Научная статья на тему 'АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МОЛОДЕЖЬ / САМООЦЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Алина Анатольевна, Наговицын Роман Сергеевич, Шугуров Александр Александрович

В статье рассматриваются особенности самооценки студентов педагогических вузов, проблема самооценки в современной науке, а также условия формирования адекватной самооценки студентов в период обучения в вузе. В статье представлены результаты эмпирического исследования студентов по уровню самооценки, проведённого на выборке студентов 1-4 курсов. Научная новизна исследования состоит в определении уровня самооценки студентов педагогического вуза в условиях дистанционного обучения. В результате констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства студентов заниженный уровень самооценки. Для повышения уровня самооценки нами было предложено введение образовательного модуля «Культура здорового образа жизни» с применением дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SELF-ASSESSMENT OFPEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The article discusses the features of self-esteem of students of pedagogical universities, the problem of self-esteem in modern science, as well as the conditions for the formation of adequate self-esteem of students during their studies at the university. The article presents the results of an empirical study of students on the level of self-esteem conducted on a sample of 1st - 4th year students. The scientific novelty of the study consists in determining the level of selfesteem of students of a pedagogical university in the conditions of distance learning. As a result of the ascertaining experiment, it was found that the majority of students have an underestimated level of self-esteem. To increase the level of self-esteem, we proposed the introduction of an educational module "Culture of a healthy lifestyle" with the use of remote technologies.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 159.9.072.43

АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Алина Анатольевна Булгакова, аспирант, Роман Сергеевич Наговицын, доктор педагогических наук, профессор, Глазовский государственный институт им. Короленко, г. Глазов, Удмуртская республика; Александр Александрович Шугуров, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье рассматриваются особенности самооценки студентов педагогических вузов, проблема самооценки в современной науке, а также условия формирования адекватной самооценки студентов в период обучения в вузе. В статье представлены результаты эмпирического исследования студентов по уровню самооценки, проведённого на выборке студентов 1-4 курсов. Научная новизна исследования состоит в определении уровня самооценки студентов педагогического вуза в условиях дистанционного обучения. В результате констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства студентов заниженный уровень самооценки. Для повышения уровня самооценки нами было предложено введение образовательного модуля «Культура здорового образа жизни» с применением дистанционных технологий.

Ключевые слова: студент, молодежь, самооценка, педагогический вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p460-464

ANALYSIS OF SELF-ASSESSMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

Alina Anatolyevna Bulgakova, the post-graduate student, Roman Sergeevich Nagovitsyn, the

doctor of pedagogical sciences, professor, Glazov State Institute named after Korolenko, Gla-zov, Udmurt Republic; Alexander Alexandrovich Shugurov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The article discusses the features of self-esteem of students of pedagogical universities, the problem of self-esteem in modern science, as well as the conditions for the formation of adequate self-esteem of students during their studies at the university. The article presents the results of an empirical study of students on the level of self-esteem conducted on a sample of 1st - 4th year students. The scientific novelty of the study consists in determining the level of self-esteem of students of a pedagogical university in the conditions of distance learning. As a result of the ascertaining experiment, it was found that the majority of students have an underestimated level of self-esteem. To increase the level of self-esteem, we proposed the introduction of an educational module "Culture of a healthy lifestyle" with the use of remote technologies. Keywords: student, youth, self-attitude, self-esteem, pedagogical university.

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество ориентировано на динамичное экономическое и социальное развитие, чем объясняется актуальность подготовки студентов педагогических вузов - будущих учителей к профессиональной деятельности [2].

Пандемия коронавируса полностью поменяла жизнь общества, изменив не только физическую активность студентов, но и систему образования. Цифровые технологии послужили отличным инструментом и вывели процесс обучения студентов на новый уровень, но при этом у студентов в процессе дистанционного обучения нарушилась культура питания и физическая активность по причине изменения режима дня, что явилось причиной изменения внешнего вида в худшую сторону. Последствия неудовлетворенности

внешностью могут выражаться как в незначительных колебаниях настроения, так и в снижении самооценки [3], заметно снижающих профессиональные качества будущих учителей. Этим и обусловлена актуальность темы.

