Научная статья на тему 'Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции'

Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1865
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / COMPUTER GAMES ADDICTION / TEENAGERS / PERSONAL PECULIARITIES / COMMUNICATIVE COMPLICATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна

В статье рассматриваются личностные особенности подростков с признаками игровой компьютерной зависимости. Показано, что ряд личностных особенностей (высокая личностная тревожность, высокая негативная эмоциональность, низкий уровень эмпатии), а также негативная коммуникативная установка выступают причинами коммуникативных трудностей этой группы подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative complications in teenagers with signs of computer games addiction

Personal properties of teenagers with signs of computer games addiction are examined in the article. It is shown that range of personal peculiarities (high personal uneasiness, high negative emotionality, low empathy level) as well as negative communicative attitude act as reasons for this teenagers' group communicative complications.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции»

УДК 159.9:616

Хазова Светлана Абдурахмановна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu. edu.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ*

В статье рассматриваются личностные особенности подростков с признаками игровой компьютерной зависимости. Показано, что ряд личностных особенностей (высокая личностная тревожность, высокая негативная эмоциональность, низкий уровень эмпатии), а также негативная коммуникативная установка выступают причинами коммуникативных трудностей этой группы подростков.

Ключевые слова: игровая компьютерная аддикция, подростки, личностные особенности, коммуникативные трудности.

Мировая статистика свидетельствует о повсеместном и неуклонном увеличении лиц, страдающих той или иной формой зависимости. Пагубные привычки или пристрастия к чему-либо (addiction) в последнее время приобрели новые формы: с интенсивной компьютеризацией школ для российских школьников все более реальным становится формирование компьютерной зависимости. По наблюдениям педагогов и родителей, это вызывает значительные проблемы, связанные с социализацией детей, физическим и даже психическим здоровьем. По результатам анкетного опроса, проведенного М.С. Ивановым, 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют «игровой опыт» 4-6 лет [2]. Между тем, в ряде исследований было показано существенное влияние компьютера на снижение интереса к чтению и общению со сверстниками за счет их вытеснения «общением с компьютером», снижение фантазии и способности создавать собственные визуальные образы, на развитие эмоциональной незрелости, безответственности, снижение эффективности некоторых видов памяти (М. Коул, Ш. Текл, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Вой-скунский, В.Н. Сонькин, О.В. Стукова, Ю.В. Фомичева, А.В. Федоров, А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин).

Несомненным остается тот факт, что символическое содержание, представленное в компьютерных играх, оказывает сильное воздействие на развитие личности современного ребенка, влияет на социально-психологическое здоровье детей и подростков, вызывает возникновение компьютерной зависимости. Компьютерная игровая зависимость принадлежит к группе нехимических зависимостей, включающих, помимо гэмблинга, аддикции отношений, работоголизм, транжирство, шоппинг, интернет-аддикции, клептоманию, сексуальную аддикцию [2; 3].

С.В. Дремов с соавторами выделяет гэмблинг как особую форму аддикций и приводит ряд при-

знаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения: 1) постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры; 2) изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре; 3) потеря контроля, выражающаяся в неспособности прекратить игру; 4) состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся в период между играми; 5) нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну [1]. А.Е. Войскунский пишет о том, что для квалификации аддикции достаточно эмоциональной привязанности человека к тем ощущениям и чувствам, которые дарит следование аддиктивным формам поведения [2].

Н.В. Чудова выделяет у лиц, страдающих Интернет-зависимостью, ряд специфических черт: трудности принятия собственного тела, склонность к интеллектуализации, негативизму, эмоциональную напряженность, необщительность, чувство одиночества, заниженную самооценку, гиперболизированные представления об идеальном «Я», склонность к уходу от проблем и избеганию ответственности, существование одной или более фрус-тированных потребностей [9]. Как следствие, происходят изменения в личностной, социальной и межличностной сферах.

Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной проблемной области, остается открытым вопрос о механизмах и личностных предпосылках возникновения компьютерной игровой зависимости, о наличии специфических личностных особенностей гэмблера. Малоизученными являются и их коммуникативные особенности.

Исходя из вышесказанного, нами было реализовано исследование личностных особенностей подростков с признаками компьютерной зависимости [7, 8]. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе изучались такие личностные особенности, как тревожность, нейротизм, экстра-, инт-роверсия, агрессивность, и их влияние на выраженность компьютерной аддикции. На втором этапе

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а.

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Хазова С.А., 2013

предметом исследования были коммуникативные особенности - уровень развития эмпатии, общительности, коммуникативная установка.

Исследование личностных особенностей компьютерных аддиктов. Выборку исследования составили 32 подростка в возрасте 12-14 лет, учащиеся 8-9 классов гимназии №25 и лицея №34 города Костромы. Методический комплекс включал следующие методики: 1) Шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; 2) Методика Айзенка - EPQ; 3) Методика диагностики показателей и форм агрессивности А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого; 4) Анкета, позволяющая выявить признаки игровой компьютерной аддикции, составленная на основе девяти критериев игровой компьютерной зависимости, предложенных зарубежными учеными (М. Шоттон, Ш. Текл, К. Янг, М. Орзак): раздражение при вынужденном отвлечении, нежелание отвлекаться от компьютерной игры; неспособность планирования окончания сеанса игры; постоянное обновление своей игротеки и устройств своего компьютера; забывание о домашних делах, учебе, встречах в ходе игры на компьютере; физические симптомы игровой компьютерной аддикции (сухость в глазах, боль в спине, головная боль); пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютерной игрой; злоупотребление кофе и другими психостимуляторами; ощущение эмоционального подъема, хорошее самочувствие во время игры за компьютером; учебные и семейные проблемы.

На основании анкеты нами были выделены подростки, имеющие признаки игровой компьютерной зависимости (n=32), что составляет 58,2% от общего количества респондентов и превышает показатели (10%), представленные в соответствующей литературе (K.S. Young, M.D. Griffiths, H. Cash, J. Parker). В свою очередь эта группа, исходя из среднего арифметического и стандартного отклонения (M=32,45; Std Dev=8,77), была поделена на две: имеющую высокий уровень (основная группа исследования, n=16) и низкий уровень выражен-

ности признаков компьютерной аддикции (контрольная группа, п=16).

Представим результаты исследования личностных особенностей и их влияния на выраженность игровой компьютерной аддикции. Результаты диагностики тревожности позволяют говорить о том, что преобладающим уровнем и личностной, и ситуативной тревожности в обеих группах является умеренный (81%-94% респондентов для личностной и 44%-94% для ситуативной), однако в контрольной группе зафиксирован и высокий уровень личностной тревожности (7% от выборки), и высокий уровень ситуативной (31% против 6%в контрольной группе), хотя статистически достоверных различий выявлено не было. В принципе, можно говорить о том, что подростки с признаками ад-дикции несколько больше склонны к появлению состояния тревоги, им свойственна напряженность, беспокойство, нервозность в значимых для них ситуациях, особенно в ситуациях оценки их компетентности.

На следующем этапе нашего исследования мы рассматривали роль влияния нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма на выраженность игровой компьютерной зависимости у подростков. Здесь, как и в предыдущем случае, преобладающим является средний уровень (его демонстрируют от 63 до 94% школьников), однако у подростков из основной группы статистически достоверно ниже уровень экстраверсии (и=71,5, р=0,033) и выше уровень нейротизма (Ц=65,5, р=0,018). По показателям психотизма различий выявлено не было. Эти данные служат основанием для выводов об отрицательной роли негативной эмоциональности (в том числе лабильности, беспокойства, впечатлительности, нервозности, раздражительности) и интровер-сии в структуре личности зависимого подростка, демонстрирующего замкнутость, эмоциональною неустойчивость, что снижает адаптивность, может провоцировать возникновение депрессивных состояний, что вообще типично для людей, склонных к проявлению аддиктивного поведения.

