Научная статья на тему 'Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью'

Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1263
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / САМООЦЕНКА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Н.В.

Рассмотрены понятия «самооценка», «самосознание», выявлена особенность самооценки студентов-психологов с различной успеваемостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки студентов с различной академической успеваемостью»

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ

© Дроздова Н.В.1

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Рассмотрены понятия «самооценка», «самосознание», выявлена особенность самооценки студентов-психологов с различной успеваемостью.

Ключевые слова: самооценка, самооценка личности, самооценка студентов-психологов.

Различия в академической успеваемости можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квалификация преподавателя). При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще всего апеллируют к индивидуально-психологическим особенностям обучающихся [1]. И, несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в вузе и одним из этих важных факторов является личностная самооценка [3; 4]. Между тем, проблема исследования обнаруживается в противоречии между высокой значимостью самооценки личности студента-психолога в становлении его профессиональной субъектности в процессе учебной деятельности и дефицитом исследований особенностей самооценки студентов с различными показателями успешности учебно-профессиональной деятельности.

Самооценка понимается нами как компонент самосознания личности, представляющий собой совокупность оценок человеком своих собственных психических качеств, поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, своих возможностей и др. Самооценка личности определяется такими параметрами как уровень, дифференцированность (как показатель разброса самооценок различных сторон личности и деятельности), устойчивость (как показатель равномерности самооценок различных сторон личности и деятельности), а также характером оценок себя в настоящем, прошлом и будущем (идеальная самооценка, идеальное Я).

Становление личности студента-психолога представляет собой процесс и результат возрастания самоорганизации, самоутверждения и самореали-

1 Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

зации в социокультурной, профессиональной среде вуза. Развитие личности студента происходит на фоне значимой личностно и социально учебной деятельности, где самооценка играет важную роль сопоставления потенциала, стратегии, процесса и результата своей учебно-профессиональной деятельности [2]. Успешность учебно-профессиональной деятельности во многом определяется не только когнитивным развитием, но и особенностями личности студента, что обуславливается самой спецификой профессии психолога. Так, необходимым представляется изучение показателей уровня, устойчивости, дифференцированности (в том числе во временном аспекте) у студентов с различной академической успеваемостью.

С целью получения сведений об особенностях самооценки студентов-психологов с различной академической успеваемостью нами было проведено эмпирическое исследование на базе факультета педагогики и психологии Оренбургского государственного педагогического университета (ФГБОУ ВПО ОГПУ), в котором приняли участие 64 студента (2-3 курсы) специальности 050706 «Педагогика и психология» (бакалавры, очное отделение). В состав выборки были отобраны 32 студента с высокой академической успеваемостью и 32 - с низкой успеваемостью. Психодиагностическими средствами выступили метод диагностики самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн, методика изучения самооценки С.А. Будасси, метод «Незаконченных предложений» Л. Сакса - В. Леви.

Проведенный анализ результатов эмпирического исследования, полученных в группах студентов с различной академической успеваемостью, позволил сделать следующие выводы.

Представим наглядно показатели расхождения актуальной и идеальной самооценки в группах студентов-психологов с различной академической успеваемостью (рис. 1).

Результаты группы успешных в учебной деятельности студентов-психологов имеют определенную стабильность. Уровень актуальной самооценки в данной группе студентов практически одинаковым и является высоким, отличается равномерностью, то же можно сказать и по параметрам идеальной самооценки: она отличается очень высоким уровнем и слабо дифференцирована. Расхождение между идеальной и актуальной самооценкой умеренное, что говорит нам о том, что студенты-психологи успешные в учебной деятельности удовлетворены собой, своими успехами и достижениями. В отдельном случае по шкале «характер» и «уверенность в себе» наблюдается сильное расхождение между указанными параметрами, но на средний показатель не оказывает существенного влияния. Такое сочетание параметров самооценки может быть очень продуктивным для учебной деятельно-

сти. Студенты-психологи с таким отношением к себе отличаются высоким уровнем целеполагания:

30

20 15 10

р. 1 ■

У

к

ю о

а

о Рч

26 24 ?3

■ 21 20 20 20,

Ц 15 16

12

6

¡группа с низкоп успеавемостью

] группа с высокой успеваемостью

Рис. 1. Соотношение расхождения между идеальной и актуальной самооценкой у студентов-психологов с разной академической успеваемостью

Они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о своих больших возможностях, способностях и прилагают значительные усилия для достижения этих целей. Уровень общей самооценки, полученной в результате исследования по методике С.А. Будасси, в группе студентов-психологов с высокой успеваемостью также находится на высоком уровне.

В группе студентов-психологов с низкой академической успеваемостью актуальная, идеальная и общая самооценка, имеют тенденцию к занижению, а именно находятся на среднем уровне. Разброс значений актуальной самооценки более хаотичен, нежели у студентов, которые отличаются высоким уровнем академической успеваемости. Наблюдается резкое понижение актуальной самооценки по шкале «ум» и повышение по шкале «счастье», что говорит об ее высокой дифференцированности. Средний уровень идеальной самооценки указывает на то, что вышеуказанная категория студентов не ставит перед собой трудных целей, либо снижение идеальной самооценки объясняется компенсаторным механизмом для повышения удовлетворенности собой. В этой группе студентов мы наблюдаем нереалистично заниженные идеальные самооценки. В ходе исследования идеальной самооценки среди студентов неуспешных в учебной деятельности выявлено 4 че-

ловека, уровень идеальной самооценки которых ниже или равен актуальной, из них 1 человек не отметил уровень своей идеальной самооценки. Расхождение между идеальной и актуальными самооценками у этих студентов умеренное, это указывает на высокую степень удовлетворенности собой. Вполне возможно, что такой результат объясняется средним уровнем идеальной самооценки. Уровень общей самооценки у студентов с низкой академической успеваемостью также находится на среднем уровне.

