педагогические науки
Тазиева Зарина Наильевна ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ...
УДК 378.1; 796/799
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0068
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
© 2019
Тазиева Зарина Наильевна, соискатель
Казанский государственный архитектурно-строительный университет (420043, Россия, Казань, ул. Зеленая, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье актуализируется проблематика формирования компетенции социального взаимодействия у студентов инженерно-строительного вуза. Автор рассматривает данную проблему с учетом выявления дидактико-методологического потенциала учебных дисциплин в формировании данного вида компетенции. В частности, автор рассматривает возможности процесса физической подготовки будущих инженеров-строителей в развитии профессионально важных свойств, качеств и способностей, опосредующих развитие должного уровня компетенции социального взаимодействия. В статье представлены результаты изучения предпочтений студентов инженерно-строительного вуза в выборе видов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, чем подтверждается значимость мотивации будущих профессионалов в формировании необходимых компетенций. В связи с результатами выявления предпочтений автор раскрывает психолого-педагогический потенциал соответствующей физической подготовки (в частности, игровых, командных видов физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности) для формирования компетенции социального взаимодействия. Также в статье дается обоснование необходимости использования потенциала физической подготовки и физического воспитания студентов инженерно-строительного вуза с позиций соответствия требованиям современного профессионального сообщества в отношении должного уровня сформированности компетенции социального взаимодействия средствами физического воспитания в вузе.
Ключевые слова: физическая подготовка, социальное взаимодействие, студенты, инженерно-строительный вуз, физическое воспитание, коллективная трудовая деятельность.
FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION IN STUDENTS OF THE ENGINEERING AND CONSTRUCTION HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING
© 2019
Tazieva Зарина Nailevna, applicant
Kazan State University of Architecture and Engineering (4200431, Russia, Kazan, Zelenaya street, e-mail: [email protected]) Abstract. The article actualizes the problem of forming the competence of social interaction among students of engineering and construction universities. The author considers this problem in view of identifying the didactic-methodological potential of academic disciplines in the formation of this competence. In particular, the author considers the possibilities of the process of physical preparation of future civil engineers in the development of professionally important properties, qualities and abilities that mediate the development of the proper level of competence of social interaction. The article presents the results of studying the preferences of students of engineering and construction universities in the choice of types of sports and recreational and sports activities, which confirms the importance of the motivation of future professionals in the formation of the necessary competencies. In connection with the results of identifying preferences, the author reveals the psychological and pedagogical potential of the corresponding physical training (in particular, game, team sports and recreational activities) for the formation of the competence of social interaction. The article also provides a rationale for the need to use the potential of physical training and physical education of students of engineering and construction universities from the standpoint of meeting the requirements of the modern professional community with regard to the proper level of formation of the competence of social interaction by means of physical education in the university.
Keywords: physical training, social interaction, students, engineering and construction university, physical education, collective work activity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профессия инженера-строителя является оной из наиболее сложных и зачастую входящих в число наиболее опасных профессий (если речь, например, идет о надземном и подземном шахтном строительстве или строительстве большепролетных зданий и сооружений и т.п.). Для представителей таких специальностей достаточно важным является развитие способности к формированию, поддержанию и совершенствованию производственно-корпоративной этики и структурирования рабочих отношений в системе «общество-производство», которые для представителей инженерных профессий заключаются в умениях, навыках и компетенциях, обусловливающих конформное взаимодействие в условиях осуществления трудовой деятельности на основе основных императивов социального функционирования в коллективе, малой рабочей группе и т.д.
Все эти аспекты являются структурным составляющими должного уровня сформированности компетенции социального взаимодействия, актуальность развития которой в рамках исследуемой проблематики в условиях современных производственных реалий обусловлена обеспечением надежности функционирования человеческого фактора.
