижается с 16 в ФГОС 2009 г. [14] до 9 в ФГОС 2015 г. [15]. Число универсальных компетенций определено числом 8. Наоборот, число общепрофессиональных компетенций одинаково в ФГОС [14] и [15] и

равно 6, но возрастает в стандарте ФГОС 3++ до восьми [19]. В соответствии с современной парадигмой высшего образования все должно быть наоборот. Программа бакалавриата, как базового уровня образования должна носить гуманитарный характер и содержать большее количество универсальных компетенций. Возможно, отказ от профессиональных компетенций во ФГОСах является реализацией подхода, сообразного современным инновационным процессам.

Таблица 2 - Число отдельных видов компетенций, содержащихся в ФГОС [14, 15, 19]

Наименование вида компетенции 050100 Педагогическое образование [14] 44.03.01 Педагогическое образование [15] 44.03.01 Педагогическое образование ФГОС 3++ [19]

Общекультурные 16 9 -

Универсальные - - 8

Общепрофессиональные 6 6 8

Профессиональные 11 14 Не сформулированы

Количество профессиональных компетенций колеблется от 11 в ФГОС [14] до 14 в ФГОС [15] и представляется логичным в связи с возрастание видов деятельности, к которым стандарт 2015 года готовил бакалавра с двух до четырёх. Однако по логике п.3.5. стандарта ФГОС 3++ [19] указано, что «Организация вправе не включать профессиональные компетенции, определяемые самостоятельно, при наличии обязательных профессиональных компетенций, а также в случае включения в программу бакалавриата рекомендуемых профессиональных компетенций». При этом ФГОС 3++ содержит рекомендацию по учёту требований профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Рекомендаций по количеству профессиональных компетенций стандарт последнего поколения не содержит [19].

В последние годы состав компетенций постоянно меняется в анализируемых стандартах. В стандарте 050100 [14] выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. При этом раздел профессиональные компетенции включает общепрофессиональные компетенции и профессиональные компетенции в области педагогической и культурно-просветительской деятельности.

В стандарте 44.03.01 [15] общепрофессиональные компетенции выделяются в отдельную группу и профессиональные компетенции уже для педагогической, проектной, исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

В стандарте 44.03.01 [19] состав компетенций снова меняется, вместо общекультурных компетенций появляются универсальные компетенции при сохранении общепедагогических компетенций.

Анализ содержания стандарта ФГОС 3++ в части универсальных компетенций (УК далее) показывает, что их содержание соотносятся со способностями обучающихся к определенным видам деятельности [19]. Так компетенция «системное и критическое мышление компетенций» (УК-1) направлена на развитие способностей по применению системного подхода для решения поставленных задач урока физической культуры при помощи поиска, анализа и синтеза необходимой информации о процессе физического воспитания в школе. Реализация универсальной компетенции УК-2, «разработка и реализация проектов», направлена на развитие способности, решать задачи в рамках целевых установок программы по физической культуре и выбирать оптимальные средства и методы их решения. Универсальная компетенция УК-3, «командная работа и лидерство», ориентирует студентов на осуществление способности осуществления социального взаимодействия и реализацию своей роли в части реализации профессиональной деятельности учителя физической культуры в педагогическом коллективе. В действительности учитель самостоятельно осуществляет управление классом во время проведения урока, а планирование и подготовка мероприятий спортивно-оздоровительных мероприятий координируется с другими членами педагогического коллектива. Но практика назначения учебной нагрузки предусматривает обычно учёт опыта и результативность работы учителя с уча-

щимися определённого возраста. Например, выпускники высших учебных заведений обычно работают с учениками начальной школы, а более опытные учителя с учениками старших классов. УК-4, «коммуникация», и УК-5, «межкультурное взаимодействие», указывают на необходимость развития способностей в осуществлении деловых взаимодействий во время урока физической культуры с учётом разнообразия контингента учащихся по физкультуре. УК-8, «безопасность жизнедеятельности», направлено на развитие способностей, создавать и поддерживать безопасные условия физкультурной деятельности во время уроков физической культуры.

Анализ же общепрофессиональных компетенций (ОПК - далее) ориентирует учебный процесс на формирование профессиональных педагогических умений и навыков, необходимых при организации и проведении процесса физического воспитания. Так ОПК-1, ОПК-6, ОПК-9, ОПК-10 и ОПК-12 и ОПК-15 направлено на формирование способностей, осуществлять профессиональную деятельность педагога, а остальные общепрофессиональные компетенции учитывают специфику подготовки обучающихся в области физической культуры и спорта.

