УДК 37.015.3
Козьмина Людмила Борисовна
преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Сибирской академии права, экономики и управления editor@hist-edy.ru
САМООТНОШЕНИЕ И САМООЦЕНКА КАК ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье показаны особенности самоотношения и самооценки у студентов психологического факультета c разным уровнем психологического благополучия личности. Выявлена роль самоотношения и самооценки в актуальном статусе психологического благополучия личности.
Ключевые слова: психологическое благополучие личности, самоотношение, самооценка, студенты-психологи, профессиональное становление, продуктивность.
Kozmina Lyudmila Borisovna
Lecturer of the Department of General and Applied Psychology of the Siberian Academy of Law, Economics and Management editor@hist-edy.ru
SELF-ATTITUDE AND SELF-ESTEEM AS PREDICTORS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PSYCHOLOGY STUDENTS’ PERSONALITIES
In the article the features of self-attitude and self-esteem of students in the department of psychology possessing different levels of psychological well-being of the individual have been presented. The role of self-attitude and self-esteem in the current status of psychological wellbeing of the individual has been determined.
Key words: psychological well-being of personality, selfattitude, self-esteem, psychology students, professional formation, productiveness.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время, как в Российском, так и мировом сообществе происходят интенсивные социально-экономические изменения, индикатором которых является уровень психологической устойчивости общества и его социально-психологического благополучия. Основными психологическими проблемами современного российского общества на сегодняшний день являются: массовое чувство социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, утрата смысла жизни и жизненных перспектив, широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов и фобий, повышенная агрессивность, кризис идентичности т.д. [1]. Наиболее уязвимой частью общества становятся студенческая молодежь, молодые люди, находящиеся на пороге самостоятельного функционирования и чье благополучие зависит как от отношения к себе и к своей жизни, так и от состояния общества в целом.
Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии» как нового течения в науке, в рамках которого ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках и факторах (М. Чиксентмихайи, М. Яхода, М. Аргайл, М. Селигман, А. Менегетти, Д.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, В. Панкратов и др.). В качестве универсального, обобщающего понятия был предложен термин «психологическое благополучие личности» («psychological well-being»), содержание которого обсуждалось и обсуждается до сих пор, как в зарубежной науке (N. Bradburn, R. Ryan, C. Ryff, C. Keyes, E. Deci, E. Diener, A. Waterman и др.), так и в отечественной (П.П. Фесенко, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, Н.К. Бахарева, М.В. Бучат-ская, Л.В. Жуковская и др.).
Реформы системы образования актуализировали проблему качества профессиональной подготовки специалистов. Очевидно, что подготовка специалиста-психолога предполагает те только трансляцию знаний и приобретение умений и навыков, но и личностную готовность к реализации практической деятельности. Вместе с тем не секрет, что распространенной мотивацией выбора профессии психолога является решение собственных психологических проблем. Исследования показывают, что уже к середине обучения студенты утверждаются в намерении не работать по выбранной специальности [2]. Одной из причин такого выбора является ощущение личностной несостоятельности, психологического неблагополучия. Очевидно, что изучение и определение предикторов психологического благополучия личности является важной задачей педагогической психологии и открывает перспективы разработки программы по оптимизации психологического благополучия студентов-психологов в условиях обучения в вузе.
В понимании «психологического благополучия» мы опираемся на К. Рифф [3] и П.П. Фесенко [4], рассматривающие его как субъективное явление целостного переживания, которое зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания и связанно с базовыми человеческими ценностями и потребностями, выраженного в ощущении благополучия,
удовлетворённости собой и собственной жизнью.
Принимая во внимание сложность и многоаспектность рассматриваемого нами психологического феномена, представляется возможным сформулировать положение о его взаимосвязи с другими интегративными психологическими образованиями - самоотношением и самооценкой личности. Еще Б.Г. Ананьев [5] отмечал, что самоотношение являясь устойчивой личностной чертой, влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности. Кроме того, самоотношение является центральным звеном внутреннего психического мира человека и лежит в основе единства и целостности его личности [6; 7].
