Научная статья на тему 'Исследование динамики самооценки учителя в зависимости от профессионального стажа'

Исследование динамики самооценки учителя в зависимости от профессионального стажа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / СТАЖ / ДИНАМИКА / КОЭФФИЦИЕНТ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДЕКВАТНОСТЬ / SELF-ESTEEM / EXPERIENCE / DYNAMICS / FACTOR / CORRELATION / ACTIVITY / ADEQUACY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цепков А. Ю.

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки учителя с одним из важнейших социономических факторовстажем профессиональной деятельности. На основании проведенных опросов учителей средних школ г.Самары по методике измерения самооценки С.А.Будасси выявлена и детально проанализирована специфичность динамики самооценки на разных этапах педагогической карьеры. Полученные результаты позволят более эффективно оказывать психологическую помощь при решении проблем, связанных с воздействием профессии на психо-эмоциональную сферу учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DYNAMICS OF SELF-ESTEEM TEACHERS, DEPENDING ON PROFESSIONAL EXPERIENCE

This paper investigates the relationship with the teacher's self-assessment of one of the most important factors socionomic-professional work experience. On the basis of surveys of secondary school teachers on how to measure the Samara S.A.Budassi self-identified and analyzed in detail the specificity of self-esteem speaker at various stages of the educational career. The results will more effectively provide psychological assistance in solving problems associated with exposure to the profession on the psycho-emotional sphere teacher.

Текст научной работы на тему «Исследование динамики самооценки учителя в зависимости от профессионального стажа»

10. Экстремизм [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/poHtology/262^KCTpeMmM (дата обращения

23.11.2013).

Цепков А.Ю.

Аспирант кафедры общей и социальной психологии , Поволжская государственная социально-гуманитарная академия ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ САМООЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАЖА

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи самооценки учителя с одним из важнейших социономических факторов-стажем профессиональной деятельности. На основании проведенных опросов учителей средних школ г.Самары по методике измерения самооценки С.А.Будасси выявлена и детально проанализирована специфичность динамики самооценки на разных этапах педагогической карьеры. Полученные результаты позволят более эффективно оказывать психологическую помощь при решении проблем, связанных с воздействием профессии на психо-эмоциональную сферу учителя.

Ключевые слова: самооценка, стаж, динамика, коэффициент , корреляция, деятельность, адекватность.

Tsepkov A.Y.

Postgraduate student of the Department of General and social psychology , Volga state social-humanitarian Academy STUDY OF THE DYNAMICS OF SELF-ESTEEM TEACHERS, DEPENDING ON PROFESSIONAL EXPERIENCE

Abstract

This paper investigates the relationship with the teacher's self-assessment of one of the most important factors socionomic-professional work experience. On the basis of surveys of secondary school teachers on how to measure the Samara S.A.Budassi self-identified and analyzed in detail the specificity of self-esteem speaker at various stages of the educational career. The results will more effectively provide psychological assistance in solving problems associated with exposure to the profession on the psycho-emotional sphere teacher.

Keywords: self-esteem, experience, dynamics, factor, correlation, activity, adequacy.

Самооценка - одно из самых динамичных свойств личности. Изменение самооценки коррелирует с уровнем притязаний личности, который в свою очередь формирует мотивационную сферу индивида [5].

В психологической науке проблема самооценки исследовалась в работах

А. Маслоу, К. Роджерса, Т.И. Юферевой, Т.А. Андрущенко, Н.И. Гуткиной,

И.И. Чесноковой, Л.С. Славиной, Е.А. Серебряковой, В.Ф. Сафиным и др.

По мнению известных современных отечественных и зарубежных психологов самооценка является одной из важнейших составляющих личности, а адекватность позволяет судить о ее целостности [6].

"Самооценка" является понятием более частным в сравнении с понятием "самоотношение", которое описывает общую направленность и "знак" отношения человека к самому себе. Самооценка является конкретным выражением самоотношения, часто представляемым даже количественно[2].

В ее структуре целесообразно выделять аспекты:

а) операционально-деятельностный;

б) личностный.

В структуре профессиональной самооценки выделяют: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала.

Самооценка результата связана с оценкой достигнутого (в общем и парциальном аспекте) и отражает удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями.

Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о "комплексе профессиональной неполноценности". Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности [4].

Процесс самооценивания педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки учителя выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального"[1]. Дискордантность самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие педагога[5 ] .

При достаточно богатом теоретическом и методическом материале большинство исследований направлено на изучение самооценки в коротком временном интервале . По-прежнему мало исследована динамика самооценки в зависимости от биологических и социономических факторов . Интерес представляют исследования по вопросу влияния профессиональной деятельности учителя динамики самооценки на профессиональную деформацию личности учителя. Возникает необходимость исследования составляющих в динамике,что позволит в дальнейшем разработать коррекционные методики для ослабления отрицательного воздействия профессиональной деятельности на личность.