Но основное отличие стандарта ФГОС 3++ [19] состоит в ориентации профессиональных компетенций на профессиональный стандарт, «соответствующий профессиональной деятельности выпускников (при наличии)», либо анализа отечественного и зарубежного опыта (п. 3.4.). Таким образом, образовательные организации, создающие обучающую программу, формируют профессиональные компетенции самостоятельно с учётом рекомендаций компетентных органов (при наличии), а также формулируют самостоятельно профессиональные компетенции, учитывающие профессиональное направление подготовки выпускников.

Однако в п.3.5. стандарта ФГОС 3++ содержится рекомендация по учёту требований профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Такая неконкретность в необходимости разработки профессиональных компетенций вводит в заблуждение образовательные организации в части введения их в состав компетенций, либо замене их на положения профильных профессиональных стандартов.

Наконец, рассмотрим формулировки предлагаемых компетенций с точки зрения ориентации их на профессиональную деятельность учителя физической культуры. В стандарте ФГОС [14] формулировка общекультурных компетенций начинается с разных глаголов. Глагол «владеет» встречается в формулировке 2-х общекультурных компетенций, а глагол «готов» - в 6-ти формулировках (таблица 3).

Как видно из таблицы 3, определение большинства общекультурных компетенций находится в смысловой зоне, определяемой глаголом «способен». В первом стандарте [14] часть компетенций определялась как владение некоторыми навыками, такими как «владение культурой мышления» в ОК-1 и «владение одним из иностранных языков» в ОК-10. Значительная их часть, в виде шести компетенций, была сформулирована в виде готовности выполнения некоторых действий, например, «готов использовать методы физического воспитания» в ОК-8, или «готов к взаимодействию с коллегами» ОК-7 и т.п. По нашему мнению, такая формулировка коррелирует с необходимостью владения определёнными навыками, которые отражают возможности обучающихся реализовать их в будущей практической деятельности предписанной стандартом.

Таблица 3 - Содержательно анализа общекультурных и универсальных компетенций

Задающая фонема По данным [14] По данным [15] По данным [19]

Способен 8 8 8

Владеет 2 - -

Готов 6 1 -

При дальнейшей разработке стандартов первые две линии не получили развития и при формулировании универсальных компетенций в стандарте последнего поколения 3++

остались формулировки, отражающие способности обучающихся к выполнению критически важных действий. Вероятно, поэтому они получили наименование не общекультурных компетенций, а универсальных. При ближайшем рассмотрении наименований групп компетенций можно заключить, что они определяют именно те области, которые представляются сегодня значимыми на рынке труда: системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство и т.п. [19]. Их содержание определяется в значительной степени трудовыми действиями, представленными в профессиональных стандартах [16, 17]. Однако такой подход ограничивает развитие культурологической составляющей образования обучающихся, подталкивая их в ограниченное пространство прикладных профессиональных действий, не характерных для педагога.

Следует отметить, что ориентация ФГОС 3++ [19] на содержание профессионального образовательного стандарта «Педагог» [17], осуществляется в давно известной парадигме «знания, умения, навыки». Таким образом, сохраняется преемственность с наработками отечественной научной школы по отбору необходимых знаний, умений и навыков, предусмотренных для выполнения трудовых действий педагога в рамках должностных обязанностей профессионального стандарта «Педагог». Следовательно, компе-тентностный подход, который реализован в настоящее время в системе образования, продолжает использовать наработки системы советского периода образования, и сохраняет в этой части преемственность средств и методов контроля за его качеством.

Необходимо также подчеркнуть и другую особенность стандарта последнего поколения, открывающего возможность включения в образовательные программы стандартов требований, которые каждая образовательная организация включает самостоятельно [19]. Также нужно принять во внимание, что разработано уже три профессиональных стандарта, касающиеся педагогической деятельности. Такой подход создаёт предпосылки к нарушению единства образовательного пространства в виде различного содержания образования, в соответствии с профессиональными компетенциями этого направления подготовки. Это влечет за собой разные результаты образования по одинаковым программам обучения.

ВЫВОДЫ

1. На протяжении последних десяти лет в содержании федеральных образовательных стандартов высшего образования по подготовке педагогических кадров в области физической культуры и спорта наблюдается постоянное изменение областей деятельности выпускников и состава компетенций, предлагаемых для оценки уровня их подготовки.

2. Изменение в содержании компетенций направлены на реализацию образования, как услуги, а не как педагогического процесса. Это затрудняет деятельность преподавательского состава по воспитанию молодого поколения преподавателей в традиционной парадигме отечественного образования.