Результаты исследование агрессии и ее различных проявлений (физическая агрессия; вербальная

Таблица 1

Результаты диагностики показателей и форм агрессии в экспериментальной и контрольной группах (в %)

Показатель или форма агрессии Экспериментальная Контрольная

низкий высокий низкий высокий

Физическая агрессия 19 81 56 44

Вербальная агрессия 25 75 50 50

Косвенная агрессия 19 81 37,5 62,5

Негативизм 6 94 19 81

Раздражение 12,5 87,5 50 50

Подозрительность 37,5 62,5 37,5 62,5

Обида 12,5 87,5 25 75

Чувство вины (аутоагрессия) 31 69 44 56

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

71

агрессия; косвенная агрессия; негативизм; раздражение; подозрительность; обида; аутоагрессия и чувство вины) (табл. 1) позволяют говорить о более высоком уровне у аддиктов практически всех видов агрессии за исключением подозрительности, однако статистически это подтверждается только для вербальной агрессии (и=71, р=0,031) и раздражения (и=55,5, р=0,005).

Высокие результаты по шкале «вербальная агрессия» предполагают склонность человека к выражению негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань). Высокие показатели по шкале «раздражение» предполагают склонность у респондентов экспериментальной группы к раздражению, вспыльчивости, резкости и грубости.

В целом исследования личностных особенностей игровых компьютерных аддиктов позволяют рассматривать их негативную эмоциональность, интеровертированность, а также агрессивные модели поведения как определенные психологические барьеры в сфере межличностного взаимодействия и причины затрудненного общения, затрагивающие сферы установок, эмоционально-волевых характеристик, социально-психологических свойств личности [5].

Эти результаты получили подтверждение в исследовании особенностей общения и коммуникативных качеств личности подростков с признаками компьютерной аддикции.

Исследование коммуникативных качеств подростков с признаками компьютерной аддикции. В исследовании приняло участие 60 подростков, проживающих в г. Костроме и с. Парфеньево Костромской области в возрасте 13-15 лет. Выборка была разделена на две равные группы (п=30) в соответствии с наличием/отсутствием признаков компьютерной аддикции. Методический аппарат исследования включал: 1) Опросник на углубленный интерес (компьютерную зависимость) (И.В. Смирнова, 2004); 2) Методику для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна; 3) Методику диагностики уровня общительности В.Т. Ряховского; 4) Методика диагностики способности к умению слушать; 5) Методику диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, позволяющую помимо общей негативной установки диагностировать завуалированную жесткость в отношениях к людям, в суждениях о них, открытую жесткость в отношениях к людям, обоснованный негативизм в суждениях о людях, склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью, негативный личный опыт общения с окружающими; 6) Анкету для подростков, составленную в соответствии с целью исследования.

Важнейшим результатом исследования являются статистически достоверные различия между подростками с признаками компьютерной зависимости и их сверстниками по способности к эмпатии (и=96,5, р=0,000), умению слушать (и=150,5, р=0,000), уровню общительности (и=131,0, р=0,000), а также коммуникативной установке (и=237,5, р=0,001), проявляющейся наиболее ярко в обоснованном негативизме (и=290,5, р=0,018) и наличии негативного опыта общения (и=266,0, р=0,006). Эти данные убедительно показывают снижение коммуникативных способностей и слабое развитие коммуникативных качеств у компьютерных аддиктов, проявляющих меньше чуткости, отзывчивости к другим людям, демонстрирующих негативное и излишне критическое отношение к окружающим. Интересен факт наличия негативного опыта общения, который, вероятно, и повлиял на формирование соответствующей коммуникативной установки, снижение общительности, предпочтение виртуального пространства реальному пространству межличностного взаимодействия.

