Научная статья на тему 'Психоэмоциональная сфера делинквентных подростков'

Психоэмоциональная сфера делинквентных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
делинквентные подростки / агрессия / обидчивость / эмоциональный интеллект. / delinquent adolescents / aggression / resentment / emotional intelligence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абрикосова Ольга Анатольевна, Александровская Валентина Николаевна, Кудинова Александра Анатольевна, Иргит Виктория Владимировна

Проведено исследование психоэмоциональной сферы делинквентных подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре. Исследованы агрессивность, особенности эмоционального интеллекта, самомотивации и эмпатии, в сравнении с условно социально-нормативными подростками. Выявлены более высокие показатели агрессии, низкие показатели эмоционального интеллекта и его составляющих. Обидчивость у делинквентных подростков также была повышенной по сравнению с нормой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абрикосова Ольга Анатольевна, Александровская Валентина Николаевна, Кудинова Александра Анатольевна, Иргит Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOEMOTIONAL SPHERE OF DELINQUENT TEENAGERS

A study of the psycho-emotional sphere of delinquent adolescents in a social rehabilitation center. Aggression, features of emotional intelligence, self-motivation and empathy, in comparison with conditionally socially-normative adolescents are investigated. Higher indicators of aggression, low indicators of emotional intelligence and its components are revealed. Sensitivity in delinquent adolescents was also increased compared to normal.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональная сфера делинквентных подростков»

УДК 159.923

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Абрикосова Ольга Анатольевна.

Россия, Новосибирск, центр прогрессивного развития «АКАДЕМИЯ УМНЫХ ДЕТЕЙ», психолог, магистрант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», academy054@mail.ru.

Александровская Валентина Николаевна.

Украина, Донецк, Донецкий медицинский университет им. М.Горького, доктор философских наук, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой философии и психологии, alexandrovskaya_prof@mail.ru.

Кудинова Александра Анатольевна.

Россия, Новосибирск, центр прогрессивного развития "АКАДЕМИЯ УМНЫХ ДЕТЕЙ", психолог, academy054@mail.ru.

Иргит Виктория Владимировна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», кафедра общей психологии и истории психологии, аспирант, academy054@mail.ru.

Аннотация. Проведено исследование психоэмоциональной сферы делинквентных подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре. Исследованы агрессивность, особенности эмоционального интеллекта, самомотивации и эмпатии, в сравнении с условно социально-нормативными подростками. Выявлены более высокие показатели агрессии, низкие показатели эмоционального интеллекта и его составляющих. Обидчивость у делинквентных подростков также была повышенной по сравнению с нормой.

Ключевые слова: делинквентные подростки, агрессия, обидчивость, эмоциональный интеллект.

PSYCHOEMOTIONAL SPHERE OF DELINQUENT TEENAGERS

Abrikosova Olga Anatolyevna.

Russia, Novosibirsk, Center for Progressive Development "ACADEMY OF SMART CHILDREN", psychologist, undergraduate FSBEI of HE "Novosibirsk State Pedagogical University, academy054@mail.ru.

Alexandrovskaya Valentina Nikolaevna.

Ukraine, Donetsk, Donetsk Medical University М^^, Doctor of Philosophy, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Philosophy and Psychology, alexandrovskaya_prof@mail.ru.

Kudinova Alexandra Anatolyevna.

Russia, Novosibirsk, Center for Progressive Development "ACADEMY OF SMART CHILDREN", psychologist, academy054@mail.ru.

Irgit Victoria Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, postgraduate student, FSBEI HE NSPU, Department of General Psychology and the History of Psychology, academy054@mail.ru.

Annotation. A study of the psycho-emotional sphere of delinquent adolescents in a social rehabilitation center. Aggression, features of emotional intelligence, self-motivation and empathy, in comparison with conditionally socially-normative adolescents are investigated. Higher indicators of aggression, low indicators of emotional intelligence and its components are revealed. Sensitivity in delinquent adolescents was also increased compared to normal.

Key words: delinquent adolescents, aggression, resentment, emotional intelligence.

Делинквентное (противоправное) поведение подростков продолжает оставаться актуальной проблемой современного общества [1, 4]. Это связано как с особенностями подросткового возраста, так и с рядом социальных, семейных, школьных и педагогических факторов [2, 3]. Личность формируется в среде, и ряд эмоциональных характеристик, в том числе, эмоциональный интеллект, определяется средой, и по его характеристикам можно судить о той обстановке, которая сформировала подростка.

Цель исследования: изучение агрессивности и особенностей эмоционального интеллекта у делинквентных подростков, в сравнении с условно социально-нормативными подростками.

Методы исследования. В исследовании приняли участие 17 подростков мужского пола, состоящих на учете в полиции за мелкие и крупные правонарушения, временно проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, совершивших правонарушение. Группу сравнения составили 14 подростков из благополучных семей, не состоящих на учете в связи с совершением правонарушений. Группа сопоставима по возрасту и полу с обследуемой. Применялись следующие тесты: Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант А. Басса - А. Дарки); тест эмоционального интеллекта Н. Холла; общепринятые статистические методы «STAT-10».

