Научная статья на тему 'Влияние психологических характеристик личности на подверженность к рекламному воздействию'

Влияние психологических характеристик личности на подверженность к рекламному воздействию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
514
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ ЛИЧНОСТИ / ПОДВЕРЖЕННОСТЬ К РЕКЛАМЕ / ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ / ADVERTISING / SELF-ESTEEM / THE LEVEL OF PERSONAL CLAIMS / EXPOSURE TO ADVERTISING / THE IMPACT OF ADVERTISING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетерина Евгения Александровна, Чевтаева Алёна Валерьевна

В данной статье рассматриваются такие психологические характеристики личности как самооценка и уровень притязаний личности. Авторы статьи изучают, как данные характеристики влияют на подверженность человека к рекламе. Приводятся результаты исследования, определяющие количественное выражение уровня самооценки личности по методике С.А. Будасси и уровня притязаний по методике В.К. Гербачевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тетерина Евгения Александровна, Чевтаева Алёна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ON SUSCEPTIBILITY TO ADVERTISING EFFECT

This article deals with such psychological characteristics of personality as self-esteem and the level of personal claims. The authors study how these characteristics affect a person's susceptibility to advertising. Conduct a survey, determine the quantitative expression of the level of self-identity by the method of S. A. Budassi, assessment of the level of aspiration according to the method of V. K. Named.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических характеристик личности на подверженность к рекламному воздействию»

УДК. 159.99

Тетерина Евгения Александровна,

к.и.н., доцент кафедры философии и социальных коммуникаций

Пензенского государственного университета,

e-mail: [email protected]

Чевтаева Алёна Валерьевна,

студентка группы «16НП1»

Пензенского государственного университета,

e-mail: alenkachevtaeva1 @gmail .com

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЛИЧНОСТИ НА ПОДВЕРЖЕННОСТЬ К РЕКЛАМНОМУ

ВОЗДЕЙСТВИЮ

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие психологические характеристики личности как самооценка и уровень притязаний личности. Авторы статьи изучают, как данные характеристики влияют на подверженность человека к рекламе. Приводятся результаты исследования, определяющие количественное выражение уровня самооценки личности по методике С.А. Будасси и уровня притязаний по методике В.К. Гербачевского.

Ключевые слова: реклама, самооценка, уровень притязаний личности, подверженность к рекламе, влияние рекламы.

Teterina Evgenia Alexandrovna,

candidate of history, associate Professor

of philosophy and social communications Penza state University,

e-mail: [email protected]

Chevtaeva Alena Valerevna,

student group "16НП1» Penza state University

email: [email protected]

THE INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONALITY ON SUSCEPTIBILITY TO ADVERTISING

EFFECT

Abstract: This article deals with such psychological characteristics of personality as self-esteem and the level of personal claims. The authors study how these characteristics affect a person's susceptibility to advertising. Conduct a survey, determine the quantitative expression of the level of self-identity by the method of S. A. Budassi, assessment of the level of aspiration according to the method of V. K. Named.

Keywords: advertising, self-esteem, the level of personal claims, exposure to advertising, the impact of advertising.

Реклама является неотъемлемой частью жизни каждого человека и общества в целом. Реклама - это любая форма коммуникационного сообщения, оплаченная определенным заказчиком и адресованная неопределенного кругу лиц о товарах, услугах, идеях, с целью стимулирования их сбыта [6, с.739]. На сегодняшний день трудно представить современное постиндустриальное общество без рекламы. Рекламный бизнес присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека. Ежедневно мы сталкиваемся с рекламой в том или ином виде. Хорошо разработанная реклама, которая привлекает внимание человека и оставляет в его памяти след, является мощным средством воздействия на его психологические характеристики[4, с.368].

Для того, чтобы выявить, как психологические особенности и характеристики личности связаны с рекламой, нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, исследование на определение самооценки личности, выявление степени притязаний человека через мотивационною структуру личности, методы математической обработки данных (критерий X Пирсона.).

Самооценка — это представление человека о степени важности своей личности, оценивание себя, оценивание собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, в зависимости от которых формируется уровень притязаний личности. Самооценка личности предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей [1, с.363].

