Рекомендации для будущих изыскателей: авторы в своем исследовании использовали количественный метод, но будущим изыскателям по этой же теме советуют использовать не только количественные, но и качественные методы, для чего проводить, например, личные собеседования, которые позволят получить более глубокие доказательства стрессов у студентов.
АННОТАЦИЯ
Стресс является наиболее распространенным эмоциональным или психологическим состоянием, которое испытывают студенты в период учебы. Такое состояние может возникнуть в результате целого спектра проблем, включая серьезную учебную нагрузку, неумение грамотно выстраивать рабочий график, неутешительные размышления о планах по окончании учебы и так далее. Настоящее исследование направлено на изучение причин возникновения стресса на примере студентов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (г. Москва).
Ключевые слова: стресс, причины стресса, студенты университета, РЭУ имени Г. В. Плеханова, исследование.
SUMMARY
Stress is the most common emotional or psychological state experienced by students during their studies. Such a state may arise as a result of a whole range of problems, including a serious study load, inability to properly work out the schedule, disappointing thoughts about plans for graduation, and so on. This study aimed to research the causes of stress among students of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov (Moscow).
Key words: stress, causes of stress, university students, Plekhanov Russian University of Economics, research.
ЛИТЕРАТУРА
1. Образование: оперативная информация [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross tat/ru/statistics/population/education/ (дата обращения: 15.04.2019).
2. Демография: численность и состав населения [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ross
tat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 15.04.2019).
3. The stress concept in 1955 // Journal of Clinical Epidemiology. - 1955. - Volume 2, Issue 5. - Pp. 491-608.
4. Биологический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - URL: https:// gufo.me/dict/biology/стресс (дата обращения: 15.04.2019).
5. Павлова Т. С. Психологические факторы социальной тревожности в студенческом возрасте / Т. С. Павлова, А. Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2011. - № 1. - С. 29-43.
6. Laughter Helps Blood Vessels Function Better // University of Maryland Medical Center [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.sciencedaily.com/releases/2005/03/050310 100458.htm (date of the application: 17.04.2019).
Ю. П. Станоева
УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
| подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявле-
ния агрессивности. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, а также в результате восприятия агрессивных моделей поведения. Агрессия при этом понимается как форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1].
В настоящее время в нашем обществе присутствует серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Качественные изменения в обществе сопровождаются и деформацией семейных отношений, которые не выполняют таких важнейших функций, как формирование у детей и подростков чувства психологического комфорта. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация в отношениях, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения. Воспитываясь в такой неблагоприятной среде, подросток, у которого еще сильны механизмы подражания, воспринимает агрессивные модели поведения как вполне приемлемые и единственно возможные и переносит их на различные жизненные ситуации. В такой ситуации необходимо проведение социально-психологической работы с подростками, направленной на повышение степени социально-психологической адаптации и преодоление возникающих психологических затруднений. Поэтому актуальными представляются разработка и проведение специальных профилактических социально-психологических мероприятий, нацеленных на усвоение подростками конструктивных способов взаимодействия, развития эмпатии и повышения самооценки, что, в свою очередь, может явиться предпосылкой снижения уровня агрессивности.
Наше исследование направлено на частичное разрешение противоречия между объективной потребностью общества в профилактике агрессивного поведения подростков и недостаточной теоретической и практи-
ческой разработанностью проблемы выявления свойств личности подростков, развитие которых способствует профилактике агрессивного поведения.
Целью исследования было выявление эффективности социально-психологического тренинга, направленного на развитие эмпатий-ности и адекватного уровня самооценки подростков, как формы профилактики агрессивного поведения подростков.
Были сформулированы 2 рабочие гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между уровнем эмпатии и уровнем агрессивности, а также между уровнем агрессивности и показателями самооценки. Достаточно высокий уровень развития эмпатии и адекватной самооценки способствует снижению агрессивного поведения подростков.
2. Социально-психологический тренинг, направленный на развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки, является эффективной формой профилактики агрессивного поведения подростков.
