Научная статья на тему 'Психологическая коррекция агрессивности у девочек-подростков из социально-неблагополучных семей'

Психологическая коррекция агрессивности у девочек-подростков из социально-неблагополучных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрьева Оксана Николаевна

Исследования агрессивности подростков и связи агрессивности и особенностей семейного воспитания в психологических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция агрессивности у девочек-подростков из социально-неблагополучных семей»

Психологическая коррекция агрессивности у девочек-подростков из социально-

неблагополучных семей

Psychological correction of aggression in adolescent girls from socially disadvantaged families

Юрьева Оксана Николаевна

Студент 6 курса Факультет Клиническая психология Волгоградский Государственный Медицинский Университет

Волгоград, Россия e-mail: kawai-ren@mail.ru

Yurieva Oksana Nikolaevna

Student 6 term Faculty of Clinical psychology Volgograd State Medical University Volgograd, Russia e-mail: kawai-ren@mail.ru

Аннотация.

Исследования агрессивности подростков и связи агрессивности и особенностей семейного воспитания в психологических исследованиях.

Annotation.

Studies of aggressiveness of adolescents and the relationship of aggressiveness and features of family education in psychological research.

Ключевые слова: Агрессивность, девочки-подростки, исследование, социально-неблагополучные семьи.

Key words: Aggressiveness, teenage girls, research, socially disadvantaged families.

Актуальность исследования определена тенденцией активизации агрессивных проявлений детей и подростков; ростом численности правонарушений несовершеннолетних. Обнаруживаются нередкие случаи проявления негативизма по отношению к сверстникам и взрослым, отмечаются повышение конфликтности, мстительности, демонстративного поведения, физической и вербальной агрессии, враждебных реакций, особенно в подростковом возрасте[1].

Человек проводит в общении большую часть собственной жизни. Социум задает для нас нормы порядка, поведения, взаимоотношений. В последнее время все больше начинает фиксироваться случаев, когда поведение людей характеризуется нарушением данных норм, растет уровень агрессии, преступлений, противоправных действий. Зафиксирован существенный рост агрессивных проявлений среди детей и подростков[8].

Ярким симптомом выступает рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.)[5]. Увеличилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым и сверстникам. В резких формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Серьезно возросла преступность у молодёжи. Возникают всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией и сутенёрством.

Обилие агрессивных тенденций в подростковой среде свидетельствует об одной из тревожных социальных проблем социума, когда за последние годы резко повысилась доля подростковой преступности[3].

Целью исследования было изучить особенности агрессивности у девочек-подростков из социально неблагополучных семей и стиля семейного воспитания.

Исследование проводилось с девочками-подростками 14-15 лет и их родителями. Всего в исследовании принимали участие 30 подростков. Выбор семей производился на основании согласования с социальным педагогом, это были семьи,

состоящие на учете или контроле в связи с возможным или имеющимся социальным неблагополучием (семьи группы риска, семьи в тяжелой жизненной ситуации).

В работе применялись стандартизированные психодиагностические методики: для выявления особенностей агрессивности - опросник Басса-Дарки, проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревича, методика «Анализ семейного воспитания» Э.Г. Эйдемиллера.

Полученные в исследовании по методике «Несуществующее животное» данные представлены на рисунке 3. Мы оценивали наличие числа признаков агрессивности, отраженных детьми на рисунке (от 0 до 4: рот с зубами, присутствие на головне дополнительных угрожающих деталей; когти, иглы, щетина; контуры фигуры в острых углах), соответственно полученным данным девочки-подростки были распределены по уровням агрессивности (низкий, средний, высокий).

Рисунок 3. Распределение девочек-подростков из социально неблагополучных семей по частоте показателей агрессивности в методике «Несуществующее животное» (в процентах, %). Таким образом, высокий уровень агрессивности наблюдается у 33% девочек-подростков из социально неблагополучных семей. Показатели средней агрессивности выражены у 37% респондентов. Данные низкой агрессивности - 30% подростков.

Рассмотрим сводные данные опросника Басса-Дарки, отразив их в таблице 1.