В исследовании принимали участие 49 студентов факультета психологии НОУ ВПО САПЭУ, средний возраст - 18,5 лет. В качестве психодиагностических методик были использованы: опросник «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Т.Д. Шевеленко-вой, П.П. Фесенко, «Методика исследования самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева, методика «Самооценка личности» С.А. Будасси.
Анализ данных показал, что в актуальном статусе психологического благополучия студен-тов-психологов наиболее уязвимыми оказались такие параметры, как: «позитивные отношения с окружающими», «самопринятие», «личностный рост», а ресурсным параметром - «автономия». По К. Рифф - это способность противостоять социальному давлению, оценивать и регулировать свое поведение исходя из собственных критериев. В теории оптимального переживания М. Чик-сентмихайи автономность связана с полной поглощенностью деятельностью - особым состоянием, близким к счастью и обозначенного автором понятием «потока» [2].
Исследование самоотношения студентов показало его уязвимость по параметрам «внутренняя конфликтность» и «отраженное самоотношение». Ресурсными оказались такие параметры, как: «открытость» т.е. критичность к себе, внутренняя честность и открытость мнения; «самоуверенность», «самоценность» и «самопринятие».
Анализ интегрального показателя психологического благополучия показал, что неблагополучными являются 37% студентов-психологов, 49% из них имеют нормативные значения, а высокие показатели индекса благополучия отмечены только у 14% выборки. То есть, чуть больше половины студентов-психологов чувствуют удовлетворенность собой и своей жизнью, психологическое же неблагополучие остальных выражается разной степенью недовольства своей личностью: желания не быть собой, трудности в установлении доверительных контактов; ощущение невозможности изменить условия своей жизни, чувство бессилия в управлении повседневными делами, личностная стагнация.
Для изучения влияния самоотношения на уровень психологического благополучия, выборка была разделена по уровню индекса ПБЛ на две группы: студенты с высокими и нормативным показателями (п=31) и с низким индексом психологического благополучия (п=18). Отличия параметров психологического благополучия личности студентов в зависимости от уровня общего индекса психологического благополучия представлены на рис. 1.
CgWOUbNHHJLNG
Рис.1. Профили параметров психологического благополучия студентов с разным уровнем индекса благополучия
Как видно из рис. 1, у психологически благополучных студентов профиль шкал - гармоничный, близкий к окружности. Наибольшие различия между психологически благополучными и неблагополучными студентами выявлены по самопринятию (U=107,5; р=0,007), позитивным отношениям с окружающими (U=160; р=0,023), управлению средой (U=117; р=0,039). Таким образом, в профиле психологически неблагополучных студентов снижены показатели самопринятия, позитивных отношений с окружающими, управления средой. Следовательно, наиболее важными составляющими психологического благополучия студентов являются: позитивное отношение к себе и к своей жизни, признание и принятие собственного личностного многообразия; наличие близких, приятных, удовлетворяющих отношений с окружающими, способность к эмпатии, любви, близости; чувство уверенности и компетентности в управлении повседневными делами и способность противостоять социальному давлению в мыслях и поступках. Для выявления влияния самоотношения на уровень психологического благополучия, рассмотрим распределение средних значений компонентов самоотношения личности в каждой группе (рис. 2).
>С±Л\Ї6Н1РІ С BPICOKNW N HObWSlNBHP »ClAU6HlPI С HN3KNW ÄbOBHGW NHtf6K<
CSWOUbNHNtilNC
Рис. 2. Профили компонентов самоотношения у студентов с разным уровнем психологического благополучия
Таким образом, существуют значимые различия (рис. 2) по параметрам самоуверенности (U=102,5; р=0,046), внутренней конфликтности (U=52,5; р=0,05). Эти параметры самоотношения наиболее тесно связанны с уровнем психологического благополучия личности студентов. Кроме того, негативный характер самоотношения у психологически неблагополучных студентов является источником различных проблем в общении. Они уверены в том, что окружающие плохо или предвзято к ним относятся, а проблема достоинства, ценности своего Я почти полностью поглощающая их внимание, затрудняет выбор адекватного способа взаимодействия и поведение становится ригидным. Конфликтное самоотношение может обусловливать агрессивное и суицидальное поведение, дезадаптивные, асоциальные формы поведения и депрессию.