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и мотиваций человека.

Целью исследования является изучение психологических характеристик личности и их влияние на восприимчивость к рекламному воздействию.

Объектом исследования являются психологические характеристики личности.

Предмет исследования: психологические особенности характеристик личностей, склонных к воздействию рекламы.

Гипотеза исследования: люди, которые обладают низкой самооценкой и заниженным уровнем притязаний наиболее восприимчивы к влиянию рекламы.

Для проведения исследования нами были опрошены 30 человек в возрасте от 18 до 23 лет, на базе ФГБОУ ВО ПГУ, факультета педагогики, психологии и социальных наук.

По итогам исследования (анкетирование) «Отношение к рекламе» опрошенные были разделены на две группы: респонденты, которые подвержены влиянию рекламы (30%), так как ими были набраны высокие баллы по шкале «положительное отношение»; респонденты не подверженные влиянию рекламы (70%), так как они набрали, соответственно, низкие баллы по данной шкале.

В рамках работы нами было проведено тестирование по методике С.А. Будасси, которая позволяет проводить количественное исследование самооценки личности с помощью ранжирования людей. По результатам теста, нами были получены следующие результаты: у группы респондентов, которая, подвержена влиянию рекламы, коэффициент ранговой корреляции «г» находится в промежутке от -0,1, до 0,6, что свидетельствует о том, что в данной группе у испытуемых был выявлен низкий, средний и высокий уровень самооценки. У одного из респондентов самооценка находится на высоком уровне (11%), так как коэффициент ранговой корреляции у данного испытуемого составил - 0,6. Так же, у одного из испытуемых коэффициент ранговой корреляции составил - 0,5, что свидетельствует о том, что испытуемый обладает адекватным уровнем самооценки (11%). Большая часть испытуемых обладает низким уровнем самооценки (78%), так как у них коэффициент

ранговой корреляции находится в промежутке от -0,1 до 0,2. Можно утверждать, что у 78% испытуемых наблюдается расхождение представлений о том, какими они хотят быть, и теми, какие они в реальности. То есть, данное несоответствие указывает на тенденцию к заниженной самооценке.

Испытуемые, которые, по данным анкеты показали негативное отношение к рекламе были, соответственно, отнесены к группе «не подверженных влиянию рекламы» получили коэффициент ранговой корреляции г от 0,2 до 0,7, что говорит о том, что респонденты обладают низким, средним и высоким уровнем самооценки. У испытуемых с низким уровнем самооценки (5%) коэффициент ранговой корреляции составил 0,2; у испытуемых с адекватной самооценкой (57%), коэффициент ранговой корреляции составил от 0,3 до 0,5; испытуемые с завышенной самооценкой (38%) получили коэффициент ранговой корреляции 0,6 до 0,7.

Для проверки достоверности полученных данных в первой и во второй группе был применен критерий х2 Пирсона.

Результат: х2эмп=17,22

Х2кр.^=2)=6(р<0,05); 9,2 (р<0,01)

Полученное эмпирическое значение %2эмп.(17,22) находится в зоне значимости. Следовательно, испытуемые с низкой самооценкой, более подвержены влиянию рекламы.

Выявляя подверженность к рекламному воздействию нами была использована методика В.К. Гербачевского предназначенная для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности.

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным[7, с. 315].

После проведения опроса, направленного на оценку уровня притязаний по методике В.К. Гербачевского было выявлено, что у группы

респондентов, которая подвержена влиянию рекламы, на низком и среднем уровне находятся компоненты, которые представляют собой ядро мотивационной структуры личности. Внутренний мотив (средний - 55,5% , низкий - 44,4%), познавательный мотив (средний - 66,6%, низкий -33,3%), мотив избегания (низкий - 100%), состязательный мотив (средний - 77,7%, низкий - 22,2%), мотив к смене текущей деятельности (средний -11,1%, низкий - 88,8%), мотив самоуважения (средний уровень - 22,2%, низкий - 77,7%). Данные мотивы выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. На низком уровне у данной группы респондентов находятся компоненты, связанные с достижением трудных целей: придание личностной значимости результатам деятельности (100%), уровень сложности задания (100%), проявление волевого усилия (100%), оценка уровня достигнутых результатов(100%), оценка своего потенциала (100%). Компоненты, которые отвечают за прогнозирование успешности деятельности: намеченный уровень мобилизации усилий (100%), ожидаемый уровень результатов деятельности (100%) находятся у всей группы на низком уровне. Компоненты, которые отражают причинные факторы соответствующей деятельности: закономерность результатов (средний - 11,1%, высокий 88,8%) инициативность (высокий -100%) находятся на среднем и высоком уровне.

