Научная статья на тему 'Особенности самооценки студентов медицинского вуза'

Особенности самооценки студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
435
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / РЕТРОСПЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА / ОТНОШЕНИЕ К НЕРЕАЛИЗОВАННЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / SELF-ASSESSMENT / RETROSPECTIVE SELF-ASSESSMENT / PROGNOSTIC SELF-ASSESSMENT / ATTITUDE TO UNREALIZED OPPORTUNITIES / ACADEMIC PERFORMANCE / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усынина Т.П., Маликов Л.В.

В статье представлены результаты исследования самооценки студентов медицинского вуза с различным уровнем успеваемости. Выявлено, что уровень ретроспективной и прогностической самооценки достоверно являются более высокими у студентов медицинского вуза с высокой академической успеваемостью. У данных студентов отмечается более положительное отношение к нереализованным возможностям, а также отношение к себе, удовлетворенность собой, в сравнении со сверстниками с низкой академической успеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES SELF-ASSESSMENT OF MEDICAL STUDENTS

The article presents the results of the study of self-assessment of medical students with different levels of performance. It is revealed that the level of retrospective and prognostic self-esteem is significantly higher among medical students with high academic performance. These students have a more positive attitude to unrealized opportunities, as well as attitude to themselves, self-satisfaction, in comparison with peers with low academic performance.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки студентов медицинского вуза»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Т.П. Усынина, Л.В. Маликов

Аннотация. В статье представлены результаты исследования самооценки студентов медицинского вуза с различным уровнем успеваемости. Выявлено, что уровень ретроспективной и прогностической самооценки достоверно являются более высокими у студентов медицинского вуза с высокой академической успеваемостью. У данных студентов отмечается более положительное отношение к нереализованным возможностям, а также отношение к себе, удовлетворенность собой, в сравнении со сверстниками с низкой академической успеваемостью.

Ключевые слова: самооценка, ретроспективная самооценка, прогностическая самооценка, отношение к нереализованным возможностям, академическая успеваемость, студенты медицинского вуза.

FEATURES SELF-ASSESSMENT OF MEDICAL STUDENTS

T. Usynina, L. Malikov

Abstract The article presents the results of the study of self-assessment of medical students with different levels of performance. It is revealed that the level of retrospective and prognostic self-esteem is significantly higher among medical students with high academic performance. These students have a more positive attitude to unrealized opportunities, as well as attitude to themselves, self-satisfaction, in comparison with peers with low academic performance.

Keywords: self-assessment, retrospective self-assessment, prognostic self-assessment, attitude to unrealized opportunities, academic performance, medical students.

Самооценка человека является

системообразующим ядром индивидуальности и во многом определяет жизненные позиции личности, уровень его притязаний; влияет на жизнедеятельность человека и формирование стиля поведения.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, примут разные решения и по-разному будут воздействовать на развитие событий.

В современном обществе становится всё больше людей, не способных справляться с определёнными жизненными ситуациями, а в основе их слабости лежит неумение адекватно оценивать свои возможности. Это и проблемы в личной жизни, и конфликты в студенческом коллективе, и потеря ощущения счастья и вкуса жизни, и ещё многие другие вопросы, в основе возникновения которых лежит заниженная самооценка.

Сегодня жизнь заставляет проявлять больше инициативности, настойчивости, смелости, уверенности, ответственности, гибкости. Именно эти качества способствуют становлению настоящего профессионала в любой деятельности, поэтому сегодня весьма актуально обращение к развитию данных качеств и

повышению самооценки студентов - будущих врачей, от уровня профессионализма которых, порой, зависит человеческая жизнь.

Таким образом, возникает потребность проведения целенаправленной, постоянной работы над повышением самооценки со студентами медицинского вуза.

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты 1 курса педиатрического факультета Оренбургского государственного медицинского университета в возрасте от 18 до 22 лет. Рассматривалась успешность их учебной деятельности путем сопоставления оценок, выставленных за 2 семестр. В качестве успешных в учебной деятельности студентов отбирались те, кто закончил второй семестр без оценок «удовлетворительно» (только оценки «хорошо» и «отлично»). В исследовании принимали участие 40 студентов (16 юношей и 24 девушки, из них -20 человек с высокой академической успеваемостью и 20 человек с низкой успеваемостью). Исследование проходило в аудиториях ОрГМУ во время кураторского часа. Испытуемым вслух зачитывалась инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые самостоятельно.