На приведенной ниже диаграмме можно видеть также и различия в ретроспективной самооценке студентов с различной академической успеваемостью (рис. 2).

09

44 44

■ ■ 12 12 19

—1 —

положительное равнодушное отрицательное

отношение отношение отношение

■ группа с низкой успеваемостью □ группа с высокой успеваемостью

Рис. 2. Соотношение ретроспективной самооценки в группах студентов-психологов с разной академической успеваемостью

Можно видеть, что в группе студентов-психологов с низкой успеваемостью ретроспективная самооценка ниже. При этом в группе с высокой успеваемостью отрицательно относятся к своему прошлому на 7 % больше студентов-психологов. Это противоречие может объясняться стремлением успешных в учении студентов-психологов компенсировать прошлые неудачи в настоящем посредством учебы, а также отсутствием поддержки со стороны ближайшего окружения в профессиональном выборе и его осуществлении.

Результаты исследования прогностической самооценки наглядно отражены на диаграмме (рис. 3).

Мы видим, что к своему будущему относятся положительно 100 % обследуемых из группы студентов с высокой успеваемостью. Равнодушных и отрицательно относящихся к будущему в этой группе нет. В группе с низкой успеваемостью равнодушно и отрицательно относятся к своему будущему 38 % студентов. Предложения в этой группе менее оптимистичны, чаще унылы и мрачны: «Будущее кажется мне нелегким», «Будущее кажется мне туманным» и пр.

150

100

100

50

о

19

0

19

0

положительное

равнодушное отношение

отрицательное отношение

отношение

■ группа с низкой успеваемостью □ группа с высокой успеваемостью

Рис. 3. Соотношение прогностической самооценки в группах студентов-психологов с различной академической успеваемостью

Так, ретроспективная и прогностическая самооценка студентов-психологов из группы с высокой успеваемостью отличается высоким уровнем, студенты успешные в учебной деятельности в основном положительно относятся к своему прошлому, а отрицательно и равнодушно относящихся к своему будущему в этой группе нет. Отношение к своим нереализованным возможностям у студентов с высокой успеваемостью положительное, что указывает на стремление к большим результатам, веру в себя и свои способности. Отношение к себе у студентов-психологов из этой группы положительное, мы можем рассматривать его как общую самооценку, которая также находится на высоком уровне.

Студенты-психологи из группы с низкой академической успеваемостью положительно относятся к своему прошлому и будущему, но, тем не менее, прогностическая и ретроспективная самооценки у них почти в 2 раза ниже, чем у студентов из противоположной группы. Они равнодушно относятся к своим нереализованным возможностям и к себе. Это говорит о нежелании прикладывать какие-то усилия в достижении целей, о неверии в себя, в свои силы и способности.

Уровень актуальной и идеальной самооценки, уровень ретроспективной и прогностической самооценки являются более высокими у студентов-психологов с высокой академической успеваемостью. При этом в данной группе отмечается более положительное отношение к нереализованным возможностям, а также отношение к себе, удовлетворенность собой, в сравнении со сверстниками с низкой академической успеваемостью (с достоверностью 0,05 и 0,01 по и-Манна-Уитни). У студентов-психологов с низкой академической успеваемостью дифференцированность самооценки является более высокой, чем у студентов с высокой успеваемостью (с достоверностью 0,05 по и-Манна-Уитни).

Таким образом, было выявлено, что у студентов-психологов с высокой академической успеваемостью личностная самооценка отличается тенденцией к завышению, устойчивостью, удовлетворенностью собой, а у студентов-психологов с низкой академической успеваемостью личностная самооценка занижена либо находится на среднем уровне, неустойчива, отличается более высокой степенью дифференцированности (с достоверностью 0,05 и 0,01 по U-Манна-Уитни).

Список литературы:

1. Барская, Н.А. Самооценка в системе обеспечения качества специалистов / Н.А. Барская // Психологический журнал. - 2008. - № 2. - С. 43-51.

2. Белошицкий А.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе / А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 54-58.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2000. - 384 с. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm.

4. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности / Л.Н. Корнеева // Вестник ЛГУ. - 1989. - № 4. -С. 91-96.

ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТЕОРИЯХ

© Илларионова Н.А.1

Институт психологии Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова,

г. Якутск

В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы мышления в зарубежных и отечественных теориях.

Ключевые слова мышление, Вюрцбургская школа, гештальпсихо-логия, бихевиоризм, когнитивная теория мотивации, информационный подход, теория высших психических функций, процессуально-деятель-ностный подход, теория функциональной организации познавательных процессов.

Психология мышления - одна из самых интересных и в то же время сложных разделов психологии. Это обусловлено как сложностью самого предмета,

1 Студент 4 курса кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.