Научная статья на тему 'Особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения'

Особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / БОЛЬШИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / ADOLESCENTS / AGGRESSION / ANXIETY / LARGE / SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Куторкина Юлия Александровна

Целью работы стало изучение особенностей агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в мегаполисах, средних и малых городах. Выборку составили 60 подростков, приехавших в международный детский лагерь из разных городов страны в возрасте 12-15 лет (13,5 ± 1,2 лет). Были использованы методики Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) и Методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина). Наивысший уровень вербальной агрессии проявляют подростки из малых городов, тогда как самые высокие показатели чувства вины отмечены у испытуемых из больших городов. Между подростками из разных городов не было выявлено различий по уровню ситуативной тревожности. У подростков из малых городов уровень личностной тревожности выше, чем у подростков из больших городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева Елена Ивановна, Куторкина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of aggressiveness and anxiety in adolescents living in cities with different population’s size

The aim of this work was to study the characteristics of aggressiveness and anxiety in adolescents living in Metropolitan areas, medium and small cities. 60 teenagers of the international children's camp from different cities of the country at the age of 12-15 years (13,5 ± 1,2) were participants. Bass-Durki hostility inventory and the questionnaire by C.D. Spielberger (in the Russian adaptation by Y.L. Khanin) were used. The highest level of verbal aggression were shown by the teenagers from small cities, while the highest feelings of guilt were noted in subjects from the big cities. Between teenagers from different cities, there were no differences in the level of anxiety. Adolescents from small cities have shown the highest.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения»

УДК 159.9+316.6

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДАХ С РАЗНОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Е.И. Николаева, Ю.А. Куторкина

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» Санкт-Петербург, Россия, 191186

Аннотация. Целью работы стало изучение особенностей агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в мегаполисах, средних и малых городах. Выборку составили 60 подростков, приехавших в международный детский лагерь из разных городов страны в возрасте 12—15 лет (13,5 ± 1,2 лет). Были использованы методики Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) и Методика диагностики самооценки (Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина). Наивысший уровень вербальной агрессии проявляют подростки из малых городов, тогда как самые высокие показатели чувства вины отмечены у испытуемых из больших городов. Между подростками из разных городов не было выявлено различий по уровню ситуативной тревожности. У подростков из малых городов уровень личностной тревожности выше, чем у подростков из больших городов.

Ключевые слова: подростки, агрессивность, тревожность, большие, малые и средние города.

Подростковый возраст — особый период в психосоциальном развитии человека, когда проявления агрессивности отражают прежде всего попытки защиты личности в процессе интенсивного личностного роста и идентификации с той или иной социальной группой. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы личности. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире [1; 2].

В подростковом возрасте происходит резкий всплеск гормональной активности, и подросток начинает изменяться физиологически и психологически [3]. В этот период обретаются новые пути и способы взаимодействия с миром, происходит познание нового себя и определяется собственное место в этом мире. Именно подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия [4; 5].

Личность подростка формируется под воздействием окружения [6]. В подростковом возрасте это не столько семья, сколько такие же подростки. Можно предположить, что эта микросреда будет различной у подростков, проживающих в городах с разной численностью населения. В больших городах с большей вероятностью, чем в малых, можно встретить представителей другой культуры, людей приезжающих из других стран, отличающихся цветом кожи, разрезом глаз, одеждой и поведением [7]. В то же время нет данных о том, как эти микроусловия влияют на агрессивность подростков и как уровень агрессивности у них может сочетаться с уровнем тревожности.

Все это предопределило цель данной работы: изучить особенности агрессивности и тревожности у подростков, проживающих в мегаполисах, средних и малых городах.

Материалы и методы. Выборку составили 60 подростков, приехавших в международный детский лагерь из разных городов страны в возрасте 12—15 лет (13,5 ± 1,2).

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

~ 94 ~

Николаева Е.И., Куторкина Ю.А. Особенности агрессивности и тревожности у подростков.

----

Были использованы методики: Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) и Методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбер-гера в адаптации Ю.Л. Ханина) [8].

Результаты и их обсуждение. Сначала был выявлен уровень агрессивности у подростков из разных городов. Из таблицы 1 видно, что есть значимые различия по шкалам вербальной агрессии и чувства вины у подростков из разных городов. Есть значимые различия у подростков из больших и средних городов по шкале чувство вины. Стоит подчеркнуть, что наивысший уровень

вербальной агрессии проявляют подростки из малых городов, тогда как самые высокие показатели чувства вины отмечены у испытуемых из больших городов.

В таблице 2 представлены данные анализа личностной и ситуативной тревожности у подростков из городов с разной численностью населения. По шкале ситуативная тревожность не было выявлено значимых различий. У подростков из малых городов уровень личностной тревожности выше, чем у подростков из больших городов.

Таблица 2

Уровень агрессивности у подростков из больших, средних и малых городов (баллы)

Виды агрессии Города

большие средние Малые

Физическая Агрессия 5,9 ± 1,9 6,0 ± 3,0 6,8 ± 2,8

Косвенная 4,2 ± 1,2 4,3 ± 2,1 3,4 ± 1,6

Раздражение 5,5 ± 2,3 4,3 ± 2,3 4,9 ± 2,3

Негативизм 2,4 ± 1,8 2,3 ± 1,2 2,9 ± 1,1

Обида 1,7 ± 1,6 2,2 ± 1,9 1,9 ± 1,3

Подозрительность 5,5 ± 1,9 4,9 ± 1,4 4,8 ± 1,7

Вербальная агрессия 6,5 ± 2,5 6,3 ± 1,9 7,6 ± 1,8*

Чувство вины 7,1 ± 1,3** 5,4 ± 1,6 6,3 ± 1,2*

Враждебность 7,2 ± 3,0 7,2 ± 3,2 6,8 ± 2,5

Агрессивность 17,9 ± 5,5 16,6 ± 6,0 19,2 ± 5,3*

Примечание: * различие между группами с уровнем значимости p < 0,05, ** p < 0,01.

