Научная статья на тему 'Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов'

Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / МОТИВАЦИЯ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / STUDENTS / AN ACADEMIC PROGRESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PREREQUISITES / DETERMINING FACTORS / REASONING / NEW APPROACHES / STATISTICAL REGULARITY / INDIVIDUAL GESTURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кайкова Лариса Васильевна, Евстафьева Анна Вениаминовна, Тихомирова Лариса Федоровна

Статья посвящена актуальному вопросу высшей школы совершенствованию подготовки специалистов, одним из основных критериев которой является академическая успеваемость. На большом репрезентативном материале (421 анкета) изучены социально-психологические особенности студентов с различным уровнем успеваемости. В результате исследования предложены нестандартные педагогические подходы к управлению успеваемостью в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Psychological Prerequisites of Students’ Progress

The article is dedicated to the higher school urgent problem the improvement of specialists’ training, one of basic criteria of which is an academic progress. Some social and psychological peculiarities of students of different progress levels have been studied on the base of wide representative database (421 questionnaires). The research has been resulted in suggesting some original educational approaches to the academic progress management in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов»

УДК 371.260-053.63:301.085:15

Л. В. Кайкова, А. В. Евстафьева, Л. Ф. Тихомирова

Социально-психологические предпосылки успеваемости студентов

Статья посвящена актуальному вопросу высшей школы - совершенствованию подготовки специалистов, одним из основных критериев которой является академическая успеваемость. На большом репрезентативном материале (421 анкета) изучены социально-психологические особенности студентов с различным уровнем успеваемости. В результате исследования предложены нестандартные педагогические подходы к управлению успеваемостью в вузе.

Ключевые слова: студенты, успеваемость, социально-психологические предпосылки, детерминирующие факторы, мотивация, новые подходы, статистическая закономерность, индивидуальные особенности.

L. V. Kaykova, Á. V. Evstafieva, L. F. Tikhomirova

Social and Psychological Prerequisites of Students' Progress

The article is dedicated to the higher school urgent problem - the improvement of specialists' training, one of basic criteria of which is an academic progress. Some social and psychological peculiarities of students of different progress levels have been studied on the base of wide representative database (421 questionnaires). The research has been resulted in suggesting some original educational approaches to the academic progress management in higher educational institutions.

Key words: students, an academic progress, social and psychological prerequisites, determining factors, reasoning, new approaches, statistical regularity, individual gestures.

Главная цель любого образовательного учреждения - качественная подготовка специалистов, критерием которой является академическая успеваемость.

Эффективность учебной деятельности зависит от многих составляющих: личностных психологических характеристик студентов, социально-гигиенических условий обучения, рациональной организации учебного процесса, использования современных педагогических технологий и пр. [1, 2, 3, 4, 5]. Это обосновывает необходимость поиска новых подходов к выявлению детерминирующих факторов повышения успеваемости в вузе.

Целью настоящего исследования явилось изучение социально-психологических предпосылок успеваемости студентов.

Основная гипотеза базировалась на том, что успешность (как и не успешность) студентов обусловлена определенными предпосылками (факторами), поэтому студенты, относящиеся к одному уровню успеваемости, представляют собой характерный социально-психологический типаж: «отличники», «хорошисты» и «троечники».

Программа исследования (предлагаемая анкета) включала 57 вопросов.

В социологическом опросе (анонимное анкетирование) принимали участие студенты Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА) - всего 421 человек (76 % девушек, 24 % юношей).

На вопрос «Преимущественная оценка Вашей зачетной книжки» ответы распределились следующим образом: «удовлетворительно» - 30 %, «хорошо» - 51 %, «отлично» - 19 %. Полученные результаты тесно коррелируют с фактическими данными и свидетельствуют о достаточно объективной самооценке студентов своего уровня успеваемости.