3. Содержание стандарта третьего поколения 3++ создаёт предпосылки к нарушению единства образовательного пространства, разрешая образовательным организациям самостоятельно формировать профессиональные компетенции бакалавра-выпускника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей : сборник научных трудов / под ред. Н.В. Кузьминой ; Шуйский гос. пед. ун-т. - М. ; Шуя : [б. и.], 1998. - Вып. 1. - 184 с.

2. Андриади, И.П. Дидактические умения тренера и их формирование : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андриади Ирина Петровна. - Москва, 1983. - 24 с.

3. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в Ростовской школе : монография / В.К. Бальсевич. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. -112 с.

4. Валюженич М.В. Нормативно-правовое обеспечение построения содержания профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / М.В. Валюженич, Н.И. Николаева, В.А. Родионов // Профильная школа. - 2015. - Т. 3. № 5. - C. 34-40.

5. Гребнев, Л.С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 36-42.

6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

7. Зволинская, Н.Н. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) / Н.Н. Зволинская, В.И. Маслов. - Москва : [б. и.], 2003. - 39 с.

8. Каргаполов, Е.П. Проблемы построения обобщенной модели специалиста по физической культуре и спорту / Е.П. Каргаполов // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 1. - С. 42-44.

9. Корецкий, В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "Специализаций" : автореферат дис. ... д-ра пед. наук / Корецкий Виталий Михайлович. - Москва, 1989. - 45 с.

10. Корх, А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А.Я. Корх, В.А. Корх, Н.Л. Корх. - Москва : Флинта : Наука, 2004 - 367 с.

11. Лубышева, Л. И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л. И. Лубышева. - Москва : Теория и практика физической культуры и спорта, 2009. - 168 с.

12. Маслов, В. И. На пути решения проблемы профилизации высшего физкультурного образования / В.И. Маслов, В.М. Корнилов, В.А. Сургучев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 53-56.

13. Николаева, Н.И. Теоретико-методологическое обоснование содержания высшего образования в сфере физической культуры и спорта : монография / Н.И. Николаева. - М. : [б. и.], 2020. - 211 с.

14. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") : приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 788. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/ (дата обращения: 04.07.2020).

15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426. - URL: http://base.garant.ru/71300970/ (дата обращения: 04. 07.2020).

16. Об утверждении профессионального стандарта "Тренер" : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.04.2014 N 193н. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595556/ (дата обращения: 04. 07.2020).

17. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. - URL : https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 04. 07.2020).

18. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации : приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40. -URL : http://base.garant.ru/6153160/ (дата обращения: 04. 07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура : приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 N 940. - URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (дата обращения: 04. 07.2020).

20. Прохоров В.Н. Исследование некоторых сторон деятельности тренера ДЮСШ / Прохоров В.Н, Подольский В.Г. // Теория и практика физической культуры. - 1978 - № 2. -С. 38-40.

21. Решетень, И. Н. Использование педагогических ситуаций и деловых игр в подготовке студентов ИФК к организаторской деятельности / И.Н. Решетень. - Ленинград : [б. и.], 1985. - 56 с.

22. Сластенин, В.А. Реформы школы и готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности: вопросы методологии и теории / В.А. Сластенин, М.Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 6. - С. 43-46.

23. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, А.А. Горелов, В.С. Степанов, С.С. Филиппов, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 2-5

24. Об образовании : Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1. - URL : http://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 04. 07.2020).

25. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04. 07.2020).

26. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения / Г.И. Хозяинов. - Москва : Физическая культура, 2006. - 265 с.

27. Щербакова Т.В. Преемственность стандартов второго и третьего поколения к результатам освоения дисциплины «Иностранный язык» специалистами и бакалаврами по связям с общественностью в высшей школе/ Т.В. Щербакова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 205-208.

REFERENCES

1. Kuzmina, N.V. (1998), Acmeological problems of teacher training: collection of scientific works, Issue. 1, Moscow, Shuya.

2. Andriadi, I.P. (1983), Didactic skills of coach and their formation, dissertation, Moscow.

3. Balsevich, V.K. (2006), Sports vector of physical education in Rostov school: monograph, Theory and practice of physical culture and sports, Moscow.

4. Valyuzhenic, M.V., Nikolaeva, N.I. and Rodionov, V.A. (2015), "Regulatory and legal support for the construction of a co-holding of vocational education in the field of physical culture and sports", Profile School, Vol. 3, No. 5, pp. 34-40.

5. Grebnev, L.S. (2004), "Higher education in the Bologna dimension: Russian features and limitations", Higher education in Russia, No. 1, pp. 36-42.

6. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N. and Chistyakov, V.A. (2011), "Competent approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No 1 (71), pp. 35-41.

7. Svolinskaya, N.N. and Maslov, V.I. (2003), Qualifying characteristic (sociocultural and professional requirements for a graduate of the university ofphysical culture), Moscow.

8. Kargapolov, E.P. (1985), "Problems of building a generalized model of a specialist in physical culture and sports", Theory and practice ofphysical culture, No 1, pp. 42-44.

9. Koretsky, V.M. (1989), Vocational and educational training of students ofphysical education universities in the system of disciplines "Specializations", dissertation, Moscow.

10. Korkh A.J., Korkh V.A. and Korch, N.L. (2004), Book athlete, coach and team-minded, Flinta, Science, Moscow.

11. Lubsheva, L.I. (2009), Sportization in a comprehensive school, Theory and Practice of Physical Culture and Sports, Moscow.

12. Maslov V.I., Kornilov, V.M. and Surguchev, V.A. (2003), "On the way to solving the problem of profiling of higher physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 53-56.

13. Nikolaeva, N.I. (2020), Theoretic and Methodological justification for the content of higher education in the field ofphysical culture and dispute: monograph, Moscow.

14. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2009), Order N 788 "On the approval and implementation of the federal state educational standard of higher vocational education in the direction of training 050100 Educational Education (qualification (degree) "Bachelor")", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/ (accessed 04 July 2020).

15. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2015), Order N 1426 "On the approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of training 44.03.01 Educational Education (bachelor's level)", available at: http://base.garant.ru/71300970/ (accessed 04 July 2020).

16. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian (2014), Order N 193n "On the approval of the professional standard "Coach", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595556/ (accessed 04 July 2020).

17. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian (2013), Order No. 544n "On the approval of the professional standard "Educator (pedagogical activity in the field ofpreschool, primary gen-

eral, basic general, secondary general education) (educator, teacher)", available at: https://base.garant.ru/70535556/ (accessed 04 July 2020).

18. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2005), Order No. 40 "On the implementation of the provisions of the Bologna Declaration in the system of higher vocational education of the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/6153160/ (accessed 04 July 2020).

19. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2017), Order N 940 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the direction of training 49.03.01 Physical Culture", available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71688814/ (accessed 04 July 2020).

20. Prokhorov V.N. and Podolsky, V.G. (1978), "Study of some aspects of the activities of the coach of JUSH", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 38-40.

21. Resheten, I.N. (1985), The use of pedagogical situations and business games in the preparation of IFC students for organizational activities, Leningrad.

22. Slastenin, V.A. and Vilensky, M.Ya. (1985), "School reforms and teacher's readiness for professional pedagogical activity: questions of methodology and theory", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 43-46.

23. Taymazov, V.A., Gorelov, A.A., Stepanov, V.S., Filippov, S.S., Chistyakov, V.A., Nazarenko, M.V. (2005), "Integration of Higher Physical Education into the pan-European system of higher education (on the example of universities and physical education academies)", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 2-5.

24. Federal law of July 10, 1992 N 3266-1 "On Education", available at: http://base.garant.ru/10164235/ (accessed 04 July 2020).

25. Federal law of December 29, 2012 No.273-Fz "On Education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/( accessed 04 July 2020).

26. Hosyainov, G.I. (2006), Mastery of the Teacher in the process of education and training, Physical culture, Moscow.

27. Sherbakova T.V. (2013), "Succession of second- and third-generation standards to the results of the study of the discipline "Foreign Language" by specialists and bachelors of public relations in the highest school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (97), pp. 205-208.

Контактная информация: MichailovN@mgpu.ru

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

УДК 796.011.3

ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕННИСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ - УПРАВЛЕНЦЕВ

Лада Владимировна Морозова, старший преподаватель, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Ольга Петровна Виноградова, старший преподаватель, СевероЗападный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены направления совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов Северо-Западного института управления. С каждым годом требования к специалистам управленческой сферы расширяются, и на местах хотят видеть физически здоровых, психологически устойчивых и обладающих высокой работоспособностью специалистов. По мнению авторов статьи, теннис, как вид спорта, наиболее подходит в качестве подготовки студентов. Представлены результаты педагогического исследования, характеризующие эффективность занятий теннисом, которые способствуют овладению общими и профессиональными качествами.

Ключевые слова: теннис, профессионально-прикладная физическая подготовка, личностные качества, работоспособность, психологическая устойчивость, физическое саморазвитие, интеллектуальная игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.