Уверенность в себе позволяет педагогу регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям.
На этапе профессиональной деятельности 25-30 лет характерно продолжение повышения самооценки , причинами которого становятся уже ярко выраженные профессиональные деструкции.
Достигнув своего пика к 30 годам, самооценка стабилизируется и в дальнейшем не претерпевает каких-либо серьезных изменений, по -прежнему оставаясь неадекватной завышенной.
Следствие этого- завышенный уровень притязаний и чрезмерная самоуверенность в конце педагогической карьеры. Самоуверенные педагоги не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений, авторитарности и потери гармонии в межличностных отношениях со всеми участниками образовательного процесса.
Анализ результатов проведенных исследований призван помочь психологическим службам в определении критических моментов педагогической деятельности с целью своевременного предотвращения негативных социономических воздействий на эмоциональную сферу учителя путем разработки современных методик и треннинговых программ для коррекции уровня и адекватности самооценки .
Только познав и адекватно оценив себя, учитель способен сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием, что положительно сказывается на результатах профессиональной деятельности и позволяет достигать гармонии в межличностных отношениях.
Литература
1. Ерошенко А.А. Особенности установок учителя на различных этапах овладения мастерством // Журн. Психология учителя. №7, М., 1991 - С. 17-18.
2. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - Минск, 1993.
3. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. testoteka.narod.ra>Hchn/1/27.html
4. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие. Инфра -М, 2007 .
5. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000.
6. Ярошевский М.Г., Петровский А.В., Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001.
Щербаков С. В.
Кандидат психологических наук, доцент, факультет психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта РФФИ «Социальный интеллект и комплементарность межличностных отношений», проект № 13-06-00354А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
СТУДЕНТОВ АННОТАЦИЯ
Аннотация
В статье описываются результаты исследования социального интеллекта и комплементарности межличностных отношений студентов. Обнаружены статистически значимые положительные корреляции между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации в диадах «студент-студент» и «студент-преподаватель». Предложена мультимедийная методика прогнозирования взаимоотношений в конфликтных ситуациях в диалоге «человек - компьютер». Получены статистически значимые положительные взаимосвязи между уровнем социального интеллекта студентов и ситуативной комплементарностью.
Ключевые слова: социальный интеллект, межличностные отношения, комплементарность
Scherbakov S.V.
Ph.D in psychology, associate professor, Bashkir State University THE PREDICTION OF INTERPERSONAL RELATIONS IN CONFLICT SITUATIONS AND THE SOCIAL
INTELLIGENCE OF STUDENTS
Abstract
The results of the investigation of the social intelligence and the complementarity of interpersonal relations of university students are described in this article. The significant positive correlations between social intelligence and complementarity scores on the affiliation axis have been obtained. A new method of the prediction of interpersonal relations and the measurement of complementarity in conflict situations which is based on a multimedia computer application was worked out. The significant positive correlations between social intelligence and situational complementarity scores have been obtained.
Keywords: social intelligence, interpersonal relations, complementarity
Как известно, первую попытку систематического изучения социального интеллекта предпринял Э. Торндайк, понимая его как «дальновидность в межличностных отношениях», предполагающую «способность понимать других людей и действовать мудро по отношению к ним». В рамках психометрического подхода к когнитивным способностям этот ученый выделял абстрактный, механический и социальный интеллекты [1].
Фрагментарность эмпирического материала, особенно характерная для зарубежной психологии, не дает возможности построения единой и продуктивной теоретической платформы. К примеру, констатируя многозначность и недостаточную теоретическую разработанность феномена социального интеллекта, Р. Стернберг отмечает, что существует так же много определений этого понятия, как и исследователей этой проблемы [2].
В контексте наших исследований мы понимаем социальный интеллект как общую познавательную способность, обеспечивающую познание и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях. Вслед за К. А Абульхановой-Славской мы считаем, что специфика социального мышления и интеллекта предполагает отражение субъект-субъектных связей и отношений [3]. Еще один отечественный исследователь Н. А. Кудрявцева связывает социальный интеллект с отражением взаимоотношений между людьми. Она трактует этот вид интеллекта как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Социальный интеллект обеспечивает также психологическую автономность и независимость субъекта, позволяющие противостоять давлению людей и обстоятельств (см. [4]).