Эти факторы - факторы социального взаимодействия - обусловливают практически все стороны профессиональной деятельности инженера-строителя: от расширения возможностей рабочего коллектива до роста объемов производительности. Эти факторы, опосредующие содержание индикаторов овладения компетенций социального взаимодействия, обеспечиваются:
-учетом психологических и морально-этических аспектов во взаимодействии;
-развитием таких как качеств и личностных свойств как сплоченность, дружелюбие, адекватное взаимоуважение и забота о подчиненных, справедливость, умение налаживать контакт в общении и пр.;
-грамотное распределение функций в коллективе; -осознание и принятие прав и обязанностей и мн. др. Игнорирование всех этих аспектов и неумение наладить социальное взаимодействие на должном уровне приводит к таким нежелательным последствиям как снижение производительности, текучесть кадров, учащение случаев подверженности травматизму на производстве и т.п., что обусловливается недоучетом важности социального взаимодействия в коллективе и нарушение надежности системы «общество-производство».
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Tazieva Зарина Nailevna FORMATION OF COMPETENCE ..
pedagogical sciences
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сущность и структура социального взаимодействия достаточно широко рассматриваются в научной литературе.
Так, с позиций востребованности обществом инженера, способного к полноценной включенности в дальнейшую жизнедеятельность и способного решать обширный спектр производственных задач компетенция социального взаимодействия рассматривается в исследованиях И. Г. Захаровой [1].
Содержание понятия «компетенция социального взаимодействия» раскрывается в работах Е. А. Иванаевской, М. В. Гуковской и др. [2; 3].
Сущности и роли рассматриваемой компетенции в условиях современных реалий уделяется внимание в работах Д. В. Старковой, А. В. Хуторского и др. [4; 5].
Мобильность, конструктивность, конкурентоспособность, возможность выполнения необходимого производственного объема в заданном лимите времени - вот только один из самых востребованных и неполных списков качеств к личности будущего профессионала со стороны профессионального и бизнес-сообществ.
Отдельную нишу в спектре научных исследований занимает проблематика учета потенциала содержания и технологии преподавания учебных дисциплин в формировании компетенции социального взаимодействия, в рамках которого одним из востребованных образовательных процессов признается процесс физической подготовки и физического воспитания будущих инженеров-строителей. Этому вопросу также уделяется значительное внимание в научных кругах.
Так, потенциал физического воспитания и физической подготовке в формировании компетенции социального взаимодействия раскрывается в работах О. А. Заплатиной, В. М. Наскалова и др. [6; 7].
Авторы, посвящающие свои работы выявлению потенциала физического воспитания студентов в успешности профессиональной подготовки именно с позиций социального взаимодействия, раскрывают возможности дисциплины, которые во многом обусловливают качество дальнейшего функционирования системы «общество-производство» [8; 9].
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с этим, в процессе физической подготовки будущих инженеров-строителей необходим анализ психолого-педагогического потенциала различных видов физической активности в процессе формирования компетенции социального взаимодействия.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Рассмотрим, например, роль игровых видов в процессе физического воспитания в процессе формирования данной компетенции.
Так, например, ранжирование видов физкультурно-спортивной деятельности среди студентов инженерно-строительного вуза показало, что многие студенты отдают предпочтение в процессе физической подготовки технологиям игровой направленности (рисунок 1).
В этой связи потенциал спортивных и подвижных игр в формировании компетенции социального взаимодействия будет складываться из того, что в процессе игры происходит совершенствование самообладания в неблагоприятных ситуациях, повышению уровня нервно-психической устойчивости, снижению ситуативной и личностной тревожности, которые впоследствии будут важны при работе с коллективом в экстремальных условиях осуществления профессиональной деятельности, что особенно важно в производственных условиях будущего инженера-строителя.
Развитие в процессе физической подготовки (например, при использовании эстафет, командных видов упражнения) умений оценивать свои возможности при распределении обязанностей (в игре, расстановке игроков на площадке, распределении сил участников эста-
феты, учет физических способностей в командных видах упражнений, так как групповые занятия аэробикой и пр.) способствуют формированию качеств будущего специалиста, опосредующих способность к социальному взаимодействию на основе четкого распределения функций, учета наиболее развитых способностей членов трудового коллектива и мн. др.