Таблица 2

Уровень личностной тревожности у подростков из больших, средних и малых городов (баллы)

Тревожность Большие города Средние города Малые города

Ситуативная 55,2 ± 8,4 53,3 ± 6,5 53,1 ± 6,1

Личностная 43, 4 ± 4,2 50,3 ± 5,8** 49,6 ± 5,9**

Примечание: ** различие между группами с уровнем значимости p < 0,01.

Итак, мы обнаружили, что чем меньше город, из которого приехал подросток в международный лагерь, тем больший уровень агрессивности он проявляется. Можно предположить, что это защитная реакция: подростки из мегаполисов имеют лучшие гаджеты, аксессуары и одежду. Они привыкли к разнообразию внешнего вида людей и их привычек. Именно поэтому они готовы просто принять необычное поведение и своеобразный способ проявления индивидуальности. Подростки из малых городов в большей мере приучены к единообразию и «правильному» методу предъявления себя обществу. Оборотной стороной такой при-

вычки и агрессивности является повышенная личностная тревожность.

Агрессивная реакция подростков из малых городов, в свою очередь, провоцирует у подростков из больших городов чувство вины, но не меняет уровень тревожности, ни личностной, ни ситуативной.

Полученные данные должны учитываться вожатыми, работающими в крупных международных лагерях, где вмести начинают проживать дети разных культур. Современная жизнь Европы демонстрирует то, что подобные столкновения уже у взрослых могут приводить к трагическим обстоя-

—--—-

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7

тельствам. Необходим специализированный тренинг, направленный на обучение жить в сложном мире с людьми, имеющими непохожие взгляды и внешний вид.

Выводы

1. Высокий уровень вербальной агрессии проявляют подростки из малых городов.

2. У подростков из больших городов самый высокий показатель по шкале чувство вины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лоренц К. Агрессия. М.: Римис, 2010.

2. Николаева Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 2. С. 118—125.

3. Краковский А.П. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М: Педагогика, 2010.

4. Николаева Е.И. Специфика современного обучения студентов психологов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2009. Т. 1. № 1—2. С. 32—35.

5. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2010.

6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М.: Книга по требованию, 2010.

7. Николаева Е. И., Куст Е. С. Сравнительный анализ толерантных установок, эмоционального интеллекта и агрессивности у коренных жителей Санкт-Петербурга и внешних и внутренних мигрантов // Вестник психофизиологии. 2015. № 4. С. 81—89.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара, 2010.

THE PECULIARITIES OF AGGRESSIVENESS AND ANXIETY IN ADOLESCENTS LIVING IN CITIES WITH DIFFERENT POPULATION'S SIZE

E.I. Nikolaeva, Yu.A. Kutorkina

Herzen state pedagogical university St. Petersburg, Russia, 191186

Annotation. The aim of this work was to study the characteristics of aggressiveness and anxiety in adolescents living in Metropolitan areas, medium and small cities. 60 teenagers of the international children's camp from different cities of the country at the age of 12—15 years (13,5 ± 1,2) were participants. Bass-Durki hostility inventory and the questionnaire by C.D. Spiel-berger (in the Russian adaptation by Y.L. Khanin) were used. The highest level of verbal aggression were shown by the teenagers from small cities, while the highest feelings of guilt were noted in subjects from the big cities. Between teenagers from different cities, there were no differences in the level of anxiety. Adolescents from small cities have shown the highest.

Key words: adolescents, aggression, anxiety, large, small and medium-sized cities.

REFERENCES

1. Lorenc K. Agressija. Moscow, Rimis, 2010.

2. Nikolaeva E.I. Sravnitel'nyj analiz predstavlenij detej i ih roditelej ob osobennostjah pooshhrenija i nakaza-nija v sem'e. Psihologija. Zhurnal vysshej shkoly jekono-miki, 2006, vol. 3, no. 2, pp. 118—125.

3. Krakovskij A.P. Soderzhanie vozrastnogo, polo-vogo i tipologicheskogo v lichnosti mladshego i starshego podrostka. Moscow, Pedagogika, 2010.

4. Nikolaeva E.I. Specifika sovremennogo obuchenija studentov psihologov. Psihologija obrazovanija v poli-kul'turnomprostranstve, 2009, vol. 1, no. 1—2, pp. 32—35.

5. Rajs F., Dolzhin K. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta. St.Petersburg, Piter, 2010.

6. Vygotskij L.S. Problemy obshhej psihologii. Moscow, Kniga po trebovaniju, 2010.

7. Nikolaeva E.I., Kust E.S. Sravnitel'nyj analiz tole-rantnyh ustanovok, jemocional'nogo intellekta i agressivnosti u korennyh zhitelej Sankt-Peterburga i vneshnih i vnutrennih migrantov. Vestnikpsihofiziologii, 2015, no. 4, pp. 81—89.

8. Rajgorodskij D.Ja. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie. Samara, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.