Основным препятствием в изучении динамики личностных составляющих в зависимости от стажа профессиональной деятельности до настоящего времени является отсутствие каких-либо конкретных методов , позволяющих по чистоте эксперимента приблизится к лонгитюдному и элиминировать основной его недостаток - большие временные рамки. Поэтому важнейшая задача исследователя как раз и заключается в нахождении способов позволяющих сократить время исследования, при этом не нарушая последовательность событий.

Ввиду невозможности использования лонгитюдного метода исследования возникла необходимость его замены на менее временно-затратный и в тоже время достаточно эффективный метод.

Опираясь на положения теории Выготского о возрастной периодизации вполне логично в некоторых экспериментах средние арифметические показатели в каждой группе считать характеристикой одного и того же субъекта на разных временных промежутках профессиональной деятельности.

Именно такой подход и применен в нашей работе по изучению динамики самооценки.

Исследования проводились на основе материалов, полученных в результате опроса учителей МОУ г. Самары. Всего было опрошено 100 человек.

Респондентам предлагалось ответить на вопросы теста и сообщить о себе некоторые данные (возраст, пол, семейное положение, стаж работы и т.д.) Как оказалось, среди опрошенных 100% составили представители женского пола. 87% -учителя средних и старших классов, 13%-представители начальной школы. Остальные характеристики выборки распределились следующим образом:

1. Возраст . 20-30лет-14%( 14 чел),30-40лет-27%(27чел),40-50лет -37%(37 чел), старше 50лет-22%(22 чел).

2. Стаж работы. Не более 5 лет-8%, от 6 до 10-11%,от 11 до15 лет -16%,от16 до 20 лет-22% , от21 до 25 лет-18%, от 26 до 30-14%,свыше 30 лет-11%. 82

82

3. Семейное положение. В браке состоят около 92% опрошенных. Количество детей в семье: один ребенок-48%, два-37%, три и более-3%, бездетные-12%.

Для нашего исследования учителя распределялись по группам в зависимости от стажа работы. В каждой из групп находились люди примерно одного возраста; возраст соответствовал стажу работы. Это позволило практически исключить побочное влияние зависимости самооценки от возрастных особенностей .

Использовались методика С.А. Будасси [3], которая позволяет проводить исследование самооценки личности и ее измерение. В основе ее лежит способ ранжирования. Обработка результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции (показатель уровня самооценки личности). Медиану ряда значений коэффициента корреляции в группе можно принимать как количественную характеристику самооценки для данной категории учителей (таб.1).

Таблица 1- Показатели самооценки учителей

Стаж, лет Медиана значений коэффициента корреляции Качественное значение показателя самооценки

0-5 0,1 Низкая адекватная

6-10 0,22 Средняя адекватная

11-15 0,43 Средняя адекватная

16-20 0,62 Высокая адекватная

21-25 0,76 Высокая адекватная

26-30 0,88 Завышенная неадекватная

Свыше30 0,92 Завышенная неадекватная

Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале от -1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее -0,37 и не более +0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я- реальном. Значение коэффициента корреляции от +0,45 до +0,57 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я- идеальным и Я- реальным. Отклонение в ту или иную сторону допустимо в пределах до 0,1. Трактовка самооценки -высокая адекватная. При г от +0,68 до +0,89 тенденция к завышению и возникновение неадекватности . Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значения коэффициента корреляции менее 0,34 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я-идеальным и Я- реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие интерпретируется как заниженная самооценка и по мере уменьшения числовых показателей степень неадекватности выражается сильнее.

Предлагаемый график наглядно демонстрирует динамику самооценки в зависимости от стажа профессиональной

деятельности (рис.1). При качественном анализе нас прежде всего интересует не только наличие динамики, но и скорость изменения этой характеристики на разных этапах педагогической карьеры.

Как видно на графике, в течении первых десяти лет деятельности наблюдается достаточно плавное повышение уровня самооценки, что объясняется доминированием операционно-деятельного аспекта в структуре самооценки, направленность которого выражена прежде всего на профессиональные умения и навыки.

При заниженной самооценке учитель характеризуется неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у педагога таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности», что в итоге препятствует саморазвитию учителя, его коммуникативности.

По мере увеличения стажа от 10 до 15 лет наблюдается резкое повышение самооценки , что связано прежде всего с ростом профессионального мастерства педагога, завершением процесса адаптации к специфике труда учителя.

Наиболее благоприятная адекватная самооценка с тенденцией к завышению, предполагающая равное признание учителем как своих достоинств, так и недостатков, характерна для учителей, имеющих стаж от16 до25 лет. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. 83

83

Уверенность в себе позволяет педагогу регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.