С помощью методики изучения самооценки С.А. Будасси были получены уровни самооценки студентов медицинского вуза с различной академической успеваемостью. Обобщенные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Результаты исследования самооценки студентов медицинского вуза с различной академической успеваемостью (в %)

Уровни самооценки Средний

Испытуемые Неадекватно Низкий Ниже Средний Выше Высокий Неадекватно показатель

низкий среднего среднего высокий Я

Студенты с высокой - - 7% 14% - 67% 12% 0,65

успеваемостью

Студенты с низкой 7% 30% - 30% - 19% 13% 0,37

успеваемостью

Из таблицы 1 видно, что уровни самооценки студентов медицинского вуза с различной академической успеваемостью существенно отличаются.

67% испытуемых из группы студентов с высокой успеваемостью отличаются высоким уровнем самооценки, 14% испытуемых средним, 12% неадекватно высоким и только 7% обладает самооценкой ниже средней.

Среди студентов с низкой академической успеваемостью только 19% имеют высокий уровень самооценки, 13% - неадекватно высокий уровень, 30% испытуемых - средний уровень, 30% - низкий уровень и 7% - неадекватно низкий уровень самооценки.

Сравниваем полученные по группам коэффициенты ранговой корреляции (г). В группе студентов с высокой академической

успеваемостью коэффициент ранговой корреляции (г=0,65) соответствует высокому уровню, а в группе студентов с низкой успеваемостью (г=0,37) соответствует среднему уровню самооценки. Уровень самооценки у студентов с низкой успеваемостью почти в 2 раза ниже, чем у студентов с высокой успеваемостью.

Исследование самооценки студентов медицинского вуза с помощью методики «Незаконченных предложений» Л. Сакса - В. Леви позволило нам рассмотреть группы предложений, раскрывающих отношение к себе, к нереализованным возможностям, к своему прошлому и будущему, и определить уровень ретроспективной и прогностической самооценки, удовлетворенность собой и уровень общей самооценки. Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 2.

группа Отношение к прошлому Отношение к будущему Нереализованные возможности Отношение к себе

Полож. Равнодуш. Отриц. Полож. Равнодуш. Отриц. Полож. Равнодуш. Отриц. Полож. Равнодуш. Отриц.

Группа с высокой успеваемостью 70% 13% 17% 100% - - 57% 30% 13% 82% - 18%

среднее значение 0,9 1,5 0,6 1,3

Группа с низкой успеваемостью 45% 45% 10% 61% 20% 19% 20% 68% 12% 36% 32% 32%

среднее значение 0,5 0,6 0 -0,1

Таблица 2. - Результаты исследования самооценки студентов с различной академической успеваемостью (методика «Незаконченных предложений») в %о

Проанализировав результаты, приведенные в таблице 2, мы можем сделать вывод о том, что большинство студентов (70%), успешных в учебной деятельности положительно относятся к своему прошлому. Пронаблюдать

положительное, а иногда шутливое отношение к своему прошлому возможно по приведенным ниже высказываниям студентов: «Когда я был ребенком, я был очень счастлив!», «Мое самое счастливое воспоминание детства - купание на лошадях!», «Когда я была ребенком, все было наполнено счастьем!», «Мое самое живое воспоминание детства - ведро мороженого!»,

В группе студентов с низкой успеваемостью ретроспективная самооценка ниже, а именно, на 25% меньше человек, положительно относящихся к своему прошлому, на 32% больше студентов, равнодушных к своему прошлому, хотя в группе

«Мое самое живое воспоминание детства - дни рождения и много подарков».

В группе студентов с низкой успеваемостью много ничего не выражающих предложений, например: «Это было давно», «Тогда я был маленький», «Когда я был ребенком, я играл и ничего не делал», «Когда я был ребенком я не ходил в школу».

Представленная ниже диаграмма демонстрирует различия в ретроспективной самооценке студентов медицинского вуза с различной академической успеваемостью, см. рисунок 1.