Целью данной работы является проведение анализа самооценки студентов педагогического вуза.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2019 г. по 2021 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Глазовский Государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». Исследованием было охвачено 161 студент очной формы обучения (111 девушек и 50 юношей), обучающихся по программам бакалавриата направления "Физическая культура".

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для формирования выборки студентов мы провели опрос и тестирование по опроснику образа собственного тела ООСТ (О.А. Скугаревский и С.В. Сивуха). В результате опроса студентов мы выяснили, что в связи с пандемией и переходом на дистанционное обучение у студентов снизилась культура питания и физическая активность, что привело к лишнему весу и неудовлетворённостью своей внешностью, в частности, фигурой. В результате интерпретации результатов опросника ООСТ нами было установлено, что студенты первого и второго курсов имеют самые низкие показатели неудовлетворённостью своей внешностью (выраженную неудовлетворённость собственным телом имеют 48% студентов первого курса, 68% студентов второго курса, 56% студентов третьего курса, 42% студентов четвёртого курса).

Получив результаты первичной диагностики, нами было решено создать элективный образовательный модуль с применением дистанционных технологий «Культура здорового образа жизни», в который входит дистанционный курс «Нутрициология» и очный спецкурс «Фитбокс».

Цель изучения курса «Нутрициология» - получение студентами знаний об основах физиологии человека, энергетическом обмене организма, роли пищевых веществ и основных принципах рационального и диетического питания. Изучение качества и характера питания студентов, а также субъективной оценки их здоровья заключается в выявлении способности студентов к самооценке рациона и нарушений структуры питания [1].

Занятия проводились в таком формате, в котором в процессе освоения каждой отдельной компетенции вначале давался теоретический материал, направленный на формирование знаниевого компонента, а затем создавалась практическая ситуация, в которой формируются умения, предусмотренные этой компетенцией, далее проводилась проверка правильности её выполнения [4]. Решение таких ситуаций посредством интеракции позволяют лучше сформировать как теоретическую, так и практическую составляющую каждой отдельной компетенции, а применение дистанционных технологий обеспечивает удобство и возможность посещения модуля, даже в условиях самоизоляции.

У будущих педагогов, обучающихся по специальности подготовки «Физическая культура», определены такие приоритетные особенности психофизиологической деятельности как значительная физическая активность и повышенное нервно-эмоциональное напряжение. К специфике их будущей профессиональной деятельности можно отнести подвижную деятельность, требующую высоких физических и психических энергозатрат [2]. На основании этих характеристик мы решили ввести нетрадиционные и инновационные системы физических упражнений, такие как фитбокс, сочетающий в себе элементы фитнеса, бокса и кикбоксинга в форме, доступной для студентов разной физической подготовки.

Через месяц после проведения модуля «Культура здорового образа жизни» мы выяснили, что 82 студента заинтересованы в данной образовательной программе, регулярно

посещают лекции и семинары. Исходя из этого нами были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы. Студентов, регулярно посещающих элективный дистанционный модуль, мы отнесли к экспериментальной группе.

Далее мы провели констатирующий эксперимент по уровню самооценки с использованием методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Рассмотрим результаты исследования у КГ и ЭГ на рисунке 1 и рисунке 2.