Корреляционный анализ позволил выявить прямую, тесную взаимосвязь психологического благополучия и таких компонентов самоотношения как: «самоуверенность» (Rs=0,724; р=0,001); «отраженное самоотношение» (Rs=0,618; р=0,003) и обратную взаимосвязь со шкалой «внутренняя конфликтность» (Rs= - 0,687; р=0,001). Полученные результаты позволяют говорить о том, что в психологическом благополучии личности важную роль играют: ощущение силы своего Я, отношение к себе как к самостоятельному, уверенному в себе, волевому и надежному человеку; внутренняя гармония, согласие со своими внутренними побуждениями, одобрение своих планов и желаний; ощущение того, что собственная личность, характер и деятельность вызывают у других уважение, понимание и симпатию; критичность и глубокое осознание себя, внутренняя честность и открытость; принятие себя во всем многообразии сторон личности, позитивное отношение к себе; ощущение ценности своей личности.
Для изучения влияния самооценки на уровень психологического благополучия, было проанализировано распределение показателей самооценки в группе психологически благополучных (рис.За) и неблагополучных студентов (рис. 3б)._________________________________________________
а) группа психологически благополучных б) группа психологически неблагополучных студентов-психологов студентов-психологов
Рис. 3. Распределение уровня самооценки у психологически благополучных и неблагополучных студентов (%)
Мы можем видеть (рис. 3), что у психологически благополучных студентов доминирует высокий и нормативный уровень самооценки (57% и 36%) и только для 7% испытуемых данной группы характерен низкий уровень самооценки. Большая доля психологически неблагополучных студентов имеет низкую самооценку - 45%. Нормативную самооценку имеют 20 %, высокую -35% испытуемых данной группы. Различия по уровню самооценки подтвердились с помощью критерия углового преобразования Фишера (ф=3,192; при р<0,01 - по высокой самооценке и ф=1,693 при р<0,05 - по низкой). Следовательно, уровень самооценки тесно связан с уровнем психологического благополучия личности студентов. Была выявлена также положительная корреляция самооценки с индексом психологического благополучия испытуемых (Rs=0,500; р=0,019), а также с таким компонентом психологического благополучия как «личностный рост» (Rs=0,423; р=0,050).
Подводя итоги эмпирических результатов, можно сделать выводы. Чем выше у студента самооценка, уверенность в себе и в том, что его личность и деятельность вызывают одобрение, понимание и уважение у других людей, чем больше он стремится к самосовершенствованию и открыт новому опыту, чем больше он познает себя и эффективность реализации своего потенциала и чем меньше его внутренняя конфликтность, тем выше уровень его актуального психологического благополучия. Тенденция же к чрезмерному «самокопанию», негативное отношение к себе, ощущение слабости и нецелостности своего Я, предвосхищение негативной оценки и антипатии со стороны окружающих, противоречивость образа Я, низкая самооценка и ощущение личностной стагнации - приводят к снижению уровня психологического благополучия, выражающегося в глубокой неудовлетворенности собою и собственной жизнью, субъективному ощущению несчастья, что чревато депрессивными состояниями и снижением продуктивности деятельности.
Значение самоотношения и самооценки как предикторов психологического благополучия личности, объясняют, на наш взгляд, причины эмоциональной нестабильности студентов-психологов с низким уровнем психологического благополучия, нежелания работать по специальности в будущем и проблемы с академической успеваемостью в процессе профессионального становления. Судя по многолетним наблюдениям, данная категория студентов, обладая хорошим потенциалом, не может самостоятельно его реализовать и в силу перечисленных причин нуждается в длительном психологическом сопровождении, которое могло бы гармонизировать их отношение к себе, своей жизни и оптимизировать профессиональную подготовку в соответствии со всеми современными требованиями к личности специалиста-психолога.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Юревич A.B. Динамика психологического состояния современного общества // Вестник Российской Академии Наук. 2009. № 2. Т. 79.
2. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. 2011. № 1.
3. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57.
4. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980.
Т. 1.
6. Колышко А.М. Психология самоотношения: учеб. пособие. Гродно, 2004.
7. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
8. Козлов В.В. Ресурсные состояния личности и продуктивность деятельности. Институт интегративной психологии профессионального развития URL: http://www.integratio.ru/article/038.htm (дата обращения: 24.12.12).