Таблица 1. Результаты методики Басса-Дарки

№ реб. Баллы по шкалам ИА ИВ

ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

1. 11 9 7 3 6 6 9 5 29 12

2. 7 6 5 3 7 8 9 5 22 15

3. 2 3 6 1 3 2 4 4 9 5

4. 6 4 6 2 3 1 5 5 15 4

5. 11 7 9 4 4 4 10 4 28 8

6. 10 7 8 4 6 6 9 6 26 12

7. 9 8 8 4 5 7 9 7 25 12

8. 8 6 6 5 6 5 6 2 20 11

9. 7 5 7 5 6 4 7 2 19 10

10. 4 2 5 3 2 1 4 1 10 3

11. 4 3 6 3 2 1 5 3 12 3

12. 11 7 9 3 7 3 9 5 27 10

13. 11 7 9 5 7 7 8 4 26 14

14. 9 8 7 2 6 8 6 3 23 14

15. 9 6 7 2 3 7 8 8 23 10

16. 8 6 5 1 3 4 4 6 18 7

17. 6 4 8 5 3 3 5 4 15 6

18. 5 5 6 4 3 2 3 3 13 5

19. 8 6 9 3 5 4 6 2 20 9

20. 6 3 5 3 2 2 1 1 10 4

21. 7 1 3 2 2 1 3 1 11 3

22. 9 5 9 4 3 4 6 1 20 7

23. 5 4 7 3 6 4 8 2 17 10

24. 9 8 7 4 6 6 12 5 29 12

25. 9 6 9 4 5 5 10 7 25 10

26. 7 5 9 3 4 3 4 8 16 7

27. 7 3 6 2 3 1 3 3 13 4

28. 5 6 6 2 2 3 2 5 13 5

29. 11 8 9 4 6 7 11 6 30 13

30. 5 6 8 4 5 6 8 5 19 11

Данные диагностики агрессивности девочек подросткового возраста можно представить наглядно на рисунке 4.

60 50 40 30 20 10 0

40

50

40

30 30

10

агрессивность

враждебность

низкий

средний

высокий

Рисунок 4. Показатели выраженности индексов агрессивности и враждебности у девочек-подростков из социально

неблагополучных семей (в процентах, %).

Результаты опросника Басса-Дарки в целом подтверждают данные о выраженности агрессивности девочек-подростков из социально-неблагополучных семей, полученные в ходе проективного тестирования. Так, низкий уровень агрессивности показали 40% опрошенных, 30% - средний, 30% - высокий. Дополнительно мы обнаружили, что у многих девочек-подростков из социально-неблагополучных семей отмечается высокий индекс враждебности (у 50% детей). 40% подростков показали средний уровень, только 10% - низкий.

Таким образом, в подростковом возрасте многим испытуемым свойственна агрессивность и враждебность, которая выражается как в физической, так и вербальной агрессии, может проявляться прямо или косвенно. У отдельных респондентом зафиксированы признаки негативизма, а также подозрительность и обида. У девочек преобладает именно враждебность, настороженное к себе отношение, они готовы «в штыки» принимать любые кажущиеся им нападки в свою сторону. Все они очень замкнуты и довольно резкие, много агрессии приходится на вербальную сторону, однако физическая также имеет место.

Рассмотрим данные методики «АСВ», проведенной с родителями девочек-подростков из социально-неблагополучных семей, отразив их в таблице 2.

Таблица 2. Результаты методики АСВ с родителями девочек-подростков из социально-неблагополучных семей