с высокой успеваемостью отрицательно относятся к своему прошлому на 7% больше.

Результаты исследования прогностической самооценки наглядно представлены на диаграмме, см. рисунок 2.

Положительное отношение Равнодушное отношение Отрицательное отношение

□ Группа с низкой успеваемостью ■ Группа с высокой успеваемостью

Рисунок 2. - Соотношение прогностической самооценки в группах студентов с различной академической успеваемостью

80 70 60 50

Положительное отношение Равнодушное отношение Отрицательное отношение

□ Группа с низкой успеваемостью □ Группа с высокой успеваемостью

Рисунок 1. - Соотношение ретроспективной самооценки в группах с разной академической успеваемостью

Из рисунка 2 видно, что к своему будущему положительно относятся все испытуемые из группы студентов с высокой успеваемостью. Равнодушных и отрицательно относящихся к будущему в данной группе не выявлено. Завершенные предложения в данной группе испытуемых оптимистичны, например: «Будущее кажется мне светлым и счастливым», «Наступит тот день, когда я добьюсь своей цели», «Наступит тот день, когда я буду счастливой и богатой!», «Когда я буду старой, то буду улыбаться, вспоминая себя молодую!», «Будущее кажется мне очень перспективным», «Когда я буду старым, у меня будет много внуков».

В группе с низкой успеваемостью равнодушно и отрицательно относятся к своему будущему 39% испытуемых. Предложения в этой группе менее оптимистичны, чаще унылы и мрачны: «Будущее кажется мне нелегким», «Будущее кажется мне мрачным», «Будущее кажется мне туманным», «Наступит тот день, когда я получу диплом и это самое великое будущее», «Когда я буду старым - умру».

Далее представлена диаграмма, на которой представлены результаты исследования группы предложений, указывающие на отношение студентов с разной успеваемостью к своим нереализованным возможностям, см. рисунок 3.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

ш

Положительное отношение Равнодушное отношение Отрицательное отношение

И Группа с низкой успеваемостью Н Группа с высокой успеваемостью

Рисунок 3. - Результаты исследования отношения к своим нереализованным возможностям в группах с разной

академической успеваемостью

Стремятся к большим результатам, положительно оценивая свои возможности, 57% студентов с высокой успеваемостью, и только 20% неуспевающих студентов также стремятся к лучшим результатам, полагаясь на свои силы. Отрицательно относятся к своим возможностям, т.е. не верят в себя, в свои способности и силы, либо испытывают некоторое сожаление о неиспользованных возможностях 13% человек из группы с высокой успеваемостью и 12% человек из группы с низкой успеваемостью. Но, на наш взгляд, даже отрицательное отношение, к своим нереализованным возможностям более продуктивно, чем равнодушное, потому что это может быть сожаление о том, что когда-то человек не воспользовался своими возможностями и подтолкнуть к дальнейшим более смелым решениям в достижении целей. Приведем несколько высказываний,

выражающих отношение к нереализованным возможностям из группы студентов с высокой

успеваемостью: «Больше всего я хотела бы в жизни стать врачом», «Моим скрытым желанием в жизни является желание лечить людей», «Моим скрытым желанием в жизни является желание доказать всем, что я могу многое», «Больше всего я хотела бы иметь семью и хорошую работу».

Высказывания студентов из группы с низкой успеваемостью отличаются несерьезностью, равнодушием, резкостью и даже несколько циничны, например: «Моим скрытым желанием в жизни является желание купить весь мир», «Я был бы очень счастлив, если бы не задавали подобных вопросов», «Моим скрытым желанием в жизни является желание вывернуть планету наизнанку», «Моим скрытым желанием является отсутствие желания».

Результаты обработки группы предложений, выражающих отношение к себе, также имеют существенное отличие между исследуемыми группами; они наглядно представлены на диаграмме, см. рисунок 4.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Положительное отношение Равнодушное отношение Отрицательное отношение

О Группа с низкой успеваемостью ■ Группа с высокой успеваемостью

Рисунок 4. - Результаты исследования отношения к себе (общей самооценки) в группах с разной

академической успеваемостью

Из рисунка 4 видно, что почти в 2 раза больше испытуемых из группы с высокой академической успеваемостью положительно относятся к себе, равнодушно относящихся к себе в этой группе нет. Отрицательно относятся к себе 18% испытуемых из группы с высокой успеваемостью. В группе с низкой успеваемостью равнодушно относятся к себе 32%, отрицательно - 32%, положительно относятся к себе только 36% из группы.