На важность исследования «социально-перцептивного предвидения», базирующегося на образно-понятийной системе оценок, указывает и Л. А. Регуш. Опираясь на исследования А. В. Брушлинского [5], она подчеркивает вероятностный интерпретационный характер феноменов социальной перцепции [6].
Мы считаем, что социальный интеллект как важнейший фактор социальной и профессиональной компетентности и отражающий систему «неявных социальных знаний» (implicit social knowledge), находит свое воплощение в процессе поиска оптимальной стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стернберга [2], Д. В. Ушакова [7] и др., мы разработали новый метод измерения социального интеллекта, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных
84
ситуаций. Выбор эффективной стратегии выхода из конфликтной ситуации основан на учете уже сложившихся особенностей взаимоотношений между участниками конфликта, предполагает оценку характера будущих отношений в зависимости от статуса, роли и других особенностей оппонента. Все тестовые задания предусматривали семь вариантов ответов, каждый из которых оценивался по семибалльной шкале. В итоге по каждому испытуемому фиксировалась совокупность ответов по всем вариантам выхода из конфликтных ситуаций. В качестве ключей использовались медианные оценки по всем параметрам тестирования. Мерой соответствия служила степень приближения результатов испытуемого медианному профилю всей обследованной выборки.
Поскольку в наших работах были получены статистически значимые отрицательные связи социального интеллекта с уровнем дисгармоничности межличностных взаимоотношений [8], то мы выдвинули предположение о тесной связи социального интеллекта с особенностями представлений интерактантов о структуре межличностных взаимоотношений в конфликтных ситуациях.
Следует отметить, что сторонники интеракционистского направления в современной зарубежной психологии А. Пинкус и Э. Ансел указывают, что «ментальные репрезентации себя и другого - центральные структуры личности, существенно влияющие на восприятие, эмоции, познание и поведение» [9]. Представители когнитивного направления в социальной психологии С. Андерсен и С. Чен подчеркивают, что репрезентации социальной реальности выполняют причинно-объяснительную функцию. В частности, они предполагают, что прошлый опыт общения человека со значимым для него окружением аккумулируется в т. н. «репрезентациях значимых других» (significant other representations) и влияет на последующие поступки и мысли индивида [10].
Еще Г. Салливен выдвинул предположение, что в процессе межличностного взаимодействия человек в попытках достижения безопасности и покоя во взаимоотношениях с другими значимыми людьми находит такие паттерны взаимоотношений, которые носят комплементарный (дополнительный) характер [11]. В дальнейшем был сформулирован принцип комплементарности (interpersonal complementarity), предложенный Р. Карсоном и Д. Кислером. Комплементарность предполагает, что действия личности A вызывают соответствующие ответные реакции личности Б как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Кислер подчеркивал, что межличностное поведение не является простым пассивным ответом на действия собеседника. Оно представляет собой определенным образом организованное взаимодействие, основанное на стремлении к контролю и аффилиации (присоединению). Например, дружественное поведение вызывает аналогичную ответную реакцию, агрессивное общение провоцирует агрессивный ответ, а дружественно-доминантное поведение одного человека предполагает дружественно-покорный ответ другого [11, 12].
Общепринятым способом измерения комплементарности является диагностика межличностных взаимоотношений с двумя и более респондентами с помощью опросника. Уровень комплементарности между респондентами определяется на основе сопоставления индексов доминантности и аффилиации, рассчитанных с помощью октант межличностного круга.
Во многих исследованиях обнаружено, что комплементарность гораздо чаще наблюдается в плоскости дружественных отношений, чем в вертикальной плоскости [13]. В ряде работ были получены взаимосвязи между комплементарностью стилей общения и удовлетворенностью взаимоотношениями, а именно: чем выше уровень комплементарности по обоим направлениям, тем благоприятнее субъективная оценка исходов ситуации межличностного общения [14]. В настоящее время большое практическое значение имеют работы по изучению комплементарности реальных партнеров по общению (друзей, сотрудников и романтических партнеров). Так, было установлено, что комплементарность по доминантности чаще проявляется на работе, чем вне её. Обнаружено влияние статуса интерактантов на уровень комплементарности между ними [15].
