Научная статья на тему 'Половые особенности проявления агрессии в юношеском возрасте'

Половые особенности проявления агрессии в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
721
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ЮНОШИ / ДЕВУШКИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / AGGRESSION / AGGRESSIVENESS / SELF-ESTEEM / HOSTILITY / BOYS / GIRLS / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левицкая Линда Викторовна, Стародубцева Светлана Сергеевна

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления агрессии у представителей женского и мужского пола в юношеском возрасте. Предпринимается попытка установления закономерностей взаимосвязи типа самооценки с уровнем агрессивности, доказывается половая специфика в проявлениях последней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEX FEATURES OF AGGRESSION MANIFESTATION IN ADOLESCENCE

The article presents the research results of specific features of aggression manifestation in representatives of male and female sexes in adolescence. The authors attempt to establish the patterns of relationship of the type of self-esteem with the aggressiveness level. The gender specificity in the manifestations of the latter has been proved.

Текст научной работы на тему «Половые особенности проявления агрессии в юношеском возрасте»

УДК 159.922.736.4:316.624

Левицкая Линда Викторовна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Стародубцева Светлана Сергеевна

студентка кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Levitskaya Linda Viktorovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Social Education and Psychology Department, Vladimir State University

Starodubtseva Svetlana Sergeyevna

Student, Social Education and Psychology Department, Vladimir State University

SEX FEATURES OF AGGRESSION MANIFESTATION IN ADOLESCENCE

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления агрессии у представителей женского и мужского пола в юношеском возрасте. Предпринимается попытка установления закономерностей взаимосвязи типа самооценки с уровнем агрессивности, доказывается половая специфика в проявлениях последней.

Ключевые слова:

агрессия, агрессивность, самооценка, враждебность, юноши, девушки, юношеский возраст.

Summary:

The article presents the research results of specific features of aggression manifestation in representatives of male and female sexes in adolescence. The authors attempt to establish the patterns of relationship of the type of self-esteem with the aggressiveness level. The gender specificity in the manifestations of the latter has been proved.

Keywords:

aggression, aggressiveness, self-esteem, hostility, boys, girls, adolescence.

В последнее время на фоне социально-психологических перемен, происходящих в обществе, возрастает количество социально дезадаптированных лиц подростково-юношеского возраста. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое выражается в асоциальных действиях, таких как хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка, вызывающее поведение по отношению к взрослым и др. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. В целом возросло число тяжких преступлений, конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Многие духовные ценности, которые ранее сдерживали проявление агрессии, сегодня забыты. Происходит изменение всей социальной структуры общества по имущественному признаку, различным формам собственности. Анализ подобных фактов свидетельствует об актуальности выбранного направленного исследования.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессии предпочитают давать ей негативную оценку.

Имеющиеся определения можно условно разделить на две большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. При этом различаются преднамеренная и инструментальная агрессия [1, с. 32].

2. Отношение к агрессии как акту враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

По мнению А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее

ущерб другим [2, с. 19].

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [3, с. 22].

Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.

В отечественной психологии многоплановое психологическое исследование этой проблемы только начинается. Показывается, что человек не рождается эгоистом или альтруистом,

скромным или хвастливым. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально негативные черты [4, с. 63].

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, как результат неудовлетворенности своим положением в обществе, что находит выражение в соответствующем поведении.

Обобщая точки зрения авторов по проблеме, можно отметить, что под агрессией подразумевается личностная черта, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов. Понимание данной проблемы осложнено тем, что в настоящее время отсутствует единая точка зрения на определение агрессии и ее природы. Кроме того, обзор литературы показал, что не разработан такой параметр агрессивности, как устойчивость.

В становлении агрессивного поведения заметную роль могут играть возрастные особенности подростка и социальные факторы, однако не стоит их переоценивать. У части подростков агрессивность формируется как достаточно устойчивое личностное образование - качество личности. При этом основным механизмом ее формирования является усвоение агрессии как поведенческого акта идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.

Агрессия как социально-психологический феномен имеет свои специфические особенности на разных возрастных этапах, в контексте различных социальных ситуаций развития личности, а значит, может быть проанализирована с точки зрения диагностических показателей.

В задачи нашего исследования входило установление половых особенностей проявления агрессии, а также подтверждение или опровержение первичного предположения о наличии взаимосвязи агрессии с уровнем самооценки личности.

В исследовании принимали участие студенты 2-3-х курсов Киржачского машиностроительного колледжа в возрасте от 16 до 18 лет в количестве 50 человек (27 юношей и 23 девушки). Все на базе неполного среднего образования. Никто из испытуемых не состоял на учете в отделе по делам несовершеннолетних или у психиатра. Мотивация участия в эксперименте у испытуемых была высокой.