В ходе анкетирования установлено, что примерно треть студентов медицинской академии имеет одну и более задолженности. Основную причину задолженностей чаще всего связывают с плохой подготовкой к занятиям (37 %), задолженность по причине пропуска у 15,2 % студентов, примерно столько же - 14,8 % констатируют у себя недостаточные для обучения способности. Характерно, что регулярно и часто пропускают занятия только 3,4 % респондентов.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что наиболее распространенной причиной пропусков является «болезнь» - 36,2 %, далее -«проспал» - 14,0 %, «подработки» - 7,3 %, «по-

© Кайкова Л. В., Евстафьева А. В., Тихомирова Л. Ф., 2011

ездки домой» - 2,1 %, «ребенок» - 1,9 %. С точки зрения управления успеваемостью и «профилактики» задолженностей заслуживает внимания то, что 3,3 % студентов медицинской академии пропускают занятия просто так, «без причины».

Представляет определенный интерес и перспективу для совершенствования успешности обучения ответ на вопрос: «Удовлетворены ли Вы своей успеваемостью?» (рис.1)

48% не удовлетворены 52% удовлетворены

Рис. 1. Удовлетворенность студентов своей успеваемостью

Вполне закономерно, что «отличники» в большей мере удовлетворены своей успеваемостью (в 84,8 % случаев), хотя, на наш взгляд, этот показатель мог бы быть и выше. Это свидетельствует о наличии резерва в улучшении успеваемости «отличников», так как в группу «отличников» они были отнесены по параметру преимущественной оценки.

Анкетирование выявило весьма интересную зависимость: «хорошисты» в меньшей степени удовлетворены своей успеваемостью, чем «троечники» - 60,2 % против 47,6 % (р<0,05). Обладая достаточными способностями, амбициями, целеустремленностью и мотивацией к обучению именно их следует рассматривать как дополнительный резерв повышения академической успеваемости. «Троечники» в этой ситуации представляют собой более «инертную массу» так как желают изменить положение дел меньше половины из них. Полученные нами данные свидетельствуют о более выраженной профессиональной мотивации «отличников», которая проявляется в том, что среди них больше участников студенческого научного общества (32,9 %, против 26,9 % у «троечников») и они чаще пользуются научной литературой (соответственно 22,8 % и 11,9 %, р<0,05).

Стремление студентов к достижению успеха в учебе выявляется при ответе на следующие вопросы анкеты: «Активны ли Вы на занятиях?», «Чем Вы занимаетесь на лекциях?», «Сколько времени Вы тратите на подготовку домашнего занятия?», «Используете ли Вы дополнительные источники (библиотека, интернет и т. д.) при подготовке к занятиям и экзаменам?», «Пережи-

ваете ли Вы, если полученная оценка не соответствует ожидаемой?».

Вопрос об активности на занятиях обнаружил существенные различия между тремя категориями студентов. В частности, обычно активны в среде «отличников» 83,5 % студентов, среди «хорошистов» уже 39,8 %, а из «троечников» только 15,8 % (р<0,05). Такие варианты ответов как «предпочитаю сидеть, молча», «молюсь, чтобы не спросили» - у «отличников» вообще не встречаются.

Анализ ответов на вопрос: «Чем Вы обычно занимаетесь на лекциях?» привел к неожиданному результату. Наиболее трудолюбивыми являются «хорошисты», а наименее - «отличники», так как среди первых записывает материал 85,6 % студентов, а среди вторых - только 69,6 % (р<0,05). Характерно, что ответ «редко бываю на лекциях» равномерно распределился среди «троечников» и «отличников», соответственно 3,9 % и 3,7 %.

На наш взгляд, такое отношение к лекциям «отличников», с одной стороны, обусловлено тем, что они постоянно пользуются дополнительной литературой, а с другой - использованием презентаций и конспектов, «скаченных» из интернета или у товарищей (то есть «отличники» более предприимчивы и умеют учиться). Исследование показало, что реже всего пользуются дополнительными источниками для подготовки «хорошисты» - 74,5 %, а чаще - «отличники» -78,4 %.

Проведенное нами анкетирование не выявило прямой корреляционной связи между количеством затраченного времени на подготовку к занятиям и успеваемостью. Скорее напротив: студенты, имеющие задолженности тратят на подготовку больше времени по сравнению с успевающими студентами. С одной стороны, это обусловлено дополнительной потерей времени на устранение «долгов», а с другой - отсутствием необходимых способностей для быстрого усвоения материала. Обращает на себя внимание, что среди студентов с задолженностью удельный вес, как правило, не готовящихся к занятиям в 3,1 раза больше (р<0,01).