Результаты. При исследовании проявлений агрессии в двух группах подростков выявлена различная частота встречаемости высоких и очень высоких параметров агрессивного поведения (Рис. 1). В основной группе частота высоких и очень высоких значений выше по параметрам: физическая агрессия, раздражительность, обидчивость, подозрительность, враждебность, агрессивность. Группа подростков, с которой проводилась наша работа, подвергался действиям двух факторов, провоцирующих агрессию: сам факт решения родителя поместить ребёнка в центр может расцениваться как отвержение, но и отношения внутри семьи достаточно часто могут быть отвергающими, холодными, безразличными. График и режим работы центра подразумевает ужесточение контроля, часто из семьи с попустительским стилем

воспитания и безразличием подростки попадают в жесткую систему ограничений, запретов, строгого графика. В рамках работы системы - это необходимые меры для обозначения границ, обеспечения внешнего контроля из-за отсутствия внутреннего или его слабости.

Кроме того, условия пребывания в центре тоже способствуют обострению агрессивного поведения: юноши в количестве 12-ти человек одномоментно проживают в одной общей комнате и делят две спальни, что обостряет вопрос личных границ и личного пространства.

При использовании ф-критерия (угловое преобразование Р. Фишера) выявлено, что частота высоких и очень высоких значений по параметру обидчивость в группе делинквентных подростков значимо выше (р<0,01), чем в норме. По остальным параметрам агрессии значимых различий не выявлено.

Особенности эмоционального интеллекта в группе делинквентных подростков показывают преобладание низких значений по всем параметрам. В группе социально-нормативных подростков также, как и в экспериментальной группе, много низких значений параметров эмоционального интеллекта, но в отличие от экспериментальной, выше уровень средних показателей и чаще присутствуют высокие показатели.

Различия между параметрами эмоционального интеллекта делинквентных подростков и группы сравнения представлены в таблице 1. Для оценки значимости различий применялся непараметрический Ц-критерий Манна -Уитни.

Таблица 1

Различия параметров эмоционального интеллекта делинквентных подростков и

социально-нормативных подростков

Делинквентные Социально-

Параметры подростки п=12 нормативные подростки п=14 р

EQ интегративный 3,6±17,9 25±11,9 <0,01

Самомотивация -0,75±5,8 8±4 <0,01

Эмпатия -0,08±4,7 6,2±7,5 <0,05

Примечание: EQ - эмоциональный интеллект

Группа делинквентных подростков демонстрирует тенденцию к значимо более низким показателям эмпатии, чем группа условно социально-нормативных подростков, и значимо более низкие показатели интегративного эмоционального интеллекта и самомотивации. Мы можем предполагать, что низкие показатели эмпатии, эмоционального интеллекта и самомотивации могут быть фактором, который является определяющим для реализации делинквентного поведения. Исследование взаимосвязи параметров агрессии и эмоционального интеллекта делинквентных подростков с помощью коэффициента корреляции Ч.Э. Спирмена показало следующее. Некоторые параметры агрессии и эмоционального интеллекта делинквентных подростков имеют значимую обратную корреляцию

либо тенденцию к значимой обратной корреляции: чем ниже показатели интегративного эмоционального интеллекта, тем выше уровень физической агрессии (p<0,05), раздражительности (p<0,01) и агрессивности (p<0,01); чем ниже показатели самомотивации, тем выше уровень негативизма (p<0,05), косвенной агрессии (p<0,01) и подозрительности (p<0,05); чем ниже показатели управления своими эмоциями, тем выше уровень негативизма (p<0,01) и подозрительности (p<0,01). Данный результат отчасти подтверждает имеющуюся в научных статьях информацию о взаимосвязи эмоционального интеллекта и агрессивности. И свидетельствует о том, что параметры агрессии и эмоционального интеллекта взаимосвязаны.

Заключение. Согласно полученным данным, эмоциональный интеллект является значимым фактором делинквентности: группа делинквентных подростков демонстрирует тенденцию к значимо более низким показателям интегративного эмоционального интеллекта, эмпатии и самомотивации, чем группа условно социально-нормативных подростков. Параметры агрессии и эмоционального интеллекта взаимосвязаны по ряду параметров. Внимания заслуживает высокий и очень высокий уровень обидчивости у делинквентных подростков, что выявляет их повышенную виктимность и указывает на направление профилактической работы.

Библиографический список:

1. Моисеева Т.П. Противоправное поведение несовершеннолетних как фактор нарушения социальной устойчивости российского общества // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2016. - № 4 (6). - С. 66-68.

2. Черепкова Е.В., Кушнарев А.П., Чухрова М.Г., Костюкова О.А. Социальный интеллект и коммуникативные способности в структуре личности осужденного преступника // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). -С. 259-262.

3. Чухрова М.Г., Дресвянников В.Л., Маркова Е.В. Наркотическая зависимость: современные стратегии исследования. - Saint-Louis, Missouri, USA, 2015. - 218 c.

4. Черепкова Е.В., Гуревич К.Г., Антонов А.Р., Чухрова М.Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков, совершивших правонарушения, в зависимости от наличия среди близких родственников осужденных преступников // Вестник психотерапии. - 2014. - № 52 (57). -С. 139-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.