Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2025
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МЕТОДИКА / СТУДЕНТЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковярова Виталина Андреевна, Холодковская Наталия Сергеевна

В статье представлены результаты исследования самооценки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профили «География» и «Экономика») на основе методики С.А. Будасси. Изучена взаимосвязь уровня самооценки студентов и их академической успеваемости обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF STUDENTS' SELF-ESTEEM LEVEL

The article presents the results of the study of self-assessment of students of the training direction «Pedagogical education» (profiles «Geography» and «Economics») based on the methodology of S. A. Budassi. The relationship between the level of students' self-esteem and their academic performance in higher education is studied.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ»

6. Мазель, Л.А., Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1967. - 331 с.

7. Николаев, Л.В. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Л.В. Николаев. - М.: Музыка, 1986. - С. 122.

8. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2 т. /Б.М. Теплов. - М: Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328с.

Ковярова В.А., Холодковская Н.С.

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования самооценки студентов направления подготовки «Педагогическое образование» (профили «География» и «Экономика») на основе методики С.А. Будасси. Изучена взаимосвязь уровня самооценки студентов и их академической успеваемости обучения в вузе.

Ключевые слова: самооценка, методика, студенты, успеваемость, взаимосвязь.

Kovyarova V.A., Kholodkovskaya N.S.

RESEARCH OF STUDENTS' SELF-ESTEEM LEVEL

Abstract. The article presents the results of the study of self-assessment of students of the training direction «Pedagogical education» (profiles «Geography» and «Economics») based on the methodology of S. A. Budassi. The relationship between the level of students' self-esteem and their academic performance in higher education is studied.

Key words: self-assessment, methodology, students, academic performance, relationship.

Адекватная самооценка - является важным элементом, который включает в себя человеческая психика. Именно от уровня самооценки зависит то, объективно ли оценивает человек себя, свои способности и поступки. Отклонение от адекватной самооценки вносит в жизнь человека различные проблемные ситуации, как в сфере карьеры, так и в личной жизни.

У каждого человека особое представление о собственной личности: реальной и идеальной. Отлично, если эти представления совпадают. Но иногда некорректная самооценка мешает реализовать в полной мере все намеченные цели. Понимание того, какими качествами обладает человек, делает личность сбалансированной, что облегчает достижение поставленных целей, позволяет успешно взаимодействовать с окружающими и способствует карьерному росту [1].

Особое значение приобретает самооценка для будущих педагогов. Успешность воспитания и обучения учащихся напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Самооценка имеет важное значение в профессиональной деятельности учителя, так как она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом - на эффективность педагогической деятельности. Чем адекватней оценивает себя педагог, тем благоприятней климат в коллективе и тем результативней его работа [2].

Целью данной исследовательской работы является изучение самооценки среди студентов направления «Педагогическое образование» - будущих учителей географии и экономики Таганрогского института имени А.П. Чехова.

Задачи исследования: 1) рассмотреть основные положения теории самооценки; 2) описать технологию методики исследования самооценки личности С.А. Будасси; 3) провести исследование по определению уровня самооценки студентов - будущих учителей географии и экономики; 4) изучить взаимосвязь уровня самооценки студентов и их академической успеваемости обучения в вузе.

Методика самооценки личности, разработанная известным советским психологом С.А. Будасси в 1970-х., направлена на определение «Я-концепции», которая является средним между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Именно «Я-концепция» влияет на выбор типа поведения человека, который, в свою очередь, и определяет направление деятельности, поступки и коммуникации.

Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; 2) путем сравнения себя с другими людьми. Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Раскроем суть методики определения уровня самооценки личности С.А. Будасси. Испытуемому был предложен список из 48 слов, обозначающих свойства личности (табл. 1). Испытуемому необходимо выбрать 20 качеств, которые в наибольшей степени характеризуют эталонную личность (назовем ее «Мой идеал»). Стоит отметить, что в этом ряду имеют место быть и негативные качества.

Таблица 1.

Текст методики

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность

2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие

3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность

4. Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность

5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность

6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность

7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость

8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание

9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость

10. Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность

11.Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие

12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость

13.3астенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность

14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность

15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость

16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм

Далее необходимо распределить по рангам выбранные 20 качеств, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с точки зрения респондента, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Результат будет записан в колонке «Я-идеальное».