Подводя итоги результатов исследования самооценки у студентов с различной академической успеваемостью, опираясь на средние значения и рассмотренные диаграммы, можно сделать вывод о том, что все виды самооценок в группах с разной успеваемостью имеют существенные различия. В группе с высокой успеваемостью ретроспективная самооценка на 0,4 больше чем в группе с низкой успеваемостью, т.е. студенты из этой группы в целом положительно относятся к своему прошлому - ретроспективная самооценка у них выше, чем у студентов, менее успешных в учебной деятельности.

Прогностическая или идеальная самооценка в группе с низкой успеваемостью ниже, чем в группе с высокой успеваемостью на 0,9. Это говорит о том, что испытуемые из группы с высокой успеваемостью неравнодушны к своему будущему, а значит, будут ставить перед собой достаточно высокие цели и стремиться добиваться их.

Отношение к своим нереализованным возможностям в группе студентов с высокой успеваемостью положительное, средний балл на 0,6 балла больше чем в группе с низкой успеваемостью.

Средний балл в группе студентов, менее успешных в учебной деятельности, по

отношению к своим нереализованным возможностям равен «0», а это говорит нам о равнодушном отношении к собственным успехам и неудачам. Под нереализованными возможностями в исследовании мы понимаем удовлетворенность собой, своими способностями, трудолюбием, а также желание применить их в будущем для достижения собственных целей.

В группе студентов с высокой успеваемостью отношение к себе положительное, т.е. общая самооценка высокая, студенты положительно относятся к себе, чего мы не можем сказать о студентах, менее успешных в учебной деятельности, т.к. средний балл по отношению к данной группе предложений равен -0,1, что говорит нам о равнодушном отношении к себе.

Для проверки данных различий нами использовались расчеты по непараметрическому критерию различий U-Манна-Уитни для несвязных выборок. По всем рассматриваемым показателям самооценки обнаруживаются достоверные различия на уровне 0,05 и 0.01 по ^ Манна-Уитни. Так, можно утверждать, что уровень ретроспективной и прогностической самооценки являются более высокими у студентов с высокой академической успеваемостью. При этом в данной группе отмечается более положительное отношение к нереализованным возможностям, а также отношение к себе, удовлетворенность собой, в сравнении со сверстниками с низкой академической успеваемостью (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).

В соответствии с результатами проведенных исследований самооценки студентов медицинского вуза с различным уровнем успеваемости преподавателям предложены рекомендации по коррекции самооценки студентов, менее успешных в учебной деятельности.

Литература:

1. Барская Н.А. Самооценка в системе обеспечения качества специалистов / Н.А. Барская // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 43-51.

2. Востокова Ю.И. Исследование самооценки как механизма развития профессионального самосознания студента заочной формы обучения / Ю.И. Востокова // Интеграция образования. - 2012. - № 4. - С. 67-71.

3. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - С. 73-76.

4. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. - М.: «Прогресс», 2008. -100 с.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2014. - 448 с.

6. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания / Ю.И. Мухина // Вопросы науки и образования. - 2018. - С. 203-206.

7. Хайлова Н.Ю. Влияние самооценки студентов на успешность обучения в вузе / Н.Ю. Хайлова, А.В. Сергиенко, П.И. Романенко // Молодой ученый. - 2019. - № 32. - С. 128-131.

Сведения об авторах:

Усынина Татьяна Петровна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии Оренбургского государственного медицинского университета, email: usu-tanya@yandex.ru

Маликов Лев Витальевич (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии Оренбургского государственного медицинского университета, email: usu-tanya@yandex.ru

Data about the authors:

T. Usynina (Orenburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychiatry and Narcology of the Orenburg State Medical University, e-mail: usu-tanya@yandex.ru

L. Malikov (Orenburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychiatry and Narcology, Orenburg State Medical University, e-mail: usu-tanya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.