Процесс физической подготовки позволили нам положительно влиять на такие качества как конструктивность, способность к принятию решения в ограниченных временных рамках, что, на наш взгляд, является очень важным в процессе работы в коллективе, при проявлении студентами решительности, ответственности не только за себя, но и за команду, партнера. Желание победить (например, в игре) способствовало как воспитанию силы воли и стойкости, так и проявлению уважения к товарищу по команде, чувства взаимопомощи, желания взять на себя ответственность за более слабого игрока.
Бадминтон. Координационные упражнения
Упр-ия для раз-ия гибкости Упр-ия с отягощениями
Ритмическая гимнастика
Акробатик^
Общеразвивающие упражнения Ходьба
-юноши -девушки
Баскетбол Настольный теннис
Рисунок 1 - Ранжирование видов физкультурно-спортивной деятельности (по предпочтениям) студентами инженерно-строительного вуза
Чувство пространства, отводимого для каждого участника игры или командного упражнения, развиваемое в процессе разнонаправленной физической подготовки, способствовало формированию такого профессионально важного качества в рамках формирования компетенции социального взаимодействия как контроль и самоконтроль обстановки на рабочем месте путем обеспечения дисциплины в коллективе, принятие индивидуальной специфики личности для более слаженного выполнения профессиональных видов работ (например, в стесненных условиях труда, на высотных стройках и т.д.) и т.д.
Считаем также правомерным мнение о том, что помимо решения воспитательных и образовательных задач соревновательная деятельность в организации формирования компетенции социального взаимодействия студентов инженерно-строительного вуза может обеспечить повышение уровня организации коллективной деятельности в условиях напряженного трудового графика, оптимизировать коллективную работоспособность путем снятия эмоционально-нервного напряжения в рабочей группе, а также усвоить определенные знания, умения и навыки поведения и принятия неспецифических решений в нестандартных ситуациях, их осуществление за короткий отрезок времени.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Таким образом, подводя итоги статьи, считаем необходимым еще раз отметить, что психолого-педагогический потенциал физического воспитания в формировании компетенции социального взаимодействия у студентов инженерно-строительного вуза является актуально-действенным и отвечающим современным требованиям профессиональной области. Формирование и совершенствование компетенции социального взаимодействия будущих инженеров-строителей раскрывается
270
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
Лыжный спорт
педагогические науки
Тазиева Зарина Наильевна ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ...
в рамках учебного процесса и внеучебной деятельности, связанной с физическим воспитанием: секционные занятия, занятия в оздоровительных группах, группах общей физической подготовки и спортивного совершенствования, дополнительных физкультурно-оздоровительных занятиях (совместных с другими группами), участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, праздниках, спартакиадах, соревнованиях и т.д.
1. Захарова, И. Г. Формирование социальной компетенции у студентов вуза /И. Г. Захарова // Фундаментальные исследования. — 2007. — № 11. — С. 129-130.
2. Иванаевская, Е. А. Содержание понятия «Компетентность социального взаимодействия учащегося» / Е. А Иванаевская // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2009. — № 4-2. — С. 333-337.
3. Гуковская, М. В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего педагога в условиях вуза: Дисс. канд. пед. наук / М. В. Гуковская. — Москва, 2008. — 221 с.
4. Старкова, Д. В. Сущность и роль компетенции социального взаимодействия в современной педагогике [Электронный ресурс] / Д. В. Старкова // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». — 2013. — Режим доступа: http:// pedagogika.snauka.ru/2013/11/1942
5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]/А. В. Хуторской. — 2005. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
6. Заплатина, О. А. Физическая культура в техническом вузе: теория и практика / О. А. Заплатина. — Кемерово: ИЦ УИП КузГТУ, 2015. —190 с.
7. Наскалов, В. М. Физическое воспитание студентов вузов на современном этапе /В. М. Наскалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2010. — № 12 (70). — С. 87-92.
8. Зубанов, В. П. Социальное партнёрство в физическом воспитании в общеобразовательной школе /В. П. Зубанов // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 6. — С. 179-185.
9. Рахматов, А. А. Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе / А. А. Рахматов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 260-262.
Статья поступила в редакцию 16.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: