Научная статья на тему 'Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков'

Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2802
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / АГРЕССИВНОСТЬ / ADOLESCENCE / SELF-ESTEEM / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скабелина Н.А.

Статья посвящена проблеме агрессивности в подростковом возрасте. В результате проведенного исследования выявлено, что на проявление агрессивности у подростков оказывает влияние уровень их самооценки. Полученные данные свидетельствуют о том, чем выше уровень самооценки, тем больше выражена агрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the level of self-esteem on the manifestation of the aggressiveness of adolescents

The article is devoted to the problem of aggressiveness in adolescence. As a result of the study, it was revealed that the level of their self-esteem is influenced by the aggressiveness of adolescents. The findings indicate that the higher the level of self-esteem, the more pronounced aggressiveness.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков»

Влияние уровня самооценки на проявление агрессивности подростков

The influence of the level of self-esteem on the manifestation of the aggressiveness of

adolescents

Скабелина Н.А.

Студент 5 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, г. Волгоград e-mail: nadya.liga@mail.ru

Skabelina N.

Student 5 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: nadya.liga@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме агрессивности в подростковом возрасте. В результате проведенного исследования выявлено, что на проявление агрессивности у подростков оказывает влияние уровень их самооценки. Полученные данные свидетельствуют о том, чем выше уровень самооценки, тем больше выражена агрессивность.

Annotation.

The article is devoted to the problem of aggressiveness in adolescence. As a result of the study, it was revealed that the level of their self-esteem is influenced by the aggressiveness of adolescents. The findings indicate that the higher the level of self-esteem, the more pronounced aggressiveness.

Ключевые слова: подростковый возраст, самооценка, агрессивность.

Key words: adolescence, self-esteem, aggressiveness.

Напряженная, неустойчивая социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их агрессивность [4]. Наиболее остро агрессивность проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте.

Проблема агрессивности подростков затрагивает все общество в целом и вызывает глубокое беспокойство среди родителей, психологов, педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом. Для того чтобы точнее понять сущность агрессивности подростков, важно знать, чем характеризуется подростковый возраст. Подростковый возраст - это период жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии, который сопровождается внутренними конфликтами с самим собой и с другими, а также развитием самооценки [3, 5].

Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследовательских работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Были изучены различные аспекты самооценки личности. С точки зрения роли самооценки в сохранении целостности структуры личности она изучалась в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и другими авторами. Многофункциональность самооценки раскрыта в работах Р. Бернса, Е.И. Исаева, Д.И. Фельдштейна.

Самооценку в настоящее время рассматривают как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономную характеристику личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира [1, 2, 3]. Обладая сочетанием активного и пассивного начал, она выступает важнейшим регулятором взаимодействия личности с окружающей ее реальностью. Изучению влияния уровня самооценки на проявление агрессивности подростков посвящена данная работа, цель которой состоит в изучении влияния уровня самооценки на проявление агрессивности подростков.

В исследовании приняли участие 40 учеников 6-8 классов средней общеобразовательной школы, в возрасте 12-14 лет.

В изучении проблемы влияния уровня самооценки на проявление агрессивности подростков были использованы методы анализа научной литературы, тестирования и статистического анализа. Применялись следующие методики: 1). Методика для изучения самооценки личности Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан); 2). Методика самооценки личности С.А. Будасси; 3). Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; 4). Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Для анализа полученных в ходе психологической диагностики данных были использован метод математической статистики: коэффициент корреляции r-Спирмена. Расчеты производились с помощью программы SPSS 19.0.

В ходе эмпирического изучения самооценки и агрессивности подростков были получены следующие результаты.

Изучение особенностей самооценки, проведенное при помощи методики Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан), позволило выявить высоту самооценки и уровень притязаний подростков по каждой из шести шкал (первая шкала здоровья - тренировочная, показатель данной шкалы не обрабатывается и не интерпретируется), а также величину расхождения между уровнем притязаний и самооценкой участников исследования.

Из полученных данных видно, что оптимальная высота самооценки выявлена у 30% (12 чел.) подростков, участвующих в исследовании. Подростки с оптимальной высотой самооценки характеризуются реалистичностью при оценивании собственных возможностей, действий, поступков, черт характера и личностных качеств. Подростки, демонстрирующие оптимальную высоту самооценки, объективно оценивают свои сильные и слабые стороны и, поэтому, стараются ставить достижимые цели, а, следовательно, чаще добиваются хороших результатов. Средняя высота самооценки, выявленная у 35% (14 чел.) также является адекватной, но является несколько ниже, чем оптимальная высота данной характеристики. Завышенную самооценку продемонстрировали 15% (6 чел.) подростков. Для подростков с завышенной самооценкой свойственно переоценивать собственные возможности и личностные качества. Лица с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, что может приводить к разрушению межличностных контактов. Низкий уровень самооценки показали 20% (8 чел.) испытуемых, для них характерно недооценивание себя и неуверенность в собственных силах. Подростки с низкой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности.

Самооценка подростков была также исследована при помощи методики С.А. Будасси, полученные результаты представлены в виде гистограммы на рисунке 1.

Соотношение подростков по уровню самооценки

50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ Заниженная самооценка ■ Низкая ■ Адекватная ■ Высокая ■ Завышенная

Рис. 1. Соотношение участников исследования по уровню самооценки, методика С.А. Будасси Из представленной на рисунке 2 диаграммы видно, что почти половина участников исследования по данным методики С.А. Будасси показала адекватный уровень самооценки - 45% (18 чел.). Выявлены также подростки с низкой - 25% (10 чел.) и заниженной - 3% (1 чел.) самооценкой, а также с высокой - 20% (8 чел.) и завышенной - 8% (3 чел.) самооценкой.

Далее перейдем к анализу результатов исследования агрессивности подростков. Результаты полученные в ходе использования методики Басса-Дарки отражены в таблице 1.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что практически по всем шкалам методики (за исключением шкал «Обида», и «Вербальная агрессия») средние баллы группы подростков, составивших выборку исследования выше среднего уровня.

Таблица 1. Результаты диагностики агрессивности подростков, методика Басса-Дарки

Шкала Средний балл участников выборки Нормативы теста

Макс. балл Мин. балл

Физическая агрессия 6,2 10 0

Косвенная агрессия 5,5 9 0

Раздражительность 6 11 0

Негативизм 3,5 5 0

Обида 3 8 0

Подозрительность 5 10 0

Вербальная агрессия 8,2 13 0

Чувство вины 3,5 9 0

Представим в виде диаграммы (рис.2) процентное соотношение участников выборки по уровню индекса агрессивности, который рассчитывается как сумма баллов, набранных по следующим шкалам: физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия.

Соотношение подростков по уровню агрессивности

15%

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рис. 2. Соотношение участников по уровню агрессивности, методика Басса-Дарки

Итак, приблизительно половина подростков - 47% (19 чел.) показали средний уровень агрессивности, что характеризует их как проявляющих спонтанную агрессию, вызванную неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты. У 38% (15 чел.) обнаружен высокий уровень агрессивности, а у 15% (6 чел.) - низкий, что может выступать источником дезадаптации подростков.

Наконец, рассмотрим результаты диагностики агрессивного поведения (методика Е.П. Ильина, П.А. Ковалева).

Представим в виде диаграммы на рисунке 3 данные о процентном соотношении участников выборки по уровню несдержанности, который рассчитывается как сумма баллов по шкалам, отражающим склонность к прямой вербальной и двум видам физической агрессии.

Как видно из данных выше, больше половины участников выборки - 52% (21 чел.) имеют средний уровень несдержанности, который представляет собой результат проявлений агрессивного вербального и физического поведения. Высокий уровень показали 20% (8 чел.) подростков, а низкий - 28% (11 чел.).