№ Шкалы

Г Г- У У- Т Т З З С С- Н Р П В Ф Н ПН ВК П ПМ

+ + + - + - + Р Д Н У Р К М Ж

У К Ч К

1. 5 3 4 0 1 2 1 1 0 3 1 5 1 3 2 0 0 0 2 0

2. 7 4 6 3 3 2 1 3 4 0 3 2 5 2 7 4 1 3 3 1

3. 8 5 6 3 2 3 2 3 3 2 3 5 4 3 5 6 3 2 3 4

4. 5 4 3 1 1 2 1 1 0 3 1 5 1 3 2 0 0 1 0 1

5. 4 3 4 1 1 1 1 1 1 3 1 4 2 3 2 0 0 1 1 0

6. 4 5 6 2 3 2 3 3 3 4 3 2 1 2 3 3 3 4 0 2

7. 2 3 4 2 2 4 3 5 4 4 4 7 3 4 2 5 1 4 2 3

8. 9 3 4 5 5 3 4 2 4 3 5 8 3 5 2 7 3 3 2 1

9. 2 2 4 1 1 1 1 1 1 3 1 3 2 3 2 0 0 1 1 0

10. 3 2 3 2 0 0 1 1 0 3 2 3 2 0 0 4 2 2 1 3

11. 4 2 3 3 1 4 3 2 3 2 0 0 1 1 0 3 2 3 2 4

12. 8 6 5 4 3 4 3 3 2 0 4 3 5 5 5 2 4 2 1 2

13. 7 6 5 5 4 4 5 3 5 3 3 0 0 4 3 2 5 4 4 2

14. 3 9 6 5 3 4 4 3 5 4 4 8 3 4 4 7 5 5 3 3

15. 7 8 7 3 4 5 4 2 3 4 5 8 3 4 4 9 5 5 0 1

16. 6 1 4 0 1 0 0 1 0 3 1 5 2 3 2 0 0 0 0 0

17. 4 4 2 1 1 0 1 1 0 3 1 4 1 3 2 0 0 1 0 1

18. 5 1 2 1 1 0 0 1 0 3 1 5 2 3 2 0 0 1 1 0

19. 1 2 1 1 0 3 1 5 1 3 2 2 1 2 1 1 0 3 1 3

20. 5 4 1 3 1 4 1 3 2 0 1 1 3 3 1 4 1 3 2 0

21. 4 1 3 1 4 1 3 2 0 1 1 3 3 4 1 3 1 4 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. 7 4 6 3 3 2 1 3 4 0 3 2 5 2 7 4 1 3 3 1

23. 8 4 8 5 5 3 5 2 4 2 4 8 4 5 8 3 4 4 4 2

24. 9 6 6 5 2 5 5 4 5 4 2 5 3 5 3 3 4 5 0 1

25. 7 4 6 3 3 2 1 3 4 0 3 2 5 2 7 4 1 3 3 2

26. 6 1 4 0 1 0 0 1 0 3 1 5 2 3 2 0 0 0 0 0

27. 3 4 2 2 2 2 1 2 2 4 3 5 1 2 4 3 3 2 1 0

28. 3 8 3 5 1 4 0 3 3 3 4 5 2 3 2 2 3 0 0 0

29. 5 9 7 3 4 5 4 2 3 4 5 8 3 4 4 9 5 5 0 1

30. 9 3 4 5 5 3 4 2 4 3 5 8 3 5 2 7 3 5 2 4

Данные диагностики стиля семейного воспитания родителей девочек-подростков из социально-неблагополучных семей можно представить наглядно на рисунке 5.

Рисунок 5. Соотношение числа родителей девочек-подростков из социально-неблагополучных семей с выявленными

закономерностями воспитания по шкалам (в процентах, %) По результатам опросника для родителей АСВ, мы видим следующие закономерности воспитания подростков.

В 37% семьях девочек-подростков присутствует гиперпротекция (шкала Г+), при которой родитель уделяет подростку очень много времени,

сил и внимания, и его воспитание стало центральным делом его жизни, - родители данной группы стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка, стремятся баловать его во всем, выполнять все пожелания. Связано это может быть с самыми разными причинами, как с потребностью дать то, чего мать или отец раньше сами были лишены, мнением о слабости и уникальности подростка, желанием каким-то образом «купить» его внимание и любовь и т.п. Гиперпротекция в нашем случае - самое распространенное нарушение процесса воспитания подростков.

Достаточно часто встречаются такие нарушения, как: недостаточность требований и обязанностей, недостаточность требований и запретов, а также чрезмерность санкций, применяемых к подростку ( во всех случаях высокую выраженность показателей по данным шкалам показали по 33 % опрошенных родителей).

По 27% родителей показали высокие баллы по шкале игнорирования потребностей ребенка и чрезмерности требований и запретов к девочкам-подросткам.

Чрезмерность требований и обязанностей отмечена у 23% родителей, минимальность санкций - также у 23%.

Неустойчивый стиль и гипопротекцию воспитания показали по 13% родителей девочек-подростков из социально-неблагополучных семей, а всего 3% опрошенных - тенденцию к потворствованию.