Теоретический анализ показал, что важными свойствами личности, влияющими на формирование агрессивного поведения у подростков, являются самооценка и эмпатия. Проявление человеком агрессивных действий предполагает отсутствие у него эмпатии, сочувствия к жертве или угрызений совести [3], а конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость, а зачастую и агрессивность, часто являются следствием неправильной самооценки [2]. Так, можно предположить, что формирование эмпатии и самооценки в подростковом возрасте имеет важное значение для становления в будущем агрессивного поведения личности.
Для проверки сформулированных гипотез были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в процессе которых использовались следующие методики: опросник диагностики уровня агрессивности (Басса-Дарки); методика «Диагностика уровня эмпатии» (В. В. Бойко); методика диагностики самооценки (Будасси). Экспериментальной базой исследования стала СОШ № 24
г. Крымска. В эксперименте принимали участие ученики 7-8-х классов. Общий объем выборки составил 98 человек.
Результаты, полученные после проведения диагностики по опроснику Басса-Дарки, позволяют заключить, что средний показатель агрессивности по всей выборке составил 18,4 балла. Норма индекса агрессивности 21+4, т. е. можно сказать, что у испытуемых данный индекс находится в пределах нормы, что свидетельствует о неярко выраженном агрессивном поведении. Рассматривая значения по каждой шкале, следует отметить, что преобладающими формами агрессии выступают вербальная агрессия (7,64), физическая агрессия (6,2) и чувство вины (6,35). Это говорит о том, что испытуемые чаще всего выражают свои агрессивные импульсы в ссорах, драках со сверстниками, а также с помощью угроз, криков, проклятий. В разговорах они более склонны употреблять ненормативную лексику, ругаться с окружающими, нежели выражать агрессию косвенными способами. Кроме того, выраженность показателя чувство вины говорит о том, что у подростков достаточно часто появляются угрызения совести за свое поведение. Меньше всего испытуемые склонны проявлять негативизм в своем поведении (2,83).
Таким образом, результаты диагностики уровня агрессивности показали, что у испытуемых подростков агрессивное поведение не ярко выражено, то есть в целом их можно охарактеризовать как вполне адаптированных подростков.
Результаты проведенного исследования по методике «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко позволяют говорить о том, что средний уровень эмпатии испытуемых в данной выборке - 16,8 баллов, причем 17,5 % из них имеют средний уровень эмпатии, 47,5 % -заниженный и 35 % - очень низкий. Высокий уровень эмпатии не был обнаружен ни у одного из испытуемых. Преобладающими каналами в структуре эмпатии для данной выборки являются эмоциональный канал (3,3 балла), проникающая способность в эмпатии (3 балла) и идентификация в эмпатии (2,9 бал-
лов). То есть для испытуемых более характерны эмоциональная отзывчивость, открытость, доверительность, умение понять другого на основе сопереживаний, нежели рациональное постижение сущности другого или интуитивное видение партнера. Таким образом, можно заключить, что распределение показателей эмпатии свидетельствует о том, что испытуемые в основном имеют заниженный и очень низкий уровень эмпатии, то есть эмоциональное «вчувствование» в другого человека, сопереживание, понимание проблем другого представляет для испытуемых определенную трудность.
Рассмотрим результаты, полученные при диагностике уровня самооценки. Средний коэффициент самооценки в данной выборке испытуемых - 0,51, причем 30 % испытуемых имеют самооценку ниже среднего, 37,5 % - выше среднего, а у 32,5 % испытуемых самооценка попадает в промежуток 0,51+0,1. Полученные данные свидетельствуют о том, что подростки достаточно адекватно оценивают себя и свое поведение. Данный вывод исходит из того, что полученный показатель достаточно близок к единице, но не выше 0,85. В целом подростки довольно уверены в себе и в достижении поставленных целей, готовы принимать неудачи и искать возможные выходы из возникшей ситуации.
Среди качеств, которые ранжировали подростки, наиболее важными в жизни они считают следующие: честность - 30 %; доброта - 22,5 %; смелость - 17,5 %; терпеливость и жизнерадостность - по 7,5 %; уступчивость и настойчивость - по 5 %; нервозность и вспыльчивость - по 2,5 %. При этом наиболее выраженными качествами у себя подростки считают доброту - 25 %; честность - 17,5 %; вспыльчивость - 10 %; энергичность, осторожность, жизнерадостность и смелость - по 7,5 %; настойчивость - 5 %; упрямство, нервозность, медлительность, капризность и энтузиазм - по 2,5 %. Таким образом, можно заметить, что честность и доброта являются как наиболее ценными, так и наиболее выраженными качествами с точки зрения подростков.