■ завышен ■ высокии ■ среднии ■ низкии Рисунок 1 - Уровни самооценки испытуемых студентов КГ по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

14%

11%

24%

19%

■ завышен ■ высокий ■ средний ■ низкий Рисунок 2 - Уровни самооценки испытуемых студентов ЭГ по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

25%

12% 11% и

16%

■ завышен

■ низкий

■ высокий

■ занижен

32% средний

Рисунок 3 - Уровни самооценки студентов КГ по методике С.А. Будасси

■ завышен

■ низкий

1 высокий 1 занижен

36% средний

Рисунок 4 - Уровни самооценки студентов ЭГ по методике С.А. Будасси

Опрашиваемые оценивались по уровню выраженности показателей самооценки. Выделено 4 группы: низкий уровень самооценки характеризовали баллы от 0 до 44, среднюю самооценку имели студенты, у которых уровень самооценки колебался от 45 до 59, высокая самооценка отвечала баллам 60-74, завышенную самооценку характеризовали баллы от 75 до 100. Кроме того, «средняя» и «высокая» относятся к реалистической, то есть адекватной самооценке.

Исходя из полученных данных можно отметить, что, согласно методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, значительная часть студенческой молодежи имеют низкую самооценку (39% в КГ и 36% в ЭГ), что указывает на недооценку себя и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Среднюю самооценку имеют 41% студентов в КГ и 42% ЭГ, удостоверяющую ее адекватной, выражающей степень соответствия представлений человека о себе с объективными основаниями этих представлений. Высокая самооценка, которая принадлежит по этой методике к адекватной и свидетельствует о реалистичной самооценке личности, отмечается у 11% студентов КГ и 12% ЭГ. Завышенную самооценку, которая может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности,

сравнивать себя с другими, суммарно в двух группах имеют 14% студентов КГ и 10% студентов ЭГ. Такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Также было отмечено, что у большинства студентов низкие показатели по таким шкалам, как "уровень здоровья" и "внешность".

Далее мы провели исследование самооценки студентов КГ и ЭГ по методике С.А. Будасси, которые представлены на рисунке 3 и рисунке 4, где уровень самооценки выражает степень реальных, идеальных или желаемых представлений о себе.

Респонденты оценивались по уровню выраженности показателей самооценки. Выделено 5 групп: низкий уровень самооценки характеризовали показатели от -1 до 0, заниженную самооценку имели студенты, у которых уровень самооценки колебался от 0,01 до 0,3, адекватная самооценка отвечала показателям 0,31-0,6, высокую самооценку характеризовали показатели от 0,61 до 0,85, завышенную - от 0,86.

По результатам изучения уровня самооценки студентов педагогического вуза по методике С.А. Будасси, преобладают студенты, имеющие среднюю самооценку (в КГ 32%, в ЭГ - 36%). Среднюю самооценку с тенденцией к завышению можно приравнять к положительному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, чувству собственной полноценности. Значительную часть составляют студенты с низкой самооценкой -24% в КГ и 25% в ЭГ. Низкая самооценка может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. Высокая самооценка, свидетельствующая о высоких достижениях и повышенных требованиях к себе, отмечается у 19% студентов КГ и 16% студентов ЭГ. Примерно на одном уровне значения заниженной и завышенной самооценки, характеризующей личностную незрелость и неумение правильно оценить результаты своей деятельности. Заниженная самооценка в КГ составляет 14%, в ЭГ - 12%. Завышенная самооценка и в КГ, и в ЭГ равна 11%.

ВЫВОДЫ

Проанализировав полученные результаты констатирующего эксперимента в КГ и ЭГ уровня самооценки студентов педагогического вуза по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан мы пришли к выводу о том, что значительную часть составляют студенты, имеющие низкую самооценку (39% в КГ и 42% в ЭГ), что указывает на недооценку себя и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности, что также было подтверждено результатами уровня самооценки студентов по методике С. А. Будасси (в КГ 24%, в ЭГ 25%).

По критерию Манна-Уитни, на уровне значимости p>0.05, r=0.001, разница между показателями достоверна, что свидетельствует о том, что студенты экспериментальной и контрольной группы имеют одинаковый уровень самооценки. Исходя из этого, нами будет проведён формирующий эксперимент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгакова А. А. Самоотношение студентов-педагогов в условиях дистанционного обучения / А.А. Булгакова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31246 (дата обращения: 01.10.2021).