На первом этапе исследования оценивался уровень агрессивности студентов с помощью теста руки Вагнера. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели агрессивности по тесту руки Э. Вагнера

Юноши Девушки

человек % в данной группе человек % в данной группе

Количество испытуемых 27 100 23 100

Наличие агрессивности 17 63 17 74

Следует отметить, что число агрессивных студентов как среди юношей, так и среди девушек достаточно велико (63 и 74 % соответственно). На основании этого можно предположить, что агрессивность является свойственной для данной выборки испытуемых юношеского возраста чертой.

В дальнейшем исследовании принимали участие отобранные на первом этапе по тесту руки Вагнера 17 юношей и 17 девушек с повышенным показателем агрессивности.

Для более подробного анализа содержательной стороны агрессивности использовалась методика А. Басса - А. Дарки. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты исследования агрессивности по опроснику А. Басса - А. Дарки

Уровень агрессивности Агрессивность Враждебность

юноши девушки юноши девушки

человек % человек % человек % человек %

Высокий 5 29,4 6 35,3 7 41,2 8 47

Средний 10 58,9 5 29,4 4 23,5 2 11,8

Низкий 2 11,7 6 35,3 2 11,8 1 5,9

Отсутствует - - - - 4 23,5 6 35,3

Всего 17 100 17 100 17 100 17 100

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что девушкам присущ более высокий уровень агрессии (35,3 %) по сравнению с юношами (29,4 %). Большинство юношей характеризуются средним уровнем агрессии (58,9 %). Среди девушек средний уровень агрессии демонстрируют 29,4 % испытуемых. Низким уровнем агрессии характеризуются 11,7 % юношей и 35,3 % девушек.

Таким образом, для юношей более характерна средняя степень проявления агрессии (58,9 %), тогда как девушки демонстрируют высокий и низкий уровень агрессии (35,3 %).

Высокий уровень враждебности характерен как для юношей, так и для девушек (41,2 и 47 % соответственно). Средний уровень враждебности демонстрируют 23,5 % юношей и 11,8 % девушек. Враждебность отсутствует у 23,5 % юношей и 35,3 % девушек.

На втором этапе использовалась методика Дембо - Рубинштейн. В исследовании также принимали участие отобранные на первом этапе по тесту руки Вагнера 17 юношей и 17 девушек с повышенным показателем агрессивности. Результаты исследования самооценки представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Самооценка испытуемых по методике Дембо - Рубинштейн

Самооценка Юноши Девушки

человек % человек %

Завышенная 4 23,5 7 41,1

Адекватная 10 58,8 4 23,5

Заниженная 3 17,7 6 35,4

Из таблицы 3 видно, что среди агрессивных юношей 58,8 % обладают адекватной самооценкой, 23,5 % - завышенной, 17,7 % - заниженной. Показатели среди девушек распределились следующим образом: 41,1 % обладают завышенной, 23,5 % - адекватной, 35,4 % - заниженной самооценкой.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать ряд выводов, определяющих особенности проявления агрессии в юношеском возрасте.

Во-первых, существуют различия в более характерных для юношей и девушек видах и проявлениях агрессии.

Во-вторых, выборку девушек характеризуют «крайности» проявления агрессивности как черты личности: средние значения практически не встречаются, более свойственны высокие и низкие ее показатели. Для юношей же в большей степени характерен определенный уровень присутствия данной черты, находящийся в пределах нормы.

В-третьих, особого внимания заслуживает факт подобного распределения уровней самооценки и агрессивности в группе девушек и юношей.

Данная тенденция подтверждает наличие взаимосвязи между высоким уровнем агрессивности и завышенной самооценкой у представителей юношеского возраста. Полученная закономерность будет проанализирована с помощью метода математико-статистической обработки данных на следующем этапе исследования.

Результаты, описанные в статье, могут быть использованы в работе педагога-психолога для подготовки курсов и программ по профилактике агрессивных проявлений, в профессиональной деятельности педагога-психолога для разработки и реализации превентивных программ, при решении задач профилактики и коррекции агрессивного поведения в подростковом и юношеском возрасте.

Ссылки:

1. Басс А., Дарки А. Концепция агрессии и враждебности. Екатеринбург, 2003.

2. Там же. С. 19.

3. Изучение развития и поведения детей / под ред. Л.П. Липситта, Ч.К. Спайкера. М., 1986.

4. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука - реформе школы). М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.