У испытуемых, которые не подвержены влиянию рекламы, по данной методике были получены следующие результаты: на высоком, среднем и низком уровне находятся компоненты, которые представляют собой ядро мотивационной структуры личности. Внутренний мотив (средний - 42,9% , высокий - 14,2%, низкий - 42,9%), познавательный мотив (средний - 33,3%, высокий - 66,6%), мотив избегания (высокий -100%), состязательный мотив (средний - 47,6%, высокий - 52,4%), мотив к смене текущей деятельности (средний - 23,8%, высокий - 76,1%), мотив самоуважения (высокий - 100%). Данные компоненты выступают в роли

факторов, непосредственно побуждающих субъекта к определенному виду деятельности. На высоком и среднем уровне у данной группы респондентов находятся компоненты, связанные с достижением трудных целей: придание личностной значимости результатам деятельности (средний - 38%, высокий - 61,9% ), уровень сложности задания (средний -48,8%, высокий -57,1%), проявление волевого усилия (средний -28,5%, высокий - 71,4%), оценка уровня достигнутых результатов (средний -19%, высокий 80,9%), оценка своего потенциала (высокий- 100%). Компоненты, которые отвечают за прогнозирование успешности деятельности находятся у данной группы на низком и среднем уровне: намеченный уровень мобилизации усилий (средний -85,7%, низкий - 14,3%), ожидаемый уровень результатов деятельности (средний - 100%). Компоненты, которые отражают причинные факторы соответствующей деятельности находятся на среднем и высоком уровне: закономерность результатов ( средний -28,5%, высокий - 71,4), инициативность (средний - 9,5%, высокий 90,5%).

Анализ различий по факторам, полученным в результате проведения методики, направленной на оценку уровня притязаний В.К. Гербачевского, был проведен также с помощью критерия х2 Пирсона.

Результат: х2эмп=12,8

Х2кр^=5)=П,1(р<0,05); 15,1 (р<0,01)

Полученное эмпирическое значение х2эмп.(12, 8) находится в зоне вероятности. Следовательно, испытуемые с низким уровнем притязаний, подвержены влиянию рекламы.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Люди, обладающие низким уровнем самооценки и притязаний, более подвержены влиянию рекламы. Им труднее отделять полезную и нужную информацию от информации, нацеленной только на продвижение товара, не несущей в себе какой-либо пользы[2, с.287]. Следовательно, им легче «навязать» приобретение того или иного товара и услуги. У них отсутствует мотивация к достижению

трудных целей, прогнозированию успешности своей деятельности [3, с.416].

Испытуемые, которые имеют средний и высокий уровень мотивации, практически не подвержены влиянию рекламы.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 363 с.

2. Безлатный Д.В. Психология в рекламе: искусство манипуляции общественным сознанием / Д.В. Безлатный. - Москва: Ваш полиграфический партнёр, 2011. - 287 с.

3. Измайлова М. А. Психология рекламной деятельности: учебник для бакалавриата / М.А. Измайлова. -Москва Дашков и К, 2014. -416 с.

4. Лебедев-Любимов А.Н.. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 368 с.

5. Резепов, И.Ш. Психология рекламы и РЯ: Учебное пособие / И.Ш. Резепов. - Москва: Дашков и К, 2013. - 224 с.

6. Тетерина Е.А. Особенности рекламной коммуникации / Е.А. Тетерина // Актуальные вопросы экономики: сб. статей. - Казань, 2014. -С.739-743.

7. Шуванов В.И. Психология рекламы / В.И. Шуванов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.