Неодинаково проявляется отношение к своим оценкам у различных категорий студентов. Чаще всего переживают «хорошисты» - 76 %, реже всего - «троечники» - 62,1 %. На наш взгляд, это объясняется тем, что, получив более низкую оценку, «хорошист» теряет шанс на стипендию. Кроме того, «отличники», как правило, считают

свои оценки справедливыми и объективными, а «троечники» чаще выражают неудовлетворенность и уверены, что «зачетка» не отражает уровень их знаний.

Характеризуя отношение студентов к организации учебного процесса, необходимо отметить, что больше всего им нравятся такие формы обучения как «открытая дискуссия» (семинар) -

42.1 % опрошенных и практические занятия -

35.2 %, меньше всего нравятся лекции (7,8 %), самостоятельная работа (4,2 %) и, особенно, тестирование (2,9 %). Из этого следует, что препо-

давателям вуза необходимо больше уделять внимание совершенствованию лекций: актуализации содержания, форме подачи материала, наглядности и пр.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформировать оптимальную, наиболее привлекательную для студентов «модель» преподавателя. Такие качества как компетентность и хорошо развитое чувство юмора предпочтительны в равной степени. Менее значимы и также равноценны такие качества преподавателей как требовательность и доброта (рис. 2).

Рис. 2. Желательные качества преподавателей

В ходе социологического опроса установлено, что «отличникам» больше импонируют компетентные преподаватели, хорошо знающие свой предмет, а «троечникам» - преподаватели с хорошо развитым чувством юмора. Симпатии между двумя другими типами преподавателей, «мягкими» и «требовательными» распределились совершенно одинаково между «троечниками» и «отличниками».

При изучении характера взаимоотношений различных категорий студентов с преподавателями выявлена неожиданная статистическая закономерность: чем ниже уровень успешности студента, тем выше уважение к преподавателю. Напряженные отношения с преподавателями чаще формируются у отличников (р<0,05).

Программа настоящего исследования включала целый ряд вопросов, отражающих социально-психологические особенности различных категорий студентов, их профессиональную направленность, ориентацию на здоровый образ жизни, отношение к друзьям и родителям, к творчеству и карьерному росту, к спорту и т. д.

При анализе психологической детерминированности хорошей успеваемости, нас, в первую очередь, интересовали ответы на вопросы, свя-

занные с профессиональной направленностью. В частности, на вопрос: «Стремитесь ли Вы к саморазвитию?» - практически все студенты (97 %) ответили положительно, что, безусловно, отличает студенческую среду от любой другой.

В результате анкетирования обнаружено, что чаще задумываются о стратегическом планировании своей жизни «хорошисты» (91.7 %). По-видимому, это обусловлено их промежуточным положением в иерархии успеваемости, так как «отличники» изначально более профессионально ориентированы, а «троечники» чаще «плывут по течению».

Несмотря на то, что стремление к карьерному росту отметили у себя 21 % студентов, желание быть начальником высказало 64,6 % опрошенных. На наш взгляд, такой диссонанс не случаен и обусловлен формулировкой вопроса. «Стремление к карьерному росту» предполагает какое-либо действие и активность в этом направлении (в основном выявлено у «хорошистов» и «отличников»), а «быть начальником» - предполагает статус и соответствующие ему блага, характеризуя при этом потребительское отношение к профессии (не зависит от успеваемости).

Существенно дополняют психологический портрет каждой категории студентов их взаимоотношения с товарищами, выявляющие весьма интересные закономерности. Статистические данные свидетельствуют о том, что чем выше уровень успеваемости у студента, тем легче он находит друзей.