Необходимо отметить, что результаты опроса родителей показали следующие психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет подростка:

- у 36% родителей отмечена проблема вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания - подросток может быть втянут в ссору между супругами, их разногласия, родители в этом случае могут проявлять каждый свою позицию, чтобы заслужить доверие и любовь ребенка, что может негативно отразиться на его состоянии, привести к мнению, что надо подстраиваться, искать выгоду и т.д.:

- у 23% родителей отмечается расширение сферы родительских чувств. Данный источник нарушения воспитания появляется преимущественно тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нереализованными. Здесь подросток - не просто ребенок, он удовлетворяет те эмоции, которые родитель недополучил в супружестве (привязанность, близость и пр.). Из-за этого порой родитель даже не стремится вновь построить брак, проявляя себя через воспитание ребенка. Самостоятельность подростка пугает родителя и он стремится его всячески удержать рядом;

- также 23% опрошенных демонстрируют проекцию на ребенка своих негативных качеств, а 20% родителей предпочитают видеть детские качества и особенности в ребенке;

- 17% опрошенных не уверены в собственных воспитательных возможностях, что приводит к потворствованию или снижению требований к подростку, который легко может занять место «главнокомандующего» в семье;

- в 17% случаев мы зафиксировали неразвитость родительского чувства;

- у 13% родителей отмечается фобия утраты ребенка, такие родители очень переживают за ребенка и страшатся совершить любую ошибку или оплошность;

- по 10% и 7% родителей соответственно предпочитают в подростке женские и мужские качества, при этом мы отметили, что определенные качества часто предпочитают матери-одиночки, которые принимали участие в опросе (всего их 6).

Таким образом, наиболее частыми нарушениями семейного воспитания девочек-подростков из социально-неблагополучных семей являются: гиперопека, недостаточное число требований и обязанностей, минимальность или чрезмерность требований и запретов, а также чрезмерность санкций, применяемых к подростку. Часто также игнорируются потребности ребенка. У многих родителей отмечена проблема вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания, а

82

также расширение сферы родительских чувств. Отдельные матери или отцы демонстрируют проекцию на ребенка своих негативных качеств, а часть родителей предпочитают видеть детские качества и особенности в подростке, отрицают его взросление. Присутствует проблема неуверенности в себе как воспитателе у ряда опрошенных или излишние переживания за подростков.

Проанализируем далее взаимосвязь агрессивности девочек-подростков из социально-неблагополучных семей и стиля их воспитания в семье.

Расчет производился автоматически, его данные представлены в таблице 3. Таблица 3. Результаты статистического анализа взаимосвязей агрессивности и стиля семейного воспитания девочек-

подростков из социально неблагополучных семей

Показатели агрессивности Я Показатели АСВ

Агрессивность Я=0,401при р<0,05 Гипопротекция

R=0,582 при p<0,01 Потворствование

Я=0,363 при р<0,05 Чрезмерность требований-обязанностей

Я=0,36 при р<0,05 Недостаточность требований-обязанностей

Я=0,416 при р<0,05 Чрезмерность требований-запретов

Я= 0,414 при р<0,05 Чрезмерность санкций

Я= 0,376 при р<0,05 Минимальность санкций

Я= 0,373 при р<0,05 Неустойчивость стиля воспитания

Я= 0,434 при р<0,05 Фобия утраты ребенка

Враждебность Я=0,44 при р<0,05 Гипопротекция

R=0,662 при p<0,01 Потворствование

Я=0,381 при р<0,05 Игнорирование потребностей ребенка

R=0,529 при p<0,01 Чрезмерность требований-обязанностей

Я=0,408 при р<0,05 Недостаточность требований-обязанностей

R=0,526 при p<0,01 Чрезмерность требований-запретов

Я=0,396 при р<0,05 Недостаточность требований-запретов

R=0,628 при p<0,01 Чрезмерность санкций

Я=0,368 при р<0,05 Минимальность санкций

R=0,548 при p<0,01 Неустойчивость стиля воспитания

R=0,443 при p<0,01 Воспитательная неуверенность родителя

Я=0,369 при р<0,05 Фобия утраты ребенка

Я=0,397 при р<0,05 Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств

R=0,486 при p<0,01 Вынесение конфликта супругов в сферу воспитания

Из таблицы 3 видно, что из 20 шкал опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера 9 коррелируют с показателями агрессивности девочек-подростков из социально-неблагополучных семей, а 11 - имеют взаимосвязь с показателями враждебности. Критические значения составили 0,36 - 0,44.