2. Наговицын Р.С. Концептуальная модель формирования физической культуры студентов в образовательном пространстве гуманитарного вуза на основе мобильного обучения // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 8 (36). - С. 48-52.

3. Филиппова С.А. Феномен неудовлетворенности собственным телом в юношеском возрасте: психологические причины и возможности коррекции / С.А. Филиппова, Э.В. Шелиспанская // Психолог. - 2017. - № 4. - С. 21-31.

4. Шугуров А.А. Методика "Интерактивно-комплексного обучения" по формированию психологической компетентности у студентов вузов физической культуры/ А.А. Шугуров, В.В. Бу-

торин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 384-388.

REFERENCES

1. Bulgakova, A. A. (2021), "Self-attitude of students - teachers in the conditions of distance learning", Modern problems of science and education, No. 6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31246.

2. Nagovitsyn, R.S. (2014), "Conceptual model of students' physical culture formation in the educational space of a humanitarian university based on mobile learning", Humanities scientific researches, Vol. 36, No. 8, pp. 48-52.

3. Filippova, S.A. and Shelispanskaya, E.V. (2017), "The phenomenon of dissatisfaction with one's own body in youth: psychological reasons and possibilities for correction", Psikholog, No. 4, pp. 2131.

4. Shugurov, A.A. and Butorin, V.V. (2021), "Methodology "Interactive-complex training" on the formation of psychological competence among students of higher educational institutions of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 198, No. 8, pp. 384-388.

Контактная информация: abulgakova88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2021

УДК 159.9.072:796.071.43

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ ОТ СТАЖА РАБОТЫ

Юлия Сергеевна Веселова магистрант, Светлана Владимировна Соколовская, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования эмоционального выгорания спортивных тренеров в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Введение. Профессиональная деятельность спортивных тренеров начинается на этапе обучения в вузе. Многие студенты начинают профессиональную карьеру тренера по виду спорта, которым занимаются (занимались) сами, что ведёт к достаточно раннему формированию профессиональных умений, компетентности. Специфика профессиональной деятельности тренера связана с необходимостью посвящать себя достижению спортивных результатов воспитанников, задерживаться на работе, уезжать на спортивные сборы, сопровождать спортсменов на соревнованиях, переживать за их победы и поражения часто жертвовать личной жизнью. Не выдерживая сильнейших эмоциональных нагрузок, психического напряжения и невозможности выплеснуть эмоции возникает эмоциональное выгорание. Стаж работы способствует эмоциональному выгоранию, если нет удовлетворенности профессиональным ростом. Целью исследования явилось определение степени зависимости состояния эмоционального выгорания у спортивных тренеров от их стажа работы. Для реализации поставленной цели, решали задачу определения взаимосвязи эмоционального выгорания в деятельности спортивных тренеров от стажа работы. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлена зависимость проявления эмоционального выгорания, которые отличаются у тренеров с различным стажем работы, тем самым и степенью профессиональной успешности в профессии. Практическая значимость исследования: полученные результаты определяют необходимость создания системы психологической помощи и поддержки спортивных тренеров в спортивных школах г. Нижнего Новгорода. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие 37 тренеров по 12 видам спорта, разной квалификации, разного возраста и стажа работы в спортивной школе г. Нижнего Новгорода. Респонденты были разделены на 3 группы по стажу работы: молодые специалисты, специалисты среднего возраста и опытные специалисты. В исследовании мы использовали опросник выявления эмоционального выгорания (MBI - Maslach Burnout Inventory, C.Maslash, S. Jackson в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой). Результаты исследования и их обсуждение: в ходе исследования удалось установить, что эмоциональное выгорание выраженно проявляется у молодых тренеров, у которых сказывается отсутствие опыта, системной работы в профессии, желание сразу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.