Данные сравнительного анализа подтверждаются анализом корреляций. Так, зафиксированы связи негативного опыта общения и уровня общительности (ге=0,335, р=0,008); показателя (балл) компьютерной зависимости, с одной стороны, и негативизма (ге=0,320, р=0,01), негативной коммуникативной установки (ге=0,307, р = 0,016), а также негативного опыта общения (^=0,259, р=0,044), с другой. Таким образом, компьютерная зависимость характеризуется отрицательным проявлениями в сфере межличностного взаимодействия. Причинно-следственные связи могут иметь индивидуальную специфику: одним из вариантов может быть влияние негативного опыта общения на формирование коммуникативной установки и далее - зависимости, которая будет носить компенсаторный характер по отношению к неудачам в общении. В другом случае, именно чрезмерная увлеченность компьютером может порождать отсутствие навыков эффективного межличностного взаимодействия.

Необходимо сказать несколько слов о результатах анкеты, позволяющих констатировать следующее:

- подростки с признаками компьютерной игровой зависимости проводят за компьютером в 24 раза больше времени - 4-7 часов против 1-2 у их сверстников, а 23% из них проводят за компьютером все свободное время;

- они считают компьютер лучшим, незаменимым другом 53,5%, с которым интереснее проводить время, чем с реальными людьми (3,3% в контрольной группе; ф*=6,12, р=0,000);

- однако используют его для учебы только 16% из них (ф*=3,27, р=0,00);

- 10% из подростков-аддиктов говорят, что компьютер спасает от одиночества (ф*=2,51, р=0,00), отвлекает от проблем (ф*=2,51, р=0,00);

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

- тем не менее 30% аддиктов считает, что у них достаточно друзей, 7% не видит в их наличии необходимости.

Вероятно, можно говорить о том, что подростки начинают увлекаться компьютером не только из-за разнообразия компьютерных игр, технологий, но и из-за недостатка общения со сверстниками, родителями, так как могут испытывать трудности в установлении межличностных контактов, могут являться аутсайдерами в классе, поэтому компьютер становится лучшим другом, помощником от стресса и одиночества.

Таким образом, и в этом исследовании у подростков с выраженными признаками компьютерной проявляются негативная направленность на межличностное взаимодействие, враждебные установки и негативное окрашенные эмоции в общении, низкий уровень эмпатии и общительности.

Подростки с выраженными признаками компьютерной игровой аддикции характеризуются рядом личностных особенностей, затрудняющих межличностное взаимодействие. Своеобразной компенсацией коммуникативных неудач выступают компьютерные игры, которые позволяют справляться с негативными эмоциями, одиночеством, отвлекают от проблем.

Личностными особенностями, провоцирующими трудности в общении и одновременно являющимися результатом этих трудностей, являются высокий уровень интроверсии, нейротизм, негативизм и негативная коммуникативная установка, низкий уровень общительности. Важную роль играет низкий уровень эмпатии, в совокупности с вышеперечисленными особенностями затрудняющий устанавление эмоционально близких отношений.

Библиографический список

1. Дремов С.В., Уразаев А.М., Мамышева Н.Л., Малиновский И.В. Аддиктивные состояния человека. - Томск: ТГПУ, 2000.

2. Войкунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - C. 90-100.

3. Иванов М.С., Авилов Г.М. Психологическая характеристика ролевой компьютерной зависимости сегодня. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

4. Короленко И., Загоруйко Е. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения // Социально-педагогический журнал для социальных работников и педагогов. - 2005. - № 2. - С. 43-44.

5. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция. -СПб.: Речь, 2011.

6. Смирнова И.В. Зависимость от Виртуального мира: как уберечь подростка от этой напасти? // Директор школы. - 2004. - № 6. - С. 95-99.

7. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совлада-ющего поведения: эмпирические исследования. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

8. Хазова С.А. Коммуникативные способности и социальный интеллект в социальном поведении в ранней юности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. -№ 1. - С. 192-197.

9. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. -2002. - Т. 22. - № 1. - С. 113-117.

10. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 86-102.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.