20/у/.3 -
(Ш\
Что касается качеств, менее всего ценимых в людях, то подростки отметили, прежде всего, следующие: нервозность - 20 %; пассивность - 17,5 %; капризность и вспыльчивость - по 15 %; упрямство - 7,5 %; нерешительность, медлительность и беспечность -по 5 %; мнительность, доброта, застенчивость и уступчивость - по 2,5 %. У себя менее всего выраженными подростки считают следующие качества: пассивность - 27,5 %; капризность - 12,5 %; медлительность - 10 %; нервозность, уступчивость, беспечность и вспыльчивость - по 7,5 %; нерешительность и терпеливость - по 5 %; честность, доброта, энтузиазм, застенчивость - по 2,5 %. Таким образом, качества, стоящие на первом месте по значимости и выраженности у себя, и качества, стоящие на последнем месте по значимости и выраженности у себя, в основном повторяются, различия наблюдаются лишь в процентном соотношении. Такие результаты могут говорить о достаточно адекватной самооценке испытуемых.
Важно отметить, что при сопоставлении полученных по всем трем методикам данных выявилась следующая тенденция. Испытуемые, у которых наблюдается высокий уровень агрессивности (25 баллов и более), имеют в основном заниженный либо очень низкий уровень эмпатии. Так, из 8 человек с высоким уровнем агрессивности у одного выявился средний уровень эмпатии, у 3-х -заниженный и у 4-х - очень низкий. При этом было также замечено, что у испытуемых, у которых наблюдается низкий уровень агрессивности (15 баллов и ниже), уровень эмпатии также в основном заниженный либо очень низкий (из 11 человек с низким уровнем агрессивности у одного наблюдается средний уровень эмпатии, у 5 - заниженный и еще у 5 - очень низкий).
У испытуемых, имеющих средний уровень эмпатии (22-29 баллов), индекс агрессивности попадает в промежуток 14-25 баллов, то ест можно сделать вывод, что подростки, имеющие сравнительно высокий (для данной выборки) уровень эмпатии, имеют нормальную для подросткового возраста агрес-
сивность. Подростки же, у которых эмпатия заниженная или очень низкая, имеют либо низкие показатели агрессивности, либо высокие. То есть подростки, у которых недостаточно развиты способности понимать, эмоционально чувствовать другого человека, видеть его состояние, проблемы, сопереживать ему, ставить себя на его место, будут склонны проявлять в своем поведении либо повышенную агрессивность, либо пониженную, что препятствует нормальному взаимодействию, поскольку как высокая, так и низкая агрессивность создают определенные трудности для личности.
Кроме того, было замечено, что испытуемые, имеющие самооценку выше среднего, имеют более высокие показатели агрессивности, нежели их одноклассники со средней или ниже средней самооценкой (при самооценке ниже среднего средняя агрессивность составляет 18,7 баллов, при самооценке равной 0,51+0,1 средняя агрессивность составляет 18,5 баллов, при самооценке выше среднего средняя агрессивность составляет 20,2 баллов). То есть подростки, имеющие более высокие показатели самооценки, более уверены в себе, лучше оценивают собственные силы и возможности и, возможно, в силу этого их поведение характеризуется большей агрессивностью.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента позволили выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и уровнем агрессивности, а также между уровнем агрессивности и показателями самооценки. Было доказано, что эти связи по-разному проявляются в группах в зависимости от уровня проявления эмпатийности и самооценки: при низкой эмпатии у подростков наблюдается либо низкая, либо высокая агрессивность, а при более высокой самооценке - более высокая агрессивность. Следовательно, для профилактики агрессивного поведения подростков необходим достаточно высокий уровень развития эмпатийности и адекватной самооценки.