Так, например, коэффициент корреляции Я оказался равен 0,582 при р<0,01 при анализе взаимосвязи агрессивности и потворствования. Было доказано, что потворствующая позиция родителя, когда он соглашается со всем, многое позволяет подростку, потакает, может в большой степени обусловить агрессивные реакции разного плана у ребенка. Чрезмерность санкций, наказания, постоянные взыскания родителей могут являться источником протестной, агрессивной реакции девочек-подростков, прямой или косвенной агрессии, раздражительности, негативима (Я= 0,414 при р<0,05). Отрицательно на индекс агрессивности воздействует неустойчивый стиль воспитания, когда девочка-подросток зачастую не знает, чего ожидать от родителей, живет в ситуации непоследовательного воспитания (Я= 0,373 при р<0,05). Также особенности неблагополучия и подходов к воспитанию связаны с повышением враждебности со стороны ребенка: возникновение обиды, подозрительности и т.п.

Таким образом, агрессивность подростков действительно взаимосвязана со стилем семейного воспитания.

Выводы исследования: На основе методик нами были выявлены особенности агрессивных проявлений у девочек-подростков.

Таким образом, высокий уровень агрессивности наблюдается у 33% девочек-подростков из социально неблагополучных семей. Показатели средней агрессивности выражены у 37% респондентов. Данные низкой агрессивности - 30% подростков.

Результаты опросника Басса-Дарки в целом подтверждают данные о выраженности агрессивности девочек-подростков из социально-неблагополучных семей, полученные в ходе проективного тестирования.

В подростковом возрасте многим испытуемым свойственна агрессивность и враждебность, которая выражается как в физической, так и вербальной агрессии, может проявляться прямо или косвенно. У отдельных респондентом зафиксированы признаки негативизма, а также подозрительность и обида. У девочек преобладает именно враждебность, настороженное к себе отношение, они готовы «в штыки» принимать любые кажущиеся им нападки в свою сторону. Все они очень замкнуты и довольно резкие, много агрессии приходится на вербальную сторону, однако физическая также имеет место.

По результатам опросника для родителей АСВ, мы видим следующие закономерности воспитания подростков.

Наиболее частыми нарушениями семейного воспитания девочек-подростков из социально-неблагополучных семей являются: гиперопека, недостаточное число требований и обязанностей, минимальность или чрезмерность требований и запретов, а также чрезмерность санкций, применяемых к подростку. Часто также игнорируются потребности ребенка. У многих родителей отмечена проблема вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания, а также расширение сферы родительских чувств. Отдельные матери или отцы демонстрируют проекцию на ребенка своих негативных качеств, а часть родителей предпочитают видеть детские качества и особенности в подростке, отрицают его взросление. Присутствует проблема неуверенности в себе как воспитателе у ряда опрошенных или излишние переживания за подростков.

Таким образом, агрессивность подростков действительно взаимосвязана со стилем семейного воспитания.

Список используемой литературы:

1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007. — 271с.

3. Актуальные проблемы возрастной психологии. Глава 4. Психологические особенности юношеского возраста // vashpsixolog.ru - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/166-vozrastnaya-psixologiya/1513-2012-01-26-09-17-41?start=6

4. Андреева И. Н. Гендерные различия в структуре эмоционального интеллекта // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 7-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 10-11 декабря 2004 г., г. Минск. - Минск, 2004. - С. 282-285.

5. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.razlib.ru/yurisprudencija/kriminologija_izbrannye_lekcii/index.php

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000. — 512 с

7. Бонусы неопределённости //Психология.ги. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psyh.ru/rubric/2/articles/1505/

8. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2007.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

10. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., 2007.- 480 с.

11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: 2000. - 106 с.

12. Возрастная и педагогическая психология / сост. И. В. Дубровина. М.: Академия, 1999. — 314 с.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Детская психология. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 431 с.

14. Гизатуллин Р.Х. Особенности агрессивного поведения лиц в коллективах с ограниченной ротацией контингента: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Оренбург, 2001.

15. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. -2007. - №2. - С. 92-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.