Принимая во внимание многочисленные доказательства тесной связи комплементарности общения с удовлетворенностью взаимоотношениями в диаде, мы выдвинули предположение о том, что для студентов с высоким уровнем социального интеллекта характерен комплементарный стиль взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. Поскольку по литературным данным комплементарность по аффилиации наблюдается гораздо чаще, чем по доминантности, то мы выдвинули гипотезу о наличии тесных статистических взаимосвязей социального интеллекта с комплементарностью по аффилиации.
Для проверки этих предположений были использован опросник IMI-C, (Impact Message Inventory-Circumplex), предложенный Д. Кислером и предназначенный для выявления переживаний, которые мы испытываем к другим людям в ходе непосредственного общения. Этот тест измеряет восемь категорий (октант) межличностного поведения, расположенных равноудаленно вокруг окружности межличностного круга: D - доминантный, HD - враждебно-доминантный, H - враждебный, HS - враждебнопокорный, S - покорный, FS - дружественно-покорный, F - дружественный, FD - дружественно-доминантный. Первоначально IMI-C был построен для изучения динамики взаимоотношений между пациентом и терапевтом в ходе психотерапевтической работы. Однако затем стало очевидным, что IMI-C также может быть использован для изучения взаимодействия в других диадах, например, подросток - взрослый, студент - преподаватель и т. д. [12].
С помощью этой методики мы просили оценить перечень наиболее значимых лиц из непосредственного окружения студентов - однокурсника, факультетских и общеуниверситетских преподавателей и отца. В исследовании принимало участие 85 студентов Башгосуниверситета, 73 девушки и 64 юношей, средний возраст - 19 лет.
Для расчета комплементарности общения в диадах «студент-студент» и «студент-преподаватель» использовались формулы расчета контроля и аффилиации, предложенные С. Вагнером и использованные Д. Кислером [12]:
COMPc = abs(con1 + con2) (1)
COMPaff = abs(aff1 - aff2) (2)
В формулах (1) и (2) символы abs обозначают функцию извлечения абсолютных значений, compc - значение комплементарности по контролю, compaff - уровень комплементарности по аффилиации, con1 и aff1 - текущие уровни контроля и аффилиации каждого студента. Значения контроля и аффилиации второго члена диады con2 и aff2 представляли собой усредненные значения по всей выборке студентов (диада «студент-студент» или преподавателей (диада «студент-преподаватель»). Необходимо подчеркнуть, что чем меньше показатели COMPc и COMPaff, тем выше уровень комплементарности по Кислеру. Полученные таким образом индексы комплементарности сопоставлялись с уровнем социального интеллекта каждого студента.
Инструкция к опроснику носила следующий характер: «Мы исследуем особенности межличностных отношений между преподавателями и студентами и разработали анкету, в которой используются слова, фразы и утверждения, которые обычно применяются для описания эмоциональных впечатлений и переживаний в процессе межличностного взаимодействия. Очень просим вас ответить на опросник и указать, насколько точно каждый пункт опросника описывает ваши реакции к тем или иным людям. В ходе ответа желательно констатировать, какие чувства у вас вызывает данный человек, как вы себя хотите повести с ним и как вы его можете описать и охарактеризовать. Уровень соответствия ваших оценок тестовым критериям измеряется по четырехбалльной шкале: 1 - совсем не подходит; 2 - до некоторой степени; 3 - умеренно подходит; 4 - полностью подходит. Представьте, что вы находитесь рядом с этим человеком. Сконцентрируйтесь на своих непосредственных впечатлениях и переживаниях о нем или о ней. Прочитайте каждый пункт опросника и выберите такой вариант ответа, который лучше всего описывает ваши впечатления и побуждения, когда вы находитесь в присутствии данного человека. Следует иметь в виду, что не существует единственно правильных или, наоборот, неправильных ответов, поскольку разные люди вызывают разные впечатления. Обещаем хранить ваши данные в тайне, соблюдать анонимность и конфиденциальность».