Результаты констатирующего эксперимента зафиксировали исходный уровень раз-
вития уровня агрессивности и личностных свойств испытуемых. Результаты теоретического анализа, предпринятого нами, показывают, что такие личностные свойства, как эмпатия и самооценка, несут в себе потенциал развития, который при определенных условиях позволяет поднимать их на новый уровень. При этом обнаружено, что стихийного нарастания этих личностных свойств не наблюдается. Ведущим фактором в их развитии становятся специально организованные условия обучения. Одним из наиболее эффективных методов развития эмпатийно-сти и адекватного уровня самооценки является социально-психологический тренинг.
С целью выяснения эффективности формирующего эксперимента и проверки исследовательских гипотез в экспериментальной группе была проведена диагностика личностных свойств и уровня агрессивности по описанному комплексу методик до и после выполнения экспериментальной группой специально сконструированной тренинговой программы.
Для реализации разработанной программы тренинга необходимо было, прежде всего, сформировать группу подростков. С этой целью по результатам диагностики по опроснику Басса-Дарки, выявляющему уровень агрессивности, был выделен класс, в котором был отмечен самый высокий индекс агрессивности. Учащимся выбранного класса (8 «Б») было предложено посещение занятий тре-нинговой группы с целью познания себя, других людей, научению бесконфликтному поведению при общении с другими людьми. Таким образом, тренинговая группа формировалась на добровольной основе. Желание поучаствовать в работе группы изъявили 12 человек, 9 из которых посещали группу постоянно. Занятия проводились два раза в неделю продолжительностью около 1 ч. - 1ч. 20 минут.
В процессе работы тренинговой группы первоначальная программа была дополнена с учетом запросов группы. В частности, были добавлены упражнения на самопознание. Во время проведения занятий у участников наб-
людался эмоциональный подъем, раскрепощение, снятие напряженности и психологических барьеров. Наибольший интерес у участников вызвали следующие упражнения: ролевое проигрывание ситуаций (в том числе конфликтных), упражнения на понимание и восприятие друг друга, а также групповые дискуссии. С большим интересом участники обсуждали проблему чувств, их выражения, возможности изменять свое эмоциональное состояние, сами разрабатывали правила эффективного общения.
С целью выявления динамики показателей агрессивного поведения, эмпатии и самооценки у подростков, посещавших тренинго-вые занятия, после проведения тренинга в выбранном классе была проведена повторная диагностика по тем же методикам, использовавшимся у всей выборки подростков. Таким образом, повторная диагностика позволила выделить контрольную группу подростков. В нашем исследовании контрольной группой явились подростки из этого же класса, которые не посещали тренинг.
Для выявления эффективности проведенного тренинга сопоставим результаты до и после тренинга в контрольной и экспериментальной группах.
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп по агрессивности, важно отметить, что существенные различия наблюдаются в таких показателях, как физическая агрессия, подозрительность и чувство вины. Показатель физической агрессии у участников тренинга повысился, в отличие от подростков контрольной группы. Подозрительность же, наоборот, после воздействия программы понизилась. Также снизился (в отличие от контрольной группы) показатель «чувство вины». Следует отметить, что показатель косвенной агрессии у участников тренинга понизился, тогда как в контрольной группе остался неизменным. Изменение остальных показателей агрессивности в контрольной группе соответствует изменению этих же показателей у участников тренинга (таблица 1).
Можно сделать вывод, что подростки,
20/у/З-
(Ш\
Таблица 1. Корреляции показателей способности к прогнозированию и параметров устойчивости жизненного мира студентов
Показатели Экспериментальная Контрольная группа
агрессивности группа
до после до после
Физическая агрессия 6,4 6,7 7,6 7,3
Косвенная агрессия 5,42 5,17 4,6 4,6
Раздражение 5,3 6,25 5,08 6,5
Негативизм 2,8 3,2 3 3,25
Обида 4,5 4 4,4 4
Подозрительность 5,88 5 5,3 6
Вербальная агрессия 8 8,88 8,25 9,5
Чувство вины 7,6 7,4 6,8 6,8
посещавшие занятия в группе, стали больше проявлять физическую силу по отношению к окружающим, нежели их одноклассники, не посещавшие занятия. Понижение косвенной агрессии при неизменности этого же показателя в контрольной группе может говорить о том, что подростки после воздействия тренинга стали более открытыми и выражают теперь свои агрессивные импульсы не косвенными способами, а напрямую (вербально или физически). Кроме того, положительным моментом является то, что у участников тренинга, по сравнению с контрольной группой, снизился показатель подозрительности и чувства вины.