Из уже выбранных 20 свойств личности необходимо построить субъективный ряд, расположив данные свойства по мере убывания их выраженности лично у испытуемого (20-й ранг - качество присущее респонденту в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат будет представлен в колонке «Я-реальное».

В результате обработки результатов будет определена связь между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я-идеальное» и «Я-реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена по формуле:

бУ й2 1 —У—

г = 1 - з

п - п

где ё - разность номеров рангов, п - число рассматриваемых свойств [3].

Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент находится в пределах от -0,37 до +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.

Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 - означает, что существует весомая положительная связь между «Я-идеальное» и «Я-реальное». Такое значение интерпретируется как проявление адекватной самооценки или, при коэффициенте от +0,39 до +0,89, как стремление к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенную самооценку.

Если коэффициент находится в интервале от -0,38 до -1, то можно наблюдать значимую отрицательную связь между «Я-идеальное» и «Я-реальное» (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается расшифровывать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки могут быть интерпретированы на основе таблицы 2.

Таблица 2.

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

У] ювни выраженности показателей самооценки

От 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая Неадекватная

От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая Адекватная

От + 0,52 до -0,1 Самооценка средняя Адекватная

От -0,09 до -0,32 Самооценка низкая Адекватная

От -0,33 до -1,0 Самооценка низкая Неадекватная

Опишем результаты статистического исследования по определению уровня самооценки студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «География» и «Экономика» по методике С.А. Будасси. В качестве испытуемых выступили 14 студентов Таганрогского института имени А.П. Чехова группы ГЭ-621.

На образце протокола студента N разберём использование методики Будасси. Аналогичным образом были определены значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена для всех участников эксперимента (табл. 3, 4).

Таблица 3.

Протокол студента N

«Я- Качество лично- «Я-

идельное» сти реальное»

1 Рассудительность 7

2 Жизнерадостность 2

3 Доброта 1

4 Увлеченность 4

5 Трудолюбие 3

6 Аккуратность 10

7 Искренность 11

8 Справедливость 13

9 Убеждённость 15

10 Мечтательность 9

11 Обаяние 14

12 Настойчивость 17

13 Надёжность 18

14 Самокритичность 8

15 Практичность 6

16 Заботливость 12

17 Отзывчивость 16

18 Гуманность 19

19 Гордость 5

20 Нежность 20

Таблица 4.

Протокол исследования студента N

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

6 4 4 5 6 3 5 5 1 4

2 36 6 6 5 6 25 5 6 1 6 96

6 «Х528

г = 1 --= 1

20э — 20

3 168

В ООО - 20

= 1

3 168 7 980

= 0,60

Данные по всей группе студентов-испытуемых представлены на рисунке 1. Основной

Рис. 1 - Значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена

Исследование самооценки студентов группы ГЭ-621 показало, что коэффициент корреляции всех испытуемых лежит в пределах от -0,09 до +0,84. Это говорит о том, что их самооценка является адекватной. Результаты шести студентов входят в интервал от +0,84 до +0,53, что означает, их самооценка является высокой. Исследование позволило выявить, что значение коэффициента корреляции восьми студентов группы лежит в интервале от +0,52 до -0,1, что определяет их уровень самооценки как средний (рис. 2).

Стоит отметить, что среди испытуемых не было выявлено значений, которые говорили бы о низкой самооценке.

Рис. 2 - Значения уровня самооценки По результатам проведённого исследования было выявлено, что 43% испытуемых имеют высокую адекватную самооценку, а 57% - среднюю адекватную.

Далее в ходе исследования на основе методики А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед Эминова был проведён анализ академической успеваемости респондентов в вузе: шесть респондентов (43%) имеют среднюю академическую успеваемость, четыре студента (28,5%) имеют низкую академическую успеваемость и четыре студента (28,5%) имеют высокую академическую успеваемость (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основшейовшейов0шновшейов0шновшейовшейовной Рис.3 - Академическая успеваемость студентов

Проведем анализ взаимосвязи уровня самооценки студентов и их академической успеваемости обучения в вузе. Составим таблицу, включающую в себя соотношения мотивации успеха и боязни неудачи и уровень академической успеваемости (табл. 5).

Таблица 5.