Кроме того, аналогичную анкету заполнило двадцать восемь преподавателей Башгосуниверситета и Башгоспедуниверситета (17 женщин и 11 мужчин), средний возраст - 45 лет. В табл. 1 приводятся результаты проверки корректности выдвинутого нами предположения о тесной взаимосвязи между уровнем социального интеллекта студентов и показателями комплементарности
85
межличностных взаимоотношений. Напомним, что чем меньше показатели compc и compaff, тем выше уровень комплементарности по Кислеру Таким образом, обнаружена значимая отрицательная связь между некомплементарностью по аффилиации и социальным интеллектом по обеим диадам. Здесь и далее значимые коэффициенты корреляции (p<=0,05) выделены полужирным шрифтом.
Таблица 1. Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между социальным интеллектом студентов и индексами _________________комплементарности в диадах «студент-студент» и «студент-преподаватель»____________________
Диада «студент-преподаватель» Диада «студент-студент»
СОМРс COMPaff COMPс COMPaff
Социальный интеллект -0,08 -0,3 -0,11 -0,24
Использование диалога человека с персональным компьютером дает нам возможность детального изучения психологических закономерностей динамических моделей межличностных отношений (ситуативных паттернов комплементарности). Для решения этой задачи была разработана компьютеризованная модификация методики диагностики социального интеллекта студентов. От испытуемых требовалось оценить структуру пред-полагаемых взаимоотношений между участниками конфликтных ситуаций теста по двум биполярным факторам: «доминантность-подчинение» и «аффилиация-отчуждение» по семибалльной шкале от +3 до -3, включая ноль.
В ходе разработки компьютерного приложения, разработанного нами в системе программирования Dolphin Smalltalk Professional 6.1 для Windows мы старались сделать диагностический процесс более занимательным и интересным по сравнению с классическим бумажным тестированием. Выбор того или иного варианта отношений в диаде, произведенный с помощью компьютера, сопровождался соответствующей графической и звуковой иллюстрациями, демонстрирующими различные градации доминирования-подчинения и аффилиации-отчуждения.
В целях повышения тестовой мотивации испытуемых, бланковая диагностика социального интеллекта проводилась в сокращенном варианте не по всем двадцати заданиям нашего опросника, а по восьми ситуациям, описанным ниже.
В первых четырех ситуациях студенты последовательно анализировали взаимоотношения с приятелем, однокурсником, старостой и иностранным студентом. Например, четвертое задание заключалось в следующем: «В комнате общежития стало очень душно, и ты решил открыть окно. Но твой сосед по комнате говорит, что он замерз и его продует. Что ты будешь делать?»
Во второй четверке экспериментальных ситуаций использовался набор вузовских преподавателей различного статуса: ассистент, доцент, профессор и декан. Например, седьмая ситуация выглядела следующим образом: «Новый преподаватель читает лекции, используя очень трудные и абстрактные научные понятия. Ты его не понимаешь, а он в резкой форме упрекает тебя в этом. Как ты отреагируешь?»
Таким образом, испытуемые последовательно ставили на место своего соседа по комнате каждого из вышеуказанной четверки оппонентов, выбирали соответствующую стратегию поведения и оценивали взаимоотношения с каждым из них.
Приводим текст инструкции: «Вам будет предложено несколько конфликтных ситуаций, в каждой из которых ваши интересы пересекаются с интересами ваших оппонентов. Перечень оппонентов задается с помощью меню. Вы должны выбрать оптимальный для себя вариант поведения с каждым из них. В вашем распоряжении семь вариантов поведения, начиная от активной наступательной стратегии и заканчивая уступкой. Пожалуйста, выберите лучший, по вашему мнению, вариант ответа в каждом отдельном случае с помощью мышки. Кроме того, оцените, пожалуйста, насколько доминантным - уступчивым и участливым -враждебным вы расцениваете свой ответ и реакцию вашего оппонента в каждой ситуации. Оценки выбираются с помощью клика мышкой на соответствующее значение пятибалльной шкалы от +3 до -3. Каждый выбор иллюстрируется иллюстрацией того или иного типа отношений между голубыми фигурками, отображающими вас и вашего партнера по общению, и звуковым сигналом, воспроизводящими соответствующие интонации».