В то же время, обращает на себя внимание обратная зависимость - ощущение дискомфорта в группе усугубляется по мере перехода студента к более высокому уровню успеваемости. При этом возрастает напряженность и уменьшается безразличие к тому, как к тебе относятся товарищи (табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов по характеру взаимоотношений в группе, %

Характер отношений в группе Категория студентов

«троечники» «хорошисты» «отличники»

Комфортные 88,2+3,9 84,7+2,7 81,0+2,1

Напряженные 2,3+0,3 8,8+1,9 15,2+2,4

«Мне безразлично отношение к себе» 9,5+1,2 6,5+0,9 3,8+0,2

Итого 100,0 100,0 100,0

Личное отношение к дружбе проявляется у студентов с различным уровнем успеваемости по-разному. «Троечники» в дружбе более бескорыстны и 78,6 % из них склонны к партнерским взаимоотношениям. Чем выше успеваемость, тем меньше доля таких студентов (р<0,05). В то же время по мере улучшения успеваемости, возрастает удельный вес студентов, рассматривающих дружбу с позиции личной выгоды.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что различные категории студентов отлича-

ются не только успеваемостью, но и духовной жизнью, по-разному проявляют себя в творчестве, научной работе, спорте, литературных пристрастиях и отношению к здоровому образу жизни.

В частности, оценивая свое отношение к религии, 75,0 % всех опрошенных студентов причислили себя к категории верующих, равнодушие к религии выразили 20,7 % и только 4,4 % -считают себя атеистами. Совершенно неожиданно распределились ответы в различных по успеваемости категориях студентов (рис. 3).

Рис. 3. Отношение студентов к религии

Как видно из диаграммы, по мере улучшения успеваемости, увеличивается доля верующих студентов и уменьшается доля равнодушных к религии людей (р<0,01). По всей вероятности, это соответствует представлению студентов каждой оценочной категории о жизненных ценностях и отражает стремление успешных студентов к поиску истины.

Проведенное исследование обнаружило различное отношение студентов к творческой деятельности. Так, более всего склонны к творчест-

ву «хорошисты» (39,8 %), менее всего - «отличники» (27,8 %).

Основными направлениями творческой деятельности студентов-медиков являются: музыка, рукоделие, танцы, пение, фотография и поэзия. Значительная часть студентов (73,0 %) имеет хобби и наибольшую активность в этом отношении проявляют также «хорошисты».

Особый интерес представляют данные, отражающие отношение учащихся к здоровому образу жизни. Ответы на вопрос: «Занимаетесь ли Вы физкультурой и спортом» - позволили выявить

вполне определенную и весьма интересную закономерность: среди студентов-«троечников» удельный вес занимающихся спортом значительно больше (53,1 %), чем среди «хорошистов» (41,7 %) и тем более «отличников» (40,5 %).

По отношению студентов различных категорий успеваемости к наркотикам и наркопотребителям также выявляется четкая зависимость (табл. 2).

Таблица 2

Распределение студентов по отношению к наркотикам, %

«Употребляете ли Вы наркотики?» Категория студентов

«троечники» «хорошисты» «отличники»

Нет 82,5+3,7 87,9+3,9 93,6+4,9

Пробовал(а) 11,1+2,4 10,6+1,9 5,1+1,1

Иногда 4,8+0,7 0,6+0,03 1,3+0,04

Систематически 1,6+0,2 0,9+0,02 -

Итого 100,0 100,0 100,0

Как видно из таблицы, наиболее благополучной категорией студентов являются «отличники». По мере снижения успеваемости, возрастает удельный вес студентов, употребляющих наркотики, с разной степенью регулярности. Среди «отличников» отмечается максимальная доля, не употребляющих наркотики, и полностью отсутствуют студенты, употребляющие наркотики систематически.

По-разному формируется отношение студентов к наркопотребителям. Практически каждый второй «отличник» проявляет полное безразличие к ним и считает это не своей проблемой. Желающих помочь своим товарищам, попавшим в беду, среди них в 4,3 раза меньше, чем среди «хорошистов».

Обращает на себя внимание различное отношение студентов к курению. Доля курящих студентов среди «троечников» в 1,3 раза превышает число курящих среди «хорошистов» и «отличников» (р<0,05).

Проведенное нами исследование позволило установить прямую тесную корреляционную связь между успеваемостью студентов и отношением их к алкоголю. «Трезвое» отношение к своему здоровью проявляется по мере улучшения успеваемости. Например, у «троечников» доля вообще не употребляющих алкоголь составляет 28,6 %, у «хорошистов» - 30,1 %, а у «отличников» - 36,7 %.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить социально-психологические особенности и предпосылки к повышению успеваемости у различных категорий студентов.