Показатели уровня потребности достижения академической успеваемости

Мотивация успеха и боязнь неудачи Студенты с низким уровнем академической успеваемости Студенты с высоким уровнем академической успеваемости

Высокая 0 4

Средняя 2 4

Низкая 2 2

Для взаимосвязи между показателями уровня самооценки и значением академической успешности применим метод парных корреляций Пирсона. Коэффициент взаимной сопряженности Пирсона определяется по формуле:

С =

Р

1 + р2

где С - связь между показателями уровня самооценки и значением академической успешности;

р2 - показатель средней квадратической сопряженности, определяемый как сумма отношений квадратов частот каждой клетки таблицы к произведению итоговых частот соответствующего столбца и строки за минусом единицы.

{ г2 \

^ V

Р =

V М У

-1.

где /у - частоты каждой клетки, г - номер строки, Аг - итоговые частоты по строкам, Aj -итоговые частоты по столбцам.

Вычислим коэффициент взаимной сопряженности Пирсона, составив вспомогательную таблицу (табл. 6).

Таблица 6.

Показатели уровня потребности достижения академической успеваемости

Студенты с низким Студенты с высо-

Мотивация успеха и уровнем академи- ким уровнем ака- Итого

боязнь неудачи ческой успеваемо- демической успе-

сти ваемости

Высокая 0 4 4

Средняя 2 4 6

Низкая 2 2 4

Итого 4 10 14

Р2 =

2 о2 /I2 о2 о2 Л 2 14 11 11

42 22 42 22 2

ч---1---1---+

V10•4 4•6 10•6 4•4 10•4У

-1 = - + - + — + - +--1 = — « 0,183,

5 6 15 4 10 60

С = I = 0,393.

+ 0,183

Полученное значение коэффициента корреляции Пирсона (С= 0,393) свидетельствует о том, что связь между самооценкой и академической успешностью обучения в вузе весьма заметна. То есть, мы можем говорить о наличии достоверной прямой связи между уровнем самооценки и уровнем академической успешности испытуемых. В данном случае, можно заключить, что завышенная или адекватная самооценка влечет за собой хорошую академическую успешность.

Несмотря на то, что уровень самооценки студентов направления «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», профили «География» и «Экономика» является адекватной, она всё же находится в группе риска, являясь завышенной. Именно поэтому для того, чтобы не допустить перехода самооценки в разряд «неадекватная», студентам необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1. Провести анализ и выявить 10 качеств, которые характеризуют личность как сильную и в противовес им - 10 слабых. Такая манипуляция помогает развивать честное и реалистичное представление личности о самой себе.

2. Необходимо сформулировать реалистичные ожидания. Для поддержания адекватной самооценки личности необходимо устанавливать реалистичные цели, достижение которых в

силах человека. Это поможет избежать слишком высоких целей, достижение которых невозможно.

3. Избегать излишнего перфекционизма. Нужно научиться ценить свои достижения и признавать ошибки. Умение признать собственные промахи поможет сохранить позитивный взгляд на жизнь и сделать выводы из действий.

4. Быть готовым скорректировать свой имидж. Все люди меняются по мере взросления и развития. Поэтому нужно идти в ногу со временем, чтобы достигать значимых целей.

5. Перестать сравнивать себя с другими. Сравнение себя с другими - это ловушка, в которую очень легко попасть, особенно сегодня, благодаря социальным сетям, создающим возможность спроецировать отточенный, совершенный, но неестественный вид. Единственный человек, с которым следует сравнивать себя, это своя личность.

6. Нужно совершать действия уверенно, не испытывая никакой вины, но не ставя себя выше собеседника.

7. Жить в реальном времени, а не тосковать о прошлом.

8. Нужно пресекать попытки манипулировать окружающими.

9. Постараться ценить окружающих людей такими, какими они являются.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Проведённое исследование показало наличие достоверной прямой связи между уровнем самооценки и уровнем академической успешности испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самооценка, её уровни, формирование и способы корректировки: URL: https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/73-samoocenka.html. (дата обращения: 14.02.2021).

2. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.

3. Корчуганова, И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие) / под ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб. ЛОИРО, 2006. - 172 с.

Г.В. Михалева

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МОЛОДЁЖНОЙ ТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается методический инструментарий в исследовании проблем реализации развивающих и воспитательных задач на материале интернет-сайтов молодёжной тематики, включая разработку приёмов и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, интернет-сайты, студенты, диалог культур, этностереотипы, медиаобразование, медиатекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.