Расчет комплементарности осуществлялся по формулам (1) и (2), причем значения контроля и аффилиации второго члена диады con2 и aff2 представляли собой соответствующие оценки оппонента. Например, если испытуемый оценивал себя по контролю и аффилиации на 2, а оппонента - соответственно на -1 и 2, то индексы COMPc и COMPaff составляли 1 и 0. Полученные таким образом показатели комплементарности суммировались по всем экспериментальным ситуациям и сопоставлялись с уровнем социального интеллекта каждого испытуемого.
В экспериментах приняло участие 27 студентов и 35 студенток Башгоуниверситета, средний возраст выборки - 21 год. В табл. 2 и 3 находятся коэффициенты ранговой корреляции Кендэла т между социальным интеллектом студентов и индексами комплементарности как по всем оппонентам, так и по каждому в отдельности.
Таблица 2. Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по контролю
Прия- тель Однокур- сник Старос- та Иностранный студент Ассис- тент Доцент Профес- сор Декан Обшая комплемент. по контролю
Соц. интеллект -0.11 -0.07 -0.08 -0.10 -0.12 -0.02 -0.17 -0.10 -0.10
Таблица 3. Коэффициенты корреляции т Кендэла между социальным интеллектом и комплементарностью по аффилиации
Прия- тель Однокур- сник Старос- та Иностранный студент Ассис- тент Доцент Профес- сор Декан Обшая комплемент. по аффилиации
Соц. интеллект -0.04 -0.10 0.01 0.03 -0.13 -0.17 -0.02 -0.03 -0.04
Результаты корреляционного анализа позволяют сделать однозначный вывод о том, что социальный интеллект, измеренный по нашей методике, положительно связан с комплементарностью по контролю в диаде «студент-профессор» и по аффилиации в диаде «студент-доцент».
Выводы
1. Отталкиваясь от предположения о тесной связи проблематики социального интеллекта и конфликтологии и опираясь на исследования Р. Стернберга, Д. В. Ушакова и др., мы разработали метод измерения социального интеллекта студентов, основанный на последовательной оценке системы выходов из конфликтных ситуаций.
2. Учитывая многочисленные доказательства тесной связи комплементарности общения с удовлетворенностью взаимоотношениями в диаде, мы выдвинули предположение о том, что для студентов с высоким уровнем социального интеллекта характерен комплементарный стиль взаимоотношений со своими сверстниками и преподавателями.
Для проверки этих предположений были использован опросник IMI-C, предложенный Д. Кислером и предназначенный для детального и систематизированного анализа когнитивно-аффективных аспектов межличностного общения. По итогам сопоставления результатов этой методики с уровнем социального интеллекта студентов были обнаружены значимые 86
86
положительные корреляции социального интеллекта студентов с комплементарностью по аффилиации, которые можно расценивать как доказательство тесных взаимоотношений между социальным интеллектом с комплементарностью взаимоотношений в диадах «студент-преподаватель» и «студент-студент».
3. Изучение ситуативных паттернов комплементарности с помощью диалога «человек-компьютер» показало, что классические комплементарные шаблоны взаимодействия, предполагающие подчинение оппоненту, с одной стороны, и ориентированные на зеркальное отражение его дружественного поведения, с другой стороны, оказались значимыми коррелятами социального интеллекта только для конфликтных ситуаций с доцентами и профессорами. По сравнению с деканами эта категория преподавателей интенсивно общается со студентами, в то же время доценты и профессора обладают относительно высоким статусом и значимостью для студентов по сравнению с другими партнерами по общению.
5. Избирательный характер обнаруженных корреляций между социальным интеллектом и ситуативными паттернами взаимоотношений позволяет высказать предположение о том, что традиционные модели комплементарности далеко не всегда являются значимыми факторами социального интеллекта. Действительно, комплементарность по контролю, предполагающая покорность и подчинение оппоненту более высокого статуса в конфликтной ситуации, может входить в противоречие с проявлениями настойчивости и стремлением к достижению своих целей, а степень комплементарности по аффилиации зависит от значимости партнера по общению. В подобных случаях участники конфликта решают двойную задачу: с одной стороны, им зачастую необходимо опираться на дружественные отношения с оппонентами (комплементарность по аффилиации), а с другой стороны, с учетом статуса своего оппонента, они стараются реализовать свои интересы (некомплементарность по контролю).
