Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МОЛОДЫХ МЕНЕДЖЕРОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МОЛОДЫХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВНИ САМООЦЕНКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ / SELF-ESTEEM / SELF-ESTEEM LEVELS / PROFESSIONAL ACTIVITY / YOUNG MANAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Е.А., Кочегарова М.И.

В статье представлены результаты исследования самооценки молодых менеджеров, строящих свою карьеру в сфере управления и бизнеса. Проведенное исследование самооценки с использованием нескольких различных диагностических методик позволяет прогнозировать их дальнейший рост в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF SELF-ESTEEM IN YOUNG MANAGERS

The article presents the results of a study of self-esteem of young managers who are building their careers in management and business. The study of self-esteem using several different diagnostic techniques allows us to predict their further growth in professional activity.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У МОЛОДЫХ МЕНЕДЖЕРОВ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 2500-3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/5 УДК: 159.923.2

Психологические науки

34

Исследование самооценки у молодых менеджеров.

© Е.А. Сорокоумова, М.И. Кочегарова

Сорокоумова Е.А. - д.психол.н., профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: CEA51@mail.ru

Кочегарова М.И. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) E-mail: nan2008@mail.ru

Адрес: 127051, г. Москва, Малый Сухаревский переулок, д. 6, Российская Федерация.

В статье представлены результаты исследования самооценки молодых менеджеров, строящих свою карьеру в сфере управления и бизнеса. Проведенное исследование самооценки с использованием нескольких различных диагностических методик позволяет прогнозировать их дальнейший рост в профессиональной

Ключевые слова: самооценка, уровни самооценки, профессиональная деятельность, молодые менеджеры.

АННОТАЦИЯ

№3 (24) 2020 деятельности.

www.j-chr.com

I/ 1 /t/-14f /1/14 <4

Самооценка является ключевым звеном в структуре личности. Она формируется и изменяется в процессе жизни человека в обществе. Для того чтобы человеку понять насколько он успешен, ему необходимо сравнить себя, свои достижения с другими. Таким образом, самооценка зависит от социального окружения человека.

Проблемой исследования самооценки занимаются как зарубежные, так и отечественные психологи. Зарубежные исследователи рассматривают самооценку как феномен осуществляющий взаимосвязь индивида с окружающей действительностью, которая не всегда дружественна, как конструкт, который позволяет человеку приспособиться и взаимодействовать с окружающим социумом.

Для отечественной психологии характерен деятельностный подход в вопросах изучения самооценки. Самооценка рассматривается как активность личности через самоанализ.

С.Л. Рубинштейн связывает самооценку с социальным мотивом, заслужить уважение, выполнить долг, проявить себя в деятельности. По мнению автора, самооценка формирует ответственное отношение к деятельности [4].

Б.Г. Ананьев понимает самооценку, как процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование

- понятие собственного «Я», являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [1].

Л.И. Божович определяет самооценку через отношение субъекта к действительности, как компонент управления поведением в условиях реальной деятельности с учетом направленности личности, ведущих мотивов, целеполагания («уровня притязаний»), эмоциональных переживаний и результатов деятельности [2].

В психологии существует множество подходов к рассмотрению самооценки:

- личностный (самооценка как компонент самосознания);

- структурно-целостный (самооценка как один из компонентов структуры личности);

- деятельностный (самооценка как конструкт, влияющий на результат деятельности);

- динамический (самооценка часть процесса становления личности);

- психопатологический (самооценка как показатель психического здоровья);

- функциональный (самооценка как одна из функций личности) [5].

Таким образом, проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых как в отечественной, так и в зарубежной психологии, но, несмотря на это нет единого определения этого феномена [7].

В своем исследовании мы определяем самооценку как компонент структуры личности, особый вид мыслительной деятельности человека, тесно связанный с самосознанием, проявляющийся в оценивании себя, своих достижений и перспектив, а также результатов своей учебной, трудовой, коммуникативной и иной деятельности, являющийся регулятором поведения.

Самооценка является мощным регулятором поведенческих проявлений личности, оказывает влияние на взаимодействие с другими людьми [6].

От самооценки зависят отношения человека с другими людьми, его позиция в процессе социального и коммуникативного взаимодействия.

Большую роль в становлении молодого менеджера как профессионала, является адекватная самооценка, способность видеть свои сильные стороны, принимать свои недостатки, как руководство к их исправлению, оценивать свои возможности и способности соразмерно с предлагаемыми профессиональными задачами.

Самооценка молодого менеджера, это способность осознание своих возможностей, оценка навыков, знаний и личностных качеств, позволяющих добиться успехов в профессиональной деятельности.

35

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения с разных сторон уровень самооценки респондентов мы использовали следующий психолого-диагностический инструментарий:

тест самооценки личности Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн [9]; тест на самооценку личности С.А. Будасси [3]; тест для исследования самооценки (методика Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. [8].

В исследовании приняли участие 56 молодых людей, работающих в сфере менеджмента по специальности «Финансы и кредит», в возрасте 23-31 лет, среди них 19 девушек и 37 молодых людей, средний возраст респондентов составляет - 26-27 лет, а средний рабочий стаж в области менеджмента составляет - 2,77 лет.

Проведенная диагностика по методике Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн, позволила вывить превалирующие уровни самооценки (рисунок 1).

36

Рис.1. Результаты тестирования самооценки молодых менеджеров по методике Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн.

У большинства молодых людей самооценка явно смещена в сторону высокой, что является прогнозируемым для людей, выбравших работу, связанную с руководящими полномочиями и стремящихся к успеху.

Так среди респондентов адекватный уровень самооценки выявлен среди 28,57% молодых людей выборки. Завышенный уровень характеризует 26,79% молодых менеджеров. Высокий уровень зафиксирован у 26,79% респондентов.

Низкая самооценка выявлена у 16% менеджеров.

При изучении количественного

выражения уровня самооценки были получены результаты, представленные на рисунке 2.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что большинство молодых менеджеров показали завышенный уровень самооценки по невротическому типу - 35,71%. Т.е. завышенная самооценка сопровождается аффективными вспышками раздражительности на фоне несоответствия ожиданий реальным результатам, и невозможности достижения завышенной планки в связи с утомляемостью нервной системы и психофизиологическими особенностями.

Рис. 2. Результаты уровней самооценки молодых менеджеров по методике С.А. Будасси.

Таким людям особенно необходима нормализация уровня самооценки, так как в дальнейшем завышенный уровень самооценки может привести к психосоматическим заболеваниям и снижению продуктивности труда.

Адекватный уровень самооценки выявлен у 28,57% респондентов, что полностью соответствует данным полученным в ходе реализации методики Т. Дем-

бо-С.Я. Рубинштейн.

Заниженный уровень характерен для 21,43% молодых менеджеров, представленной выборки. Она мешает добиваться им высоких результатов в работе и двигаться по карьерной лестнице. 37

Еще одна методика диагностики самооценки показала достоверность полученных выше результатов (рисунок 3).

Рис. 3. Результаты диагностики уровня самооценки молодых менеджеров

(Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.). №3 (24) 2020

www.j-chr.com

В ходе диагностики уровня самооценки молодых менеджеров по методике Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М. у большинства молодых людей обнаружен завышенный уровень самооценки 41,07%.

Заниженный уровень выявлен у 21,43% респондентов.

Средний уровень, соответствующий адекватному зарегистрирован у 37,50% молодых менеджеров выборки.

Результаты, полученные в ходе констатирующего исследования самооценки и интеллекта, позволяют вделать следующие выводы.

Более чем у 1/3 молодых менедже-

ров выявлен завышенный уровень самооценки (завышенный уровень - 26,79% молодых менеджеров, высокий уровень -26,79% по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн; большинство молодых менеджеров показали завышенный уровень самооценки по невротическому типу - 35,71% по методике С.А. Будасси; высокий уровень самооценки у большинства молодых менеджеров - 41,07% по методике Фетискина Н.П., Козлова В.В., Мануйлова Г.М.)

Таким образом, можно констатировать, что участники исследования, обладая достаточно высокой самооценкой, способны к развитию своей карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

38

1. Ананьев Б.Г. О проблемах детского самосознания // Известия НПА РСФСР. 1948. Выпуск 18. С. 111-115.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

3. Никиреев Е. М. Психологические особенности направленности личности: учебное пособие / Е.М. Никиреев. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007. 72 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000 http://psylib.org.ua/ books/rubin01/index.htm

5. Сорокоумова Е.А. психология самопознания в обучении. М.2010, 325 с.

6. Сорокоумова С.Н. Психологическая подготовка студентов - будущих менеджеров в двухуровневой системе высшего об

разования / Волков И.В., Сорокоумова С.Н. // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 139142.

7. Сорокоумова С.Н. Социальная креативность как профессионально значимая характеристика менеджера / Сорокоумова С.Н., Ивенских И.В. // В сборнике: Великие реки - 2017. Труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2017. С. 280-284.

8. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально психологическая диагностика развития личности в малых группах. Учебное пособие. М. Из-во Института психотерапии. 2002, 490 с.

9. Яньшин П. В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Речь, 2007, 327 с.

PROBLEMS OF THINKING AND SPEECH DEVELOPMENT IN

YOUNG CHILDREN

© Elena Al. Sorokoumova, Maria I. Kochegarova

Sorokoumova Elena Al. -- Professor of Psychology of work and psychological counseling Department, Moscow State Pedagogical University. E-mail: CEA51@mail.ru

Kochegarova Maria I. - undergraduate, .Moscow State Pedagogical University. Address: 127051, Moscow, Maly Sukharevsky lane, 6, Russian Federation

Abstract

The article presents the results of a study of self-esteem of young managers who are building their careers in management and business. The study of self-esteem using several different diagnostic techniques allows us to predict their further growth in professional activity.

Keywords: self-esteem, self-esteem levels, professional activity, young managers. REFERENCE

39

1. Ananiev B.G. On the problems of children's self-awareness // News of the NPA RSFSR. 1948. Issue 18.P. 111-115.

2. Bozovic LI Personality and its formation in childhood. M., 1968.464 p.

3. Nikireev EM Psychological features of personality orientation: textbook / EM. Ni-kireyev. - Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 2007.72 p.

4. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology. Compilers, authors of comments and afterwords A.V. Brushlinsky, K.A. Abulkhanova-Slavskaya. St. Petersburg: Piter Publishing House, 2000 http://psylib. org.ua/books/rubin01/index.htm

5. Sorokoumova E.A. psychology of self-knowledge in teaching. Moscow, 2010, 325 p.

6. Sorokoumova S.N. Psychological preparation of students - future managers moat in a two-level system of higher development

/ Volkov I.V., Sorokoumova S.N. // Initiatives of the XXI century. 2012. No. 1. S. 139-142.

7. Sorokoumova S.N. Social creativity as a professionally significant characteristic of a manager / Sorokoumova S.N., Ivenskikh I.V. // In the collection: Great Rivers - 2017. Proceedings of the Congress of the 19th International Scientific and Industrial Forum: in 3 volumes. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. 2017.S. 280-284.

8. Fetiskin NP, Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development in small groups. Tutorial. M. From the Institute of Psychotherapy. 2002, 490 p.

9. Yanshin PV Clinical psychodiagnostics of personality. Study guide. 2nd ed., Rev. SPb .: Rech, 2007, 327 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.