Общий индекс агрессивности увеличился как в экспериментальной (с 19,8 баллов до 20,7 баллов), так и в контрольной группе (с 20,5 баллов до 21,4 баллов). Повышение индекса агрессивности может свидетельствовать о повышении у участников тренинга уверенности в себе, что тем более верно на фоне увеличения самооценки.
Сравнивая результаты экспериментальной и контрольной групп по эмпатии, важно отметить существенные различия в динамике этого показателя. Так, у тех подростков, с которыми проводились занятия, значительно повысились рациональный и эмоциональный
каналы эмпатии. В контрольной группе рациональный канал эмпатии понизился, а значение эмоционального канала осталось на прежнем уровне. Интуитивный канал, установки и проникающая способность в эмпатии понизились в обеих группах, различия наблюдаются лишь в баллах. У участников тренинга установки, способствующие эмпатии, изменились незначительно, а по двум другим показателям снижение заметное. В контрольной группе наблюдается обратная картина. Последний канал эмпатии - идентификация -увеличился в обеих группах. Общий показатель эмпатии в экспериментальной группе увеличился, а в контрольной - незначительно снизился (таблица 2).
Таблица 2.
Динамика уровня эмпатии в экспериментальной и контрольной группах
Показатели эмпатии Экспериментальная группа Контрольная группа
до после до после
Рациональный канал 2,5 3,5 2,4 2,17
Эмоциональный канал 3,6 4,37 3,25 3,25
Интуитивный канал 3,5 2,88 2,88 2,83
Установки, способствующие эмпатии 2,6 2,5 2,88 2,25
Проникающая способность в эмпатии 2,8 2,4 2,6 2,4
Идентификация в эмпатии 3,16 3,25 2,6 3
Общий уровень эмпатии 18,2 18,9 16,6 16,4
Таким образом, можно заключить, что подростки, посещавшие занятия, стали более эмпатийными по отношению к окружающим людям, у них повысился интерес к изучению других, эмоциональная отзывчивость, умение понимать других на основе сопереживаний, в отличие от подростков контрольной группы, у которых эмпатия практически не изменилась, что вполне объяснимо, поскольку они не посещали тренинговые занятия.
Сравнение результатов уровня самооценки показывает, что у подростков, посещавших занятия, в отличие от не посещавших, самооценка повысилась (до тренинга - 0,4824, после проведения тренинга - 0,545), то есть подростки экспериментальной группы стали более уверенными в себе, стали лучше оценивать себя и свое поведение, а также адекватно воспринимать собственные достижения, нежели подростки контрольной группы (до тренинга - 0,55, а после - 0,529). Сказанное свидетельствует о значительном влиянии проведенной работы с подростками на их самосознание и поведение.
Подводя итоги тренинга, участники группы отметили, что занятия помогли им лучше узнать себя и других людей, изменить мнение о себе и других: «Я узнала о других людях и немного поняла, как с ними нужно общаться. У меня изменилось впечатление о себе», «Я поняла, какие на свете есть люди», «Мне эти занятия помогли осознать себя». Для некоторых участников своеобразным открытием стало то, что можно открыто говорить то, что думаешь: «Я поняла, что можно делиться своими мыслями или своей точкой зрения». Кроме того, одна участница отметила изменения в области конфликтов с другими людьми: «Я поняла, что значит конфликт. Это трудно понять, но для меня эта проблема разрешена».
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности реализованной программы, поскольку у участников тренинга повысился уровень эмпатии и самооценки, в отличие от подростков контрольной группы. Увеличение уровня агрессивности на фоне повышения самооценки говорит о повышении у участников тренинга уверенности в себе, большей открытости по отношению к окружающим и развитию самосознания.
В целом можно сказать, что поставленные цели тренинга были достигнуты, что подтверждает выдвинутую гипотезу. По результатам эмпирического исследования было сформулировано два основных вывода.