Литература
1. Thorndike E. L. Intelligence and its use // Harper’s Magazine. - 1920. - Vol. 140. - P. 227-235.
2. Практический интеллект / Р. Дж. Стернберг [и др.]. - СПб: Питер, 2002. - 272 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. - 1994. - №4. - С. 39-55.
4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
5. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. - М.: Мысль, 1979. - 232 с.
6. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. - СПБ.: Речь, 2003. - 352 с.
7. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11- 28.
8. Щербаков С. В. Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников: монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. - 170 с.
9. Pincus A. L., Ansell E. B. Interpersonal theory of personality // N. Millon & M. Lerner (Eds.). - Vol. 5. Handbook of psychology: personality and social psychology. - Hoboken, NJ: Wiley, 2003. - P. 209-229.
10. Anderson S. M., Chen S. The relational self: an interpersonal social-cognitive theory // Psychological Review. - 2002. - Vol. 109, No. 4. - P. 619-645.
11. Carson R. C. Interpersonal behavior: history and practice of personality theory. - Chicago: Adline Pub. Co., 1969. - 306 p.
12. Kiesler D. J., Schmidt J. A. The impact message inventory - circumplex (IMI-C) Manual, 2006. - [электронный ресурс:] - URL: http://www. safranlab. net/uploads/7/6/4/6/7646935/impact_message_inventory_manual.pdf. (дата обращения: 5.11.2012).
13. Orford J. The rules of interpersonal complementarity: does hostility beget hostility and dominance, submission? // Psychological Review. - 1986. -Vol. 93. - P. 365-377.
14. Dyer D. C., Horowitz L. W. When do opposites attract? Interpersonal complementarity versus similarity // Journal of personality and social psychology. - 1997. - Vol. 72. - P. 592-603.
15. Moscowitz D. S., Ho M.-H. R. & Turkotte-Tremblay A.-M. Contextual influences on interpersonal complementarity // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2007. - Vol. 33. - P. 1051-1063.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY
Шмонина Н.В.
Студент, «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича
Столетовых».
КОРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРИЕМНОИ СЕМЬЕИ
Аннотация
В данной статье рассматривается процесс коррекционно-профилактической работы с приемной семьей, ее общие тенденции развития, меры профилактики, и аспекты ее дальнейшего функционирования.
Ключевые лова: приемная семья, коррекционно-профилактический процесс, дети-сироты, психофизические отклонения.
Shmonina N.V.
Student, Department, Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and Nikolay Grigorevich Stoletovs THE CORRECTIVE-PREVENTIVE WORK WITH THE FOSTER FAMILIY
Abstract
This article discusses the process of correction and preventive work with foster family, its General development trends, preventive measures, and aspects for its further functioning.
Keywords: foster family, corrective-preventive process, orphans, psychophysical abnormalities.
В современном обществе развитие социально-экономических, политических, духовно-нравственных идей, способствовало координальным изменениям многих социальных институтов, одним из таковых является институт семьи, что вызвало нарушение его функций и структуры. Современными социальными последствиями стали: снижение количества детей в семье, снижение уровня доходов семьи, увеличение количества разводов, а так же отказ от детей. Увеличение семей группы риска влияет на повышение количества детей-сирот, новорожденных отказных детей, детей с различными физическими и психологическими патологиями. Стоит отметить, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях имеют различного рода отклонения как в физическом, так и в умственном своем потенциале, что имеет немаловажную роль при выборе данной категории детей приемными родителями и одновременно основными проблемами данных детей [2, с. 146].
В связи с этим возникает проблема создания качественной благоприятной среды воспитания, которую должна обеспечить ребенку приемная семья. За многочисленным потоком желающих принять в семью детей, должны последовать всеобъемлющие меры отбора и контроля будущих приемных родителей [1]. Главной проблемой в данной области автор считает - отсутствие в специализированных коррекционных учреждений, таких как дома и школы - интернаты принципа комплексности коррекционной работы с детьми имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, который влечет за собой дополнительное содействие в решении данного рода проблем [3, с. 174-176]. 87
87