В частности, «троечники» в основной своей массе, стремятся к карьерному росту и финансовому благополучию, хотя по сравнению с другими студентами проявляют меньшие способности

к планированию и организации своей жизни. Они труднее находят себе друзей, но не связывают дружбу с личной выгодой. Эта категория студентов меньше остальных склонна к религии, научному поиску, однако, намного активнее остальных в спорте.

Обращает на себя внимание пренебрежительное отношение «троечников» к своему здоровью. Как показало проведенное исследование, среди них больше наркопотребителей, курильщиков и злоупотребляющих алкоголем, хотя довольно высока доля неравнодушных студентов, желающих помочь своим товарищам, попавшим в беду.

На наш взгляд, весьма интересен и перспективен психологический портрет «хорошистов». Они постоянно стремятся к саморазвитию, иерархия их жизненных ценностей приближается к таковой у «отличников», они стремятся к профессионализму и карьерному росту.

В отношениях с товарищами «хорошисты» чаще других способны к партнерским отношениям и самопожертвованию. У этой категории студентов ярче проявляется потребность в каком-либо творчестве, 72,2 % считают себя верующими людьми (значительно больше, чем у «троечников»). Отношение к здоровому образу жизни у «хорошистов» более позитивное, чем у «троечников», среди них значительно меньше наркопотребителей и злоупотребляющих алкоголем, кроме того, «хорошисты», как и «троечники», не безразличны к судьбе товарищей, попавших в беду, и выражают готовность к помощи.

Весьма неоднозначен психологический портрет «отличника». Ему свойственны такие положительные качества как высокая профессиональная направленность, основательная подготовка и активность на занятиях, использование дополнительных источников при подготовке,

участие в СНО, интерес к научной литературе, среди них самое большое количество религиозно настроенных студентов (96,2 %), что свидетельствует об активном духовном поиске. Из всех категорий студентов они ведут самый здоровый образ жизни: среди них меньше всего наркоманов, курильщиков и злоупотребляющих алкоголем. В преподавателях они ценят больше всего компетентность и знание предмета.

В то же время, «отличники» являются более выраженными индивидуалистами и только 6,3 % из них готовы помочь товарищам, употребляющим наркотики: почти половина из них считает -«это не моя проблема». «Отличники» меньше занимаются спортом и реже проявляют себя в творчестве и общественной жизни, более независимы, безразличны к мнению товарищей и преподавателей.

Таким образом, проведенное исследование полностью подтвердило основную гипотезу и позволило нам с определенной статистической достоверностью утверждать о том, что студенты, принадлежащие к определенной категории по уровню успеваемости, обладают общими социально-психологическими характеристиками и нуждаются в дифференцированном психолого-педагогическом подходе.

Следует уходить от привычной оценки успеваемости студентов в вузе по количеству «должников». Необходимо шире использовать социально-психологический потенциал «хороши-

стов» и «отличников», так как именно они формируют профессиональную и культурную элиту общества.

Библиографический список:

1. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Жозеф Нюттен ; перевод с англ. Е. Пятаева, Н. Толстых, В. Шевяхо-ва ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.

2. Тимербулатов, В. М. Роль вуза в формировании врачебных кадров и сохранении их здоровья [Текст] / В. М. Тимербулатов // Медицина труда и промышленная экология. - 2005. - № 7. -С.17-20.

3. Соловьев, В. Н. Влияние мотивации выбора профессии на успеваемость студентов [Текст] / В. Н. Соловьев // Профессиональное обучение. -2010. - № 3. - С. 81-83.

4. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С. Д. Смирнов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2005. - 400 с.

5. Шумакова, А. С., Оленко, Е. С. Половые различия психологических аспектов успеваемости студентов медицинского университета [Текст] / А. С. Шумакова, Е. С. Оленко, Л. С. Сулковская, Т. А. Колопкова, В. Г. Субботина // Фундаментальные исследования. - Саратов, 2008. - № 7. - С. 98-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.