Первым выводом является то, что между
уровнем эмпатии и уровнем агрессивности, а также между уровнем агрессивности и показателями самооценки существует взаимосвязь. При низкой эмпатии у подростков наблюдалась либо низкая, либо высокая агрессивность, а при более высокой самооценке - более высокая агрессивность. Это подтверждает гипотезу 1.
Другой важный вывод заключается в следующем. Проведение социально-психологического тренинга явилось достаточно эффективным, поскольку у участников тренинга повысились уровни агрессивности, эмпатии и самооценки, в отличие от контрольной группы, где эмпатия и самооценка незначительно снизились, а агрессивность также повысилась. Повышение эмпатии и самооценки соответствует поставленным целям и задачам, увеличение же агрессивности может свидетельствовать о большей уверенности в себе и открытости после тренинга, поскольку полученный показатель не превышает норму для подросткового возраста. Несмотря на то, что после тренинга, направленного на развитие эмпатии, у подростков агрессивность не снизилась, можно сделать вывод, что гипотеза 2 подтвердилась, так как полученный показатель агрессивности после тренинга стал несколько ближе к норме по сравнению с этим же показателем до тренинга.
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно говорить о том, что социально-психологический тренинг, направленный на развитие эм-патии, является эффективной формой профилактики агрессивного поведения подростков. Дополнительными выводами исследования явились следующие положения:
- наиболее ценными и выраженными качествами с точки зрения подростков являются честность и доброта, что свидетельствует о достаточно адекватной самооценке испытуемых;
- у участников тренинга повысился показатель физической агрессии, в отличие от подростков контрольной группы, у которых этот показатель незначительно снизился;
- показатель косвенной агрессии у участ-
ников тренинга снизился, тогда как в контрольной группе остался неизменным;
- подозрительность подростков после воздействия программы понизилась в экспериментальной группе и повысилась в контрольной;
- показатель чувства вины снизился у участников тренинга, а в контрольной группе остался неизменным;
- по результатам тренинга показатели выраженности рационального канала эмпатии в экспериментальной группе значительно увеличились, в отличие от подростков контрольной группы, у которых этот показатель снизился;
- показатели выраженности эмоционального канала эмпатии увеличились в экспериментальной группе и остались неизменными в контрольной группе.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о значительной эффективности реализованной программы. Для достижения наилучших результатов в профилактике агрессивного поведения необходима более длительная работа с подростками (например, в течение всего учебного года).
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты исследования, подтверждающего эффективность социально-психологического тренинга, направленного на развитие эмпатийности и адекватного уровня самооценки, как формы профилактики агрессивного поведения подростков. Выявлена взаимосвязь между уровнем эмпатии и уровнем агрессивности, а также между уровнем агрессивности и показателями самооценки. При низкой эмпатии у подростков наблюдалась либо низкая, либо высокая агрессивность, а при более высокой самооценке - более высокая агрессивность.
Ключевые слова: подростковый возраст, агрессивное поведение, эмпатия, самооценка, социально-психологический тренинг.
SUMMARY
The article presents the results of a study confirming the effectiveness of socio-psychological training aimed at the development of empathy and an adequate level of self-esteem
as a form of prevention of aggressive behavior of adolescents. The relationship between the level of empathy and the level of aggressiveness, as well as between the level of aggressiveness and self-esteem indicators is revealed. With low empathy in adolescents, there was either low or high aggressiveness, and with higher self-esteem - higher aggressiveness.
Key words: adolescence, aggressive behavior, empathy, self-esteem, socio-psychological training.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. -СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
2. Липкина А. И. Самооценка школьника. - М., 1976. - 38 с.
3. Smithmyer C. M., Hubbard J. A. Proactive and Reactive Aggression in Delinquent Adolescents: Relations to Aggression Outcome Expectancies // Journal of Clinical Child Psychology. - 2000. - Vol. 29. - Iss. 1: Database: Academic Search Premier. - Pp. 24-40.
О. П. Степанова, М. Р. Арпентьева, Т. Л. Худякова, Н. В. Кузнецова
УДК 159.98:028
БИБЛИОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛАХ И ВУЗАХ: ПРОЦЕССЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
дно из направлений реформирования деятельности современных школ - формирование и развитие общекультурных компетенций, включая компетенции в сфере духовно-нравственной и социально-психологической