На этапе профессиональной деятельности 25-30 лет характерно продолжение повышения самооценки , причинами которого становятся уже ярко выраженные профессиональные деструкции.

Достигнув своего пика к 30 годам, самооценка стабилизируется и в дальнейшем не претерпевает каких-либо серьезных изменений, по -прежнему оставаясь неадекватной завышенной.

Следствие этого- завышенный уровень притязаний и чрезмерная самоуверенность в конце педагогической карьеры. Самоуверенные педагоги не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений, авторитарности и потери гармонии в межличностных отношениях со всеми участниками образовательного процесса.

Анализ результатов проведенных исследований призван помочь психологическим службам в определении критических моментов педагогической деятельности с целью своевременного предотвращения негативных социономических воздействий на эмоциональную сферу учителя путем разработки современных методик и треннинговых программ для коррекции уровня и адекватности самооценки .

Только познав и адекватно оценив себя, учитель способен сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием, что положительно сказывается на результатах профессиональной деятельности и позволяет достигать гармонии в межличностных отношениях.

Литература

1. Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на различных этапах овладения мастерством // Журн. Психология учителя. №7, М., 1991 - С. 17-18.

2. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 1993.

3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. testoteka.narod.ra>Hchn/1/27.html

4. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие. Инфра -М, 2007 .

5. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000.

6. Ярошевский М.Г., Петровский А.В., Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001.

Щербаков С. В.

Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Социальный интеллект и комплементарность межличностных отношений», проект № 13-06-00354А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

СТУДЕНТОВ АННОТАЦИЯ

Аннотация

В статье описываются результаты исследования социального интеллекта и комплементарности межличностных отношений студентов. Обнаружены статистически значимые положительные корреляции между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации в диадах «студент-студент» и «студент-преподаватель». Предложена мультимедийная методика прогнозирования взаимоотношений в конфликтных ситуациях в диалоге «человек - компьютер». Получены статистически значимые положительные взаимосвязи между уровнем социального интеллекта студентов и ситуативной комплементарностью.

Ключевые слова: социальный интеллект, межличностные отношения, комплементарность

Scherbakov S.V.

Ph.D in psychology, associate professor, Bashkir State University THE PREDICTION OF INTERPERSONAL RELATIONS IN CONFLICT SITUATIONS AND THE SOCIAL

INTELLIGENCE OF STUDENTS

Abstract

The results of the investigation of the social intelligence and the complementarity of interpersonal relations of university students are described in this article. The significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the affiliation axis have been obtained. A new method of the prediction of interpersonal relations and the measurement of complementarity in conflict situations which is based on a multimedia computer application was worked out. The significant positive correlations between social intelligence and situational complementarity scores have been obtained.

Keywords: social intelligence, interpersonal relations, complementarity

Как известно, первую попытку систематического изучения социального интеллекта предпринял Э. Торндайк, понимая его как «дальновидность в межличностных отношениях», предполагающую «способность понимать других людей и действовать мудро по отношению к ним». В рамках психометрического подхода к когнитивным способностям этот ученый выделял абстрактный, механический и социальный интеллекты [1].

Фрагментарность эмпирического материала, особенно характерная для зарубежной психологии, не дает возможности построения единой и продуктивной теоретической платформы. К примеру, констатируя многозначность и недостаточную теоретическую разработанность феномена социального интеллекта, Р. Стернберг отмечает, что существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы [2].

В контексте наших исследований мы понимаем социальный интеллект как общую познавательную способность, обеспечивающую познание и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях. Вслед за К. А Абульхановой-Славской мы считаем, что специфика социального мышления и интеллекта предполагает отражение субъект-субъектных связей и отношений [3]. Еще один отечественный исследователь Н. А. Кудрявцева связывает социальный интеллект с отражением взаимоотношений между людьми. Она трактует этот вид интеллекта как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Социальный интеллект обеспечивает также психологическую автономность и независимость субъекта, позволяющие противостоять давлению людей и обстоятельств (см. [4]).

На важность исследования «социально-перцептивного предвидения», базирующегося на образно-понятийной системе оценок, указывает и Л. А. Регуш. Опираясь на исследования А. В. Брушлинского [5], она подчеркивает вероятностный интерпретационный характер феноменов социальной перцепции [6].

Мы считаем, что социальный интеллект как важнейший фактор социальной и профессиональной компетентности и отражающий систему «неявных социальных знаний» (implicit social knowledge), находит свое воплощение в процессе поиска оптимальной стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стернберга [2], Д. В. Ушакова [7] и др., мы разработали новый метод измерения социального интеллекта, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных

84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.