Рис. 3. Соотношение участников исследования по уровню несдержанности, методика Е.П. Ильина, П.А.

Соотношение участников по уровню несдержанности

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий

Ковалева

Таким образом, нами рассмотрены результаты диагностики самооценки и агрессивности всех участников эмпирического исследования. Анализируя результаты выборки в целом, можно отметить, что в полученных показателях преобладают средние значения, вместе с тем, выявлены отклонения в сторону крайне низких и высоких значений по отдельным шкалам психодиагностических методик.

Обращаясь к данным корреляционного анализа, опишем следующие взаимосвязи самооценки и агрессивности подростков.

Между показателем уровня самооценки (методика С.А. Будасси) и такими параметрами агрессивности как несдержанность (г=0,273; p=0,44), склонность к прямой вербальной агрессии (г =0,289; p=0,25), обида (г=0,499; p =0,00), а также раздражение (г=0,732; p=0,00) обнаружены прямые пропорциональные взаимосвязи. Наличие данных статистически достоверных взаимосвязей указывает на то, что чем выше уровень самооценки подростка, тем в большей степени для него характерно проявление вспыльчивости, грубости, резкости, выражение негативных чувств в виде криков, угроз, употребление в речи негативных эпитетов, ненормативной лексики, а также зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Выявлена также прямая пропорциональная взаимосвязь (г=0,297; p=0,40) показателя самооценки (методика Дембо-Рубинштейн) с показателем агрессивности (методика Басса-Дарки). Следовательно, чем выше уровень самооценки подростков, тем в большей степени для них свойственно проявление агрессивности в поведении.

Существует прямая пропорциональная взаимосвязь между критерием самооценки «Уверенный в себе -неуверенный» и показателем вербальной агрессии (г=0,325; p=0,21). Существование данной достоверной взаимосвязи свидетельствует о том, что чем более уверен в себе подросток, тем больше он склонен к выражению негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Между критерием самооценки «Авторитетный среди сверстников - презираемый» и показателем агрессивности «Обида» обнаружена обратная пропорциональная взаимосвязь (г = -0,291; p=0,24). Данная связь отражает то, что чем менее авторитетным в кругу сверстников считает себя подросток, тем в большей мере для него характерны зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Обратная пропорциональная связь существует также между показателем самооценки «Умный -глупый» и раздражением (г = -0,264; p = 0,42). Наличие подобной обратной взаимосвязи свидетельствует о том, что чем менее умным считает себя подросток, тем свойственней для него готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Наконец, между таким аспектом самооценки как «Хороший характер - плохой характер» и косвенной агрессией существует обратная взаимосвязь (г = -0,280; p = 0,49). Следовательно, чем ближе оценка подростком своего характера к отрицательному полюсу, тем характерней для него агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Таким образом, анализируя полученные в ходе эмпирического исследования результаты, можно сделать вывод о том, что уровень самооценки подростков взаимосвязан с различными показателями агрессивности. При чем, по итогам эмпирического изучения проблемы можно сделать вывод о том, что между самооценкой и агрессивностью подростков существуют как прямые, так и обратные взаимосвязи. В частности, высокий уровень самооценки имеет прямые взаимосвязи с такими показателями агрессивности как несдержанность, склонность к вербальному проявлению агрессии, обида, а также обратные связи с показателями косвенной, обидой и чувством вины.

Список используемой литературы:

1. Ахметова Г.Ф., Бильданова В.Р. Самооценка и ее выраженность в подростковом возрасте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №1. - С.142 - 149.

2. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник ТГПУ. -2009. - №1. - С.73-76.

3. Горбунова О.С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах // Концепт. - 2015. - №1. - С.226-230.

4. Каневская Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - №42. -С.7-11.

5. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Вестник славянских культур. - 2010. - №4. - С.84-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.